Презентация на тему "Значения суффиксов"

Презентация: Значения суффиксов
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
23 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, которая поможет провести урок в начальной школе по изучению суффиксов и из значению. Педагог наглядно демонстрирует роль суффиксов в образовании слов и дает первые правила по их применению.

Краткое содержание

  • Изучаем суффиксы
  • Алгоритм поиска суффикса в слове
  • Картинки - помощники
  • Поясняющие схемы
  • Физкультминутка для глаз

Содержание

  • Презентация: Значения суффиксов
    Слайд 1

    Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе «XXI век» учителя начальных

    классов лицея №265 Мазуровой Л.В.

    Значения суффиксов

  • Слайд 2
  • Слайд 3
    • кот
    • котик
    • котище
  • Слайд 4
    • домик
    • дом
    • домище
  • Слайд 5
    • Суффикс – это маленькое слово.
    • Суффикс – это часть слова.
    • Суффикс служит для образования новых слов.
    • Суффикс служит для связи слов в предложении.
    • Суффикс стоит перед корнем.
    • Суффикс стоит после корня.
    • Суффикс имеет значение.
    • Суффикс не имеет значение.

    1)

    2)

    3)

    4)

  • Слайд 6

    Басня.

    Басня – это поучительное произведение(рассказ или стихотворение). Герои басни – чаще всего различные животные или предметы, которые ведут себя как люди. В баснях высмеиваются глупость, жадность, трусость, зазнайство и другие недостатки людей.

    Басни чему-либо учат, наставляют. В баснях есть мораль (поучение).

  • Слайд 7

    Заяц и ёж.

    Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

    «Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!»

    - «Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают

    меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так твоя хорошенькая шкурка?»

    Зайчик вместо ответа только вздохнул.

    (К.Ушинский)

  • Слайд 8

    Части слова

    • корень
    • суффикс
    • окончание

    общая часть родственных слов

    для образования новых слов

    для изменения формы слова

  • Слайд 9

    Алгоритм нахождения суффикса в слове.

    1

    2

    3

  • Слайд 10

    Найдите суффикс в словах:

    голосок, столик, стебелёк, стульчик, тигрёнок.

  • Слайд 11

    Физкультминутка для глаз

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Берегите зрение

  • Слайд 14

    Серёжа написал: «Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;

    «Алёшинька», потому что сочетания жи-ши надо писать через и.

    Учитель назвал такие ответы ошибочными.

    Почему?

  • Слайд 15
    • -евн-Сергеевна
    • -евич-
    • Сергеевич
    • -овн-Петровна
    • -ович-
    • Петрович
    • -еничн-
    • Ильинична
    • -ич-
    • Ильич

    Образуют отчества

  • Слайд 16

    Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы:

    • Андрей –
    • Роман – Кузьма –
    • Андреевич, Андреевна.
    • Романович, Романовна.
    • Кузьмич, Кузьминична.
  • Слайд 17
    • Понимаю, что такое суффикс.
    • Умею находить суффикс в слове.
    • Знаю три значения, которые может иметь суффикс.
    • Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов.
  • Слайд 18

    Молодцы!

Посмотреть все слайды

Конспект

Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов лицея №265 Мазуровой Л.В.

2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов. Цель урока: -познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Задачи урока:

предметные -формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов; -углублять представления о значении суффикса в слове; -обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные -способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; -побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения; -акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование: -ноутбук, проектор, презентация к уроку; -карточки для индивидуальной работы и работы в парах; -учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.); -учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина); -справочник по литературному чтению «Книгочей»; -таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент. - Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок. - Проверьте готовность к уроку. -Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

Чистописание. 1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами. 2) Игра с суффиксами. -Кто это? (кот) (Слайд №3) - Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище. -Как кот превратился в котище? -Какое значение придал суффикс –ищ- слову? - А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище -Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю Другое слово получу. Обозначу уголком Называю …(суффиксом). -Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6) -Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова) -Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев. Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)

Части слова

Корень Суффикс Окончание

Общая часть для образования для изменения

родственных слов новых слов формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

–ок-.

- Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)

-Проверка на доске -Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён. -От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

Проверка. -К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств. -Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15) -Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску). -Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16) Андрей - Роман - Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-. -Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок? -На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17) -Понимаю, что такое суффикс. -Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс. -Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. -Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание. Стр.107 упражнение №2.

Положительный настрой на урок. Сравнение. Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ, обобщение. Умение работать в паре.

Подведение промежуточного итога. Оценка.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Открытый урок по русскому языку учителя начальных классов лицея №265 Мазуровой Л.В.

2 класс. УМК Начальная школа «XXI век».

Тема урока: Значения суффиксов. Цель урока: -познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Задачи урока:

предметные -формировать у учащихся умения образовывать слова с помощью суффиксов; -углублять представления о значении суффикса в слове; -обогащать словарный запас учащихся;

метапредметные -способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи; -побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения; -акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле.

Оборудование: -ноутбук, проектор, презентация к уроку; -карточки для индивидуальной работы и работы в парах; -учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по русскому языку (1 часть, автор С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др.); -учебник для 2 класса четырехлетней нач.школы по литературному чтению(1 часть, автор Л.А.Ефросинина); -справочник по литературному чтению «Книгочей»; -таблицы с суффиксами и значениями суффиксов.

I.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Организационный момент. - Прозвенел уже звонок, Нам пора начать урок. - Проверьте готовность к уроку. -Что особенного приготовили к уроку? (карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в паре)

-Вспомните правила работы в паре.

Сообщение темы и задач урока.

-На предыдущем уроке мы начали изучение темы «Суффикс» и на сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этой темы. Сегодня мы узнаем о новых значениях суффиксов и научимся находить суффиксы в словах, используя алгоритм (на доске таблица с задачами) (слайд №1)

Чистописание. 1)-Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной букв И, и и соединений с этими буквами. (Слайд №2)

Ии ии ие ик ил ищ ит (возможны варианты безотрывного письма и письма с отрывом)

- Найдите сочетания, которые могут быть суффиксами. 2) Игра с суффиксами. -Кто это? (кот) (Слайд №3) - Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище. -Как кот превратился в котище? -Какое значение придал суффикс –ищ- слову? - А как превратить в маленького кота? Котик (Слайд №4)

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Аналогично разбираются слова домик-дом-домище -Запишите слова и выделите суффиксы.

Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое.

-Найдите верные утверждения и подчеркните их. (Слайд №5)

(задание на индивидуальных карточках)

Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова..

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.101) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю Другое слово получу. Обозначу уголком Называю …(суффиксом). -Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе.

Работа над новым материалом.

1.Откройте учебники и найдите урок №48 (стр.103-106)

2. Найдите упражнение №1. Прочитайте задание. (Слайд №6) -Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня. Кому трудно, обратитесь к справочной литературе или к учебнику по литературному чтению.

-Найдите в литературном справочнике «Книгочей» или в учебнике по литературному чтению определение, что такое басня?

-Как работать со справочником? (работа в парах) (Слайд №7)

-Прочитайте баню.

-Почему это произведение можно назвать басней? Докажите.

-Чему учит эта басня? (обсуждение сначала с соседом, затем в классе).

-Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова) -Выпишите эти слова в столбик.

- Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

-Какое значение приобретают слова с суффиксом –еньк-?

- Запишите еще 2-3 слова с таким же суффиксом.

3.Кластер. Выведение алгоритма нахождения суффикса в словах.

-Всё на свете из чего-либо состоит. Облако – из капель воды. Лес – из деревьев. Наша речь состоит из …. (предложений), предложения состоят из … (слов). А слова имеют свой строительный материал. -Вспомните из каких частей состоят слова.

Заполнение кластера. (Слайд №8)

Части слова

Корень Суффикс Окончание

Общая часть для образования для изменения

родственных слов новых слов формы слова

-Посмотрите на схему и подумайте как найти суффикс в слове? Давайте попробуем вывести алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. (Слайд №9)

Ветерок - ?

1. Найти окончание(изменить слово). Изменим слово – ветерки, ветерка, ветерку. Значит в слове ветерок нулевое окончание.

2. Найти корень (подобрать родственные слова). Ветер, ветреный, ветрище. Значит в слове ветерок корень ветер.

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием). Значит в слове ветерок суффикс

–ок-.

- Работа в парах. Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах . (Слайд №10)

-Проверка на доске -Какую из поставленных на уроке задач мы выполнили?

Физкультминутка(зарядка для пальцев и глаз). (Слайд №11, 12, 13)

Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов.

1. Найдите упражнение №3. Прочитайте задание. Обратите внимание на подсказку. С помощью каких суффиксов можно образовать ласковые формы имён. -От первых трёх имён образуйте ласковую форму.

Проверка. -К какой категории значений суффиксов мы можем отнести эти суффиксы? (к уменьшительно-ласкательным)

2.Давай подумаем. (Слайд №14)

Серёжа написал:»Лидачка» и обозначил суффикс –чк-, так как слово образовано от слова Лида;»Алёшинька», потому что сочетания жи –ши надо писать через и. Учитель назвал такие ответы ошибочными. Почему?

3. Образование отчеств. -Рассмотрите схему образования отчеств. (Слайд №15) -Можно ли образовать отчества от женских имён? Почему?

-Какие суффиксы используют для образования мужских отчеств, а какие для женских? (добавить новые суффиксы на доску). -Образуйте отчества от следующих имён и выделите суффиксы (работа в группах): (слайд №16) Андрей - Роман - Кузьма –

-Проверка.

-Запиши своё отчество, выделите суффикс.

-Какое значение имеют суффиксы –евн-, -овн-. –ич-, --евич-, -ович-, иничн-. -Выполнили ли мы вторую задачу на уроке?

Итог урока.

-Какой части слова был посвящён сегодняшний урок? -На карточках у вас есть таблица. Определите, что вы понимаете, знаете и умеете. Если ответ «да» поставьте в кружке галочку. (Слайд №17) -Понимаю, что такое суффикс. -Умею находить суффикс в слове.

-Знаю три значения, которые может иметь суффикс. -Умею образовывать новые слова с помощью суффиксов. -Положите карточки в папку по русскому языку. И следующий урок русского языка мы начнем с разбора трудностей возникших на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание. Стр.107 упражнение №2.

Положительный настрой на урок. Сравнение. Способы взаимодействия.

Целеполагание (постановка учебных задач)

Сравнение и анализ.

Рассуждение.

Поиск информации,

анализ, обобщение. Умение работать в паре.

Подведение промежуточного итога. Оценка.

Поиск необходимой информации (умение пользоваться справочной литературой), анализ, умения выражать свои мысли и объяснять свой выбор.

Прогнозирование.

Обобщение.

Планирование учебной деятельности.

Оценка

Контроль.

Сравнение и анализ.

Сравнение, установление аналогий.

Рассуждение

Контроль.

Оценка.

Умение оценивать свои знания в соответствии с поставленной целью.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке