Презентация на тему "Эмоционально-окрашенная лексика" 6 класс

Презентация: Эмоционально-окрашенная лексика
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 6 класса на тему "Эмоционально-окрашенная лексика" по русскому языку. Состоит из 12 слайдов. Размер файла 0.29 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Эмоционально-окрашенная лексика
    Слайд 1

    Эмоционально-окрашенная (эмоционально-экспрессивная) лексика

    Экспрессия (лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний.

  • Слайд 2

    Эмоциональная оценка слова

    Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти слова эмоционально окрашены: положительная оценка отличает их от нейтрального определения белый. Эмоциональная окраска слова может выражать и отрицательную оценку называемого понятая: белобрысый, белесый. Поэтому эмоциональную лексику называют еще оценочной (эмоционально-оценочной).

  • Слайд 3

    Слова, эмоционально окрашенные, классифицируют на: 1) лексику, выражающую положительную оценку называемых понятий, и 2) лексику, выражающую отрицательную оценку называемых понятий. В первую группу войдут слова высокие, ласкательные, отчасти - шутливые; во вторую - иронические, неодобрительные, бранные, презрительные, вульгарные

  • Слайд 4

    Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный; можно сказать не люблю, но нетрудно найти и более сильные, колоритные слова ненавижу, презираю, питаю отвращение.

  • Слайд 5

    На эмоционально-экспрессивную окраску слова влияет его значение. Так, резко отрицательную оценку получили у нас такие слова, как фашизм, репрессии. Положительная оценка закрепилась за словами прогрессивный, миролюбивый, антивоенный.

  • Слайд 6

    Нередко одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, ср.: несчастье - горе, бедствие, катастрофа; буйный - безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

  • Слайд 7

    В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы.

    1. Многозначные слова, нейтральные в основном значении, получают эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Так, о человеке определенного характера можно сказать: шляпа, тряпка, тюфяк, дуб, слон, медведь, змея, орел, ворона, петух, попугай

  • Слайд 8

    2. Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сыночек, дочурка, бабуля, солнышко, аккуратненько, близехонько - положительные эмоции; бородища, детина, казенщина - отрицательные.

  • Слайд 9

    3. Слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику людей: воодушевить, восхитительный, дерзание, непревзойденный, первопроходец, предначертать, провозвестник, самопожертвование, безответственный, брюзга, двурушник, делячество, допотопный, напакостить, опорочить, очковтирательство, подхалим, пустозвон, разгильдяй. Такие слова, как правило, однозначны

  • Слайд 10

    Упражнения

    1.Составьте предложения со словами мостики мосток,реченька и речонка; выделите суффикс в этих словах, попытайтесь объяснить разницу в значениях слов. 2. Выделите суффиксы в словах; проследите, как меняется лексическое значение слова в зависимости от добавочных оттенков значений суффиксов Река-речка-речушка-реченька-речонка.

  • Слайд 11

    3. Помните, что слова с переносным значением помогают нам образно передавать в речи наши чувства, нашу оценку того, о чём мы говорим. В данных ниже предложениях найдите слова,употреблённые в переносном значении; определите,какое отношение к лицу, действию они выражают: А) У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…(А. С. Пушкин) – У моей бабушки золотые руки. Б) Ворона каркнула во всё воронье горло…(И. А. Крылов) - Эх, ты, ворона! Такой мяч пропустил! В) Серёжа плавал на уроке математики. –Стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана.(Г. Х. Андерсен)

  • Слайд 12

    4. Составьте предложения с данными словами, употребляя их в переносном значении. Какую оценку людей они помогают нам выразить? Попугай, лиса, пустой, железный,золотой. 5. К данным словам подберите синонимы, которыми вы пользуетесь в разговорной речи. Запачкаться, сердиться, важничать,лгать. 6. С данными экспрессивными словами составьте предложения. Скажите, какое чувство, какую оценку они выражают. Злюка, тихоня, лодырь, щедрый. 7. Подчеркните слова, чаще употребляющиеся в книжной речи. Негодовать, сердиться; ликовать,радоваться; прискорбный, печальный. (При затруднении обращайтесь к словарям)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке