Содержание
-
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НОВОЙ ФОРМЕ. ОТ ЕМЭ К ЕГЭ
-
ОГЛАВЛЕНИЕ
2 1)История вопроса(3слайд) 2)Необходимость новой формы экзамена(4слайд) 3)Их фамилии надо знать(5слайд) 4)Задачи учителя, работающего в 9 классе(6слайд) 5)Знакомство с документами(7слайд) 6)Структура экзаменационной работы(8слайд) 7)Сжатое изложение(9-14слайд) 8)Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(15-28слайд) 9)Список тем сочинения-рассуждения(29-30слайд) 10)Модель урока подготовки к сочинению-рассуждению(31слайд) 11)Допущенные ошибки(32 слайд) 12)Методические советы(33слайд)
-
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
3 Около 15 лет выпускники 9 класса писали экзаменационную работу(изложение с элементами сочинения) по открытому сборнику изложений под ред. Л. М. Рыбченковой. 2006 год:60 регионов России (346 тыс. выпускников) участвовали в апробации новой формы экзамена. Январь 2008 года: на сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) обнародован для обсуждения новый проект экзамена. Февраль 2008 года: сформирована демоверсиия для 9-го класса. Июнь 2008 года: выпускники 9 классов Краснодарского края сдавали экзамен в новой форме .
-
Необходимость новой формыэкзамена
4 Переосмысление целей преподавания русского языка от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе» Реализация деятельностного подхода в обучении родному языку Развитие у учащихся компетенций: -коммуникативной; -лингвистической; -языковой; -культуроведческой; -способности и готовности к дальнейшему саморазвитию
-
ИХ ФАМИЛИИ НАДО ЗНАТЬ
5 Болотов В.А., руководитель Рособрнадзора Цибулько Ирина Петровна, председатель Федеральной комиссии по русскому языку Степанова Людмила Сергеевна, руководитель предметной группы по русскому языку ( 9-й класс)
-
Задачи учителя, работающего в 9 классе
6 Стремиться к повышению своего образовательного уровня: -Внимательно познакомиться с нормативной базой ЕМЭ. -Познакомиться с различными типами тестовых заданий (А,В,С2.1 и С2.2). -Научиться выполнять тесты ЕМЭ и добиваться адекватных результатов. -Овладеть методикой составления КИМ тренировочного характера.
-
Учителю необходимо проанализировать
7 Образовательные стандарты и созданный на их основе кодификатор, представляющий основные проверяемые элементы содержания образования. Спецификацию, отражающую структуру работы, типы заданий, время выполнения заданий.
-
Структура экзаменационной работы
8 ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написание сжатого изложения по послушанному тексту ВТОРАЯ ЧАСТЬ – задания А1–А7 (выбор одного ответа из четырех предложенных) и задания В1-В14 (запись найденного ответа цифрами и словами) ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ – два альтернативных творческих задания С 2.1(сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и С2.2(самостоятельная интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста)
-
Сжатое изложение
9 ОБЪЁМ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ: -незначительное сжатие; -1/2 исходного текста; -1/3исходного текста ЗА СЧЕТ ЧЕГО ДОСТИГАЕТСЯ СЖАТИЕ? -отбор главного и отбрасывание второстепенного; -нельзя, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное
-
10 ЧТО СОХРАНИТЬ ПРИ СЖАТОМ ИЗЛОЖЕНИИ? -связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания; -последовательность изложения; -четкий переход от одного к другому; -микротемы; -ключевые слова и обороты речи; -наиболее характерные изобразительно- выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста
-
11 ЧТО МОЖНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРИ СЖАТИИ ТЕКСТА? -примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления; -обобщающие слова и предложения; -однородные члены; -повторы; -диалог; -пространное описание природы, чувств, настроений; -обязательна замена прямой речи косвенной; -обязательна замена 1 лица на 3-е
-
12 МОЖНО ЛИ МЕНЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ ИЗЛОЖЕНИЯ? Желательно оставить той же.
