Содержание
-
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙИ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
-
За всю историю Русского государства от древних лет до наших дней только один правитель удостоился именования «Мудрый». За какие же деяния так почитал русский народ сына князя Владимира – Ярослава. Ярослав Мудрый . Мозаика Софийского собора в Киеве.
-
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок.978-1054)
До наших дней не сохранилось ни одного прижизненного изображения Ярослава. Все изображения, которые сохрани- лись в летописях, нарисованы гораздо позднее в 15-16 в.
-
РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЕРАСИМОВА
Это скульптурное изображение –работа известного археолога и антрополога Михаила Михайловича Герасимова (1907-1970). Он сумел опытным путём выявить взаимосвязи, существующие между костями черепа и мягкими тканями, и на практике доказать эффективность своей методики . Гробница князя, находящаяся в киевском Софийском соборе, вскрывалась в 1936 и 1939 г., и молодому учёному дали тогда возможность поработать с найденными в ней останками князя. Волосы- в частности, борода- на этом портрете показаны предположительно. Но наверняка точно, потому что взрослые мужчины в Древней Руси бороду не брили. Рост 175 см, он был достаточно высоким человеком Облик князя даётся таким, каким он был на момент смерти (60-70 лет). При вскрытии же гробницы было установлено, что князь имел врождённый вывих правого тазобедренного сустава.
-
ОСНОВАНИЕ ЯРОСЛАВЛЯ
В летописях имя князя впервые встречается под 988 г. Его отец, князь Владимир (Красное Солнышко), решил тогда поделить престолы между своими сыновьями. Ярославу было определено ростовское княжение. Именно в период его княжения в Ростове был основан город Ярославль .
-
СОФИЙСКИЙ СОБОР
В 1037 г. Столица Руси – Киев украсилась Софийским собором. Это великолепное каменное здание, отделанное мрамором, мозаикой и фресками по праву соперничало с храмом Святой Софии в столице Византии – Константинополе. Этот храм – символ могущества и силы первого древнерусского государства. Здесь проходили торжественные церемонии, приёмы иностранных послов, здесь велось летописание.
-
Убранство Софийского собора
-
ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ
Сам Ярослав был женат вторым браком на шведской принцессе Ингигерде (Ирине). Это была удивительная женщина. Она полу- чила самое лучшее для своего времени образование . Она знала языки, умела играть на музыкаль- ных инструментах, владела искусством самого изысканного рукоделия. Став женой Ярослава она приняла крещение с именем Ирина. В Киеве она основала первый женский монастырь. При монастыре девочки и женщины обучались грамоте, музыке, рукоделию.
-
ДОЧЕРИ ЯРОСЛАВА
Фреска в Софии Киевской . Дочери Ярослава Мудрого Анна, Анастасия, Елизавета и Агата
-
АННА
Анна стала женой французского короля Генриха I
-
ЕЛИЗАВЕТА
Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда III, а после его гибели в 1066г. за датского короля Свена.
-
АНАСТАСИЯ
Анастасия вышла замуж за венгерскогокороля АндрашшиI. Этот памятник поставлен Андрашши и Анастасии в местечке Тихань в Венгрии.
-
СЫНОВЬЯ
Изяслав был женат на дочери польского короля МешкоII, Святослав на дочери немецкого графа Леопольда фон Штадте, Всеволод на дочери Византийского императора Константина Мономаха.
-
КНИГИ
Рукописные книги во все века стоили баснословно дорого. Десяток книг стоил целого состояния. Каждая рукописная книга была настоящим шедевром и имела своё неповторимое лицо. Не могло быть двух совершенно одинаковых книг. Тексты писали на дорогом и редком пергаменте. Для написания книги среднего размера требовалось едва ли не целое стадо телят. Оклады рукописных книг украшали золотом и серебром, обильно осыпали драгоценными камнями- алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Каждая такая книга была шедевром.
-
Писцы книг за работой
Десятки учёных монахов трудились за перепиской отдельных древних рукописей. Занимались они и переводом священных книг, очень много переводи- ли с греческого на русский. Надо сказать, что переписывание книг было делом очень трудоёмким: чтобы переписать одну книгу в 500 страниц писцу требовался целый год. Книги писались на пергамене, который делали из телячьих и бараньих кож.
-
ПОХВАЛА ЯРОСЛАВУ
В «Повести временных лет» написана похвала культурной и религиозной политике, которую проводил Ярослав. «При нём, -свидетельствует летописец,- начала вера христианская плодиться и расширятся, и черноризцы начали множится, и монастыри появились. А Ярослав… книгам прилежал, читая их часто, ночью и днём. И собрал писцов многих. И списали книги многие. Как будто некто землю вспахал, другой же её засеет, иные же пожинают и едят пищу нескудную – так и здесь отец его Владимир землю вспахал и умягчил, сиречь просветил крещением, сей же Ярослав, засеял книжными словесами сердца верных людей. А мы пожинаем, ученье, принимая книжное»
-
ИЗБОРНИКИ И ЖИТИЯ
Изборники представляли собой сборники нравоучитель ных статей. В них входили статьи по богословско-фило- софским, религиозным, этическим вопросам. О том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Жития появились как форма прославления различных деяний святых. В них ставились и разрешались вопросы христианской морали, монашеской жизни, борьбы с ересями, подробно разбиралось учение о конце мира, описывались жизнь и подвиги деятелей церкви.
-
ШЕСТОДНЕВ И ФИЗИОЛОГ
«Шестоднев» – это произведение подробно знакомило читателя с «шестью днями» творения. В нём сообщались сведения о природе, раститель- ном и животном мире, а также о человеке как венце божьего творения. «Физиолог» – сообщал сведения о растительном и Животном царстве, эти произведения включали много баснословного, фантастического и вместе с тем поэтического. Так, например, «Физиолог» со- общал о чудесной птице феникс, превосходящей своей красотой павлина и всех пернатых. Она носит на своей голове венец и сапоги, как царь. Далее сообщается том, как феникс умеет возрож- даться из пепла.
-
РОЖДЕНИЕ ЛЕТОПИСАНИЯ
С именем великого князя Ярослава Владимировича историки связывают начало русского летописания. В 1037-1039 г. книжники Киевской миторополии составили древнейший свод, известный историкам как «Сказание о распространении христианства»
-
РЕЙМССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
Полагают, что эта книга попала во Францию вместе с княжной Анной, ставшей супругой французского короля Генриха I ( около 1051г). До этого, по-видимому, она хранилась в библиотеке Ярослава Мудрого. Впоследствии эта книга стала французской святыней: во время коронации французские короли приносили на ней присягу.Долгое время французы полагали, что присягают на древней греческой святыне, пока летом 1717 г. ПётрI, путешествуя по Франции не зашёл в Реймсский кафедральный собор, где ему показали эту книгу. Пётр взял её в руки, к удивлению присутствовавших, начал свободно читать вслух первую часть манускрипта, написанную кириллицей. Вторая часть была написана глаголицей. Анализ кириллического текста Реймсского Евангелия, сделанный по его копии, хранящейся в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, показал, что кириллическая часть книги была точно написана на Руси в первой половине XIв.
-
«РУССКАЯ ПРАВДА»
Объединение Руси потребовало принятия первого на Руси свода законов, который получил название «Русская правда». Он представлял собой правовой кодекс, основанный на нормах обычного права и положениях древнего русского законодательства, византийских документах, статьях судебников европейских государств. Этот юридический документ отныне регламентировал общественные отношения на всём пространстве русского государства.
-
Итоги деятельности Ярослава
Значение культурной деятельности Ярослава трудно переоценить. Он устраивал школы, строил церкви, и приказывал духовенству учить людей, наставляя их в новой христианской вере. Так Ярослав являлся просветителем Руси. Историки оценивают эпоху Ярослава Мудрого как совершенно исключительную в развитии русской книжной культуры. Говоря современным языком, в эти годы Русь переживала настоящий информационный взрыв. Книжники ярославовой поры совершили настоящий прорыв в деле христианского просвещения народа. Духовные, умственные и эстетические богатства, накопленные за века развития античной культуры, стали доступны русскому образованному классу. При этом русская культура восприняла их не слепо, а развивая и обогащая.
-
Гробница в Софийском соборе
-
Украинские банкноты 2 гривны
2001 г. 2005 г.
-
Памятники Ярославу Мудрому
В Белой Церкви В Киеве В Харькове (Юрьеве)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.