Содержание
-
Урок-презентацияТема: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах
страдательных причастий настоящего времени.
Цель урока: познакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; сформировать навык написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа по развитию речи: Составление словосочетаний, предложений со страдательными причастиями настоящего времени.
-
-выполнение упр.98 Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший,
прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший
-
Употребление данных причастий не соответствует литературной норме. Почему? Для ответа на этот вопрос вам необходимо вспомнить, от каких глагольных форм образуются причастия, затем записать предложения в исправленном виде.
1) Ребята, сделающие модели самолетов, будут премированы.
2) Туристы, увидящие красоты озер Карелии, никогда не забудут их.
3) Ученики, прочитаемые эту книгу, надолго запомнят ее героев.
-
Спряжение глаголов
1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение)
2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению?
( Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).
-К I спряжению?
-
Выборочный диктант: выписать глаголы, объяснить их окончания.
- Труд все побеждает.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Золотые руки на серебро не купишь.
- Потерянного времени не воротишь.
- Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
-
1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения,2 вариант: выписать
причастия, образованные от глаголов I спряжения
Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями
-
Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов:
- прекрасный - приставку
- описать – приставка
- доля-корень
- потчевать - суффикс
- колющегося– суффикс
- синеющий - окончание
-
С полученным словом составьте словосочетания, предложение.- Произвести синтаксический разбор
предложения.
Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни
-
Физкультминутка.
комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
-
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -ем- ( -ом- ), -им-. неопр. ф. гл. наст. вр. Читать ( I спр.) – читает + -ем- читаемый. Нести ( I спр.) – несёт + -ом- несомый. Слышать ( II спр.) – слышит + -им- слышимый. Исключение: движимый ( от двигать, I спр.) Выбор суффикса зависит от спряжения глагола. От глаголов I спряжения причастия образуются с помощью суффикса -ем- ( -ом- ):От глаголов II спряжения – с помощью суффикса -им-.
-
Обрати внимание!!!
Многие глаголы не образуют страдательных причастий наст.времени, например:
Жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и пр.
-
Замените действительные причастия настоящего времени страдательными
Образец.
Российские солдаты, охраняющие границу.-
Граница, охраняемая российскими солдатами.
1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.
-
Вывод
При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
-
Автор презентации
Учитель русского языка и литературы Селиванова Светлана Ивановна
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.