Презентация на тему "Формирование процессов словообразования у детей с онр"

Презентация: Формирование процессов словообразования у детей с онр
Включить эффекты
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Формирование процессов словообразования у детей с онр" по педагогике. Состоит из 8 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    8
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование процессов словообразования у детей с онр
    Слайд 1

    Формирование процессов словообразования у детей с онр

    Подготовила: Вагнер К.Р.

  • Слайд 2

    Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.

    Ребенок постепенно овладевает законами словообразования, в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Например при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. (у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья»). «Словотворчество» протекает с  учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть». А.Н. Гвоздев отмечает: «Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребёнок овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, и усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребёнок получает в нём совершенное орудие общения и мышления». Но ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: несклоняемые существительные и др.

  • Слайд 3

    Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.

    Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на 2 году жизни. Но старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи,  при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместогрибок и др. Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади –лошная, лошадья илилошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий»  речи. Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.

  • Слайд 4

    Этапы логопедической работы по формированию словообразования.

    Первый этап – закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей. Существительные. Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к- , -ик-, -чик-. Глаголы. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; возвратных и невозвратных глаголов. Прилагательные. Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

  • Слайд 5

    Второй этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей

    Существительные.Образование: - уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -оньк-, -еньк-, -ышек-, ышк-; - существительных с суффиксом -ниц- (сахарница); существительных с суффиксами -инк-, -ин- (пылинка,  виноградина). Глаголы. Глаголы с приставками в-, вы-, на-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-. Прилагательные. Образование: - притяжательных прилагательных с суффиксом -и- без чередования (лисий); - относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; - качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

  • Слайд 6

    Третий этап – уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

    Существительные. Образование названий профессий. Глаголы. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, за-, под-, пере-, до-. Прилагательные. Образование: - притяжательных прилагательных с суффиксом -и- с чередованием (волчий); - относительных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-; - качественных прилагательных с суффиксами –оват-, -еньк-.

  • Слайд 7

    Игры на формирование словообразования

    Игра «Назови ласково». Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, её можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик и др.). Игра «Покажи на картинке». Логопед предлагает детям показать на картинке, где действие уже совершено, а где оно совершается: Мыла – вымыла,  вешает – повесила, умывается – умылся,  стирает – постирала. Игра «Ералаш». Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного. Игра «Что для чего?»Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).Затем задаёт вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице).После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится.Далее логопед предлагает детям ещё раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчёркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

  • Слайд 8

    Используемая литература

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М., Педагогика, 1961. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. -М.:ВЛАДОС, 2001. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Союз, 2001. Серебрякова Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольниками со стёртой формой дизартрии и без нарушений речи //Нар.речи: методы изучения и коррекции.- СПб., 1993. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи. Ж - л Дефектология 2001, №4,с. 68 – 76. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: 2002. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего  школьного возраста  с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2005. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: «Айрес-Пресс», 2004. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений: - М.: Гуманитарный издательский Центр Владос, 2000.- 240 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке