Презентация на тему "Урок по теме "Н и НН в словах разных частей речи"" 11 класс

Презентация: Урок по теме "Н и НН в словах разных частей речи"
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Урок по теме "Н и НН в словах разных частей речи"" по русскому языку. Презентация состоит из 15 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.22 Мб.

Содержание

  • Презентация: Урок по теме "Н и НН в словах разных частей речи"
    Слайд 1

    Тема занятия:

    Н и НН в словах разных частей речи.

  • Слайд 2

    Цель занятия:

    Повторить написание Н и НН 1) в отыменных прилагательных; 2) в отглагольных прилагательных и причастиях; 3) в наречиях на –о, -е; 4) в существительных.

  • Слайд 3

    Правописание Н и НН в отыменных прилагательных

  • Слайд 4

    Правописание отглагольных прилагательных.

  • Слайд 5

    Правописание причастий.

  • Слайд 6

    Запомни исключения!

  • Слайд 7

    Запомни!

    В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм и др. во второй части, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно Н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например, гладкокрашеный, домотканый, малоезженый, свежемороженый и др.

  • Слайд 8

    Правописание кратких прилагательных и причастий.

    Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько вполной форме этого же слова Н-р, Ночь длинна (длинный). Книга интересна (интересный). Причастия В кратких причастиях пишется одна Н. Книга прочитана. Задача решена.

  • Слайд 9

    Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?

  • Слайд 10

    Правописание наречий и существительных.

    Наречия на –о, -е В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано. Н-р, говорить (как?) взволнованно (образовано от слова взволнованный) Работать серьезно (от серьезный) Существительные В производных существительных Н или НН пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены. НН пишется если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина), если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия:болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенн-ость (доверенный), Н пишется багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость Примечание. При образовании производных существительных суффикс -ник (-ниц-) присоединяется к основам существительных (ср.:дружин-а - дружин-ник, полен-о - полен-ниц-а), а суффикс -ик (-иц) - к основам прилагательных или причастий (ср.: дровян-ой - дровян-ик; изгнанн-ый - изгнанн-ик, изгнанн-иц-а).

  • Слайд 11

    Переход причастий в имена прилагательные

    Наличие у причастий признаков, общих с именами прилагательными, способствует переходу причастий в имена прилагательные. Этот переход, наблюдавшийся в предшествующие периоды истории русского языка, интенсивно осуществляется в наше время. В современном языке есть слова, совершенно утратившие присущую им некогда глагольность и превратившиеся в обычные прилагательные (откровенный от отъкрыти, обыкновенный от обыкнутии подобные: священный, блаженный, неприкосновенный, вдохновенный, умышленный, промышленный, дерзновенный, сокровенный, незабвенный, надменный, смиренный, благословенный, согбенный, окаянный, отчаянный, неожиданный, постоянный, непрестанный, несказанный и др.). Причастными образованиями по происхождению, полностью утратившими глагольные признаки (значение процесса, время, вид, залог и способность управления), являются в современном языке прилагательные двух типов: лежачий, висячий, колючий, горючий и т.п. и смелый, горелый, зрелый, постылый, пришлый и т.п. (ср.: лежачий - лежащий, висячий - висящий и горелый - горевший, зрелый - зревший). Особую группу прилагательных составляют образования от глагольных основ посредством суффиксов -им-, -ем-, обычно употребляемые в сращении с не- (непобедимый, неподражаемый) со значением невозможности, недопустимости действия или состояния. Различие суффиксов -им-, -ем- в данном случае опирается на принадлежность исходных глаголов к разным типам спряжения: невыразимый (выразить - II спряжение),неподражаемый (подражать - I спряжение).

  • Слайд 12

    Переход причастий в прилагательные (продолжение)

    Семантическое (смысловое) перерождение причастия при переходе в прилагательное выражается в утрате причастием значения временного признака, создаваемого деятельностью предмета. Образованное от причастия прилагательное обозначает постоянный признак предмета (ср.: рассеянный туман - рассеянный школьник), причем часто приобретает определенную качественно-оценочную окраску, положительную или отрицательную (ср.: воспитанный мальчик, распущенный мальчик). Для прилагательных, образованных от страдательных причастий прошедшего времени, характерно метонимическое употребление, обусловленное семантическим отрывом от значения основы производящего глагола; ср.: растерянный багаж (определяемое слово багаж - объект действия) и растерянный вид (определяемое слово вид не мыслится как объект действия). Со стороны морфологической прилагательное, образованное от причастия, лишено залоговых и видо-временных значений и потому характеризуется способностью: 1) образовывать краткие формы: кинжал блестящ; 2) образовывать наречия посредством суффиксов -о, -е: напряженно, блестяще и т.п.; 3) иметь степени сравнения: организованнее, увереннее; 4) образовывать отвлеченные существительные на -ость (рассеянность, видимость) и 5) сочетаться с наречиями меры и степени: очень организованный коллектив, весьма изысканный вкус. В отношении синтаксическом отпричастные прилагательные отличаются от причастий утратой глагольного управления. Дополнение в винительном падеже без предлога, характерное для причастий действительных (от глаголов переходных), и в творительном падеже без предлога (в значении субъекта и орудия действия) для причастий страдательных, невозможно при образованных от причастий прилагательных. В зависимости от синтаксических условий отпричастные прилагательные субстантивируются: Учащиеся благодарили преподавателя.

  • Слайд 13

    Домашнее задание.

    А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой законче(2)ости и тщательности, что несколько препятствовалосвободе и непринуждё(3)ой лёгкости. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

  • Слайд 14

    А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3 А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен. 1) 1, 2 2) 2 3) 1 4) 1, 2, 3 А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал. 1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

  • Слайд 15

    А7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор. 1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 А8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора. 1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 1, 3, 4 А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н? Укажите часть речи слов с пропущенными буквами. Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени. 1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке