Содержание
-
Познавательные психические процессы. Воображение. Внимание.
-
Воображение -
это создание нового в форме представлений или идей. Образы воображения не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Преобразование – основная характеристика воображения.
-
Воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В ситуациях высокой степени неопределенности воображение может выступать как «заместитель мышления».
-
Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связейв сфере первой и второй сигнальной систем, их распад (диссоциация), перегруппировка и объединениев новые системы.
-
В последние десятилетия открыты факты внутренних замыканий временных нервных связей и самовозбуждения нейронов. Это означает, что мозг обладает способностью не только перерабатывать готовую, но и генерировать новую информацию. Он может создавать новые, не встречавшиеся в его опыте образы, комбинации значений, связи понятий и т.д.
-
виды воображения
Пассивное– преднамеренное (грезы наяву) и непреднамеренное (грезы во сне), содержание грез неосуществимо; Активное– репродуктивное (новая комбинация элементов, сохраненных памятью)и творческое(воплощается в конкретные, оригинальные продукты деятельности).Эмпатия как разновидность репродуктивного. Антиципирующее(предвосхищающее) принцип опережающего отражения действительности
-
Фантазия и мечта - высшее проявление антиципирующего воображения, которые направляют деятельность человека на достижение целей и идеалов, являются побудительной силой. Мечта – это замыслы, осуществление которых человек ожидает в будущем. С помощью мечты неудовлетворенные потребности частично изживаются благодаря воображению (личные и общественные).
-
Антиципирующее воображение, фантазия и мечтакак его проявление помогает человеку жить «забегая вперед», делает его активным действующим существом. Воображение самый психический из всех психических процессов.
-
Первые формы воображения наблюдаются у детей примерно в два года: оно носит непроизвольный характер и определяется конкретной ситуацией, в которой находится ребенок. К концу третьего года – начинает формироваться воссоздающее воображение.
-
Развитие воображения должно идти от непроизвольного к произвольно-му, от воссоздающего к творческому. Воображение способствует развитию чуткости, тактичности, эмпатии – свойств личности, так необходимых в медицинской деятельности. Особое место в клинике занимает воображение больного, которое мало изучено.
-
У тревожно-мнительных и самовнушаемых лиц воображение может привести к патологической работе органов, хотя они не поражены органической болезнью. В медицинской литературе возник термин для обозначения такого патологического воображения – «синдром Мюнхгаузена».
-
Многочисленные эксперименты показали, что путем воображения можно вызывать различные физиологические изменения в организме. Целый ряд действий и высказываний врача может привести к возникновению болезненных состояний – от небольшой душевной, психической травмы до тяжелейших заболеваний. Такие явления носят название «ятропатогении» или «ятрогении».
-
Кроме того ятрогении могут возникнуть, несмотря на то что действия врача по отношению к больному были абсолютно правильными. Такие ятрогении возникают в тех случаях, когда больной неверно понимает, по своему интерпретирует те или иные врачебные термины или указания по диагнозу и лечению.
-
«Горячей» ятрогенной точкой является современная клиника. Где, в течение дня работает множество медицинских работников – врач, сестра, ассистент, доцент, интерн, группы студентов. Каждый из них может оставить какой-нибудь отрицательный след в душе больного неосторожным словом, выражением лица или действием.
-
ВНИМАНИЕ
Это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
-
При внимательном отношении к какому-либо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Таким образом внимание обеспечивает контроль и регуляцию деятельности.
-
Внимание выражено в мимике, позе, в движениях. Иногда внимание направлено на мысли и образы, находящиеся в сознании человека – это интеллектуальное внимание. Когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях - это моторное внимание.
-
Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
-
Физиологическая основа внимания
Отбор значимых воздействий возможен только на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной деятельностью мозга.
-
5 стадий бодрствования:
1. Глубокий сон 2. Дремотное состояние 3. Спокойное бодрствование 4. Активное(настороженное) бодрствование 5.Чрезмерное бодрствование Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования.
-
Ориентировочный рефлекс
относится к «пусковым »механизмам ретикулярной формации. Представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Периферический механизм - настройка органов чувств. Центральные механизмы связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других.
-
Возбуждение в коре больших полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Описывая этот процесс И.П.Павлов сделал вывод : что в черепной коробке у думающего сознательно человека есть «светлое пятно», именно этому «светлому пятну» и соответствует более ясное осознание нами того, что воздействует на нас и вызывает это повышенное возбуждение.
-
-
Принцип доминанты А.А.Ухтомского Доминанта – это временно господствую- щий очаг возбуждения , обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность.
-
Доминанта - устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре головного мозга. Принцип доминанты лежит в основе любой целенаправленной деятельности. Когда человек что-то делает, о чем-то думает, к чему-то стремится – у него в коре головного мозга образуются очаги повышенной возбудимости. Их может быть один или несколько. По уровню возбуждения они различаются от незначительного вплоть до навязчивого состояния. (некоторые люди все время думают о деньгах, другие о своей фигуре, третьи – о собаках). Это все - доминантные очаги.
-
У этих доминантных очагов есть одно замечательное свойство: они способны притягивать к себе возбуждения от других центров (как магнит). Поддерживать доминантный очаг в постоянном возбуждении достаточно энергоемкий процесс. Поэтому он постоянно "подпитывается” внешними раздражениями. Это называется суммацией.
-
Например, если голодная собака ест ( у нее присутствует пищевая доминанта), и в это время ее тихонечко потянуть за хвост, то собака начнет есть еще активнее. Это – принцип доминанты в действии. То есть возбуждение, вызванное внешним раздражителем, суммировалось с пищевой доминантой и еще больше усилило ее. Вот пример из нашей жизни: многие не могут работать дома в полной тишине. А вот в офисе, или включив негромко телевизор или радио – могут. Телевизор, радио, гул в офисе - это "подпитка” доминанты.
-
"Не входите в споры и прения потому что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский. Вы сталкивались с тем, что человека, например в депрессии, невозможно переубедить, что все не так уж и плохо? Это связано с тем, что каждое Ваше слово, какое бы оно не было – только подпитывает его доминанту.
-
По своему происхождению и способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное (пассивное) возникает независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
-
По своему происхождению выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное (пассивное) возникает независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
-
Причины, вызывающие непроизвольное внимание: 1. характер и качество раздражителя, его сила и интенсивность (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах) Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя (легкие шаги днем и те же шаги ночью). Особое значение имеет контраст между раздражителями и длительность раздражителя.
-
2. Внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, его потребностям. (Сытый и голодный по-разному будут реагировать на разговор о пище). 3. Общая направленность личности. Идя по одной и той же улице, дворник обратит внимание на мусор, милиционер – на неправильно припаркованную машину, архитектор – на красоту здания и т.п. Направленность личности тесно связана прежним опытом и чувствами (апперцепцией) человека.
-
Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Человек сознательно направляет свое внимание на то, что ему неинтересно, но чем он считает нужным заняться.
-
Внимание - психофизиологический процесс. Внимание обуславливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.