Презентация на тему "Речь. Стили речи" 8 класс

Презентация: Речь. Стили речи
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

В этой презентации по русскому языку собран обобщающий материал по теме: "Речь и ее стили". Педагог предлагает ребятам вспомнить какие стили речи они знают, потом дает каждому стилю краткую характеристику и наглядные пример. После чего ребятам предлагается закрепить материал, выполнив самостоятельное задание по каждому пункту.

Краткое содержание

  • Стили речи
  • Характеристика каждого стиля
  • Наглядные примеры
  • Самостоятельные задания

Содержание

  • Презентация: Речь. Стили речи
    Слайд 1

    Обобщение материала, изученного в разделе «Речь».Стили речи.

    Урок русского языка в 8 классе по программе М.М.Разумовской

    №2

    Презентация подготовлена учителемрусского языка и литературыМОУКозельскойCОШ №3МО «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области Минаковой Татьяной Валериевной

    2011

  • Слайд 2

    Цели урока:

    Образовательная: повторить, систематизировать и обобщить известное учащимся по данной теме, тренировать практическое умение определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла.

    Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, развивать логическое мышление и речь учащихся, расширять кругозор.

    Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, формирование гражданской позиции, нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

    Задачи урока:

    проверить не только объем и качество усвоения материала, но и глубину осознанности, умения использовать полученные знания на практике; повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью заданий выявить типичные ошибки; используя ЦОР, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

  • Слайд 3

    Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв

  • Слайд 4

    Содержание

    Стиль:

    • Разговорный
    • Научный
    • Официально-деловой
    • Публицистический
    • Художественный

    Какой это стиль? (практическая робота)

  • Слайд 5

    Стили речи

  • Слайд 6

    Разговорный стиль речи

    Форма и вид речи -устная (возможна письменная - частная переписка)

    Сфера общения - неофициальное непосредственное спонтанное общение в быту, дома, в магазине, в транспорте

    Функция - общение - обмен информацией, мыслями, впечатлениями

    Жанры- бытовая беседа, воспоминания и др.

    Особенности стиля - непринужденность, неофициальность, неподготовленность коммуникации; широкое использование неязыковых средств общения (жесты, мимика); особая роль интонационных средств; ситуативная прикрепленность; эмоциональность и оценочность

    Языковые средства - обиходно-бытовая лексика и фразеология; эмоционально-экспрессивная лексика; широкое употребление частиц, междометий, вводных слов; короткие и неполные предложения, слова-предложения; повторы; ослабление и нарушение связи между частями предложений; бессоюзная связь и присоединительные конструкции; инверсия

  • Слайд 7

    Научный стиль речи

    Форма и вид речи – письменная (возможна и устная); монолог

    Сфера общения – научная деятельность

    Функция – сообщение, разъяснение научной информации, пропаганда научных сведений и достижений

    Жанры– диссертация, монография, научная статья, реферат, доклад, учебник и учебная литература, научно-популярная литература

    Особенности стиля – строгая логичность изложения; смысловая точность, отвлеченность и высокая степень обобщения; объективность

    Языковые средства - употребление слов в прямом значении; терминология, абстрактная лексика; употребление причастий и деепричастий; вводные слова; сложные синтаксические построения; четкое построение абзацев

  • Слайд 8

    Официально - деловой

    Форма и вид речи – письменная; монолог

    Сфера общения – общение органов государственной власти с гражданами, общение учреждений между собой, общение граждан с учреждениями

    Функция – сообщение

    Жанры– законодательные документы (закон, кодекс, конституция, устав), дипломатические акты, служебная переписка между учреждениями и организациями, деловые бумаги (приказ, распоряжение, постановление, справка, характеристика, заявление, докладная записка, расписка, объявление и др.)

    Особенности стиля – точность; стандартизованность, стереотипность; устойчивость и замкнутость; слабая степень индивидуализации стиля; широкое употребление клише и штампов; почти полное отсутствие экспрессивных речевых средств

    Языковые средства - особая официальная и канцелярская лексика и фразеология; употребление слов и номенклатурных наименований в прямом значении; широкое использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов, конструкций с отглагольными существительными, распространенных предложений с развернутой синтаксической связью

  • Слайд 9

    Публицистический

    Форма и вид речи – письменная (возможна и устная); монолог диалог полилог

    Сфера общения – агитационно-массовая деятельность

    Функция – воздействие с целью агитации и пропаганды, т.е. формирование общественного мнения; сообщение (информирование граждан о событиях в стране и мире)

    Жанры– очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты и др.

    Особенности стиля – логичность; образность; эмоциональность; оценочность; жанровое разнообразие

    Языковые средства – общественно-политическая лексика и фразеология; частотны заимствованные слова (особенно англицизмы); эмоционально-экспрессивная лексика; разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначность; эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и восклицания, лексические повторы, инверсия, синтаксический параллелизм, парцелляция

  • Слайд 10

    Художественный стиль речи

    Форма и вид речи – письменная; монолог, диалог. полилог

    Сфера общения – словесно-художественное творчество

    Функция – воздействие, единство коммуникативной и эстетической функций

    Жанры– роман, повесть, рассказ, драма, трагедия, сказка и др.

    Особенности стиля – широкое использование средств других стилей и средств нелитературных (просторечия, диалектов, жаргонов); широкое применение экспрессивных и изобразительных средств языка; поэтический синтаксис; индивидуализация стиля (стиль писателя)

    Языковые средства – лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная; широкое употребление тропов и стилистических фигур: эпитеты, сравнения, метафоры, анафоры, антитезы, риторические вопросы, инверсии и др.

  • Слайд 11

    Какой это стиль?

    • Стандартные фразы (клише)
    • Устойчивые обороты
    • Отсутствие эмоциональной лексики, тропов
    • Обилие существительных, обозначающих действие как предмет (в связи с поездкой, во избежание…, по окончании…)
    • Употребление производных предлогов.
    • Официально-деловой
  • Слайд 12

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»

    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

  • Слайд 13

    Статья 17

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    (Конституция Российской Федерации)

  • Слайд 14

    Какой это стиль?

    • Гражданская лексика
    • Эмоциональность (ирония, торжественность, гнев и пр.)
    • Оценочная лексика
    • Синонимия, антонимия, бессоюзие, многосоюзие, фразеологизмы, антитеза
    • Литературные тропы (метафора, эпитеты, сравнения, оксюморон, повторы, метонимия и пр.)
    • Риторический вопрос
    • Поговорки, пословицы,
    • Цитирование
    • Публицистический
  • Слайд 15

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»

    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

  • Слайд 16

    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

    Социальный долг человека – быть интеллигентным.

    ( Д.С. Лихачев)

  • Слайд 17

    Какой это стиль?

    • Образность
    • Эмоциональность
    • Лиричность
    • Историзмы, архаизмы
    • Диалектизмы
    • Разговорная (в том числе, грубая) лексика
    • Тропы
    • Нарушение грамматических норм
    • Художественный
  • Слайд 18

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?»

    Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле».

    Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

    Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» - спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?».

    Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным.

  • Слайд 19

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?»

    Ответил друг, плечами пожимая:

    «Я с этим человеком не знаком,

    Что про него хорошего я знаю?»

    «Вон человек, что скажешь ты о нем?» -

    Спросил я у товарища другого.

    «Я с этим человеком не знаком,

    Что я могу сказать о нем плохого?»

    Р. Гамзатов.

  • Слайд 20

    Какой это стиль?

    • Специальная лексика
    • Термины
    • Точность в передаче мысли
    • Отсутствие эмоциональности, экспрессии
    • Обилие сложносочиненных/ сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов

    Научный

  • Слайд 21

    Вода – хороший растворитель. Это связано с молекулярным строением воды и вытекающими отсюда ярко выраженными электрическими свойствами молекул. Тело, оказавшееся в воде, очень чувствует эти свойства. На поверхности тела чрезвычайно ослабляется молекулярное притяжение. Настолько, что это притяжение уже не может сопротивляться ударам молекул друг о друга при их тепловом движении. Атомы или молекулы начинают постепенно отрываться от поверхности тела и переходить в воду. А это и есть процесс растворения. (По В. Келлеру)

  • Слайд 22

    Использованные материалы:

    1.А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

    2. ЕГЭ-2008: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И. Львова. - М.: Эксмо, 2008.

    3. Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ – 2007. Вступительные экзамены. - Р/Д: Легион, 2006.

    4. И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. – М.: Рольф, 2001.

    5. Н.С. Валгина. Теория текста. – М.: Логос, 2004.

    6. А.Я. Кузьма, О.В. Неупокоева, К.В. Прохорова. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007.

    7. В.И. Капинос и др. развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

    8. Е.И.Никитина. Русская речь: учеб. Пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред.шк. – М.: Просвещение, 1992.

  • Слайд 23
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке