Содержание
-
Жизнь и творчество
Достоевского Ф.М Студентов группы ЭПП-11 Пинаев В.Н и Чертополохов Д.А
-
Биография Ф.Н. Достоевского
Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789—1839),— врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна Нечаева (1800—1837). В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова с 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.
-
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди". В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой. Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге. В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. 18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые.
-
В Сибири, по признанию Достоевского, изменились его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к познанию русской души, к признанию духа народного". В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника”. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья”. В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург. 1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот").
-
10 июня умер М.М. Достоевский. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха". Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой — "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".
-
Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 — сын Фёдор; 12 авг. 1875 — сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии. "Братья Карамазовы" — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" — такова проблематика романа. В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.
-
В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29 января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался. 31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.
-
" Преступление и наказание "
"Преступление и наказание" является одним из лучших произведений мировой литературы, ценность которых возрастает с появлением каждого следующего поколения. Подобно "Божественной комедии", "Гамлету", "Макбету" роман Достоевского стал одной из самых читаемых на земле книг. Следуя традициям "романов воспитания", в которых основой действия является ответственность за совершенное преступление ("Царь Эдип" Софокла, "Макбет" Шекспира), Достоевский вносит в разработку проблемы новшество: он почти не знакомит читателя с биографией героя, с процессом его интеллектуального развития до преступления. Читатель с первых страниц знакомится с героем, давно обдумавшим свой замысел. Далее, подобно царю Эдипу или Макбету, Раскольников оказывается на краю гибели. Если бы он мог лукавить или лгать самому себе, то вряд ли автор сделал бы его главным героем. Но Раскольников и после совершенного убийства честен. По мысли автора, его история сводится не к падению, а к нравственному росту героя. Осознав свою ошибку, Раскольников не спивается, не опускается на дно жизни, а находит в себе силы для духовного возрождения. Гибель его мрачной идеи становится источником начала его личности.
-
Тема
"Преступление и наказание" является история психологических и нравственных последствий убийства. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей. В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание.
-
Мнение
Почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его романов (это оспаривают лишь М. Бахтин и В. Шкловский - В.Л.). На наш взгляд, полную характеристику "Преступления и наказания" привел В.Я. Кирпотин, доказав, что это -роман-трагедия, "потому что в нем, как в трагедии древних или в трагедии Шекспира, царствует все подчиняющий себе конфликт волюнтаристического дерзания и закономерной необходимости". Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование. Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым - одна из самых напряженных сюжетных линий в повествовательной канве романа. С этой точки зрения "Преступление и наказание" представляет элементы уголовно-авантюрного романа. Через все произведение проходит история любви Сони и Раскольникова. В этом смысле "Преступление и наказание" может быть отнесено к жанру любовно-психологического романа. Действие его развертывается на фоне ужасающей бедности обитателей чердаков и подвалов аристократа-Петербурга. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать "Преступление и наказание" социально-бытовым романом. Вдумываясь в размышления Раскольникова перед убийством и после него, анализируя борьбу страстей в душе Свидригайлова или душевные муки старика Мармеладова, мы ощущаем великую силу Достоевского -психолога, убедительно связавшего психологию героев с их социальным положением. В "Преступлении и наказании" просматриваются и черты социально-психологического романа. Раскольников не простой убийца из бедности, он - мыслитель. Он проверяет свою идею, свою теорию, свою философию жизни. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман. Теория Раскольникова заставляет нас задуматься над острейшими политическими проблемами, таким образом формулируя идеологическую направленность произведения.
-
Идеи
Идея "Преступления и наказания" раскрывается в борьбе Сони и Раскольникова, которая представляет собой вечное "смешение добра и зла". Соня уповает на бога, на чудо. Раскольников с циничным скепсисом отвергает веру. Соня сосредоточилась на своих близких, Раскольникова больше волнуют дальние. Соня вбирает в себя мучения человеческие, Раскольников знает, как спасти мир, он один нашел необходимый рычаг. Раскольников убил других, чтобы начать спасать человечество, Соня убивает свою душу, чтобы оказать немедленную помощь погибающим. Раскольникову для осуществления его идеи нужна власть над другими, Соня непосредственно осуществляет свои нравственные и социальные цели. Они оба преступники, оба загубили жизни - он чужую, она свою, что перед высшим этико-философским судом одно и то же, Раскольников теоретизирует. Соня действует, и она предопределяет ход событий, а герой вынужден поступать в зависимости от ее импульсов. Постепенно она становится примером для Раскольникова в борьбе за спасение погибающих. Он хотел подчинить себе Соню, сделать из нее подобие себе, она еще слова не сказала, а он уже почувствовал, что его идея не принята. Соня альтернативна Раскольникову. Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель". Идея Раскольникова претерпевает перелом в IV главе четвертой части (чтение Евангелия). Соня читает легенду о воскрешении Лазаря, чтобы пробудить в Раскольникове веру. Раскольников просит читать, чтобы укрепиться в своей правоте. Любовь Сони помогла ей перешагнуть через двойное убийство не для того, чтобы простить, а чтобы попытаться спасти убийцу. Соня способствовала окончательному крушению бесчеловечной идеи Раскольникова. Он отказался от "безверия" и склонился перед заповедями христианства. Уверовав в правду Сони, он принял философию Разумихина и его жизненной практики. Осуждение бесплодной "революционности" и воскрешение Раскольникова закончилось в эпилоге романа.
-
История написания произведения
Летом 1865 года, потеряв все свои деньги в казино, не в состоянии оплатить долги кредиторам, и стараясь помочь семье своего брата Михаила, который умер в начале 1864 года, Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых. На тему же убийства Достоевского натолкнул пример Пьера Франсуа Ласьера. Роман печатается по частям в марте-апреле. Весь год Достоевский работает над романом, торопясь добавить к очередной книжке журнала написанные главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием: «Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского. Издание исправленное». Для этого издания Достоевский сделал в тексте значительные сокращения и изменения: три части журнальной редакции были преобразованы в шесть, изменено частично и деление на главы.
-
Характеристика действующих лиц:Родион Раскольников
Раскольников — человек замечательного ума, он глубоко и тонко чувствует окружающих, способен к постоянному интеллектуальному анализу своих и чужих поступков. Он очень замкнут, не общителен. Единственный друг его — это Разумихин. Раскольников задавлен нищетой, он страдает от безысходности своего положения. Но в то же время он горд, но его гордость постоянно ущемляется. Он — яркий пример интеллигента, чересчур увлекшегося размышлениями и рефлексиями. В итоге, он теряет всякий ориентир в своей жизни — способность видеть всё и вся насквозь не помогает его самоопределению. Он готов к осознанию своей ничтожности, обнаружить себя песчинкой на берегу жизни, но все время надеется, что окажется «избранным». Достоевский неоднократно подчеркивает физическое совершенство Раскольникова, что символизирует его богатые духовные ресурсы, но, подобно нравственным идеалам, это качество «обезображено» нищетой и мучительным поиском смысла жизни. Но он ставит цель — стать прекрасным полноценно душой, разумом и телом, что требует от него прохождение сквозь всяческие страдания и изыскания. В голове Раскольникова созревает идея, по его мнению, неопровержимая — все люди делятся на две категории: «обыкновенные» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «необыкновенные» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже убийство. Раскольников долго не решается на преступление. Он уверен, что, зная все тонкости убийства и относя себя к людям «необыкновенным», будет способен переступить через себя и продолжить спокойную, счастливую жизнь, уничтожив «вошь» (речь идет о старухе-процентщице), мешающую всем жить.
-
Достоевский детально исследует мысли и чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего». Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к «твари дрожащей».
-
Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не «тварь дрожащая». В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.
-
Характеристика действующих лиц:Порфирий Петрович
Задолго до убийства Родионом Раскольниковым старухи и ее сестры, Порфирий Петрович обратил свое внимание на газетную статью "О преступлении". В статье доказывалось, что человек, более ценный для общества, может убить человека "низшего разряда", если это потребуется и такой поступок может быть оправдан. Статья была анонимный, но дотошный Порфирий Петрович через редактора узнал, что ее автором является студент Раскольников. Порфирию Петровичу поручили расследовать дело об убийстве старой ростовщицы и ее сестры Лизаветы. Он не имел явных улик и доказательств, но, тем не менее, понял, что убийца - Раскольников. Споря с ним о природе преступления и о нравственности, пристав выводит Родиона на чистую воду, доводит его до нервного срыва и Раскольников чуть не признается. Всего бесед с Раскольниковым у Порфирия Петровича было три. Но все планы срывает маляр Миколка. Постепенно, Порфирий Петрович начинает сочувствовать Раскольникову, уважать его как умного и сильного человека и убеждает его признаться, говоря, что так ему будет легче жить и вновь появиться смысл жизни. Причем Порфирий Петрович хочет чтобы Раскольников не просто понес наказание, но и понял ошибочность своей философии и раскаялся.
-
Характеристика действующих лиц:Соня Мармеладова
СОНЯ МАРМЕЛАДОВА — героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью.. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Для Раскольникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже «преступила» абсолютную заповедь, «умертвила» себя. Но Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Она читает Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Именно ей, Соне, Раскольников признается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им», потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда — в Сибирь, где терпеливо сносит его равнодушие. Другие каторжники относятся к ней с нежностью и лаской. Самоотверженная любовь Сони возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь».
-
Вклад в развитие русской литературы
Достоевский является самым ярким представителем «онтологической», «рефлексивной» поэтики, которая в отличие от традиционной, описательной поэтики, оставляет персонажа в некотором смысле свободным в своих отношениях с текстом, который его описывает (то есть для него миром), что проявляется в том, что он осознает свое с ним отношение и действует исходя из него. Отсюда вся парадоксальность, противоречивость и непоследовательность персонажей Достоевского. Если в традиционной поэтике персонаж остается всегда во власти автора, всегда захвачен происходящими с ним событиями (захвачен текстом), то есть остается всецело описательным, всецело включенным в текст, всецело понятным, подчиненным причинам и следствиям, движению повествования, то в онтологической поэтике мы впервые сталкиваемся с персонажем, который пытается сопротивляться текстуальным стихиям, своей подвластности тексту, пытаясь его «переписать». При таком подходе писательство есть не описание персонажа в многообразных ситуациях и положениях его в мире, а сопереживание его трагедии — его своевольному нежеланию принять текст (мир), который неизбывно избыточен по отношению к нему, потенциально бесконечен. Впервые на такое особое отношение Достоевского к своим персонажам обратил внимание Бахтин М. М.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.