Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
- Проверьте готовность к уроку.
-Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)
-Вспомните правила работы в паре.
Сообщение темы и задач урока.
-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)
Чистописание.
1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)
Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)
- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами.
2) Игра с суффиксами.
-Кто это? (кот) (Слайд №3)
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)
-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?
Аналогично разбираются слова домик-дом-домище
-Запишите слова и выделите суффиксы.
Закрепление знаний о суффиксе.
-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.
-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)
(задание на индивидуальных карточках)
Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова..
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение.
Суффикс имеет значение.
Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).
-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)
-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.
-Расскажите правило друг другу (работа в парах).
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначу уголком
Называю …(суффиксом).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.
Работа над новым материалом.
1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)
2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6)
-Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.
-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?
-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)
-Прочитайте баню.
-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.
-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).
-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)
-Выпишите эти слова в столбик.
- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?
-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?
- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.
3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.
-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев.
Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.
Заполнение кластера. (Слайд №8)
Части слова
Корень Суффикс Окончание
Общая часть для образования для изменения
родственных слов новых слов формы слова
-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)
Ветерок - ?
1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.
2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.
3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс
–ок-.
- Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)
-Проверка на доске
-Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?
Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.
1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён.
-От первых трёх имён образуйте ласковую форму.
Проверка.
-К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)
2.Давай подумаем. (Слайд №14)
Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?
3. Образование отчеств.
-Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15)
-Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?
-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску).
-Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16)
Андрей -
Роман -
Кузьма –
-Проверка.
-Запиши своё отчество, выделите суффикс.
-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-.
-Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?
Итог урока.
-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?
-На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17)
-Понимаю, что такое суффикс.
-Умею находить суффикс в слове.
-Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
-Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
-Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание.
Стр.107 упражнение №2.
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.