Презентация на тему "Студенты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”: к постановке проблемы"

Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Студенты-гуманитарии и вытеснение "систематического" мышления "поисковым": к постановке проблемы" описывает проблему ориентированности современного высшего образования на тенденции в мировой экономической и других областях. Также рассматриваются проблемы мышления современных студентов.

Краткое содержание

  • Систематическое мышление студентов;
  • Описание ситуации в высшем образовании;
  • Студентоориентированность;
  • Дефицит систематического мышления.

Содержание

  • Слайд 1

    Студенты-гуманитарии и вытеснение “систематического” мышления “поисковым”: к постановке проблемы

    Фактически – разворачивание названия, и одновременно – демонстрация некоторых проблемных полей, на которые возможен выход в рамках семинара.

  • Слайд 2

    Введение

    • Неклюдов С.Ю. «Поля» и «пути» нашего знания (О некоторых исследовательских и педагогических проблемах современных гуманитарных дисциплин) // Коммуникативные структуры и гуманитарные технологии. СПб., 2007
    • Выявляющиеся у студентов дефициты знаний: не просто невежество, а отсутствие потребности в систематическом знании – будь то таблица, хронологическая таблица, карта, ощущение логических или идеологических противоречий внутри точки зрения и т.п.

    Среди объяснений:

    • Этому недоучивают в школе (и это довольно легко (по крайней мере, у мотивированных студентов) исправляется специальными заданиями, о чем я буду еще говорить);
    • Гораздо более слабое представление об истине. Студенты ФИИ, 3 курс – на вопрос «Что отличает Вашу хорошую курсовую от плохой?» отвечают не про соответствие реальности, а про коммуникативно-карьерные аспекты.
    • А мы всё боремся с позитивизмом, которого давно нет.

  • Слайд 3

    Систематическое мышление студентов

    Но! Может быть, систематическое мышление студентам не то, чтобы ненужно, но у них есть чем его заменить?

    • (В особенности в коммерческой, бюрократической, а не научной среде) в условиях «третьей волны», «информационного общества» – поиск как стратегия обращения с информацией эффективнее точной (например, документоведческой) систематизации. Ad hoc-решения. Быстрое устаревание правильного и тщательного знания.
    • Требования точной библиографии, точного (не путать с плагиатом!) цитирования – уже анахронизм. Поиск находит и по приблизительным данным.
    • Выбор конструктивизма в преподавании. В обучении: «хороший» результат – не «отгадать правильный ответ», а произвести удачный продукт или провести презентацию.
    • Мы учим, что окончательных решений нет.
    • Что важнее выбрать проект и начать его делать, а не отыскивать абсолютно идеальный проект.
    • Качество диплома – не идеально выбранная тема, а то, как ты его напишешь, даже если у отправного варианта темы и есть недостатки, и он постепенно изменится.

  • Слайд 4

    Итак, пример проблемы

    Происходит ли эпистемологический сдвиг, и если да, правильно ли, что мы продолжаем преподавать средствами, адаптированными к старой эпистеме?

    2 поля контекстов:

    1. Объективные изменения образовательной ситуации.
    2. Проблемы студентоцентричности

  • Слайд 5

    Объективные изменения образовательной ситуации

    • Омассовление высшего образования, охватывает > 50 % населения.
    • То, что срок подготовки индивида к обществу вновь удлинился до 13-15 лет –нормально.
    • Проблема: гумбольдтовские образовательные технологии (образование посредством науки) были ориентированы на будущую элиту, мотивированную и конкурентную. Когда образование становится всеобщим, у обучения понижается КПД – профессиональные компетенции понадобятся мало кому из аудитории и преподаются неэффективными для немотивированных студентов способами.
    • Самый распространенный преподавательский ответ: в условиях «фельдшеризации» (Н.В. Брагинская) главное – все равно растить смену (пусть в аспирантуре), а студентов, хоть они и школьники, можно учить тому же, что и «бывших хороших» студентов – думать, самоорганизовываться, отвечать за свои обещания и т.п.
    • Ответ не столько неправильный, сколько волюнтаристский: будем делать то же, что и раньше. Мне это кажется нашим выбором, а не студенческим.

  • Слайд 6

    О других факторах еще короче

    • Политическое использование образования:
      • life-long-learning как уменьшение и маскировка безработицы
      • образование как средство интеграции (национальных) меньшинств
    • Сомнительное финансирование (в случае гуманитарных дисциплин сильно зависящее от идеологической ангажированности)
    • Интернет и компьютер как технологии
    • Упрощение редактирования в научной работе, возможность индивидуального научного производства
      • проблематизация институтов экспертизы,
      • сперва форсирование, потом уменьшение плагиата,
      • самоощущение, связанное с социальными сетями

  • Слайд 7

    Студентоориентированность, студентоцентичность

    • Доступное для меня. Смотреть, в результате занятия или курса, что происходит не с предметом, или моим знанием о нем, или моими исследовательскими интересами, а что происходит со студентами.
    • То, что студенты теперь заказчики нашей работы – проблема, но прежде всего маркетинговая.
    • Мы держимся нашей бранжи (И. Бабель), и поскольку у нас только она и есть, ее и продаем. Если я предлагаю «обучение самостоятельному мышлению», я так буду использовать институциональные формы и так стоять во время занятия на ушах, чтобы некий критический минимум все-таки выбрал именно эту услугу.
    • Т.е. для меня студент – очень серьезный контрагент. Его нужно изучать, развлекать, заманивать, стимулировать и т.п. Но при этом я скорее ощущаю себя так, что я продаю студенту не то, что ему надо, а то, что у меня есть.

  • Слайд 8

    Возвращаясь к теме дефицита систематического мышления

    • Есть довольно много средств по работе именно с этим недостатком:
    • Предмет - достаточно системный.
    • Для понимания требуются усилия на уровне осознания сложных связей (даже синтаксиса, не говоря о доказательствах) и узнавания места конкретной проблемы в общей системе.
    • Контроль – довольно строгий.
    • Задания по ходу курса – на систематизирующие навыки мышления, составление таблиц и логических схем.

  • Слайд 9

     

    • Но фундаментальный вопрос остается нерешенным: надо ли учить их думать системно, или это наша привычка и инерция, а студенты в этом не нуждаются?
    • Аналогичный вопрос: надо ли учить их думать критически?
    • Есть лукавство (или нерешенность для меня) в том, чтобы называть систему студентоцентричной и при этом оставлять за собой право знать, что студентам надо знать и в чем упражняться, а в чем не надо.
    • Обобщая, мне не хватает самого фундаментального – понимания студенческой мотивации. Зачем они пришли, кроме как социализироваться = адаптироваться или даже преуспеть и выделиться в игре, в которую их принудительно поместили, задав правила.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд