Презентация на тему "21 октября.Классная работа."

Презентация: 21 октября.Классная работа.
Включить эффекты
1 из 109
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "21 октября.Классная работа." по русскому языку. Состоит из 109 слайдов. Размер файла 0.37 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    109
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: 21 октября.Классная работа.
    Слайд 1

    21 октября.Классная работа.

    Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

  • Слайд 2

    Комментированное списывание. Просмотр.нный альбом; задерж.нный на работе; наполн.нный доверху; взвеш.нный товар; запачк.нный грязью; усе.нное поле; застрел.нный в упор; взволнов.нным голосом; рекомендов.нная литература; запломбиро′в.нный зуб; посвящ.нная матери книга; раскро.нный материал; развеш.нное белье; слыш.нная когда-то сказка; купл.нная в магазине вещь; располож.нные рядом дома; избр.нный президент; озар.нный мечтой; изобрет.нный прибор; прослуш.нный курс лекций.

  • Слайд 3

    Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

  • Слайд 4

    Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

  • Слайд 5

    Жарить – жареная рыба, рыба пожарена, нежареная рыба, жаренная хозяйкой.

  • Слайд 6

    Дом. задание: упр. 115,117; выучить таблицы, § 21.

  • Слайд 7

    21 октября .Классная работа.

    Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и от-глагольных прилагательных.

  • Слайд 8

    Упражнение 115.

  • Слайд 9

    Упражнение 117. 1. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. 2. У крыльца стояли осёдланные кони. 3. Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная белым волнистым ковром. 4. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури. 5. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплаканная. 6. Здесь увидел Михаила Пущина, раненного в прошлом году.

  • Слайд 10

    Распределите словосочетания в две колонки. Ране.ый боец – изране.ый солдат; посея..ое зерно – сея.ая мука; кипячё.ая вода – вскипячё.ое молоко; краше.ый пол – выкраше.ый забор; коше.ый или некоше.ый клевер; стреля.ый воробей – подстрле.ая птица; жже.ый кофе – сожже.ое письмо; балова.ый ребёнок – избалова.ое дитя – девочка избалова.а родителями; стриже.ый мальчик – стриже.ые под ноль волосы – остриже.ая голова; дистиллирова.ая вода; линова.ая тетрадь; асфальтирова.ая улица.

  • Слайд 11

    28 ноября.Классная работа.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

    Я помню, любимая, помню сиянье твоих волос, нерадостно и нелегко мне покинуть тебя привелось. С. Есенин. Сияние – яркий свет, излучаемый или отражающий чем-нибудь. сиять – блестеть, выражая какие-нибудь чувства (о глазах), или светиться радостью, счастьем, любовью (о человеке): глаза сияют; лицо сияет от радости; сиять от радости.

  • Слайд 12

    Я поднял дерево, Оно росло не стоя, Лесок его, как в битве, потерял. Оно не говорило со звездою, И соловей его не удивлял. Оно, скажу, ползло в лесу заветном, Что кронами встречает синеву, Оно ползло, Униженное ветром, Им брошенное намертво в траву. А. Прокофьев

  • Слайд 13

    Соседка Лида – кандидат наук, Хотя ещё и тридцати ей нету. Работает не покладая рук И, говорят , хватает звезды с неба. Ю. Друнина.

  • Слайд 14

    Не мудрствуя лукаво, не смыкав глаз, не чуя ног, не сходя с языка, не пуская на порог, не показывая носа, не помня себя, не понюхав пороху, не находя себе места.

  • Слайд 15

    Тридцатое ноября.Классная работа.

    Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида от глаголов. Свирепеть – Кричать- Бежать – Преодолевать – Беречь- Признавать – Писать – Роптать – Приближаться – Заглядывать – Держаться -

  • Слайд 16

    Нельзя образовать деепричастия от: глаголов на –чь ( жечь, стричь); глаголов на – нуть ( мокнуть, мерзнуть); глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных ( тку, гну, жгу); глаголов, у которых в основе настоящего времени происходит чередование согласных ( вязать – вяжу, мазать - мажу).

  • Слайд 17

    Говори правильно!

    Ржа´вея, че´рпая, балу´ясь, заку´порить, озлоби´ть, опоро´жнить, осве´домить, пле´сневеть, проя´снится (небо), проясни´тся ( вопрос)

  • Слайд 18

    Второе декабря.Классная работа.

    Сочинение по картине «Вратарь» С.Григорьева. Репродукция – 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише (спец.). 2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. 3. Размножение, производство потомства ( от животных) ( спец.).

  • Слайд 19

    План.

    1.Вступление. Художник и его картина. 2. Описание картины. Бесстрашный вратарь Малыш в красном костюме Зрители Что изображено на заднем плане? Какое время года? 3.Заключение. Впечатление от картины.

  • Слайд 20

    Пятое декабря. Классная работа.

    Морфологический разбор деепричастия.

  • Слайд 21

    Выберите грамматически правильно построенное предложение. 1. Прочитав этот рассказ,… А) … меня, как живые, окружали его герои. Б) … я много думал о событиях, описанных в нем. В) … мне стало грустно. Г) … он мне не понравился. 2. Глядя на эту ветку сирени, … А) …мне вспомнилась моя молодость. Б)…вспомнив молодость, я вздохнул. В)… вспоминая молодость, мне стало грустно. Г)… я вспомнил молодость 3. Провожая меня, … А)…лицо его выражало сожаление. Б)…он много о себе рассказал. В)…ему никто не встретился. Г)…на сне покидало разочарование.

  • Слайд 22

    4. Слушая музыку Моцарта, … А)…нас не покидает ощущение причастности к чуду. Б)…насладившись красотой, мы ощущаем причастность к чуду. В)…мы ощущаем причастность к чуду. Г)…наслаждаясь красотой, нас не покидает ощущение причастности к чуду. 5. Обдумав план выступления, … А) …у меня возник вопрос. Б)…требуется внимание. В)…мною было распределено время. Г)…необходимо записать тезисы. 6. Изучив схему разбора предложения, … А)…у нас появились вопросы. Б) ..это поможет быстро и правильно разобрать его. В)…приступайте к практическому разбору. Г)…он будет выполнено на «отлично».

  • Слайд 23

    Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.

  • Слайд 24

    Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто, кровно любя и зная свой народ, чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Паустовский.

  • Слайд 25

    Домашнее задание.

    Стр. 88 учить, упр. 188, стр. 89 ответить на вопросы. Упр. 189 подготовиться к диктанту.

  • Слайд 26

    27 ноября.Классная работа.

    Повторение темы «Деепричастие». Зимние лучи солнца осветили удиви-тельную картину леса, открывшуюся перед нами.

  • Слайд 27

    Домашнее задание : стр. 82 учить, упр. 177

  • Слайд 28

    Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы.

    1 вариант По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черемуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звездах мы думаем и о земном. 2 вариант Если прищ…рить глаза то высоко (мерцать) звездоч.ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позоло-че(н,нн) мес..ц. Обл..ка (заде-вать) за рыжую бороду моло-дого мес..ца сд..рают с нее позолоту и плывут дальше уже (окрасить).

  • Слайд 29

    Девятое декабря.Диктант.

  • Слайд 30

    Грамматические задания.

    1. В тексте графически обозначить причастные и деепричастные обороты. 2. Сделать морфологический разбор одного причастия и одного деепричас-тия. 3. Разберите по составу причастие в выстроившиеся и расползавшейся.

  • Слайд 31

    Девятое декабря.Классная работа.

    Наречие как часть речи.

  • Слайд 32

    За волосы. Однажды сп..саясь от турок попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь (не)допрыгнул до берега и мы сразу (с)разбегу шлёпнулись в жи..кую грязь. Вот уже всё тулов..ще моего коня скрылось в злово(н,нн)ой грязи вот уже и моя голова стала погружа(т,ть)ся в болото и оттуда торчит лишь к..сич(?)ка моего п..рика. Мы (не)преме(н,нн)о погибли бы если бы не уд..вительная сила моих рук. Я страшный силач(?). Схв..тив себя за эту к..сич(?)ку я изо всех сил дернул вверх и без большого труда выт..щил из болота и себя и своего коня которого крепко сжал об..ими ногами как щипцами. Если вы думаете, что это ле..ко, то попробуйте проделать это сами.

  • Слайд 33

    За волосы. Однажды спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь недопрыгнул до берега, и мы сразу с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Вот уже всё туловище моего коня скрылось в зловонной грязи, вот уже и моя голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика. Мы непременно погибли бы, если бы не удивительная сила моих рук. Я страшный силач. Схватив себя за эту косичку, я изо всех сил дернул вверх и без большого труда вытащил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал обоими ногами , как щипцами. Если вы думаете, что это легко, то попробуйте проделать это сами.

  • Слайд 34

    Спасаясь (когда?) однажды. Перепрыгнуть (как?) верхом. Шлепнулись (как?) с разбегу. Торчит (откуда?) оттуда. Погибли бы (как?) непременно. Дернул (как?) изо всех сил. Дернул (куда?) вверх. Сжал (как?) крепко.

  • Слайд 35

    Запомни! Без у′молку, глубо′ко ( глубоко′ ), и′зредка, ме′льком, на′зло, спе′реди, щеко′тно.

  • Слайд 36

    А) Поверхностно, мелко, недостаточно, бегло, быстро, мельком, дилетантски, кое-как, чуть-чуть, отчасти, немножко. Б) Совсем, целиком, вовсе, совершенно, вполне, полностью.

  • Слайд 37

    Четырнадцатое декабря.Классная работа.

    Смысловые группы наречий.

  • Слайд 38
  • Слайд 39

    Контрольный тест по теме «Смысловые группы наречий». 1) Найдите наречие образа действия: а) дружно, б) утром, в) рано, г)высоко. 2) Найдите наречие времени: а) быстро, б) здесь, в) прямо, г)ночью. 3) Найдите наречие места: а) везде, б) сослепу, в) совершенно, г)очень. 4) Найдите наречие причины: а) трижды, б) всюду, в) со зла, г)весело. 5) Найдите наречие цели: а) назло, б) вдвое, в) по-весеннему, г)много. 6) Найдите наречие меры: а) нарочно, б) чуть-чуть, в) вблизи, г)размашисто. 7) Найдите указательное наречие : а) туда, б) грустно, в) слева, г)издавна. 8) Найдите неопределенное наречие : а) откровенно, б) кое-где, в) вдвоем, г)вполголоса. 9) Найдите вопросительное наречие : а) зачем, б) искоса, в) попросту, г) по-старому. 10) Найдите отрицательное наречие : а) недалеко, б)напрасно, в) никуда, г) мгновенно.

  • Слайд 40

    Восьмое декабря.Классная работа.

    Способы образования наречий. Рано, издали, вдвое, по-моему, по-заячьи, засветло, по-дружески, вверх, отсюда.

  • Слайд 41

    от НАРЕЧИЯ образуются от разных частей речи наречий отсюда позавчера навсегда существительных издали сначала вверх поверху утром слишком накануне числительных вдвое во-первых однажды трижды деепричастий молча сидя стоя местоимений по-моему потому совсем зачем прилагательных Мало Певуче По-дружески По-заячьи Вплотную Набело Вправо Влево Сгоряча Засветло вдвойне от

  • Слайд 42

    Попасть впросак – запутаться, очутиться в трудном положении.

  • Слайд 43

    Закончи предложение, употребив наречие. Встань пораньше, шагни ….. Сначала подумай, …. Учиться ….. не поздно. Не трать слов …. Береги платье …., а честь ….

  • Слайд 44
  • Слайд 45

    Двадцать первое декабря. Классная работа. ТЕСТ. Третье лишнее. а) некому, б) некуда, в) негде. а) по новому пути, б) жить по-новому, в) холодный по-весеннему. 3) а) навзничь, б) срежь, в) спрячь. 4) а) там, б) туда, в) кое-где. 5) а) смело, б) дружно, в) рано. 6) а)вдали, б) доныне, в) навсегда.

  • Слайд 46

    Сколько существует степеней сравнения? а) 1, б) 2, в) 3. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения? а) притяжательные, б) относительные , в) качественные 3. Сложная (составная) превосходная степень образуется с помощью слов: а)самый, наиболее, наименее, б) более, в) менее. 4.Составная сравнительная степень образуется с помощью слов: а)более, менее, б) самый, в) наиболее, наименее. 5.Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов: а) –ее-, -е, б) –ше, в)-ейш-, -айш-. 6. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов: а)-ейш-, б) –айш-, в)-ее-, -е, -ше.

  • Слайд 47

    Сравните предметы и учеников по заданному признаку, составив предложения: А) Лед и вода; платина и золото; молоко и сливки – сравнение по весу. Б) Юпитер и Земля, океан и море – по величине. В) Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав – по длине. Г) Сириус и Полярная звезда – по яркости. Д) Пес и Кот, ученик и Кот – по уму. Е) Саша и Дима. Юля и Аня – по вредности.

  • Слайд 48

    2. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их, составьте предложения. Гранит и алмаз; месяц и неделя; когорта и легион; Гималаи и Памир; газета и журнал; золото и серебро; скорый и пассажирский; Кот и Пес; учитель и ученик.

  • Слайд 49

    Легио′н – основная организационная и тактическая единица в Древнем Риме. Кого′рта – тактическая единица древне-римской пехоты, десятая часть легиона.

  • Слайд 50

    Найдите формы неправильного образования степеней сравнения:

    Младше, дальше, горше, красивше, тоньше, длиньше, меньше. Звонче, прямее, хужее, гибче, туже, поплоше, ниже, слаже, повыше, получше, покрасивее, послабже. Более высокий, более строгий, более легче, самый наименьший, очень больнее, шибко страшнее, самый красивший.

  • Слайд 51

    Степени сравнения наречий.

  • Слайд 52

    Самостоятельная работа.Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните прилагательные и наречия в форме сравнительной степени как члены предложения.

    Что лучше: кусоч.к яблоч(?)ка или свеж.нький пирож.к? Что больше: пятерка по диктанту или десяток выуче(н,нн)ых параграфов? Что нужнее: с(?)едобный кореш.к проросший в земле или кармаш.к наполне(н,нн)ый монетками? Что главнее: друж.к живущий рядом или модный башмачок? думал Пес. И вдруг он увидел береж.к с тихой реч.нкой. Там, на зеленой травке, где р.сли желтые одуван(?)чики, сидел Кот и мечтал о встреч. с мыш.нком. Он давно хотел выучить мыши(н,нн)ый язык, чтобы еще лучше разбираться в законах и правилах русского языка.

  • Слайд 53

    Тринадцатое декабря.Классная работа.Степени сравнения наречий.

    Мой брат выше меня.Мой брат через планку прыгает выше меня. _____________ .__.___ . ___ . Вопрос от существительного Вопрос от глагола Является сказуемым Является обстоятельством Сравнительная степень прилагательного Сравнительная степень наречия

  • Слайд 54

    Вставьте по смыслу наречия или прилагательные, надпишите какая это часть речи, и подчеркните как член предложения.

    Он стремится писать … . Сестра … брата. Отец … посадил ребёнка в коляске. Вторая работа написана … . Лиса … других зверей.

  • Слайд 55

    Спишите текст, определите смысловые группы наречий.

    Под липой было прохладно и спокойно; залетавшие в круг её тени мухи и пчёлы, казалось, жужжали тише; чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебли стояли неподвижно, как очарованные; как мертвые, висели мелкие гроздья желтых цветов на нижних ветках липы. Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую глубь груди, но грудь охотно им дышала. Вдали, за рекой, до небосклона всё сверкало, всё горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание; лучистый пар колебался над землёй. (И.С. Тургенев.)

  • Слайд 56

    ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО.

    Как можно быстрее. Заходите как можно чаще. Было жутко в темноте. Получить даром, бесплатно. Много. Вы получили много. Дали вам так много. Приехал, о′тдал совсем, навсегда. Разделим пополам.

  • Слайд 57

    Пятнадцатое декабря.Классная работа.

    Морфологический разбор наречия.

  • Слайд 58

    Проверка домашнего задания.

    Всероссийская стройка. Комбинат – 1) объединение промышленных предприятий разных производственных от-раслей, а также объединение мелких произ-водств: комбинат бытового обслуживания. Швейный комбинат. 2) объединение учебных заведений разных ступеней при каком-нибудь предприятии. Учебный комбинат.

  • Слайд 59

    Ландыш.

    Есть существа, способные так прямо, и открыто, и сияюще смотреть, что сами ста-новятся похожи на солнце. Сколько есть та-ких светолюбивых растений с цветком – солнцем посреди! Но бывают цветы- мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят. И форма цветов у них как результат отношений света и тени. Это ландыш.

  • Слайд 60

    И. Бунин.

    Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва.

  • Слайд 61

    Девятнадцатое декабря.Классная работа.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – О и – Е .

    О частице и приставке НЕ. Жизнь частицы НЕ очень (не)легка. Она постоянно должна отстаивать свою (не)зависимость. Каждый так и норовит заставить ее потерять индивидуальность, сделать ее сла-бой и (не)счастной. Так и стремится занять ее гордое мес-то. Кто такой каждый? И прилагательное, и существитель-ное, и даже благородный глагол. А что себе позволяют при-ставки! Они хотят занять ее место, и тогда, мол, школьники вздохнут свободно, зная, что все слова пишутся слитно: не только негодный и нелепый, но и невысокий и неожидан-ный.

  • Слайд 62

    Долго грустила частица, а потом решила поговорить со своими (не)вольными (не)приятелями. Собрала их всех вместе и сказала: Ну что вы всегда так (не)довольны мной? Моя (не)легкая профессиональная жизнь из-за вас стала совсем (не)стерпимой. Посмотрите, ведь только с глаголом я и пишусь, как правило, раздельно, да и то приставка вытесняет меня постоянно. А вы, существительные и прилагательные. Вам просто стыдно жаловаться: я совсем (не) богата союзом с вами. Только союз а меня и выручает. Но приставка НЕ- (не)твердым голосом проговорила: Ладно уж, (не) прибедняйся! Тебе ведь помогают слова отнюдь, совсем, вовсе, если они обращены к прилагатель-ным и усиливают свое отрицание! Я согласна мириться, если ученики запомнят все эти правила о тебе. На том и порешили.

  • Слайд 63
  • Слайд 64
  • Слайд 65

    Тринадцатое января..Классная работа.

    Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

  • Слайд 66

    НЕ с разными частями речи.

  • Слайд 67

    Некуда куда никуда куда Некогда когда никогда когда Неоткуда откуда ниоткуда откуда

  • Слайд 68

    Вместо точек вставьте нужное отрицательное наречие и устно объясните его значение. И рад бежать, да …. . Работай, …. разговаривать. Мне …. . Около корней их устарелых , где … всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. Здесь … пройти. Учиться … не поздно. Летом … не поеду. Он … не смущался. Нет писем … .

  • Слайд 69

    Тест.

    Ни с кем, ничто, нипочем Ничуть, никак, никто Несколько, нисколько, никто Неоткуда, никого, незачем Никуда, ни при чем, ни с чем Никак, нимало, нечего Некуда, некто, немного

  • Слайд 70

    Я отдохну немного, и всё пройдет. Немного лиц мне память сохранила.

  • Слайд 71

    Четырнадцатое января.Классная работа.

    Тема урока. Описание действий. Описание действия: Последовательность в описании. Точность в описании. Использование глаголов и наречий.

  • Слайд 72

    Он [папа Карло] зажег лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку – колпачок с кисточкой – из старого носка. Всё это он надел на Буратино: - Носи на здоровье!

  • Слайд 73

    Перепишите, обозначая приставки и суффиксы в тех наречиях, в которых пропущены буквы. Налев.. был угрюмый лес, направ.. Енисей. Смотри, гроза поднимается слев.. . Русское население издавн.. живет на Белом море. Снов.. тучи надо мною собралися в вишине. Обстоятельства разлучили нас надолг.. . Кирилла Петрович заезжал запрост.. в домишко своего старого товарища. Стало сызнов.. смеркаться; средний брат пошел собираться. У Кати для раздумья времени было досыт.. . Нева точно спала; изредк.., будто впросонках, она плеснет легонько волной о берег и замолчит. Представители враждебной стороны вели себя на конференции вызывающ.. . Он поглядел на меня и угрожающ.. поднял руку. Публика горяч.. аплодировала певцу.

  • Слайд 74

    Двадцать седьмое января.Сочинение по картине Е.М. Широкова «Друзья».

  • Слайд 75

    Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; 2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. Старый друг лучше новых двух. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

  • Слайд 76

    О красоте человеческих лиц. Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобия жалких лачуг, где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мертвые лица Закрыты решетками, словно темница. Другие – как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и вели е и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот. Н. Заболоцкий

  • Слайд 77
  • Слайд 78

    ПИШИ СЛИТНО Сложные прилагательные. Образованные от подчинительных словосочетаний Сельское хозяйство – сельскохозяйственный Древняя Русь – древнерусский Внимание! Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву. ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС Сложные прилагательные, образованные от сочинительных сочетаний: Русский и английский – русско-английский Лимонный и желтый – лимонно-желтый Местоимения. Образованные с помощью суффиксов: -то, - либо, - нибудь,-таки, -ка и с помощью приставки кое-: Кое-кто, что-либо, какой – нибудь Существительные с пол-: Пол-лимона Пол-Москвы Пол-апельсина

  • Слайд 79

    По-русски По-заячьи По-прежнему По-моему По-старому Во-первых В-третьих Куда-то Где-либо Откуда-нибудь Кое-как Еле-еле Мало-помалу Крепко-накрепко

  • Слайд 80

    Дефис в наречиях

  • Слайд 81

    Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите

    Старый по-, -ему Чуть по-, -ому Мало в-, - ых Седьмой - нибудь Весенний по-, - и Где - чуть Немецкий - помалу

  • Слайд 82

    Третье февраля.Классная работа.

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

  • Слайд 83

    Цыганок на минуту остановился и подскочив пошел вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно как по воздуху разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль темными глазами.

  • Слайд 84

    Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило.

    Опоздавший помоч… до еды охоч… . Что в детстве приобретено, на то в старости обопрёш…ся. Не видит неуч… собственной вины, грехи ж друзей давно им сочтены. Почувствовать фальш…, время за полноч…, покраснеть как кумач…, нареж..те хлеба, много туч..

  • Слайд 85

    Мягкий знак после шипящих на конце слов самостоятельных частей речи.

    Пишется В именах существительных ж.р., ед.ч., 3-го склонения: фальшь, полночь 2. В неопределенной форме глагола: помочь 3. Во 2-м лице глаголов ед.ч настоящего и буд. времени: обопрешься 4. В повелительном наклонении: нарежьте 5.В наречиях: сплошь, вскачь Не пишется 1. В существительных мужского рода ед. ч. 2-го скл.: неуч, ключ 2. В существительных в Р.п. во мн.числе: много туч 3. В именах прилагательных в краткой форме: охоч 4. В наречиях – исключениях: уж, замуж, невтерпёж

  • Слайд 86

    Двадцать восьмое января.Классная работа.

    Повторение темы « Наречие». Проверка д/з. Работа по контрольным вопросам и составление таблицы. Расставьте ударения.

  • Слайд 87

    Замените словосочетания синонимами-наречиями на шипящие.

    Мчаться очень быстро. Отойти в сторону, долой. Распахнуть до конца. Ударить, размахнувшись, сильно. Упасть вверх лицом. Вскачь, прочь, настежь, наотмашь, навзничь.

  • Слайд 88

    Вскачь, прочь, настежь, наотмашь, навзничь.

  • Слайд 89

    Исправьте ошибки.

    Лошади шарахнулись и рванулись вскач . Было далеко за полночь . Она распахнула настеж окно. Петр упал навзнич . Анна Сергеевна недавно вышла замужь . Ужь небо осенью дышало. И стало ей [Неве] невмочь. Черные тучи сплош покрывшие небо тихо сеяли мелкий дождь.

  • Слайд 90

    Расставьте ударения.

    Мельком Донельзя До смерти По двое Тотчас Без умолку Назло Спереди Щекотно Доверху Глубоко Изредка

  • Слайд 91

    Укажите в каких примерах имеются отрицательные местоимения, а в каких – отрицательные наречия. Расставьте ударения.

    (Ни)кому (не)писать; (ни)(к)кому (не)обращаться; (ни)куда (не)ездить; (ни)кого (не)спрашивать; (ни) от кого (не) зависеть; (ни)(от)куда не получать писем; (не)кем заменить, (не)(с)кем переслать; (не)где разместить; (не)(о)чем говорить; (ни)(о)чём не спорить; (не)(за)чем понапрасну беспокоиться; (не)кого позвать; (не)(от)кого ждать телеграммы; (не)(от)куда позвонить по телефону; (ни)мало (не)беспокоиться; (ни)сколько; (не)волноваться; (ни)чуть (не)тревожиться; приобрести (не)сколько книг; (ни)когда (не)унывать.

  • Слайд 92

    Объяснительный диктант.

    Иногда и сам в (просак)он попадался, как простак. Онегин (ни)когда (со)мною (не)хвастал дружбой почтовою, а я, счастливый человек, (не)переписывался (в)век ни(с)кем. Хозяйки глаз (по)всюду нужен: он (в)миг заметит что(нибудь). (За)чем же вас стеснять? Я устроюсь где(нибудь). Он выкрикивал (на)распев свои четырехстопные ямбы. Страшно, страшно (по)неволе средь неведомых равнин. Серая полоса дороги уходила от реки (в)глубь степи. Я (с)боку смотрел на его бледное лицо. Море (по)прежнему было спокойно.

  • Слайд 93

    Второе февраля.Диктант.

    В подземелье.

  • Слайд 94

    Грамматические задания.

    1. В тексте укажите разряды наречий. 2. Сделайте морфологический разбор и разбор по составу: 1 вариант 2 вариант сначала издавна 3. Сделайте синтаксический разбор 1 вариант 2 вариант предпоследнего предложения последнего предложения

  • Слайд 95

    4. Замените фразеологизмы одним словом(наречием):

    1 вариант Во всё горло Хоть пруд пруди Во все лопатки Спустя рукава При царе Горохе в час по чайной ложке Из рук вон Как убитый Время от времени 2 вариант Тьма-тьмущая Черепашьим шагом Кот наплакал Не покладая рук Хоть глаз выколи Ни свет ни заря С бухты барахты До корней волос Сломя голову

  • Слайд 96

    Десятое февраля.Классная работа.

    Повторение темы «Наречие» (в)дребезги, (до)тла, (на)век,(на)верняка, точь(в)точь, бок(о)бок, (по)новому, (с)легка, (из)давна, (на)цыпочках, (в)третьих, подобру(поздорову), (с)начала, (во)всю, (по)всюду, (на)лету, (на)славу, (на)дом, (с)горяча, (ис)подтишка, (в)верх, (после)завтра, (куда)либо, (до)нельзя, (по)английски, (по) двое, (в)двоем, (по) товарищески, почему(то), (по)очередно, (в)рукопашную, (на)скаку), (по)трое, (в)право, (в)двое, (в)даль.

  • Слайд 97

    В небесах торжестве…о и чудно! Спит земля в сиянь… голубом. М. Лермонтов. Голос его звучал торжестве…о.

  • Слайд 98

    Категория состояния

    Вопрос: как? каково? Имеет степени сравнения Постоянные признаки: отсутствуют Член предложения: сказуемое Не изменяется Обозначает душевное состояние (весело); оценку состояния (нужно); состояние природы (светает); физическое состояние (больно) Непостоянные признаки: время (с помощью глаголов быть, становиться, делаться)

  • Слайд 99

    Тринадцатое февраля.Классная работа.Морфологический разбор категории состояния.

    Найди «четвертое лишнее» 1. а) певуч… ; б) заискивающ..; в) хорош.. ; г) жгеч… 2. а) влев…; б)справ… ; в) издавн…; г) искос… 3. а) невтерпёж(?);б) сплош(?);в) настеж(?); г)вскач(?) 4. а) (на)лету;б) (с)разбегу; в) (по)трое ;г) (в)двоем 5. а) (по)товарищески; б) (во)вторых ; в) где(то) ; г)(в)миг 6. а)пасмурно; б) весело; в) холодно; г) светло

  • Слайд 100

    Сделайте морфологический разбор наречий.

    Теркин сел глотает снег смотрит грустно дышит тяжко.

  • Слайд 101

    Когда идут дожди – растут травы. Когда уносятся ветры – оседает пыль. Когда улетают ветры – остаются гнезда. Когда уходят люди – живет память. Реки вскрываются ночью. Грустно… Птицы улетают ночью. Тихо… Зима ложится ночью. Холодно… Человек уходит из жизни ночью. Пусто… Ф. Нестеров.

  • Слайд 102

    На утре дней всё ярче и чудесней мечты и сны в груди моей росли. И земля стала меньше, компактнее. И ему хорошо с ней, лучше, интереснее. Порой друзья страшнее, чем враги. Веселее в селе, когда нет заколоченного дома.

  • Слайд 103

    Семнадцатое февраля.Изложение.

    Сложное синтаксическое целое – два или более предложений, связанные по смыслу и грамматически цепным или параллельным способом. Иногда ССЦ равно абзацу.

  • Слайд 104

    В. Серов. «Девочка с персиками»

  • Слайд 105

    Темно(коричневые); коло(н,нн)ы; чего(то); затемнё(н,нн)ой; бл…годарно; деревя(н,нн)ому; гости(н,нн)ой; пр…ближалась; блестящ..(глазой); (не)угомо(н,нн)ые; оглаже(н,нн)е.

  • Слайд 106

    Тринадцатое февраля.Классная работа.Служебные части речи.

    Связывают однородные члены пред- ложения и части пред- ложения Союз Предлог Частица Связывают слова В словосочетаниях Вносят эмоцио- нальные оттенки Роль в предложении Самостоятельной роли не играют Вопросы Задать нельзя Грамматические признаки Непост. морфологич. признаки отсутству- ют; не изменяются Для Чего слу- жат?

  • Слайд 107

    Много есть озер на свете –больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара. О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад. Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете. Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

  • Слайд 108

    То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти. Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж(?) за старого богатого Иркута. Ещё строже стал стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь. Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах. Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку , но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем. Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.

  • Слайд 109

    Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю. Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции. Вытекает же из озера Ангара – могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: « Разоряет дочка старика Байкала!» (По А. Муранову , «Голубые очи планеты».)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке