Презентация на тему "Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина" 8 класс

Презентация: Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 8 класса на тему "Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина" по русскому языку. Состоит из 28 слайдов. Размер файла 1.91 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина
    Слайд 1

    Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

    “Самостоянье человека – залог величия его”. А.С. Пушкин

  • Слайд 2

    Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода. А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года.

  • Слайд 3

    Образ лирического героя Пушкина- это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

  • Слайд 4

    Свобода для А. Пушкина

    Свобода – вольность, воля, высшее общественное благо Свобода – основа дружбы Свобода – условие творчества Свобода – абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, в ней возможность и перспектива преодоления несовершенств жизни.

  • Слайд 5

    «К Лицинию» (1815)…Я сердцем римлянин, кипит в груди свобода,Во мне не дремлет дух великого народа. Пушкин впервые коснулся вопроса российского «политического быта». Несмотря на то что в стихотворении поэт обращается к Риму, все вопросы обращены к русскому человеку:О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?Кто вас поработил и властью оковал?Квириты гордые под иго преклонились.Кому ж, о небеса, кому поработились?

  • Слайд 6

    Белинский писал: «Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается именно тем, что по его произведениям можно следить за постепенным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера. Стихотворения, написанные им в одном году, уже резко отличаются и по содержанию и по форме от стихотворений, написанных в следующем»

  • Слайд 7

    Вольнолюбивая лирика Пушкина

    1817 – «Вольность» 1818 – «К Чаадаеву» 1819 – «Деревня» 1820 – «Погасло дневное светило» 1822 – «Узник» 1824 – «К морю» 1827 – «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) 1827 – «Арион» 1828 – «Анчар»

  • Слайд 8

    Ода «Вольность» (1817)

    Хочу воспеть Свободу миру, На  тронах  поразить порок. четыре части 1 часть: автор обращается к «гордой певице Свободы» и просит вдохновить его на новую поэтическую тему: Увы! Куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи  немощные  слезы. 2 часть: автор размышляет о том, что для блага народов  необходимо сочетание  «мощных  законов»  с  «вольностью святой»: Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов  мощных  сочетанье.

  • Слайд 9

    3 часть: Пушкин подкрепляет историческими примерами мысль о том, что правители, которые не соблюдают законов, обречены на гибель (казнь французского короля Людовика XVI, насильственная смерть Павла  I): Самовластительный  злодей! Тебя, твой трон  я ненавижу, Твою погибель, смерть детей С жестокой радостию вижу… 4 часть: обращается к царям с призывом склониться «под сень надёжную Закона»,заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным: Склонитесь первые главой Под сень надежную закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой

  • Слайд 10

    1 Вывод: Поэт убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.Основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является "с вольностью святой законов мощных сочетанье".

  • Слайд 11

    ПЕРИФРАЗА

    -  троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких – «самовластительный злодей» (Наполеон) Найдите примеры еще: Свободы гордая певица (муза); Стражи трона (армия); тираны мира (цари);

  • Слайд 12

    «К Чаадаеву» (1818)

    По жанру это стихотворение - послание, обращенное к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, - Чаадаеву, и в этом послании слышны политические нотки: Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы! Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает "отчизне посвятить души прекрасные порывы".

  • Слайд 13

    2 Вывод: понимание свободы связано с жизнью сердца, с представлением о чести, долге, с прекрасными порывами «нетерпеливой» души. Образ России связан с надеждой прекрасного будущего. Она как спящий богатырь, который воспрянет ото сна.

  • Слайд 14

    «Деревня» (1819)

    стихотворение композиционно делится на две части и построено по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, рисуется незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым. во второй части - резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

  • Слайд 15

    В чем отличие стихотворения «Деревня» от оды «Вольность»? «Вольность» – общее понимание свободы, а «Деревня» - конкретное – жизнь крепостных крестьян. Почему автор предпочел деревню городу и оправдались ли его предположения? 3 Вывод: поэт мечтает увидеть народ неугнетённым, свободным, но это возможно в свободной стране. Уповает поэт на царя.

  • Слайд 16

    Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:    Шуми, шуми, послушное ветрило,    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.    Лети, корабль, неси меня к пределам дальным    По грозной прихоти обманчивых морей. Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824) Прощай, свободная стихия, В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой Море для Пушкина – всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека.

  • Слайд 17

    «К морю» (1824)

    Элегия завершает романтический период пушкинского творчества. Она как бы стоит "на стыке" двух периодов, так как в ней присутствуют и романтические образы, и черты реализма. Это прощание и с реальным Черным морем, с которым расстается поэт (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор родного отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом, и с собственной юностью. Проанализировать это стихотворение вам предстоит дома.

  • Слайд 18

    Декабристские организации.

    “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек. “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек. “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель. “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители – С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Николай:“Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?” Пущин: “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.

  • Слайд 22

    Послание «В Сибирь» (“Во глубине сибирских руд”) (1827)

    Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный,Печальным снегом занесенный,Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании. ..Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.

  • Слайд 23

    «Арион» (1827)

    Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали На руль склонясь, наш кормщик умный В молчании правил грузный челн; А я - беспечной веры полн - Пловцам я пел... Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе: Я гимны прежние пою...

  • Слайд 24

    Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. 4 Вывод: Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.  

  • Слайд 25

    "Анчар"(1828)

    Философская притча. Как понимаете термин? Композиционный прием – контраст. Докажите. Сколько частей в стихотворении? Владыка – раб (какими показаны) Авторское отношение к ним. Как легенда о дереве связана с темой свободы?

  • Слайд 26

    Общие выводы:

    Тема свободы является основной в творчестве Пушкина и претерпевает эволюцию: - провозглашение отвлеченной вольности; - пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью; - мотив гуманистической идеи «дарования свободы»; - широкое обобщение и исследование источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

  • Слайд 27

    Домашнее задание

    Анализ одного из стихотворений по плану «К морю» «Анчар» План существует в двух вариантах : короткий - только пункты, порядок записи (см. ниже) ; подробный (интерпретация) - в приложенном файле. Его надо ИЗУЧИТЬ, распечатать и вклеить в тетрадь. В нём много информации, которой нужно пользоваться при анализе стихотворений. ПЛАН АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ (КРАТКИЙ): АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГОД НАПИСАНИЯ. ТЕМА ЖАНР КОМПОЗИЦИЯ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЛЕКСИКА СИНТАКСИС СМЫСЛОВОЙ ИТОГ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • Слайд 28

    Источники

    http://ps.1september.ru/ http://www.myshared.ru/theme/skachat-prezentatsii-k-urokam/ http://pptcloud.ru/

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке