Содержание
-
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ДИСКУССИОННУЮ ТЕМУ ПО КАРТИНЕК. ВАСИЛЬЕВА «НАШЕСТВИЕ»развитие речи 7 класс
Учитель русского языка и литературы Павлодарского филиала МБОУ М-Алабушской сош Евстратова Елена Викторовна
-
Цели:
- подготовить учащихся к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему; показать учащимся роль символов-образов, которые есть на полотне; раскрыть смысл концепта «нашествие»; обучать школьников особенностям дискуссионной речи, умению высказывать свою точку зрения и аргументировано и корректно доказывать свою позицию; способствовать воспитанию уважения, преклонения перед павшими в Великой Отечественной войне, неприятие фашизма как силы, несущей смерть и разрушение.
-
Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова В тоске и славе этих лет... А. Твардовский
-
Константин Алексеевич Васильев
Картины он, художник, рисовалО древности, о вотчине славян…На Севере начало всех начал –Страны Гипербореи главный стан…Творил художник, словно песню рел.А воспеванье русов – путь крамол?!Но там, в Руси, художник разгляделТакой типаж, как «Северный Орёл».И этот славянин – не раб, не смерд,Напротив – стойкость духа не сломать!Взгляд той свободы, что боится Смерть,А из таких как он слагалась рать…Сказания славян и мир былин,И правды негасимой древний светЛюбил художник…Он достойный сынЬ------------------------------------------------Единой, той Руси, которой нет…Вбезвременье ушёл в расцвете лет…16 апреля 2011г. (акропортрет)
-
Родился Константин Васильев 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Детство, юность и зрелые годы прошли в небольшом поселке Васильево, недалеко от Казани.С ранних лет мальчик стремился к рисованию, а когда ему исполнилось 11 лет, он сдал вступительные экзамены и поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат имени В. И. Сурикова. Затем он продолжает учебу в Казанском художественном училище, где учится на театрального декоратора. Дипломной работой художника стали эскизы к драме А. Н. Островского "Снегурочка". Закончив училище с отличием, он не останавливается на достигнутом, а продолжает искать свой стиль, свой путь в живописи.В ранних произведениях он обращается к фольклору и пишет цикл картин "Русь былинная".Другая тема, которая была близка художнику, - нравственная природа человека. Высокими человеческими чувствами преисполнены его картины "Встреча у окна", "У ворот", "Северный орел", "Ожидание" и другие.Особое место в творчестве К. Васильева, рожденного в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских. Он пишет картины "Парад 41-го", "Тоска по Родине", "Прощание славянки", "Маршал Советского Союза Г. К. Жуков", "Нашествие"...Трагический случай оборвал жизнь молодого талантливого художника, прожившего всего 34 года, но его жизнь продолжается в картинах, которые он успел подарить людям.
-
Нашествие
-
Беседа по картине.
- Картина называется "Нашествие". Что такое нашествие? - Мы определили лексическое значение слова, но его смысл всегда гораздо глубже. Как вы думаете, почему художник выбрал именно это слово для своего произведения, а не назвал картину просто - "Война"? А что есть в этом слове? - Какие синонимы вы могли бы подобрать к слову нашествие? - Почему не эти слова выбрал художник
-
- Вспомните, как охарактеризовал слово война Твардовский. А как бы вы охарактеризовали слово нашествие? Оно светлое или мрачное, тихое или громкое, дружественное или враждебное? - А какого... цвета это слово? - Теперь, когда мы столько увидели в слове-названии картины, всмотритесь в саму картину. Что необычного в ее цветовом решении? - Действительно, картина названа серым словом, и в самом полотне преобладает серый цвет. Подумаем, случайно ли это, для чего поразмышляем над словом серый. Скажите, что окрашено в серый цвет?
-
Мы пока не говорили о композиции картины и ее содержании. Что же на ней изображено? - Соответствует ли содержание тому настроению, которое мы с вами определили и которое, как мы выяснили, задается названием и цветом?
-
Отрывок из книги А. Доронина "Руси волшебная палитра"
Художник долго вынашивал замысел картины и не один раз переписывал начатое. Первоначально это была многофигурная композиция с изображением отчаянной битвы тевтонов со славянами. Но, постепенно сфокусировав главную идею и переведя конфликт в план идейно-символический, Васильев упразднил батальные сцены, заменяя их как бы двумя сконцентрированными духовно противоборствующими силами.На холсте остаются лишь два символа. С одной стороны стоит остов разрушенного Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нем ликами святых, которые поют сомкнутыми губами неслышимые нами, но какие-то грозные гимны. А с другой - мимо проходит, извиваясь змеей и размеренно чеканя шаг, железная колонна разрушителей....
-
Каков был первоначальный замысел картины? - Как изменился замысел и композиция картины? - В тексте сказано, что эти силы - символы. Как вы понимаете слово символ? - Что лее символизируют эти силы на картине?
