Содержание
-
Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями с опорой на технологию М.Г. Плохотнюк «Закрытая картинка » с применением сигнальной системы.
воспитатель первой категории Корюкина. Л.А Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9»
-
Все мы знаем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в общении. Неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Причины кроются в том, что, дети с ОНР имеют недостаточный запас знаний об окружающем мире, не обращают внимание на детали изучаемого объекта, к тому же этим детям трудно программировать собственные высказывания. А это в свою очередь не формирует мотивацию к высказыванию. Сегодня я хочу остановиться на развитии диалогической речи у детей с ОНР. Не отказываясь от других приемов работы, по данному направлению, я использую работу по «Закрытой картинке».
-
Цель - работы по закрытой картинке научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят. картинка
-
Этот прием разработан учителем логопедом М.Г. Плохотнюки успешно применяется для коррекции речи в деском саду. В такой ситуации ,когда дети не видят картинку, их вопросы максимально мотивированы. Чтобы спросить о чем то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать её, а это в свою очередь помогает развитию умению лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности. Важным здесь является усвоение детьми ключевых вопросительных слов, как опорных системных единиц. Особенность метода заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер интегрируя в себе сразу несколько областей.
-
Основные задачи: Во первых- сформировать и развить познавательный интерес и лексико - грамматические категории; Во вторых – научить детей задавать вопросы и отвечать на них развернутой фразой, вести непринуждённую беседу; В третьих – сформировать умение описывать закрытую картину по частям; В четвертых –развить у детей мышление, внимание, память; В пятых - сформировать умение ориентироваться в пространстве через применение сигнальной системы;
-
Работа ведется по трем направлениям Усложнение формы и содержания объекта Усложнение содержания и формулировок вопросов Развитие самостоятельности детей при работе с закрытой картинкой
-
Этапы 1 этап - выяснение содержания закрытой картинки с использованием сигнальной системы; 2 этап – зарисовка детьми содержания закрытой картинки по представлению с опорой на сигнальную систему; 3 этап – анализ рисунков и сравнение их между собой и оригиналом; 4 этап – дети составляют рассказ по картинке.
-
-
Первое направление – усложнение формы и содержания объекта Простая картинка со статичным предметом Предмет сложной формы с большим количеством деталей Картинка с действующим персонажам Что это (классификация) , размер, форма, как используют, частипредмета, цвет. кто ,рост и возраст, что делает? особенности внешнего вида, количество объектов . Картинка с изображением нескольких персонажей и объектов
-
Аналогичное описание + место действия, время года, количество объектов, чем занимаются, детали одежды, сколько планов на картине, кто и где изброжен Сюжетная картинка Второе направление – усложнение содержания закрытой картинки и формулировки вопросов При усложнении вида работы с сюжетной картинкой, я заметила, что дети с трудом запоминают ее содержание, пространственное расположение предметов . Сложность приобретения такого опыта обусловлена тем, что детям сложно поддерживать устойчивое внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, выдерживать последовательность высказываний. Чтобы решить эту проблему, я решила ввести сигнальную систему, которая выступит в роли плана подсказки , сделают высказывания ребенка связным и последовательным. сигнальная система лист бумаги Фланелеграф, мальберт
-
Сюжет из сказки План: Сколько планов у картины? Где происходят действия? Что нарисовано на 1 плане? Сколько их? Какого размера медведи? Как выглядит, детали одежды. Место положение каждого. Чем занимаются, какое настроение? Что нарисовано рядом с медведями? Где находится? Что изображено на 2 плане? Где находится? Какого цвета и размера? Какие части есть у предмета ? Что находится рядом? Какого цвета и размера? Какое время года? Какая погода? Что нарисовано в вверху картины? Сколько их, местоположение каждого.
-
После того как дети при помощи вопросов узнали содержание картинки, я предлагаю детям нарисовать содержание картинки, т. е. воспроизвести её по памяти. Перед рисованием я еще раз вместе с детьми описываю картинку с помощью сигналов. При систематической работе с сигнальной системой у детей развиваются пространственное восприятие, память, разговорная речь, а также контроль над содержанием высказывания.Если ребенок в процессе рисования что то забыл ,он может задать вопрос показывая на кружок (место предмета)на листе бумаги. После чего дети сравнивают свои рисунки с оригиналом и между собой. Таким образом дети учатся анализировать свои работы. При систематической работе над анализом рисунков и сопоставления их с образцом и между собой у дошкольников в значительной степени развивается самостоятельность в оценке своих работ и работ товарищей. Затем организуется беседа по содержанию картинки.
-
-
-
-
-
-
Третье направление связано с развитием самостоятельности детей Маленький учитель Уменьшении помощи при формулировке ответа Ребенок сам формулирует ответы Контроль педагога Развитие навыка описания по частям
-
Используя в многолетней практике такой прием, как работа с закрытой картиной или спрятанным предметом, мы пришли к следующим выводам. Используя такой прием, как работа с закрытой картиной или спрятанным предметом, я пришла к выводу, что: дети овладели диалогической формой речи, в процессе общения они научились задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме; входе работы по закрытому объекту у детей пополнился словарный запас; у детей выработалось умение устно описывать содержание картинки; также сформировалось умение ориентироваться в пространстве; у детей появилась устойчивая мотивация к самостоятельному высказыванию; Результат
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.