Содержание
-
Учебное занятие по русскому языку
Особенности русского ударения. Акцентологические нормы
-
В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим. Н. М.Карамзин Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Д. С. Лихачёв
-
Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений)
-
Особенности русского ударения. Акцентологические нормы
Нормы ударения в современном русском языке многолики и нелегки. Б.Н.Головин.
-
Акцентология – раздел языкознания, посвященный изучению ударения. Акцентологические нормы – правила постановки словесного ударения
-
Подвижность – способность ударения при изменении формы слова передвигаться с одного его слога на другой
Произнеси правильно: Произнеси по аналогии: Поня́ть – По́нял – Поняла́- По́няли Создать Прожить Обнять Начать
-
Свёкла Шофёр Магази́нМедикаме́нты
Разноместность - способность ударения падать на любой слог русского слова
-
Особенности русского ударения
Подвижность Разноместность ?
-
Подвижность Разноместность Изменчивость ?
-
Чрезвычайная ситуация
-
1.Столяр 2.Завсегдатай 3.Августовский 4.Мусоропровод 5.Туфля 6.Намерение 7.Тяжба 8.Квартал 9.Соглядатай 10.Избалованный 11.Гастрономия 12.Жердочка 13.Корысть 14.Бряцать 15.Завидно 16.Танцовщица 17.Эксперт 18.Знахарь 19.Дояр 20.Сливовый 21.Сетчатый 22.Ломтями 23.Пломбирует 24.Закупоривает 25.Ходатайством 26.Уведомили 27.Приняла 28.Мытарства 29.Облегчит
-
Акцентологические варианты (дублеты)
слова с так называемым двойным ударением: Иначе, тефтели, баржа, петля ина́че – и́наче те́фтели – тефте́ли ба́ржа – баржа́ пе́тля - петля́
-
Ирис замок атлас мука гвоздики хлопок
-
и́рис - ири́с замо́к –за́мок а́тлас – атла́с мука́ - му́ка гво́здики –гвозди́ки хло́пок – хлопо́к
-
Омографы – разные слова, совпадающие в написании, но различающиеся в произношении Семантические варианты – пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слова
-
Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?
1. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 2. Дела в приказе Большого дворца было много, и делапутаные. (А.Н. Толстой) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 1. Что это тут, духи́ или ду́хи? (Л.Н. Толстой) 2. Де́ла в приказе Большого дворца было много, и дела́ путаные. (А.Н. Толстой) 3. И чувства и мысли так и остаются не столько неска́занные, сколько несказа́нные. (А.Эфрон) 4. Я приехал в Москву, плачу́ и пла́чу. (П.Вяземский)
-
Афера, новорожденный, опека, осужденный, углубленный Поставить точки над ё Афера, новорождённый, опека, осуждённый, углублённый
-
Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё Совершенный , падеж, небо, поем, все Совершённый , падёж, нёбо, поём, всё
-
Выполни тест1 вариант 2 вариант
1.Сколько слов будут являться омографами? стоящий, мука,горе, змея, хлопком, село? (А) 2;(Б) 3;(В) 4;(Г) 5; (Д) 6. 2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел? (А) в одном; (Б)в двух; (В)в трёх; (Г) в четырёх; (Д) в пяти. Ключ: 1 – Д; 2 - В 1. Какое слово можно прочитать с ударением на любом слоге? вырезать, дороги, округа, издали. (А) Вырезать; (Б) дороги; (В) округа; (Г) издали; (Д) никакую. 2. В скольких словах букву е можно читать и как е, и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет? (А)Ни в одном;(Б)в одном (В) в 2-х;(Г) в 3-х;(Д) в 4-х. Ключ: 1 – В; 2 - В
-
«Моцарт и Сальери» «Я посетил твое кладбище» «Лебедь, Щука и Рак» «Я помню чудное мгновенье…»
-
Нормативно-хронологические варианты – это пары слов, в которых разноместность связана с временны́м периодом употребления данного слова в речи:
но́жны – ножны́ безу́держный – безуде́ржный случа́й – слу́чай библио́тека– библиоте́ка жа́воронок – жаворо́нок украи́нский – укра́инский ра́курс – раку́рс
-
Памятка «Говори правильно»
- следи не только за тем, что сказать, но и как сказать; - говоря вслух, слушай себя как бы со стороны – это позволит избавиться от некоторых произносительных ошибок; - если сомневаешься в правильности произношения того или иного слова, посмотри в орфоэпический словарь или спроси у учителя; если такой возможности в данный момент нет, замени слово синонимом; - чаще произноси «трудные» слова вслух; - тактично исправляй ошибки в речи своих друзей и близких; - учись говорить правильно у дикторов радио и телевидения, актеров; - помни, что говорить с ошибками так же стыдно, как и писать.
-
Домашнее задание
Выучить слова из акцентологического минимума Написать эссе о функции ударения в речи
-
Саморефлексия
Продолжи предложение: Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Было трудно… Я выполнял (а) задания… Я понял (а), что… Теперь я могу… Я почувствовал (а), что… Я приобрел (а)… Я научился… У меня получилось … Я смог (ла)… Я попробую… Меня удивило… Мне захотелось…
-
Благодарю за работу!
-
http://otvet.mail.ru/question/8950http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE5401 http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/02criticism/57.htm https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=6&ved=0CDcQFjAF&url=http%3A%2F%2Ffestival.mggu-sh.ru%2Fmodules%2Fget-file.php%3Fid% http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl5.html main.isuct.ru/files/Lecture%202.doc https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B http://www.plam.ru/azikoved/russkii_jazyk_i_kultura_rechi_shpargalka/p47.php https://docs.google.com/document/d/1Lq4u5L9_HdGaElRequJveY457HtyUQd1st3LqUeyIL8/edit?pli=1
-
http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%93%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2464 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9A%D0%B8%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) http://nearyou.ru/kbrullov/5Krylov.html http://www.gramota.ru/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.