Содержание
-
Лексика
Авторская группа из МБОУ СОШ № 26 г. Пензы:
Ученица 10«б» класса Бондина Ксения Учитель русского языка и литературы Александрова Лариса Вячеславовна Учитель информатики Флеонов Вадим Валерьевич
pptcloud.ru
-
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
2
-
Основные разделы лексических единиц
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
3
-
Омонимы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
4
слова близкие по звучанию, но различные по лексическому значению.
-
Омоформы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
5
слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и принадлежат к разным частям речи.
Пример:
Лечу самолетом и лечу горло
-
Омофоны
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
6
слова, которые звучат одинаково, но пишутся по разному.
Пример:
- плод — плот
- бал — балл
- умолять — умалять
-
Омографы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
7
слова, которые пишутся одинаково, но различаются произношением.
Пример:
- бе́рег — берёг
- бе́регу — берегу́
- бо́льшая — больша́я
- бо́ры — боры́
-
Синонимы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
8
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение.
Пример:
- бродить — блуждать
- пригласить — позвать
- шёл — влачился
-
Антонимы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
9
слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Пример:
- говорить — молчать
- правда — ложь
- добрый — злой
-
Паронимы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
10
близкие по значению, однокоренные слова, несовпадающие в значении.
Пример:
- отборный — отборочный
- компания — кампания
- нетерпимый — нестерпимый
-
Лексика общеупотребительная и не общеупотребительная
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
11
Наиболее важной частью словаря русского языка во всём его многообразии является общеупотребительная лексика.Она представляет собой то лексическое ядро, без которого немыслим язык, невозможно общение, ее составляют слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых жизненно важных понятий.Выявляют 3 группы: диалектизмы, специальная лексика, а также историзмы, архаизмы и неологизмы.
-
Диалектизмы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
12
слова или обороты речи,употребляемые людьми той или иной местности.
Пример:
- хутор — поребрик
- гутарить — говорить
-
Специальная лексика
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
13
это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности.
1) Термины
2) Профессионализмы
3) Жаргонизмы
Пример:
Гипотеза — термин
Окно между уроками — профессионализм
Комп, аська — жаргонизм
-
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
14
Историзм - слово, вышедшее из живого употребления, поскольку обозначает предмет или явление, которые из современной действительности исчезли.
Архаизм - это устаревшее слово, которое в современной речи заменено синонимом.
Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.
Пример:
- Очи —архаизм
- Кольчуга —историзм
- Луноход —неологизм
-
Стилистические разряды русской лексики
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
15
1) Нейтральные
2) Стилистически-окрашенные
Пример:
из книжной, разговорной лексики
- Воплотиться — книжная лексика
- Задира — разговорная лексика
-
В данной презентации использовались следующие иллюстрации:
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
16
{5} самолёт
-
Теоретические сведения получены из учебника русского языка 10-11 класс
Авторский коллектив из МБОУ СОШ № 26 г.Пензы: Бондина Ксения, Александрова Л.В., Флеонов В.В.
17
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.