Содержание
-
Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
-
Слово — это номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия. Лексика (от греч. lexicos — «словарный, словесный») — это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика».
-
Слова выполняют определенные функции:
-
-
Развитие словаря у ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы:
-
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Первоначально общение с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер и вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых стимулирует внимание ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики
-
На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние:
-
На начальном этапе овладения языка имя предмета является как бы частью или свойством самого предмета . «удвоение предмета». На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может еще усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова. В процессе развития значения слов, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечается явление сдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, «сверхгенерализация».
-
Л. П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу:
-
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается:
-
Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: Пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром.
-
Н.С. Жукова выделяет шесть уровней понимания речи:
-
-
Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента.
-
особенности усвоения ребенком разных частей речи.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.