Содержание
-
шпаргалка по русскому языку Выполнили: Калаева Е., Божева М., Соломатникова Р., Долгих Е., Мжельская В. Проверила: Г.И. Стрыгина
-
содержание корни с чередованием Основные правила грамматики русского языка О-Ё в корнях после шипящих И-Ы после Ц Приставки на ...з - ...с Приставки пре- и при- НЕ с существительными НЕ с прилагательными Суффиксы прилагательных -Н-, -НН- в суффиксах прилаг-ых
-
О-А в безударных корнях -лаг- - -лож- О (перед ж) -лож- положить предложить изложить А (перед г) -лаг- полагать прилагательное Исключение: полог О-А в безударных корнях -раст- - -ращ- - -рос- А (перед СТ, Щ) -раст- - -ращ- возраст растить выращивать приращение О (перед остальными) -рос- заросли Исключения:росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав
-
О - А в безударных корнях -кос- - -кас- А перед суффиксом -а- касаться прикасаться касательная О перед -сн- прикоснуться прикосновение -зар- - -зор- -зар- зарево зарница зорька озарение Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор- Под ударением Без ударения -гар- -гор- загар загорел огарок горелый -клан- - -клон- -клон- кланяться наклонять поклон склонение -твар- - -твор- -твор- тварь творить творчество
-
Упражнение. Вставьте пропущенные буквы. Выделите по два слова в каждом столбце, которые не подходят под правило (1) (2) (3) отл…жить оп…режать беспрек…словный усл…жнить отм…реть зак…снелый ул…житься уп…раться прик…сновение пол…гаться вым…рать прик…сание усл…ждать зал…ваться к…снуться ТРЕНИНГ
-
И - Е в корнях с чередованием И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях -бир(а)- собирать -бер-соберет -дир(а)- обдирать -дер-обдерет -мир(а)- замирать -мер-замереть -тир(а)- обтирать -тер-обтереть -пир(а)- запирать -пер-запереть -жиг(а)- выжигать -жег- выжег -стил(а)- расстилать -стел- расстелить -блист(а)-блистать -блест- блестеть -чит(а)- вычитать -чет- вычет Но: сочетать, сочетание
-
О - А в безударных корнях -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -ровн- -мок- (-моч-) в словах со значением "пропускать непромокаемый жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" вымокнуть -мак- "погружать в жидкость" макать сухарь в чай -равн- "равный, наравне, одинаковый" подравнять - сделать равным уравнение -ровн- "прямой, гладкий, ровный" заровнять Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь
-
О - Ё в корнях после шипящих Ё (под ударением) шёлк - шелка зачёт - вычет щёголь - щеголять шёпот - шептать О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов, шомпол
-
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Уч...ный, брош...ровщик, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, заж...г (глагол), ш...тландка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, парч...вый, ч...рствый, ш...пот, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ж...ри, параш...т, ш...мпол, сж...гший. Тренинг
-
И - Ы после Ц Ы окончания слов: пловцы, птицы, смуглолицый суффикс -ын-: сестрицын цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них И в корне существительных: цилиндр, цинга, цифра в словах на -ция: кульминация
-
Приставки на ...з - ...с
-
Приставки пре- и при- Запомни!
-
Запомнить:
-
УпражнениеЗапишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.Бе..смысленный спор, и..коренить зло, во..креснуть из мертвых, бе..жизненная пустыня, во..главить делегацию, ра..стелить покрывало, ра..бросанные вещи, ра..сыпанное зерно, ра...битое окно, ра..купленные книги.Упражнение Запишите предложения, вставляя букву "з" или "с" в приставке.1. Мой котенок и..царапал весь диван.2. Бе..шумно ра..творилась дверь.3. Он говорил бе..думно и бе..связно.4. Бе..заботно проходили летние дни.5. Меня ра..строил ра..серженный голос мамы.6. Впереди была бе..конечная дорога.7. Я бе..ропотно выполнил просьбу.8. С огромной высоты ни..вергался водопад.9. Мы и..черпали все во..можности.10. И...балованный ребенок и..портил ра..порядок праздника. Тренинг
-
НЕ с существительными Запомни!
-
Запомнить:
-
Выпишите, раскрывая скобки, сначала словосочетания с существительными, в которых не- является префиксом, затем с существительными, в которых не- - часть корня. Свой выбор обоснуйте. (Не)брежность в работе, рассказывать (не)былицы, оказаться (не)веждой, остановиться в (не)решительности, (не)точность в расчётах, большие (не)взгоды, (неаккуратность ученика, (не)приветливость в обращении, (непримиримость к врагу, (не)урожай зерновых, (не)организованность в работе, (не)вежливость в общении. Спишите загадки вместе с отгадками, раскрывая скобки и вставляя нужные буквы. Объясните правописание не с именами существительными. 1. Круглая, а (не)месяц(ь?), ж..лтая, а (не)со..нце, сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мыш.. . 2. Что же это за девица? (Не)швея, (не)мастериц.., ничего сама не ш..ёт, а в иголках круглый год. 3. (Не)девица, а в зеркало глядит(ь?)ся, (не)старуха, а голова серебрит(ь?)ся. 4. (Не)куст, а с листоч(ь?)ками, (не)рубашка, а сшита, (не)человек, а рассказывает. Тренинг
-
НЕ с прилагательными
-
Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не. Как вы понимаете значение выделенных пословиц и высказываний? А. 1. (Не)верный друг — опасный враг. 2. Добрая слава злому (не)навистна. 3. (Не)доброе слово больнее огня жжёт. 4. Честна (не)кудрявая речь, а правдивая. 5. (Не)чистая совесть спать (не)даёт. 6. Живи (не)прошлым, а завтрашним днём. 7. В (не)дружной семье добра (не)бывает. 8. (Не)разумного учить, что в бездонную кадку воду лить. Б. 1. Человек должен верить, что (не)понятное можно понять. (Гёте) 2. (Не)довольство собой есть (не)обходимое условие разумной жизни. Только (не)довольство побуждает к работе над собой. (Л. Толстой) 3. Лучше в совершенстве выполнить (не)большую часть дела, чем сделать плохо десять дел. (Аристотель) 4. Человек, делающий других счастливыми, (не)может быть (не)счастливым. (Гельвеций) Тренинг
-
Суффиксы прилагательных Суффиксы -ив-, -ев- Суффиксы -оньк-, -еньк-
-
Суффиксы -к-, -ск-
-
-Н-, -НН- в суффиксах прилагательных
-
В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой Травы зелены (зеленый). Дорога длинна (длинный).
-
. 1, Образуйте от имён существительных прилагательные с помощью указанных в теории суффиксов. Весна, сон, солома, торжество, железо, отечество, экскурсия, камень, кожа, серебро, алмаз, государство.2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте суффиксы прилагательных и объясните их правописание. Матрёшка — это деревя(н,нн)ая кукла. Изображает она ру(с,сс)кую крестьянскую девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших матрёшек. Матрёшка в шали алого цвета стояла на письме(н,нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях. Деревенский мастер нагр..дил матрёшек ру(с,сс)кой кр..сотой, соболи(н,нн)ыми бровями и ярким румянц..м. Синие глаза он прикрыл дли(н,нн)ыми р..сницами. (По К. Паустовскому) Тренинг
-
3. Вставьте вместо пропусков уместное по смыслу слово ветряной или ветреный. 1. Стояла ... погода. 2. Осенью ... дни часты. 3. Сегодня ... утро. 4. Это был ... юноша. 5. На краю села стояла ... мельница. Д л я с п р а в о к: ветряной - приводимый в действие силой ветра, ветреный - с ветром, переносное значение - легкомысленный, пустой человек.4. Вставьте вместо пропусков н или нн. Объясните значение выделенных пословиц. 1. Исти..ый друг познаётся в беде. 2. Стари..ая пословица не мимо молвится. 3. Согласие лучше каме..ых стен. 4. Голосок соловьи..ый, да коготок ястреби..ый. 5. Отольются кошке мышки..ы слёзы. 6. Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую — люди. 7. Друг — це..ый клад, недругу никто не рад. 8. Ветре..ого человека и в тихую погоду узнать можно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.