Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по астрономии, рассчитанная для учеников начальной школы. Благодаря данной работе ребята смогут совершить виртуальное путешествие по нашей солнечной системе, своими глазами увидев, как выглядят небесные тела.
Карашова Татьяна Анатольевна Учитель начальных классов
МОУ»Козыревская СОШ» п.Мирный Красноармейского района Челябинской области
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
СОЛНЦЕ
Слайд 9
СОЛНЦЕ
ЗЕМЛЯ
Слайд 10
150 млн. км
Слайд 11
МЕРКУРИЙ
Слайд 12
ВЕНЕРА
Слайд 13
ЗЕМЛЯ
ЛУНА
Слайд 14
МАРС
фобос
Слайд 15
ЮПИТЕР
Слайд 16
САТУРН
Слайд 17
УРАН
Слайд 18
НЕПТУН
Слайд 19
ПЛУТОН
Слайд 20
ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 21
Спасибо за урок!
Слайд 22
Посмотреть все слайды
Конспект
Конспект урока
Классный час
Автор: Карашова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Козыревская СОШ»
п.Мирный Красноармейского района
Челябинской области
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Формирование представления учащихся о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
Задачи:
1. Познакомить с планетами Солнечной системы, научить различать планеты и звёзды.
2. Воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
3. Развивать познавательный интерес, бережное отношение к окружающему миру, расширять кругозор учащихся.
- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по просторам вселенной, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней. Надеваем космические скафандры и превращаемся в космонавтов.
III.Изучение нового материала.
Итак, наше путешествие начинается…
1 ученик: Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас.
2 ученик: Командует учитель: «Внимание! Взлёт!»
И наши ракеты уж мчатся вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Ребята, чтобы наша ракета взлетела, нужно дать команду «СТАРТ». Начинаем отсчёт: пять, четыре, три, два, один, СТАРТ! Наша ракета оторвалась от Земли. И вот мы в космосе. (Слайд №2-6)
Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды, планеты. Это небесные тела.
Звезды – это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты.
У каждой звезды в небе свое место, а группы звезд образуют созвездия (Слайд №7). Посмотрите внимательно, какие созвездия вам уже знакомы? – ответы детей.
Самая большая звезда – Солнце. Мы делаем первую остановку на ней. (Слайд№8)
Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
Автор: Аня Еськова
1 ученик: Солнце - самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Если за солнце взять большой апельсин, то Земля будет размером с горошину.(Слайд №9)
2 ученик:- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №10)
Летим дальше… Первая планета от Солнца – это планета Меркурий. (Слайд №11)
Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета -
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.
1 ученик: Среднее расстояние от Меркурия до Солнца всего лишь 58 млн. км. Полный облет вокруг Солнца планета совершает всего за три земных месяца, его скорость 47,9 км/сек. По размеру и весу Меркурий меньше Земли. На планете нет атмосферы, поэтому он подвергается жестокой бомбардировке поверхности глыбами, камнями и мелкими песчинками, блуждающими в космосе.
2 ученик: Из-за близости к Солнцу на освещенной стороне планеты царит зной: в полдень на экваторе Меркурия температура поднимается на 400 градусов выше нуля по шкале Цельсия. Правда, в противоположной точке в то же время она опускается почти до 200 градусов ниже нуля.
1 ученик: Самая прекрасная и самая близкая к Земле из планет - Венера - тысячелетия приковывает взгляды человека к себе. Сколько блестящих стихотворений породила Венера! Недаром она носит имя богини любви. Но сколько бы не изучали ученые нашу ближайшую соседку по Солнечной системе, количество вопросов не убывает. Планета полна загадок и чудес.
2 ученик: На первый взгляд, если бы у Земли был близнец, то это была бы Венера. Эти две планеты подобны в размере, массе, составе, и расстоянии от Солнца. Но на этом общие черты заканчиваются. У Венеры нет никакого океана. Венера имеет густые, быстро вращающиеся облака, которые заманивают поверхностную высокую температуру в ловушку, создавая парниковый эффект с температурой, достаточно горячей, чтобы расплавить свинец. Давление, настолько интенсивное, что человек на Венере чувствовал бы на себе давление, подобное давлению на глубине900 метров в Земном океане. Эти облака отражают солнечный свет в дополнение к парниковому эффекту. Поскольку Венера отражает так много солнечного света, это обычно — самая яркая планета в вечернем небе, её температура выше, чем на Меркурии - около475 °C.
3 ученик: Год на Венере составляет приблизительно 225 Земных дней, в то время как период вращения планеты составляет 243 Земных дня. День Венеры приблизительно равен 117 Земных дней. Венера вращается с востока на запад, а Земля с запада на восток. На Венере Солнце восходит на западе и заходит на востоке. Вот такая она, наша соседка.
И снова мы в полёте, посмотрите на слайд и отгадайте, на какую планету мы совершим приземление? (Слайд № 13)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Третья от Солнца и крупнейшая в своей группе планета. Единственное известное людям планетарное тело, где обитают живые существа. Имеет атмосферу (азот – 78%, кислород – 21%) и гидросферу.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Роман Сеф
1 ученик: Земля – пятая по величине планета в солнечной системе. Она вращается вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду, совершая один полный оборот за год. Так же планета крутится вокруг собственной оси с запада на восток. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси.
По своей форме Земля не совсем правильный шар. Она немного сплюснута с полюсов. Её диаметр по экватору – 12 756 километров, а диаметр от одного полюса до другого – 12 714 километров.
2 ученик: Приблизительно 70,8% поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет Солнечной системы. Вот такая она, наша планета.
3 ученик: Единственный естественный спутник Земли - Луна́. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек.
Продолжаем свой полёт, покидаем родную Землю и летим дальше от Солнца… (Слайд №14)
Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
1 ученик: Марс — это четвёртая от Солнца планета. Свое название получил в честь Марса, древнеримского бога войны. Также Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа. Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой. Одна из особенностей поверхности Марса, это ударные кратеры (наподобие лунных), вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера — самый крупный каньон.
2 ученик: Помимо схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но климат сильно отличается, он намного холоднее и суше земного. Из-за низкого давления вода не может существовать в жидком состоянии на, но вполне вероятно, что в прошлом условия были иными, и поэтому наличие примитивной жизни на планете исключать нельзя. У Марса есть два естественных спутника, Фобос и Деймос («страх» и «ужас»). Марс можно увидеть с Земли невооружённым глазом, хотя он и почти вдвое меньше Земли по размерам. Температура на экваторе планеты колеблется от +30 °C в полдень до −80 °С в полночь. Вблизи полюсов температура иногда падает до −123 °С.
Прежде чем продолжить путешествие, нужно немного размяться, встаём все на физкультминутку.
Физкультминутка:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Продолжаем наш полёт. Летим к планете – гиганту. (Слайд № 15)
Пятую именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер очень, очень уж большой
И лун за шестьдесят уже открыто
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Массивней разом спутников, планет
Быстро вращается с цветными облаками
А иногда «сверхмолнии» прочертят след
Владеет сильными магнитными полями.
Построен, как слоеный шар из газов
И твердым внутренним ядром.
Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
Столетних вихрей, Красный Дом.
А к спутникам, открытым Галилеем:
Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,
Давно космические зонды долетели,
Через пространство, проложили тропы.
Всех ярче звёзд, после Венеры,
Юпитер в небе выглядит у нас.
Немного не добрал в размере
И стать звездой не выпал час.
1 ученик: Юпитер — самая массивная планета в нашей солнечной системе. Внешность Юпитера — гобелен красивых цветов и атмосферных особенностей. Большинство видимых облаков составлено из аммиака. Вода находится глубоко и может иногда проявляться через ясные пятна в облаках. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Его экваториальный радиус равен 71,4 тыс. км, что в 11,2 раза превышает радиус Земли.
Масса Юпитера более чем в 2 раза превышает суммарную массу всех остальных планет солнечной системы, в 318 раз — массу Земли и всего в 1000 раз меньше массы Солнца.
2 ученик: Юпитер вращается вокруг своей оси, причём быстрее, чем любая другая планета Солнечной системы. Всё, что мы можем наблюдать на Юпитере — это облака верхнего слоя атмосферы. Гигантская планета состоит преимущественно из газа, в основном, из водорода и гелия и не имеет привычной нам твёрдой поверхности. Температура внешнего слоя облаков — около −130 °C, однако быстро растёт с глубиной. По данным спускаемого аппарата «Галилео», на глубине 130 км температура равна +150 °C.
3 ученик: По данным на декабрь 2005 года, у Юпитера известно 63 спутника — максимальное значение для Солнечной системы. По оценкам, спутников может быть не менее сотни. Четыре самых крупных спутника — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — были открыты ещё в 1610 г. Галилео Галилеем.
Следующая планета Солнечной системы это – Сатурн (Слайд №16).
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
1 ученик: Как и Юпитер, Сатурн состоит из водорода и гелия. Его объем в 755 раз больше объёма Земли. Сатурн обладает заметной кольцевой системой, состоящей главным образом из частичек льда, меньшего количества горных пород и пыли. Вокруг планеты обращается 62 известных на данный момент спутника. Титан — самый крупный из них. Среднее расстояние между Сатурном и Солнцем составляет 1 433 531 000 километров. Двигаясь со средней скоростью 9,69 км/с, Сатурн обращается вокруг Солнца за 10 759 дней (примерно 29,5 лет).
2 ученик: Сатурн относится к типу газовых планет: он состоит в основном из газов и не имеет твёрдой поверхности. Сатурн — одна из пяти планет Солнечной системы, легко видимых невооружённым глазом с Земли. Впервые увидел Сатурн через телескоп в 1609—1610 годах Галилео Галилей. Кольца Сатурна очень тонкие. При диаметре около 250 000 км их толщина не достигает и километра.
Всё дальше и дальше мы отдаляемся от Солнца… Седьмая остановка на планете Уран (Слайд № 17).
1 ученик: Это первая планета, обнаруженная с помощью телескопа, Уран был открыт в 1781 году астрономом Уильямом Херсчелом. Эта седьмая планета от Солнца настолько удалена, что полный оборот вокруг его оси занимает 84 года. Уран, не имеющий твердой поверхности – это одна из газовых планет-гигантов. Атмосфера Урана состоит главным образом из водорода и гелия с небольшим содержанием метана и следами воды и аммиака. Свой сине-зеленый цвет Уран приобретает от газа метан.
2 ученик: Так же, как и у других газовых гигантов Солнечной системы, у Урана имеется система колец и магнитосфера, а кроме того, 27 спутников. Период полного обращения Урана вокруг Солнца составляет 84 земных года. Температура Урана значительно ниже температуры других планет-гигантов Солнечной системы - 224 °C. У Урана есть слабо выраженная система колец, состоящая из частиц диаметром от нескольких миллиметров до 10 метров. Это — вторая кольцевая система, обнаруженная в Солнечной системе (первой была система колец Сатурна). На данный момент у Урана известно 13 колец, самым ярким из которых является кольцо ε (эпсилон).
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетает... Летим на следующую планету (Слайд № 18).
Нептун в сиянье голубом – “морское божество"
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
1 ученик: Нептун является восьмой планетой нашей солнечной системы, и стала первой планетой, обнаруженной на основе математических исследований, а не путем проведения регулярных наблюдений за небом. Нептун находится на расстоянии 4,5 миллиарда километров от Солнца, свою орбиту он проходит за 165 лет. Он невидим для невооруженного глаза, потому что он находится на довольно большом расстоянии от земли. Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.
2 ученик: Масса Нептуна в 17 раз превосходит Земную. Экваториальный радиус Нептуна равен 24 764 км, что почти в 4 раза больше земного. Среднее расстояние между Нептуном и Солнцем — 4,55 млрд км и полный оборот вокруг Солнца у него занимает почти 165 лет. У Нептуна на данный момент известно 13 спутников.
Наше космическое путешествие продолжается, осталась последняя остановка – это планета Плутон (Слайд № 19)
Здесь Солнца свет, чем звёздный, чуть сильнее.
Лучей и дней здесь медленен полёт.
Здесь метеоры о хрустальный лёд
со звоном бьются, от пространств шалея.
Ноль Кельвина. От холода синея,
дрожат созвездья. Мрачен небосвод.
Комета, пролетая, чуть вздохнёт,
по-женски неустроенность жалея.
Холодный, замкнутый на странность, мир,
который близок звёздам и планетам,
но точно так же и далёк от них.
Он одинок, как мудрый командир,
что, ночь не спав, отдал перед рассветом
приказ идти на штурм миров иных.
1 ученик: Плутон девятая планета Солнечной системы и десятое по величине небесное тело, обращающееся вокруг Солнца. Плутон состоит в основном из горных пород и льда и он относительно мал: его масса меньше массы Луны в пять раз, а объём — в три раза. Большое расстояние Плутона от Земли сильно усложняет его всестороннее исследование. Плутон выглядит светло-коричневым со слабым оттенком жёлтого. Спектроскопический анализ Плутона показывает, что его поверхность более чем на 98 % состоит из азотного льда со следами метана.
2 ученик: Масса Плутона составляет около 1% массы Земли. Температура атмосферы Плутона значительно выше температуры его поверхности и равна минус 180 градусам по Цельсию. У Плутона есть три естественных спутника: Харон, открытый в 1978 астрономом Джеймсом Кристи, и два маленьких спутника, Никта и Гидра, открытые в 2005 году.
IV. Закрепление пройденного материала.:
Наше путешествие заканчивается. Сегодня мы побывали на планетах Солнечной системы. (Слайд №20). А сейчас давайте вспомним, на каких планетах мы побывали. Я буду начинать стихотворение, а вы продолжайте.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
V. Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие? Если понравилось, давайте поаплодируем себе за внимательность, а ребятам, которые помогали мне сегодня на уроке за их труд.
Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой - все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок!
Конспект урока
Классный час
Автор: Карашова Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Козыревская СОШ»
п.Мирный Красноармейского района
Челябинской области
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Формирование представления учащихся о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле;
Задачи:
1. Познакомить с планетами Солнечной системы, научить различать планеты и звёзды.
2. Воспитывать уважительное бережное отношение к планете Земля.
3. Развивать познавательный интерес, бережное отношение к окружающему миру, расширять кругозор учащихся.
- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие по просторам вселенной, будем говорить о космических объектах, о Солнечной системе и о том, какое место занимает Земля в ней. Надеваем космические скафандры и превращаемся в космонавтов.
III.Изучение нового материала.
Итак, наше путешествие начинается…
1 ученик: Далёкие звёзды над нами горят,
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас,
И вот мы готовы к полёту сейчас.
2 ученик: Командует учитель: «Внимание! Взлёт!»
И наши ракеты уж мчатся вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.
Ребята, чтобы наша ракета взлетела, нужно дать команду «СТАРТ». Начинаем отсчёт: пять, четыре, три, два, один, СТАРТ! Наша ракета оторвалась от Земли. И вот мы в космосе. (Слайд №2-6)
Нашу планету окружает воздушная оболочка. Это атмосфера. А потом начинается бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся Солнце, звезды, планеты. Это небесные тела.
Звезды – это очень большие небесные тела. Они имеют форму шара, светятся и освещают планеты.
У каждой звезды в небе свое место, а группы звезд образуют созвездия (Слайд №7). Посмотрите внимательно, какие созвездия вам уже знакомы? – ответы детей.
Самая большая звезда – Солнце. Мы делаем первую остановку на ней. (Слайд№8)
Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.
Автор: Аня Еськова
1 ученик: Солнце - самая важная для человека звезда. Она дарит нам свет и тепло. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Если за солнце взять большой апельсин, то Земля будет размером с горошину.(Слайд №9)
2 ученик:- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры? Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется. (Слайд №10)
Летим дальше… Первая планета от Солнца – это планета Меркурий. (Слайд №11)
Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета -
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.
1 ученик: Среднее расстояние от Меркурия до Солнца всего лишь 58 млн. км. Полный облет вокруг Солнца планета совершает всего за три земных месяца, его скорость 47,9 км/сек. По размеру и весу Меркурий меньше Земли. На планете нет атмосферы, поэтому он подвергается жестокой бомбардировке поверхности глыбами, камнями и мелкими песчинками, блуждающими в космосе.
2 ученик: Из-за близости к Солнцу на освещенной стороне планеты царит зной: в полдень на экваторе Меркурия температура поднимается на 400 градусов выше нуля по шкале Цельсия. Правда, в противоположной точке в то же время она опускается почти до 200 градусов ниже нуля.
1 ученик: Самая прекрасная и самая близкая к Земле из планет - Венера - тысячелетия приковывает взгляды человека к себе. Сколько блестящих стихотворений породила Венера! Недаром она носит имя богини любви. Но сколько бы не изучали ученые нашу ближайшую соседку по Солнечной системе, количество вопросов не убывает. Планета полна загадок и чудес.
2 ученик: На первый взгляд, если бы у Земли был близнец, то это была бы Венера. Эти две планеты подобны в размере, массе, составе, и расстоянии от Солнца. Но на этом общие черты заканчиваются. У Венеры нет никакого океана. Венера имеет густые, быстро вращающиеся облака, которые заманивают поверхностную высокую температуру в ловушку, создавая парниковый эффект с температурой, достаточно горячей, чтобы расплавить свинец. Давление, настолько интенсивное, что человек на Венере чувствовал бы на себе давление, подобное давлению на глубине900 метров в Земном океане. Эти облака отражают солнечный свет в дополнение к парниковому эффекту. Поскольку Венера отражает так много солнечного света, это обычно — самая яркая планета в вечернем небе, её температура выше, чем на Меркурии - около475 °C.
3 ученик: Год на Венере составляет приблизительно 225 Земных дней, в то время как период вращения планеты составляет 243 Земных дня. День Венеры приблизительно равен 117 Земных дней. Венера вращается с востока на запад, а Земля с запада на восток. На Венере Солнце восходит на западе и заходит на востоке. Вот такая она, наша соседка.
И снова мы в полёте, посмотрите на слайд и отгадайте, на какую планету мы совершим приземление? (Слайд № 13)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Третья от Солнца и крупнейшая в своей группе планета. Единственное известное людям планетарное тело, где обитают живые существа. Имеет атмосферу (азот – 78%, кислород – 21%) и гидросферу.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Автор: Роман Сеф
1 ученик: Земля – пятая по величине планета в солнечной системе. Она вращается вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду, совершая один полный оборот за год. Так же планета крутится вокруг собственной оси с запада на восток. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси.
По своей форме Земля не совсем правильный шар. Она немного сплюснута с полюсов. Её диаметр по экватору – 12 756 километров, а диаметр от одного полюса до другого – 12 714 километров.
2 ученик: Приблизительно 70,8% поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет Солнечной системы. Вот такая она, наша планета.
3 ученик: Единственный естественный спутник Земли - Луна́. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца и пятый по величине естественный спутник планет Солнечной системы. Также является первым и единственным небесным телом, помимо Земли, на котором побывал человек.
Продолжаем свой полёт, покидаем родную Землю и летим дальше от Солнца… (Слайд №14)
Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
1 ученик: Марс — это четвёртая от Солнца планета. Свое название получил в честь Марса, древнеримского бога войны. Также Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа. Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой. Одна из особенностей поверхности Марса, это ударные кратеры (наподобие лунных), вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера — самый крупный каньон.
2 ученик: Помимо схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но климат сильно отличается, он намного холоднее и суше земного. Из-за низкого давления вода не может существовать в жидком состоянии на, но вполне вероятно, что в прошлом условия были иными, и поэтому наличие примитивной жизни на планете исключать нельзя. У Марса есть два естественных спутника, Фобос и Деймос («страх» и «ужас»). Марс можно увидеть с Земли невооружённым глазом, хотя он и почти вдвое меньше Земли по размерам. Температура на экваторе планеты колеблется от +30 °C в полдень до −80 °С в полночь. Вблизи полюсов температура иногда падает до −123 °С.
Прежде чем продолжить путешествие, нужно немного размяться, встаём все на физкультминутку.
Физкультминутка:
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Продолжаем наш полёт. Летим к планете – гиганту. (Слайд № 15)
Пятую именем Вселенского владыки
И римского царя богов зовут Юпитер.
Юпитер очень, очень уж большой
И лун за шестьдесят уже открыто
Космический глотает мусор хорошо
Имеет три кольца элитных.
Массивней разом спутников, планет
Быстро вращается с цветными облаками
А иногда «сверхмолнии» прочертят след
Владеет сильными магнитными полями.
Построен, как слоеный шар из газов
И твердым внутренним ядром.
Посмотрим в телескоп, увидим сразу,
Столетних вихрей, Красный Дом.
А к спутникам, открытым Галилеем:
Каллисто, Ио, Ганимед, Европа,
Давно космические зонды долетели,
Через пространство, проложили тропы.
Всех ярче звёзд, после Венеры,
Юпитер в небе выглядит у нас.
Немного не добрал в размере
И стать звездой не выпал час.
1 ученик: Юпитер — самая массивная планета в нашей солнечной системе. Внешность Юпитера — гобелен красивых цветов и атмосферных особенностей. Большинство видимых облаков составлено из аммиака. Вода находится глубоко и может иногда проявляться через ясные пятна в облаках. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Его экваториальный радиус равен 71,4 тыс. км, что в 11,2 раза превышает радиус Земли.
Масса Юпитера более чем в 2 раза превышает суммарную массу всех остальных планет солнечной системы, в 318 раз — массу Земли и всего в 1000 раз меньше массы Солнца.
2 ученик: Юпитер вращается вокруг своей оси, причём быстрее, чем любая другая планета Солнечной системы. Всё, что мы можем наблюдать на Юпитере — это облака верхнего слоя атмосферы. Гигантская планета состоит преимущественно из газа, в основном, из водорода и гелия и не имеет привычной нам твёрдой поверхности. Температура внешнего слоя облаков — около −130 °C, однако быстро растёт с глубиной. По данным спускаемого аппарата «Галилео», на глубине 130 км температура равна +150 °C.
3 ученик: По данным на декабрь 2005 года, у Юпитера известно 63 спутника — максимальное значение для Солнечной системы. По оценкам, спутников может быть не менее сотни. Четыре самых крупных спутника — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — были открыты ещё в 1610 г. Галилео Галилеем.
Следующая планета Солнечной системы это – Сатурн (Слайд №16).
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Римма Алдонина
1 ученик: Как и Юпитер, Сатурн состоит из водорода и гелия. Его объем в 755 раз больше объёма Земли. Сатурн обладает заметной кольцевой системой, состоящей главным образом из частичек льда, меньшего количества горных пород и пыли. Вокруг планеты обращается 62 известных на данный момент спутника. Титан — самый крупный из них. Среднее расстояние между Сатурном и Солнцем составляет 1 433 531 000 километров. Двигаясь со средней скоростью 9,69 км/с, Сатурн обращается вокруг Солнца за 10 759 дней (примерно 29,5 лет).
2 ученик: Сатурн относится к типу газовых планет: он состоит в основном из газов и не имеет твёрдой поверхности. Сатурн — одна из пяти планет Солнечной системы, легко видимых невооружённым глазом с Земли. Впервые увидел Сатурн через телескоп в 1609—1610 годах Галилео Галилей. Кольца Сатурна очень тонкие. При диаметре около 250 000 км их толщина не достигает и километра.
Всё дальше и дальше мы отдаляемся от Солнца… Седьмая остановка на планете Уран (Слайд № 17).
1 ученик: Это первая планета, обнаруженная с помощью телескопа, Уран был открыт в 1781 году астрономом Уильямом Херсчелом. Эта седьмая планета от Солнца настолько удалена, что полный оборот вокруг его оси занимает 84 года. Уран, не имеющий твердой поверхности – это одна из газовых планет-гигантов. Атмосфера Урана состоит главным образом из водорода и гелия с небольшим содержанием метана и следами воды и аммиака. Свой сине-зеленый цвет Уран приобретает от газа метан.
2 ученик: Так же, как и у других газовых гигантов Солнечной системы, у Урана имеется система колец и магнитосфера, а кроме того, 27 спутников. Период полного обращения Урана вокруг Солнца составляет 84 земных года. Температура Урана значительно ниже температуры других планет-гигантов Солнечной системы - 224 °C. У Урана есть слабо выраженная система колец, состоящая из частиц диаметром от нескольких миллиметров до 10 метров. Это — вторая кольцевая система, обнаруженная в Солнечной системе (первой была система колец Сатурна). На данный момент у Урана известно 13 колец, самым ярким из которых является кольцо ε (эпсилон).
И вновь в неведомые дали
Корабль космический взлетает... Летим на следующую планету (Слайд № 18).
Нептун в сиянье голубом – “морское божество"
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
1 ученик: Нептун является восьмой планетой нашей солнечной системы, и стала первой планетой, обнаруженной на основе математических исследований, а не путем проведения регулярных наблюдений за небом. Нептун находится на расстоянии 4,5 миллиарда километров от Солнца, свою орбиту он проходит за 165 лет. Он невидим для невооруженного глаза, потому что он находится на довольно большом расстоянии от земли. Температура Нептуна в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.
2 ученик: Масса Нептуна в 17 раз превосходит Земную. Экваториальный радиус Нептуна равен 24 764 км, что почти в 4 раза больше земного. Среднее расстояние между Нептуном и Солнцем — 4,55 млрд км и полный оборот вокруг Солнца у него занимает почти 165 лет. У Нептуна на данный момент известно 13 спутников.
Наше космическое путешествие продолжается, осталась последняя остановка – это планета Плутон (Слайд № 19)
Здесь Солнца свет, чем звёздный, чуть сильнее.
Лучей и дней здесь медленен полёт.
Здесь метеоры о хрустальный лёд
со звоном бьются, от пространств шалея.
Ноль Кельвина. От холода синея,
дрожат созвездья. Мрачен небосвод.
Комета, пролетая, чуть вздохнёт,
по-женски неустроенность жалея.
Холодный, замкнутый на странность, мир,
который близок звёздам и планетам,
но точно так же и далёк от них.
Он одинок, как мудрый командир,
что, ночь не спав, отдал перед рассветом
приказ идти на штурм миров иных.
1 ученик: Плутон девятая планета Солнечной системы и десятое по величине небесное тело, обращающееся вокруг Солнца. Плутон состоит в основном из горных пород и льда и он относительно мал: его масса меньше массы Луны в пять раз, а объём — в три раза. Большое расстояние Плутона от Земли сильно усложняет его всестороннее исследование. Плутон выглядит светло-коричневым со слабым оттенком жёлтого. Спектроскопический анализ Плутона показывает, что его поверхность более чем на 98 % состоит из азотного льда со следами метана.
2 ученик: Масса Плутона составляет около 1% массы Земли. Температура атмосферы Плутона значительно выше температуры его поверхности и равна минус 180 градусам по Цельсию. У Плутона есть три естественных спутника: Харон, открытый в 1978 астрономом Джеймсом Кристи, и два маленьких спутника, Никта и Гидра, открытые в 2005 году.
IV. Закрепление пройденного материала.:
Наше путешествие заканчивается. Сегодня мы побывали на планетах Солнечной системы. (Слайд №20). А сейчас давайте вспомним, на каких планетах мы побывали. Я буду начинать стихотворение, а вы продолжайте.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
V. Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие? Если понравилось, давайте поаплодируем себе за внимательность, а ребятам, которые помогали мне сегодня на уроке за их труд.
Наука развивается. Люди многое узнали об огромной Вселенной, в которой мы живем, научились запускать искусственные спутники Земли и летать в космос. Направили космические ракеты на Луну и другие планеты, построили обсерватории, оснащенные современной техникой - все это для того, чтобы разгадать тайны Вселенной. Но еще многое предстоит понять и узнать, возможно, это делать придется Вам. Спасибо за урок!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.