-
"...в мощном символическом контексте сталкиваются в исполинской борьбе два извечных противоборствующих начала - Добро и Зло, которые имеют конкретную земную форму: Мы и Они". А. Доронин
-
Когда идет борьба реальная, противоборствуют зримые силы (те же тевтоны и славяне), все понятно, а как понять: духовно противоборствующие силы? - Рассмотрим более внимательно, как изобразил художник духовное противостояние Добра и Зла, какую реальную форму приняли эти понятия на картине. Символ Зла, как мы сказали, - захватчики. Как изобразил их художник? - Самое главное вы заметили - одинаковость. Все захватчики на одно лицо, у них нет индивидуальности, нет чувств, мыслей, настроений. Они - единое целое. Они - нашествие. Говорят, глаза - зеркало души человека. Показана ли душа у тех человеческих фигур, которые мы видим на картине? - Как вы считаете, случайно ли художник не показывает нам глаза захватчиков? - Глаза человека предназначены для того, чтобы видеть. Видят ли захватчики то, что они делают? - Такую или подобную картину, наверное, видел не один раз и сам художник. Но он пишет разрушенный храм - храм, лишенный былой красоты и величия. Как вы думаете, какие чувства он испытывает? - Если вспомнить нашу историю, то, всякий раз, когда враги нападали на русскую землю, они в первую очередь уничтожали, разрушали именно храмы. Как вы думаете, почему? - Храм, который мы видим на полотне Васильева, разрушен. Как вы думаете, случайно ли художник показывает нам фигуры святых неповрежденными, целыми?
-
. Почему же мы так уверены в силе, справедливости, конечной победе над нашествием? - Есть такое пожелание у людей: пожелание мирного неба над головой. Можно ли небо на картине Васильева назвать мирным? - Каким нам показывает небо войны художник? - Как бы вы охарактеризовали просвет на небе? - Можно ли простить то, что происходит на картине, оправдать это нашествие? - Какие чувства, мысли возникают у вас, когда вы смотрите на картину К. Васильева?
-
Сила художника в том, что он, показывая нам трагические страницы истории, передал свою боль за поруганные святыни, а кроме того, помог каждому из нас, кто не пережил войну, почувствовать ее зловещее дыхание, задуматься о будущем, сделать все для того, чтобы война никогда не повторилась.
-
Словарно-стилистическая работа.
Подберите антонимы к словам и подумайте, с какими существительными их можно использовать в тексте сочинения: Позитивный, положительный
-
Какое слово из двух синонимичных больше подойдет к стилю вашего сочинения: негативный или отрицательный? Подберите определения к словам облака (какие?)
-
Подберите синонимы к словам захватчики руины Выберите из ряда синонимов слова, которые стилистически верно помогут вам охарактеризовать детали картины:лицо - лих - застывшая маска.
-
При перечислении аргументов, приводимых в доказательство своих мыслей, можно воспользоваться специальными словами. Продолжите их ряд:во-первых... (во-вторых, в третьих...);сначала ... (кроме того, еще одно, наконец...)Составьте несколько предложений с вводными словами.
-
Подберите вводные выражения, которые позволят вам указать на то, что вы высказываете собственные мысли:Я думаю ... (я считаю, мне кажется, я полагаю...)Составьте предложение с одним из выбранных выражений.
-
Запишите вводные слова, которые смягчают категоричность суждений (возможно, вероятно, наверное, скорее всего...)Составьте предложение с одним из выбранных слов.
-
. Продолжите предложения так, чтобы получились простые распространенные предложения с однородными членами:Слово "нашествие" обозначает...Нашествие несет людям...В картине преобладают...
-
Работа над текстом сочинения
Задача - написать сочинение на дискуссионную тему. Тема "Можно ли назвать картину К. Васильева "Нашествие" живописным протестом против войны?"
-
Словарно-стилистическая работа.
Как вы понимаете слово "дискуссия"? - Каков будет основной тип речи, используемый в сочинении? - Вспомните, какова структура рассуждения. - Каким будет ваш тезис? - Как вы будете эти тезисы доказывать?
-
- Будете ли вы использовать при доказательстве тезиса описание как тип речи? - Что представляет собой вывод сочинения? - Какой стиль вы выберете для своего сочинения? - Вспомните и назовите основные признаки этого стиля.
-
План сочинения
1. Тезис: картина как протест против войны. (Картина - дань памяти погибшим в войне.)2. Доказательства - особенности картины:а) название;б) цветовая гамма;в) композиция и содержание картины.3. Вывод.
-
Задание на дом
Написать сочинение-рассуждение на тему дискуссионного характера "Можно ли картину К. Васильева "Нашествие" считать живописным протестом против войны?"
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.