Содержание
-
ВЯТСКАЯ РОСПИСЬ
Выполнила студентка ЧГПУ им. Яковлева, ХГФ, ИЗО, 5 курс Дмитриева И.Ю.
-
Народные художественные промыслы Кировской области мало изучены, хотя существует целый ряд работ, в которых рассматриваются вопросы происхождения того или иного промысла. Многие статические издания второй половины XIX – начала XX века являются великолепными источниками по истории, технологии, организации производства, ассортименту изделий всех основных видов промыслов. Так, например, из одних мы узнаём, что основным богатством Вятской губернии был лес, занимающий во второй половине XIX века 60% территории, и большая часть промыслов была связана с лесозаготовкой, лесообработкой и деревообрабатывающими ремёслами. В шести уездах Вятской губернии, исследованных земским статическим бюро, 58% кустарей занимались обработкой дерева. Одних названий ремёсел, относящихся к этому роду кустарной промышленности, насчитывалось свыше сорока. В области художественной обработки дерева работали: столяры – мебельщики, сундучники; токари – посудники; резчики – изготовители прялок, вальков, трепал, ложкари, трубочники, игрушечники; бондари, бурачники, расписнчики посуды и утвари, красильщики домов, живописцы и другие. Изделия вятских сундучников показывали на всероссийских выставках, где они получали заслуженные награды.
-
Алтарь
-
«Солнечные кони» «Мировое дерево»
-
Время возникновения промысла в вятской губернии, в частности в Вятском уезде, относится примерно к середине 20-х годов XIX века. На первых порах сундуки изготавливали из толстых сосновых тесин, и чтобы как-то облагородить грубую поверхность, их стали красить, а потом и расписывать. Когда же спрос на сундуки заметно возрос, и не только у местных покупателей, их для удобства перевозки стали делать из тонких и лёгких пиленых досок, и притом складнями – «укладками», на подобии матрёшек вставляющимися один в другого по 5-6, а то и по 7 сундуков различной величины в одном складне. Форма сундуков с самого начала производства почти не изменялась, лишь только крышки по требованию городских покупателей иногда делали прямыми, а не выпуклыми. Красили сундуки для сельских жителей красным цветом, расписывали белым и зелёным или чёрным и жёлтым. Городские покупатели предпочитали синюю и зелёную окраску и роспись под железную оковку. При окраске вместо кистей использовали заячьи лапки. Инструментом в росписи служили чеканы – деревянные палочки длинной примерно 18 сантиметров, различной толщины, с вырезанными на торцах изображениями цветов, крестиков, звёздочек и других узоров. Чеканы делали сами сундучники.
-
Сделав несколько укладок сундуков, не менее трёх, приступали к окраске. Прежде всего из обрезков овечьей кожи приготавливали клей. Этим клеем с помощью заячьей лапки или кисти из луба покрывали с верху белый сундук и пока клей не высох мастера красили сундук со всех сторон, кроме задней стороны и дна. Эта окраска являлась фоном для росписи. Потом сундук покрывали слоем клея и начинали расписывать. Прежде всего с помощью линейки и циркуля намечали тонкими линиями членения композиции. Во0первых на поверхности всех окрашенных стенок рисовали широкую раму. Такой же широкой полосой переднюю стенку и крышку делили на два разных квадрата, в них проводили диагонали, на пересечении которых рисовали окружности. Иногда углы квадратов отмечали наугольниками, в центре рисовали ромбы, а в ромбах круги. Ромбы и круги закрашивали сплошь каким-нибудь из участвующих в росписи цветов. Когда краски просыхали, всю поверхность крышки и стенок расписывали зелёным краской или голландской сажей под оковку, а затем жёлтым кроном или белилами печатали чеканами разные узоры.
-
Современную роспись наносят на поверхность сундучков и коробочек мягкими беличьими или колонковыми кистями, окраску фона производят флейцем или широкой плоской щетинной кистью. После сушки расписанного изделия в течение 2-3 часов при температуре 18-23 градусов производят его лакирование. Для этой цели используют нитроцеллюлозные лаки. Сушка изделия после лакирования 30-60 минут при комнатной температуре. Современная кировская роспись очень простая в освоении. Её приёмы доступны детям школьного возраста. Она хорошо смотрится на столярных изделиях. На этой доске мы видим резетку, которая говорит о цветущей и плодоносящей земле, птичка сидящая на ветвяз говорит о единений человека с Богом.
-
Каждый символ росписи имеет свой смысл, это Линий – восхождение духа, Дерево – энергий жизни , радости, символ мироздания - символизирует формирование благополучия и достатка на будующий год. Ладья символ движения Солнца по небу. Точка - сфера и вращение, Круг - солнце, Несколько кругов – солнце идет по небу, Ромб – символ плодородия, продолжения жизни, охраняемые Божественным Светом и направленные на четыре стороны света. Цветок в центре (розетка) – символ цветущей и плодоносящей Земли. Резные розетки вверху и внизу – обозначают движение Солнца по небу, а так же вечное движение Божественной энергий на Земле и на Небе, которые непрерывно связаны между собой. Боковой орнамент в виде стилизованных цепочек ягод, обозначает Божественное плодородие. Ростки (грины) – пожелания добра, Птички – посредники между небом и землей.символ вестей, небесные посланники, Птички обращенные друг к другу – символизирует восход и закат солнца непрерывный круговорот энергий в мире. Львы – охранный мужской символ Небесные олени по обе стороны от Древа - символы удачи. Олень сам по себе является символом восхождения, знаком Высшей силы.
-
Вятская роспись. Возрождение, художница Галина Устинова.
-
На выставке «Вятская роспись. Возрождение» представлены картины, шкатулки, дощечки, выполненные в одноименной технике. Старинный вид росписи восстановила, добавив ему современного звучания, художница Галина Устинова.
-
«Вятская роспись. Возрождение»
-
«Вятская роспись. Возрождение»
-
«Вятская роспись. Возрождение»
-
-
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова) Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. Ды́мковская игрушка Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
-
Для её производства используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
-
Водоноска Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов.
-
Вятская матрешка Немногие знают о том, что первая в мире матрешка появилась не в России, а в Японии, где она считалась символом счастья, продолжения жизни и долголетия. Японская матрешка называлась Фукурума. Этот факт о происхождении матрешки является давно позабытым и сегодня весь мир говорит о матрешке как об исконно русском сувенире. Впервые матрешка была представлена как своеобразный символ России на Первой Всемирной выставке в Париже. Тогда это старинное «лего» пришлось по душе посетителям и экспертам выставки и было принято решение о присуждении русской матрешке бронзовой медали. Сегодня русская матрешка представлена во всем видовом многообразии, ее темой может стать семья, сказочные персонажи или целая пародия на русских или зарубежных политических деятелей. На Вятской земле промысел изготовления расписной матрешки зародился сравнительно недавно, в начале XX века. Первое упоминание о вятской матрешке было отмечено в 1924 году. Лицо ее было изображено круглым, с маленькими глазками, маленькими губками без улыбки, с небольшим румянцем. На голове – платок, на котором изображено несколько цветочков, одета вятская красавица в однотонную рубашку и сарафан без рисунка. В правой руке она держит черного петуха.
-
Интересно, что первые матрешки на Вятке значительно отличались от своих «современных родственниц», в прежние времена мастера их расписывали и выжигали. Самые первые вятские матрешки можно посмотреть в экспозиции Кировского областного краеведческого музея. Первая вятская матрешка была декорирована значительно скромнее, как правило, основными деталями росписи матрешки являлась красная юбка, синяя кофта и зеленая косынка. Поскольку первая вятская матрешка не отличалась изобилием образцов, в 30-е годы прошлого века интерес к ней значительно упал. Так, знаток народных промыслов Михаил Николаевич Шатров в своей работе «Кировские кустари» поместил лишь один рисунок вятской матрешки, не опубликовав при этом ни комментариев, ни описания.
-
Спустя примерно десять лет, изменилась технология росписи матрешки. Вятские мастера впервые начали использовать для росписи не масляные краски, а анилиновые красители. Новые матрешки не могли не вызывать восхищения, благодаря своей ослепительной яркости и оригинальной декорации. В то время, матрешка все еще оставалась занимательной игрушкой, тем не менее, ее все чаще стали причислять к произведениям декоративно-прикладного искусства и самобытным сувенирам. Мастера, работающие над созданием вятской матрешки, по-настоящему болели душой за свое дело.
-
Так или иначе, за последние сто лет вятская матрешка существенно преобразилась, из деревенской барышни в юбке, блузке и платочке в загадочную, инкрустированную с позолотой деревянную скульптуру. Во многом такому преображению вятской матрешки способствовал переход с масляных красок на анилиновые красители. Тем не менее, уникальность вятской матрешки состоит в том, что она не утратила самобытные народные черты. Так, например, Нолинская матрешка сохранила характерные черты женщины русского севера, а именно, русый цвет волос, голубые глаза, насыщенный узор передника и яркий цвет платочка.
-
Взглянув на вятскую матрешку, непроизвольно возникает вопрос как из обычного деревянного полена рождается такая русская красавица? На самом деле, работа по созданию матрешки совсем не простая, кропотливая и проходит несколько важных этапов. Над созданием одной матрешки трудятся несколько умельцев. Так, например, сначала токарь занимается вытачиванием верхней и нижней частей матрешки, причем сделать это он должен очень аккуратно, подогнав одну часть под другую. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик, который сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Далее происходит грунтовка матрешки клейстером и только затем матрешка попадает в руки мастеров по художественной росписи, которые по частям расписывают передник матрешки, ее платок, лицо, волосы и другие детали. Но прежде чем приступить непосредственно к росписи матрешки, мастер-художник прорисовывает все детали карандашом. После того, как матрешку раскрашивают, ее отправляют на лакировку, благодаря которой не только подчеркивается ее яркость, но и сама роспись становится более отчетливой. Наиболее часто используемыми мотивами на передниках вятских матрешек являются цветочные или ягодные композиции, животные герои сказок, природа и даже православные русские храмы. Процесс создания одной матрешки, состоящей из 50 предметов, может занять у команды мастеров около полугода.
-
-
-
-
"Жостово" 5-предметная
-
Литература Вятская роспись http://cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-2#3685 2. Дымковская игрушка https://ru.wikipedia.org /wiki/%C4%FB%EC%EA%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%E8%E3%F0%F3%F8%EA%E0 3. Развлечения в Кирове http://afisha.newsler.ru/# 4.http://nhpko.ru/история-народных-промыслов/вятская-матрешка 5. Вятские матрешки http://vk.com/albums-8868062 Видео Вятская роспись http://www.youtube.com/watch?v=mk7NgvzKyoY http://vk.com/video1951633_167152122 Дымковская игрушка http://www.youtube.com/watch?v=qZ7m7eTer-8 Дымковская игрушка http://www.youtube.com/watch?v=HNWS51Zow40
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.