Содержание
-
Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
Цель: знакомство с одним из способов образования сложных прилагательных
Задачи:
- Сопоставить сложные способы образования существительных и прилагательных;
- Повторение правила правописания соединительных гласных в сложных словах.
pptcloud.ru
-
Языковая разминка
-Запишите слова:
Хлеборезка, диван-кровать, пароход, самолет, водовоз, землекоп, рыболов, земледелие, радиофизик, киноактер, теледокументалист, фотограф.
-Каким способом образованы данные имена существительные?
-
Прилагательные могут быть образованы следующими способами:
1. Путем сложение основ:
- Русско-немецкий словарь, вагоноремонтный завод;
2.Путем сложения слов с соединительной гласной (о, е):
- древнерусский, западноевропейский;
3.Образование от подчинительных словосочетаний:
- Народное хозяйство – народнохозяйственный, литьё чугуна – чугунолитейный;
4.Образование от сочинительных словосочетаний(между словами можно вставить союз и):
- Шахматно-шашечный турнир (шахматный и шашечный), желто-зелёные листья (жёлтые и зелёные)
-
Правописание сложных имен прилагательных
Если прилагательное образовано от подчинительного словосочетания, то оно пишется СЛИТНО: железнодорожный путь (железная дорога), средневековый замок (средний век)
2. Если сложное прилагательное образовано от сочинительного словосочетания, то оно пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС: плодово-ягодный джем, шахматно-шашечный турнир.
3.Также через дефис пишутся:
- сложные прилагательные, обозначающие сочетания цветов или оттенки цвета: тёмно-зелёный, жёлто-коричневый;
- сложные прилагательные, обозначающие стороны света: юго-западный район, северо-восточный ветер;
- сложные прилагательные, образованные от существительных, имеющих дефис: алма-атинский поезд (Алма-Ата).
-
Аналитическое задание
Сравните данные слова, имеющие одинаковое или близкое значение, но отличающиеся структурными особенностями (наличием-отсутствием суффикса в первой части):
Выводы:
Есть суффикс в первой части – пишем через дефис;
Нет суффикса в первой части – пишем слитно
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Упражнение 360
Распределительный диктант
(Светло)голубой, (багрово)красный, (темно)коричневый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зеленый, (тепло)возный, (верто)летный, (ледо)кольный.
-
ПРОВЕРКА
-
Итоги урока
- Что нового узнали?
- Что было легким, а что сложным?
- Расскажите о правописании сложных существительных
-
Домашнее задание
1) § 107,
2) упражнение 359
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.