Содержание
-
Учебно-методическое пособие по теме «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных» Пособие, которое, можно использовать как при изучении данной темы, так и при повторении, содержит теоретический и практический материал. После правила даётся упражнение на закрепление темы.
-
Чтобы определить, сколько Н пишется в слове, сначала узнайте, от существительного или от глагола образовано это слово. *От существительного – из чего, для чего предмет, к чему или к кому относится? Например: серебряный браслет – это браслет из серебра; гусиное перо – это перо гуся *От глагола – что (с)делали с предметом? Например: посеребрённый браслет – это браслет, который посеребрили (то есть произвели какое-то действие) Потренируйтесь. Определите, от существительного или от глагола произошло слово. Затем проверьте себя. Лунный, свиной, серебряный, мочёные, сушёные, пережаренные, кожаное, подкованный, мощёная, лебединая, куриный, линованная, земляной, посаженные, убранный, жареные, кованый, соломенная, песчаная.
-
Проверь себя
-
*Запомните слова: истиННый и подлиННый; стариННый, овчиННый, глинЯНый (в них часто делают ошибки!) В словах, образованных от существительного, НН пишется, если: 1. Есть суффиксы –онн(-енн) – клюквЕННый; 2. Корень заканчивается на Н – луНный; 3. Это слово-исключение: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый. В остальных случаях пишите одну букву Н: гусиный, серебряный. Выучите исключения! (В этих словах корень заканчивается на Н, но пишется одна Н): юНый пряНый румяНый рдяНый (т.е. красный - устар.) свиНой дельфиНий рьяНый (т.е очень усердный) фазаНий сиНий сазаНий зелёНый пьяНыйбагряНый(т.е. ярко-красный)
-
Багря…ый закат, бесчисле…ое множество, дровя…й сарай, карма…ые часы, карти…ая галерея, исти…ое искусство, румя…ые щёки, подли…ый талант, ю…ые натуралисты, стари..ое оружие, жестя…ая банка, сви…ой паштет,песча…ый берег, деревя…ый дом, кожа…ое кресло, време…ое явление. Проверьте себя! Ответы в следующем слайде! Потренируйтесь. Впишите одну или две Н в словах, образованных от существительных. Помните об исключениях! Забыли правило – смотрите предыдущий слайд!
-
БагрЯНый закат, бесчислЕННоемножество, дровЯНой сарай, кармаННые часы, картиННая галерея, истиННое искусство, румяНые щёки, подлиННый талант, юНые натуралисты, стариННое оружие, жестЯНая банка, свиНой паштет,песчАНый берег, деревяННый дом, кожАНое кресло, времЕННое явление. Проверь себя Повторите правило, чтобы закрепить результат. Если всё запомнили, переходите к следующему слайду.
-
Если слово образовалось от глагола, то определите вид (соверш. - что сделали с предметом; несоверш. – что делали с предметом). 1.Слово образовалось от глагола совершенного вида– пишем НН. Исключение: ранеНый (его что сделали?– ранили - вид сов., но пишется Н); с приставками и зависимыми словами – НН - ранеННый (куда?) в ногу (зависимое слово); израненный (появилась приставка) 2. Если слово образовалось от глагола несовершенного вида, то посмотрите, есть ли а) зависимые слова: жареННая бабушкой картошка; б) –ова-ева-ирова: мариноваННые огурцы. Если что-то из трёх пунктов есть, то пишите НН! Если нет, то одна Н. Рассуждайте так: плетёНая корзина -это корзина, которую плели (что делали?) – вид несов., нет –ова, зависимых слов, пишу Н. Наполненная водой ваза – это ваза, которую (что сделали?) наполнили. Вид совершенный, пишу НН. ЗАПОМНИТЕ: в словах с приставкой НЕ- пишется одна Н (нежареные семечки)
-
Теперь потренируйтесь! Чтобы запомнить правило, обращайтесь кпредыдущему слайду! Золочё…ый браслет, тушё…ое мясо, нетка…ый узор, нехоже…ые тропы, высуше…ое бельё, сушё…ые грибы, варе…ая в котле картошка, поноше…ые вещи, краше…ый вчера пол, ране…ый под Киевом боец, броше…ый камень, топлё…ое молоко, сырокопчё…ая колбаса, сежерубле…ая зелень, купле…ое здание, правле…ый учителем текст, асфальтирова…ая дорога. Проверьте себя, посмотрев следующий слайд!
-
Проверь себя ЗолочёНый браслет, тушёНое мясо(несоверш. вид, нет -ова, зав. слов); неткаНый узор, нехожеНые тропы(узор, который не ткали – несов. вид, приставка НЕ – не влияет на написание НН); высушеННое бельё (что сделали?- совершен. вид) ; сушёНые грибы (несоверш. вид, нет –ова, з.сл); вареННая в котле картошка (несов. вид, но есть завис.слово); поношеННые вещи (их поносили – совершенный вид); крашеННый вчера пол (что делали? Красили несов. вид, но есть завис.сл.) ранеННый под Киевом боец (сл.- искл., но есть завис. слово); брошеННый камень (его что сделали?бросили, соверш. вид); топлёНое молоко (его топили – несоверш. вид, нет –ова, з.сл.); сырокопчёНая колбаса, свежерублеНая зелень (коптили, рубили – на первую часть слова не обращаем внимания:несоверш вид, нет а),б)в); куплеННое здание (купили – соверш. вид), правлеННый учителем текст (правил – что делал? – нес.в.,но есть зав.сл.); асфальтироваННая дорога (несов. в., но есть – ирова).
-
Запомни: в повторяющихся словах, как правило, пишется одна Н: стираНый – перестираНый, читаНый – перечитаНый. Но: перечитаННая книга, перестираННое бельё (совершен. вид). Запиши слова-исключения и выучи их!
-
Масл…ые блины, замасл..ая тряпка, масл…ое пятно, ветр…ая девушка, проветр…ое помещение, ветр…ая оспа, заветр…ая ветчина. Запомни словаветре(я)ный (-ой) и масля (е)ный! Эти слова пишутся с одной буквой Н, если нет приставок! 1. ВетрЕные - человек, день. 2. ВетрЯные – мельница, двигатель, оспа. (Ударение падает на окончание: ветрянАя мельница). 3. МаслЕные – запачканные, пропитанные маслом ( руки, тряпка). МаслЯные – сделанные из масла, работающие на масле ( краски). 4. С приставками – двеНН: безветреННый день, промаслеННая бумага. Теперь потренируйтесь! Затем проверьте себя (ответы в следующем слайде):
-
Проверь себя МаслЕННые блины, замаслЕННая тряпка, маслЯНое пятно, ветрЕНая девушка, проветрЕННое помещение, ветрЯНая оспа, заветрЕННая ветчина.
-
*Как узнать, сколько Н, если слово стоит в краткой форме? В этом случае предыдущие правила не применяем! Действуйте так: 1. Задайте вопрос (что сделана, сделано, сделан? или каков (-ва), (-во)?) 2. Вопрос «что сделаны?» – это краткое причастие – пишется всегда Н! Больше никакие правила не применяем, вид не определяем! Уроки выучены ( что сделаны?) 3. Вопрос «каковы?» – это краткое прилагательное – пишется столько Н, сколько в полной форме. Девушка юНа (какова?), овощи свареНы ( что сделаны?), дорога длиННа (какова? – длиННая), мука рассыпаНа (что сделана?). Не путайте!!! Девушка рассеяННа (какова?, а не что сделана? – это краткое прил. – НН) Тучи рассеяНы (их рассеял ветер – они что сделаны? – краткое прич.)
-
Теперь потренируйтесь! Затем проверьте себя (ответы в следующем слайде): Ресурсы изыска…ы экономистами - её манеры изыска…ы; ягоды подавлены - люди стояли подавле..ы и унылы; сумма собра…а по копеечке – девушка собра…а; вещи утеря…ы в дороге, секция организова…а на базе школы, зрители сдержа…ы; поля ограниче…ы рвом – злодеи ограниче…ы; посылка отправле…а, студентка взволнова…а.
-
Ресурсы изыскаНы экономистами (их изыскали, что сделаны? – кр.прич.) - её манеры изыскаННы (каковы? – кр. прил.). Ягоды подавлены (что сделаны? их подавили – кр. прич.) - люди стояли подавлеННы и унылы (их не подавили, они каковы? – кр.прил.). Сумма собра…а по копеечке (её собрали – что сделана? – кр.прич.) - девушка собрННа (её не собрали, она какова – кр.прил.). Вещи утеряНы в дороге (их утеряли – что сделали? – кр. прич.); секция организоваНа на базе школы (её организовали – что сделана? – кр.прич.); зрители сдержаННы (они каковы? – кр.прил.); поля ограничеНы рвом (они не каковы, а что сделаны? - крат. прич.) – злодеи ограничеННы (нельзя сказать, что их ограничили, они каковы? – кр. прил.); посылка отправлеНа (её отправили – кр. прич.); студентка взволноваННа (она какова? Её отличает взволнованность). Сравните: море взволновано ветром – его взволновал ветер – т.е. оно что сделано? – кр. прич.) Подсказка: у краткого причастия, как правило, есть зависимые слова или их можно подставить. Проверь себя
-
Сколько Н писать в наречиях и существительных? Столько же, сколько в словах, от которых они образовались. (Применяем изученные правила!) Например: вареник (от слова «варёный» - нес.в., нет –ова, з.сл. – Н); Подлинник (от слова «подлинный»); пленник ( от слова «пленный» - от сущ., корень на Н) Есть исключения. Запомни их! ТружеНик, тружеНица, придаНое, леНость, мошеННик. Теперь попробуйте выполнить несколько заданий на все правила. Помните, что очень важно определить, от какой части речи образовалось слово (от глагола или от существительного), чтобы применить НУЖНЫЕ правила! Не путайте их! Иначе получите неправильный результат! Удачи!
-
Контрольные задания I.Спишите, вставьте одну или две буквы Н 1.Воспита…ица была умна и образова…а, прида…ое за ней давали невида…ое, но нежда…о - негада…о случилась небывалая история. 2. Мочё…ые яблоки особе…о вкусны с топлё…ым молоком и свежеиспечё…ым хлебом. 3. Гранё…ые шпили собора были торжестве…о устремле…ы в небесную высь, и, потрясё…ые его красотой, туристы ошеломлё…о замолчали. 4. Сплетё…ые из ивы корзины были хорошо просуше…ы и сложе…ы в доме, давно построе…ом из листве…ицы. II. Найдите слова, в которых допущены ошибки. Временый, безветреный, шерстяной, напряжённость, соотечественик, бешеный, смышлённый, бесприданница, конопляник, нежданый, названный по списку,свежеиспечённый, руганый-переруганый, свежемороженный,
-
III. Вставьте Н или НН: Назва…ый в честь героя, неутомимый труже…ик, беше…о мчаться, отчая…о кричать, глядеть испуга…о, студентка рассея…а, актёры неопытны и ю…ы, мука рассыпа…а по столу, известие получе…о утром, деревья посаже…ы, ноше…ая шляпа, поноше…ое пальто, берестя…ые грамоты, пенсио…ый возраст, ветр…ая мельница, бли…ая мука, надума…ый сюжет, нагруже…ая сумка, правле…ый редактором текст, дря…ая пьеса, серебр…ая пудре…ица, мощё…ая булыжником мостовая, недоваре…ый картофель, солё…ые огурцы, златокова…ое изделие, свежезамороже…ые фрукты, неслыха…ые дела, краше…ый масл…ной краской пол, долго ноше…ые вещи, моното…ые звуки, недюжи…ые способности, клюкве…ое варенье, обветре…ые руки, оловя…ая ложка, земля…ой пол, зва…ые гости, нехоже…ые тропы.
-
Проверь себя I.1.ВоспитаННица умна и образоваННа, придаНое за ней давали невидаННое, но неждаННо - негадаННо случилась небывалая история. 2. МочёНые яблоки особеННо вкусны с топлёНым молоком и свежеиспечёННым хлебом. 3. ГранёНые шпили собора были торжествеННо устремлеНы в небесную высь, и, потрясёННые его красотой, туристы ошеломлёННо замолчали. 4. СплетёННые из ивняка корзины были хорошо просушеНы и сложеНы в доме, давно построеННом из листвеННицы. II. ВременНый, безветренНый, соотечественНик, смышлёНый, нежданНый, свежеморожеНый,
-
III. НазваННый в честь героя (сов.в.), неутомимый тружеНик (искл.), бешеНо (наречие, от «бешеный» - н.в., нет прист, - ова, завис. сл.) мчаться, отчаяННо (нар., от «отчаяННый» - искл.) кричать, глядеть испугаННо (нар.от «испугаННый» - с.в.), студентка рассеяННа (какова? – кр.прил.), актёры неопытны и юНы (каковы? – кр.прил. от «юный»), мука рассыпаНа (что сделана? – кр.прич.) по столу, известие получеНо утром (что сделано? – крат. прич.), деревья посажеНы ( кр.прич.), ношеНая шляпа (н.в.,нет прист., завис. сл., -ова), поношеННое пальто (с.в.), берестяЯНые( от сущ., не –онн-енн) грамоты, пенсиоННый (от сущ., суф. –онн), возраст, ветрЯНая (запомнить) мельница, блиННая (от сущ., корень на Н) мука, надумаННый (с.в.)сюжет, нагружеННая (сов.в.) сумка, правлеННый редактором (н.в.,есть завис. сл.) текст, дряННая (от сущ., корень на Н) пьеса, серебрЯНая (от сущ., не –ОНН) пудреНица (искл.), мощёННая булыжником (н.в.,есть зав. сл.) мостовая, недовареННый (с.в.) картофель, солёНые (н.в., нет прист.,-ова, зав.сл.) огурцы, златоковаНое (искл. – кованый) изделие, свежезаморожеННые (с.в.) фрукты, неслыхаННые (искл.) дела, крашеННый (н.в.,есть з.сл.) маслЯНной (из масла) краской пол, долго ношеННые (н.в., есть з. сл.) вещи, монотоННые (от сущ., корень на Н) звуки, недюжиННые (от сущ., корень на Н) способности, клюквеЕННое (от сущ., есть –ЕНН) варенье, обветреННые (с.в.) руки, оловяННая (искл.) ложка, земляНой (от сущ.,суф. -ЯН) пол, зваНые (от гл.н.в., нет прист.,-ова, з.сл.) гости, нехожеНые (н.в., нет…) тропы.
-
Пособие подготовлено учителем русского языка и литературы школы № 599 г. Санкт-Петербурга © М.В. Колокольцевой Практический материал взят из следующих источников: Н.Г.Ткаченко «Домашний репетитор.300 диктантов для поступающих в вузы»; Г.Т.Егораева «ЕГЭ. Сборник заданий и методические рекомендации»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.