Содержание
-
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Языковская основная общеобразовательная школа»
Презентация урока русского языка в 7 классе по теме: « Повторение изученного по теме «Деепричастие». В стране изученных Деепричастий». (урок-путешествие) Составила: Анисимова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы. с. Языково, Каменский район, Тульская область
-
Цели урока:
Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. Содержательные - повторить изученное о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, понятие о деепричастном обороте; закрепить навыки узнавания в тексте деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графического их изображения; грамотно употреблять деепричастия в речи, определять их роль в предложении и в тексте; формировать у учащихся стремление говорить и писать в соответствии с нормами русского литературного языка, привить любовь к русскому языку, мотивировать на его дальнейшее изучение.
-
Методы и приемы:
словесный(беседа) практический (самостоятельная работа, работа с карточками-заданиями); метод дифференцированной проверки знаний; наглядный(иллюстриции, карточки, мультимедийная презентация); частично-поисковый. тестирование.
-
Формы урока:
фронтальная; индивидуальная работа; взаимопроверка, самоконтроль; самостоятельная работа; дифференцированная работа.
-
Оборудование:
Интерактивная доска; Мультимедийные слайды; Ноутбуки с загруженным тестом; Раздаточный материал: карточки с целями урока, текст стихотворения Роберта Саути “Лодорский водопад”; «Личная карта моряка» (по количеству обучающихся в классе), «Сигнальные флажки» с баллами. Учебник «Русский язык». 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и другие. М., Просвещение, 2010.
-
Этапы урока
-
Ход урока.
Организационный момент : (психологический настрой) Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология, в страну Деепричастий. Вы долго готовились к этому плаванию, узнавали всё о жителях этого необычного государства, и вот теперь мы отправляемся в путь, где нам встретится немало трудностей . Ребята, посмотрите на наши облака. Какое облачко вы выберете сегодня в качестве спутника: радостное, спокойное или грустное? Хорошо! Надеюсь, к концу путешествия ваше настроение станет ещё лучше.
-
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Юные мореплаватели, назовите тему нашего урока? Учащиеся : Повторение изученного по теме «Деепричастие». Учитель: На доске, у вас на столах, есть листочки, на которых написаны цели урока, прочитайте их внимательно. Что , по-вашему, мы должны сделать, вспомнить, повторить на уроке? Отметьте карандашом. (Один ученик работает у доски , затем проверяем) Запись даты. Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
-
III. Проверка домашнего задания.
1. Опрос. Учитель: Чтобы попасть на наш корабль необходимо сдать экзамен на знание деепричастий, в гости к которым мы отправляемся. Сейчас я буду задавать вопросы . Результаты экзамена занесём в «Личные карточки моряков» (баллы на «сигнальных флажках»). Готовы! - Какая часть речи называется деепричастием? - Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? - Что позаимствовало деепричастие у глагола? - Что позаимствовало деепричастие у наречия? - Каковы синтаксические признаки наречия? - Что такое деепричастный оборот? - Когда деепричастный оборот выделяется запятыми? - В каких случаях в предложениях с деепричастиями запятые не ставятся?
-
2. Орфографическая минутка
Учитель: Приготовьте своё оружие - знания и карандаши. Дома вы друг для друга составляли диктанты на правописание НЕ с деепричастиями. Поменяйтесь карточками и заполните пробелы (учащиеся меняются карточками, заполняют). Учитель: Поменяйтесь еще раз карточками, проверьте правильность выполнения задания, выставите оценки друг другу. Критерии оценок 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 – «3»). (Взаимопроверка). Молодцы, ребята! Заносим отметки в «Личные карточки моряков» и добро пожаловать на борт нашего корабля. Счастливого плавания! Семь футов под килем! (Звучит куплет песни Олега Газманова "Семь футов под килем".
-
-
IV. Словарная работа.
Учитель: Вы удивлены? Никогда не слышали такого выражения? Давайте выясним, что оно означает. «Семь футов под килем» (фразеологизм) - это пожелание удачи. Первоначально (на сленге моряков) - это пожелание, чтобы корабль не сел на мель». Ведь в прошлом ходили вдоль берега, и усадка судна до ватерлинии была около 7 футов (1 фут = 30,480 сантиметра). Чтобы наше плавание было удачным, придумайте и запишите предложение с этим фразеологизмом и деепричастием или деепричастным оборотом. Выделите деепричастный оборот запятыми и обозначьте графически. Прочитайте получившиеся предложения. Ученик: Плыть и в шторм, и в качку, имея семь футов под килем.
-
V. Выборочный диктант.
Учитель: И вот наш корабль отходит от берега. Запишите под диктовку деепричастные обороты и одиночные деепричастия из текста. 1. Когда катер проносился мимо бараков, рабочие махали шляпами, напевая песни. 2. Рокот мотора перебегал из одного прибрежного дома в другой, стуча в двери, проносился, затихал и будил людей. 3. Потом зеленым водопадом помчались навстречу леса, и катер вылетел, покачиваясь, в таинственные аллеи извилистой реки. 4. Он, долго прорываясь сквозь теплые запахи листьев и воды, никак не мог прорваться, пока вдали не показалось море. 5. Катер вышел в море и, широко загибая на юг, рассыпая брызги, простучал мимо старого парусника, стоявшего на якоре. 6. На борту парусника сидели, свесив ноги, босые загорелые матросы. 6. Мимо…, хищно взвизгнув, пролетела чайка. 7. Птица летела в горы, спасаясь от надвигающейся грозы. 8. И, как бы дождавшись выхода катера в море, хлынул ливень. (По К.Г. Паустовскому). Посмотрите на доску и проверьте правильность выполнения задания . Результат занесите в соответствующую графу.
-
Самоконтроль.
Напевая песни, стуча в двери , покачиваясь, долго прорываясь сквозь теплые запахи листьев и воды, широко загибая на юг, рассыпая брызги, свесив ноги, хищно взвизгнув, спасаясь от надвигающейся грозы, как бы дождавшись выхода катера в море. Учитель: Составьте схему предложения: Птица летела в горы, спасаясь от надвигающейся грозы. Учитель: Молодцы, ребята! Заносим отметки в «Личные карточки моряков».
-
VI.Орфоэпическая разминка.
Учитель: Ребята, с берега пограничные службы страны Деепричастие запрашивают данные о знании нами их языка. Произнесите (по цепочке) правильно деепричастия: ржавея, балуясь, ленясь, черпая,копируя, премируя, запломбировав, облегчив, откупорив. Учитель: Поставьте баллы в «Личные карточки моряков» (баллы на «сигнальных флажках», которые раздаёт учитель).
-
VII. Работа по учебнику.
Учитель: Наконец-то мы достигли берегов материка Морфология и находимся в главном порту страны Деепричастие! Давайте покажем жителям страны, что мы пришли с миром и выполним упражнение 194, стр.92 (спишите, расставляя знаки препинания; деепричастные обороты обозначьте как члены предложения). (Учитель проверяет и заносит результаты в личные карточки моряков, когда ученики выполняют тест.)
-
VIII. Физкультминутка.
Учитель: Вместе с нами в порт прибыл корабль «Причастие» и «Деепричастие», но члены экипажей перепутались, и теперь пограничники не могут отличить «гостей из дружественной страны» от «граждан», причастия от деепричастий. Называю причастие – вы приседаете, деепричастие – поднимаете руки через стороны вверх. Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Начали. Восстанавливая, добившийся, опечалившись, развивающийся, комментируя, исследовав, встретивший, петляя, засохший, готовившийся, шлёпая. Молодцы! Ничего не перепутали.
-
IX. Задание по конструированию предложений.
Учитель: Давайте и мы с вами выступим в роли писателей, дорисуем действие, сконструируем предложение. В каждое простое предложение вставьте деепричастие, образовав его от глагола; образуйте из простых предложений сложносочиненное с союзом и. Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из - за леса. (Слова для справок: громыхать вдали; набирать силу).
-
Проверим.
Гроза, громыхая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно поднималась из - за леса. Учитель: Вы услышали громыхание грозы? Почувствовали силу стихии? Ученики: Да.
-
-
Учитель: А теперь давайте послушаем, как это удалось сделать автору Роберту Саути в стихотворении “Лодорский водопад”. (Текст стихотворения у учащихся на парте)
Стихотворение читает ученик Кипя Шипя Журча Ворча Струясь Крутясь Сливаясь Вздымаясь Вздуваясь Мелькая шурша Резвясь и спеша Скользя обнимаясь Делясь и встречаясь Ласкаясь бунтуя летя Играя дробясь шелестя Блистая взлетая шатаясь Сплетаясь звеня клокоча Взвиваясь вертясь грохоча Морщинясь волнуясь катаясь Бросаясь меняясь воркуя шумя Взметаясь и пенясь ликуя гремя Дрожа разливаясь смеясь и болтая Катясь извиваясь стремясь вырастая Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре! Учитель:Расставьте недостающие знаки препинания, выделите суффиксы деепричастий.
-
X. Тест.
Учитель: Чтобы нас выпустили из страны, мы должны выполнить тестовые задания (выполняют на ноутбуках ) ФЦИОР. Деепричастие. Контрольная работа. Проверь себя! http://fcior.edu.ru/card/3650/deeprichastie-kontrolnaya-rabota-k.html Учитель: Молодцы, ребята! Заносим отметки в «Личные карточки моряков»
-
XI. Подведение итогов.
Учитель: Вот мы и дома. Посетив страну деепричастий, вы закрепили свои знания и умения. Какие? Ученики: (называют цели, которые отмечали в начале урока). Учитель: Цели, которые мы ставили в начале урока, выполнены. Учитель: Ребята, посмотрите на наши облака. Поменялось ваше настроение к концу урока? Учитель: Спасибо за работу. Посмотрите, каких отметок больше в ваших личных картах. Эту отметку поставьте себе в дневник.
-
XII. Задание на дом.
Учитель: (по выбору) составьте тест (кроссворд) по теме «Деепричастие» или сочините сказку о деепричастии. До новых путешествий!
-
Ресурсы, используемые на уроке.
1. Корабль. Картинки. - http://images.yandex.ru 2. Песня О. Газманова «Семь футов под милей» - http://vkontakte.dj 3. Картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад»- http://images.yandex.ru 4.Самые красивые водопады мира/ Атлас мира- города и страны мира - http://world-atlas.ru 5. Шум водопада –http://www.musezone.ru 6. ФЦИОР. Деепричастие. Контрольная работа. http://fcior.edu.ru/card/3650/deeprichastie-kontrolnaya-rabota-k.html
-
Приложение 1.
«Личная карточка моряка»
-
Приложение 2.Сигнальные флажки:Красный- «5», синий – «4», зеленый- «3»
-
Приложение 3
Цели урока: -дать понятие о деепричастии как части речи; - повторить изученное о деепричастии. общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, - дать понятие о деепричастном обороте; - закрепить навыки узнавания в тексте деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графического их изображения; -привить любовь к русскому языку.
-
Приложение 4.
Р.Саути «Лодорский водопад» Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь. Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.