-
13 МОЖНО ЛИ ИЗМЕНИТЬ СТИЛЬ ТЕКСТА И ТИП РЕЧИ? -при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются; -при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности
-
14 АЛГОРИТМ СЖАТИЯ ТЕКСТА: -определение стиля исходного текста; -уточнение темы и основной мысли(обратить внимание на заглавие и подтекст); -определить тип речи; -анализ содержания текста(выделение микротем, составление плана, уточнение основной части); -выполнение чернового варианта; -проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств(не менее 2 раз): 1 раз-соответствие исходному тексту, логика работы, выделение абзацев; 2 раз-разнообразие языковых средств, лексики, синтаксиса, исключение повторов, исправление речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок
-
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему
15 УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: 1)Создать текст типа рассуждения: -выдвинуть тезис, -обосновать тезис и привести примеры, -сделать вывод, подтверждающий тезис; 2)Показать знание русского языка в соответствии с темой дискуссии героев; 3)Найти два примера-иллюстрации и использовать их в собственном сочинении-рассуждении; 4)Создать текст в соответствии с его основными признаками и заданной композицией (текст типа рассуждения)
-
16 ПОРЯДОК УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПУСКНИКА 9 КЛАССА: -чтение задания и текста; -отбор необходимых для раскрытия темы терминов-понятий и объяснение их содержания; -нахождение в тексте для чтения примеров(в скобках указать номера предложений); -отбор языковых средств связи частей текста сочинения; -этически корректная формулировка собственного мнения (согласие или несогласие с позицией указанных героев дискуссии)
-
17 ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: 1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью. 2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос. 3)Вывод (подтверждение тезиса).
-
ВАРИАНТЫ НАЧАЛАсочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
18 1) фраза, принадлежащая герою дискуссии; 2) собственное высказывание
-
19 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
-
20 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР: -именительного темы(Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?) -парного соединения однородных членов(Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?) -антитезы(Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой) -умолчания(Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?) -вопроса и ответа на него(Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны) -риторического восклицания(Какая же она трудная, русская орфография!)
-
21 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
-
22 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО: 4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
-
Основная частьсочинения- рассуждения
23 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
-
24 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
-
25 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: вводных слов (например, следовательно); (Я согласен с Ильей. Во-первых,…; во-вторых,…;в-третьих,…)
-
26 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ: это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…
-
27 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ: -СПП с придаточными причины (Я разделяю точку зрения Николая, потому что…); -использование вопроса и ответа на него (Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
-
Заключение сочинения - рассуждения
28 СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ: -вводных слов(таким образом, итак) -синтаксических конструкций (в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
-
Список тем сочинения- рассуждения С2.1
29 (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009): -Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи; -Роль книжных слов в публицистической речи; -Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении; -Роль антонимов в речи; -Роль антонимов в публицистической и художественной речи; -Роль тире на письме; -Роль тире в тексте; -Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи? -В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
-
30 (из учебного пособия под ред.Н.А.Сениной.2009) -Зачем нужны вводные слова? -Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи; -Зачем нужны обращения? -Роль риторических вопросов в тексте; -Зачем нужны риторические вопросы? -Роль риторических вопросов в художественном произведении; -Как правильно написать письмо; -Особенности текстов публицистического стиля; -Как строится рассуждение; -Роль цитат в речи; -Роль лексического повтора в художественном произведении
-
Модель урока подготовки к сочинению
31 1)Актуализация знаний(слово учителя, беседа, работа с терминологией) 2)Работа с текстом(задания, вопросы) 3)Наведение на тему(постановка дискуссионного вопроса) 4)Работа с изречениями, которые связаны с темой урока 5)Рассмотрение языкового явления на примере других(художественных) текстов 6)Устное рассуждение уч-ся на данную тему 7)Самостоятельная работа 8) Итоги, выводы, рефлексия 9)Домашнее задание
-
ДОПУЩЕННЫЕ ошибки(аттестация 2008года)
32 -ИК2-незнание приемов сжатия текста -А5-определение лексического значения слова -В7-знаки препинания в ССП -В9-определение предикативной основы предложения -В10-простое осложненное предложение(знаки препинания при однородных членах) -В14-сложные предложения с различными видами связи -С1К4-нарушения в композиции сочинения
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
33 -ознакомить учащихся с критериями оценки экзаменационной работы; -учить 9-классников находить и классифицировать ошибки в изложении и сочинении в соответствии с критериями оценивания; -учить 9-классников основам редактирования текста; -по результатам выполнения обучающих, контрольных работ, пробного экзамена вести диагностические карты, выстраивать рейтинг учащихся; -учить 9-классников работать над текстом маркером-выделителем; -на каждом занятии использовать мини-тесты
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.