Содержание
-
Сочинительные и подчинительные союзы
урок русского языка в 7 классе учитель русского языка и литературы МБОУ»Золотухинская СОШ Самсонова Светлана Владимировна
-
Михаил Васильевич Ломоносов
«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают… И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться».
-
“Имеючи отца ,хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху,которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...”Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома. Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву.
-
Ломоносову разом приходилось делать десять дел, - и "читать лекции", и "делать опыты новые" (по физике и химии), и "говорить публично речи и диссертации", и "сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)", и "составлять правила красноречия", и "историю своего отечества" - и все это в добавок "на срок ставить"
-
Союз И является одним из самых употребляемых слов русского языка.
Этот союз скрепляет мысли, усиливает выразительность, придаёт речи плавность. Синтаксическая роль этого союза заключается в том, что он может соединять однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного предложения.
-
Сочинительные союзы
и, но, или (либо), да, не только- но и, однако, зато, то-то; не то - не то; как, так и ни-ни; тоже, также, же
-
Михаил Васильевич Ломоносов – член Петербургской Академии наук.
В Академии Ломоносов трудился более двадцати лет. Михаил Васильевич составил первую русскую грамматику, учебник русской истории, сочинял стихи, пьесы для театра. В работе он забывал об отдыхе, еде.
-
Сравните тексты.
В Академии Ломоносов трудился более двадцати лет. Михаил Васильевич составил не только первую русскую грамматику и учебник русской истории, но и сочинял стихи, а также пьесы для театра. В работе он забывал и об отдыхе, и еде.
-
Роль сочинительных союзов:
Связывают равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного предложения. Связывают однородные члены предложения
-
Сравни предложения:
Небо заволокли тучи, и забарабанил по крышам быстрый холодный дождь. [ ] , и [ ] Едва небо заволокло тучами, забарабанил по крышам быстрый холодный дождь, ( Едва … ) , [ ]
-
Подчинительные союзы
когда, едва, пока, если, как, что, чтобы, потому что, хотя так как, лишь, как будто, словно, ли, с тех пор как, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, вопреки тому что, несмотря на то что…..
-
Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
-
Сравните предложения
Только благодаря тому что Ломоносов выдал себя за сына дворянина, ему удалось в январе 1731 поступить в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Для того чтобы обучаться математике, физике, философии, химии и металлургии, Ломоносов в числе других лучших учеников был отправлен в Германию.
-
Роль подчинительных союзов
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении. В таком сложном предложении одно подчинено по смыслу другому, то есть от одного предложения к другому можно поставит вопрос.
-
Найди союзы, что они соединяют?
Ломоносов с малых лет бился и изнемогал, чтобы отцу и всем старшим доказать, что науки нужны и полезны. Первые годы обучения были трудными, но Михаил упорно трудился и сделал большие успехи. Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек “в науках достойных” и отправить их в Академию наук. Его необычная способность к обучению была столь очевидной, что Ломоносова отправили в Германию, чтобы изучить химию и металлургию. Ломоносов был великим патриотом, глубоко любящим его Родину, и имел большое желание сделать ее преуспевающей страной.
-
Составь предложения:
1)Дни стали длиннее, однако… не только.., но и… 2) …выглянуло солнце, Так как Едва
-
Проверь себя
1)Укажите верное утверждение. а) сочинительные союзы связывают неравноправные части сложного предложения; б) сочинительные союзы связывают слова в словосочетаниях; в) сочинительные союзы связывают однородные члены предложения.
-
2)Укажите неверное утверждение
Союзы делятся на: А) сочинительные и подчинительные Б) простые и составные В) производные и непроизводные
-
3)Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные
А) где, зато, также Б) и, однако, же В) что, когда, да
-
4)Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)
А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться. Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется. В) Я вернусь и все вам расскажу
-
5) В каком предложении есть подчинительный союз?
А) Идти было легко, приятно - под ногами лежала не то пыль, не то труха. Б) Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву. В) Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. Г) На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки.
-
6) Укажите предложение с сочинительным союзом
А)У крайних домиков родного села Аким остановился, чтобы хоть сколько-нибудь заглушить волнение. Б) Мальчики миновали деревню, паромную переправу, а лодочника все не было. В) Солнце пошло на закат, когда Васютка заметил среди однообразного моха тощие стебли травы. Г) Вода в заливе стояла на диво белая, будто ее разбавили молоком.
-
Ответы.
1) В 2) В 3) Б 4) В 5) В 6) Б
-
Подумай и ответь!
Для чего нужны союзы? Почему союзы делят на сочинительные и подчинительные? Что вызвало трудности в изучении темы? О чём было интересно узнать?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.