Презентация на тему "Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Святой Августин" 9 класс

Презентация: Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Святой Августин
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.94 Мб). Тема: "Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Святой Августин". Предмет: русский язык. 15 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Святой Августин
    Слайд 1

    СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОДНОГО ЯЗЫКА Материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку Часть 1. Историческая фонетика. Графика.

  • Слайд 2

    Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Святой Августин

    История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем

  • Слайд 3

    Сравните тексты. Найдите общие и отличительные черты на разных уровнях языка.Как вы думаете, данные тексты созданы на одном языке или на разных? Аргументируйте свою точку зрения.

    ЗАДАНИЕ Єгдачьтешикънигы/ не тъщисѧбързоиштисти до другыiаглавиζны/нъпоразоумѣи/чьтоглаголютькънигы и словеса та/ тришьдыобратiасѧ о ѥдиноиглавизнѣ// главиζны – «глава» Когда читаешь книги, не старайся быстро прочитать до другой главы, но поразмысли, о чем говорят книги и слова в них, трижды возвращаясь к одной главе.

  • Слайд 4

    Развитие письменности у славян

    Пиктография, или рисуночное письмо Узелковое письмо Руница Фонография(буквы фиксируют звуки, фонемы) – азбучное письмо История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Н. М. Карамзин

  • Слайд 5

    Узелковое письмо

    По мнению учёных, узелковые письма оставили память о себе в русских народных сказках, в которых герою показывает дорогу волшебный клубок. Узелковое письмо использовалось славянами в дописьменный период чаще всего для счёта. С этой же целью наши предки использовали в быту бирки (рабоши, раваши) – палочки, ленты из бересты, на которые наносились чёрточки.

  • Слайд 6

    Руны – письменные знаки, состоящие из прямых и пересекающихся линий

    Корень слова «руна» (герм. «run») имеет семантику «секрет», «тайна». Руны высекали на оружии, вышивали на одежде, поскольку этим знакам приписывали магическое значение.

  • Слайд 7

    Создание славянской азбуки

    Византия, IX век Город Солунь(Фессалоники) на границе с Болгарией Братья Константин и Михаил (при пострижении в монахи – Кирилл и Мефодий) Константин, благодаря живому уму, страсти к учению, получил блестящее образование. По преданию, он владел 22 языками. Мефодий обладал большим даром организатора. В 862 году Константин и Мефодий были отправлены в Болгарию для просвещения людей. Но обучение славян оказалось невозможным без книг на родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий начал переводить на язык славян церковные книги, написанные латынью. В 863 году братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году они прибыли в Моравию, крупнейшее государство славян, для просвещения людей. В начале 11 века, после принятия христианства, первые книги на славянском языке появились в Киевской Руси. ЗАДАНИЕ. Рассмотрите памятник. Кирилл изображён со свитком, Мефодий – с книгой КТО ………...? КОГДА …….? ПОЧЕМУ………?

  • Слайд 8

    38 букв Самобытное начертание букв Возможно, глаголица являлась тайнописью ГЛАГОЛИЦА

  • Слайд 9

    Основа – греческий унциал 44 буквы Древняя кириллица легла в основу графики 108 языков (русского, белорусского, украинского, болгарского, македонского, сербского и др. ) КИРИЛЛИЦА

  • Слайд 10

    Теория Ярослава Кеслера (книга «Русская цивилизация. Вчера и завтра») ЗАДАНИЕ. Завещание потомкам Азъ - «я»Буки (букы) – «буквы, письмена» Веди (веде) – «познал», прошедшее время от «ведити»- знатьГлагол – «слово» Добро – «достояние, богатство» Есть (есте) - 3 л. ед. ч. от глагола «быть» Живѣте  - мн. ч. от «жить» Зело - «усердно, со рвением» Земля – «планета Земля и ее обитатели» И - союз «и» Иже – «те, которые, они же»Како – «как», «подобно»  Люди – «существа разумные, люди» Нашъ – «наш»  Онъ – «оный» в значении «единственный, единый»Покои – «основа (мироздания)» Рцы (рци) - повелительное наклонение «говори, изрекай, читай вслух»Слово – «слово, то, что передаёт знание» Твердо – «уверенно, убежденно» Укъ – «основа знания». Ср. наука, учить, навык. Фертъ, ф(ъ)ретъ– «оплодотворяет»  Составьте текст азбучного послания, опираясь на перевод и толкование названий букв древнего алфавита

  • Слайд 11

    Буквы кириллицыБуквенные дублеты, буквы-дублеты– это буквы, обозначающие один и тот же звук.

    Ѕ (зело) И Ʒ(земля) = [з] Ф (ферт) и Ѳ (фита) = [ф] Н (и восьмеричное), І (и десятеричное), Ѵ(ижица) = [и] О (он) и Ѡ(омега) = [о] Ѯ (кси) – царевич АЛЕѮНН, но крестьянин АЛЕКСНН Ѱ (пси) – ѰАЛЪМЪ(псалом), но увидел ПЬСА

  • Слайд 12

    Ѣ (ять) = [и][э] ДѢТИ – ДЕТИ – ДИТЯ Ъ (еръ) – сверхкраткий [О], произносился в сильной позиции Ь (ерь) – сверхкраткий [Э], произносился в сильной позиции Ѧ (юс малый) – носовой звук, превратился в [А] Ѫ (юс большой) – носовой звук, превратился в [У] Ѥ Ѭ Ѩ– йотированные звуки, соответствуют Е, Ё, Я ~, ҃ (титло) – надстрочный знак, который использовался для сокращения слов и обозначения цифр: ГОСПОДЬ = Ѿ = ОТ Буквы кириллицы

  • Слайд 13

    Сперва аз да буки, а там и науки. Начать с азов. Не суйтесь, буки, поперёк аза. Стоять глаголем. Сам оником, ручки фертом. Ерьда еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. Сделать на ять. У нея ротик фитою. От аза до ижицы. Пропишу я тебе ижицу. Расставить покоем. ЗАДАНИЕ.Объясните значение пословиц и поговорок, в которых встречаются забытые названия букв кириллицы

  • Слайд 14

    История буквы Ё началась в 1783году, когда на одном из первых заседаний только что созданной Академии Российской словесности с участием её директора – княгини Екатерины Дашковой, а также известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина прозвучало предложение заменить двухбуквенное обозначение звука «io» в отечественной азбуке одной новой буквой «Е» с двумя точками сверху. Широкую известность новая буква получила благодаря историку Н.М. Карамзину. Именно он впервые решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну букву «ё». Так, с лёгкой руки Карамзина буква «ё» и закрепилась в русском алфавите. ИСТОРИЯ БУКВЫ Ё Памятник на родине Н.М. Карамзина – в городе Ульяновске

  • Слайд 15

    Зарядка для глазРАСПОЛОЖИТЕ БУКВЫ ПО ПОРЯДКУ. СЛЕДИТЕ ГЛАЗАМИ ЗА УКАЗКОЙ УЧИТЕЛЯ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке