Содержание
-
Экономика и государство
-
План урока:
Экономические функции государства Инструменты регулирования экономики Денежно-кредитная политика Бюджетно-налоговая политика Нужна ли рынку помощь государства? Итог урока; д/з -§ 7, вопросы стр. 90
-
Задание на урок:
Нужна ли рынку помощь государства?
-
1. Экономические функции государства
1. Какие системы экономики вам известны? 2. Какая из них является наиболее эффективной и распространённой в настоящее время?
-
Традиционная экономика,в которой все определяется обычаями; Командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами; Рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно; Смешанная экономика, объединяющая самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства
-
Экономические функции государства постоянно расширяются, уточняются и совершенствуются.
1. В России складывается экономика смешанного типа. 2. Одна из главных целей – формирование социально ориентированного варианта рыночной политики 3. Для этого нужно решить множество проблем: —Устранение чрезмерной социальной дифференциации — Борьба с бедностью — Сокращение государственного долга — Борьба с коррупцией
-
Главные экономические функции государства:
Стабилизация экономики Защита прав собственности Регулирование денежного обращения Перераспределение доходов Регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками Производство общественныхблаг — А что такое – общественные блага? Что можно отнести к этой категории? ____________________________________________ Это товары и услуги, которые государство предоставляет всем гражданам на равных условиях – бесплатное образование и здравоохранение, библиотеки, парки, дороги, улицы и т.д.
-
К экономической политике государства относятся также: Финансовая Инвестиционная Научно-техническая Внешнеэкономическая Дополните перечень. Аграрная Инновационная Экологическая Социально-демографическая Образовательная и другие…
-
Внешние эффекты (воздействия)
В производстве некоторых видов общественных благ участвует частный капитал, например, в здравоохранении или образовании. Это вызвано некоторыми внешними эффектами (воздействиями), которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные - космонавтика, развитие которой способствует научно-техническому прогрессу. Отрицательные – появление издержек у третьих лиц, которые им не компенсируются
-
Направления экономической политики государства
В экономической политике любого государства есть два основных направления: 1. Стабилизационное – направлено на оздоровление экономики. Включает в себя бюджетно-фискальную и кредитно-денежнуюполитику 2. Структурное – направлено на обеспечение сбалансированного развития. Включает в себя государственную поддержку особо важных отраслей, производство общественных благ, ограничение монополий и т.д. В основном это правовые меры.
-
2. Инструменты регулирования экономики.
Фискальная политика Монетарная политика Правовое регулирование
-
Методы государственного воздействия на экономику
Прямые – это административные методы: законодательные, практика государственных заказов, развитие государственного сектора в экономике Косвенные – это использование фискальной и монетарной политики – налогообложение, система пошлин, кредитов, субсидий и т.д. ___________________________________ Во всём мире в регулировании рынка сейчас преобладают косвенные методы.
-
Правовое регулирование Госзаказы налоги Финансово- кредитное регулирование Кредитно- денежная система Экономическое программирование Методы государственного регулирования:
-
В экономической науке есть два взгляда на вмешательство государства в экономику
1. Монетаристы – Д.Юм, М.Фридмен считают, что рынок сам себя отрегулирует, поэтому налоги надо уменьшить и сократить государственные расходы. 2. Кейнсианцы - Дж. Кейнс (до 70-х гг. XX в. преобладали)напротив, считают необходимым вмешательство государства в экономику, особенно в сферы, не приносящие дохода, но жизненно важные для общества, например – образование, медицина, культура , экология, наука В нашей стране преобразования начались с монетаризма. Сейчас используются оба метода.
-
3. Денежно-кредитная(монетарная) политика
Это означает контроль над денежной массой в экономике. Органом, проводящим эту политику, является Центральный банк страны Даёт кредиты коммерческим банкам (под %) Дают кредиты предприятиям(под %) ______________________________________________________________________________________________________________________ Процент, взимаемый ЦБ, называется «учётная ставка». Чем он ниже, тем «дешевле» деньги и «длиннее» кредиты. — Что это значит?
-
Монетарная политика и инфляция
Как сказывается на развитии экономики повышение или понижение учётной ставки? ________________________________________ Понижая учётную ставку, государство увеличивает денежную массу, что приводит к усилению инфляции Повышая учётную ставку, государство сокращает денежную массу и понижает инфляцию
-
4. Бюджетно-налоговая (фискальная*) политика.
Задачи: • обеспечение стабильного развития экономики • предотвращение инфляции • обеспечение занятости населения Эти задачи реализуются через государственный бюджет. --------------- * ФИСК (лат.) - казна ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Бюджет – это сводный план доходов и расходов государства. Его утверждает парламент, а правительство отвечает за его исполнение.
-
В бюджете страны главное место занимают следующие расходы:
1. Национальная оборона 2. Правоохранительная деятельность 3. Судебная власть 4. Государственное управление 5. Экономическое развитие страны 6. Обслуживание государственного долга 7. Социальное обеспечение
-
Налоги и бюджет
Источник наполнения бюджета – налоговые доходы. Налоги появляются в древности. Способы взимания налогов и их размер различались в разное время и в разных государствах. «Искусство налогообложения заключается в том, чтобы общипать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев при минимальном его шипении» Ж. Б. Кольбер — Какие налоги вам известны?
-
-
Роль бюджета в экономике любой страны очень велика. Именно через бюджет происходит перераспределение созданных обществом благ – от производителей к потребителям, от сверхбогатых к бедным. Также через бюджет государство может влиять на экономику следующими путями: 1) регулирование налогообложения 2) изменение государственных расходов
-
5. Нужна ли рынку помощь государства?
Подведём итоги и ответим на вопрос урока.
-
Практические выводы :
1. Для обеспечения свободы экономического выбора и защиты частной собственности нужна разработка специального законодательства 2. Государство обеспечивает свободную (совершенную) конкуренцию и защиту от монополизации экономики 3. Государство обеспечивает поддержку предпринимательства через льготное налогообложение, предоставление субсидий, упро- щённую регистрацию фирм.
-
Домашнее задание
§ 7 Вопросы для самопроверки на стр. 90
-
ТЕСТ 2 - 11
1.Предприятие любой формы собственности: а) экономически самостоятельно в) выпускает ценные бумаги б) выплачивает налоги г) привлекает к управлению работников 2. Назовите условие повышения производительности труда: а) платежеспособность населения в) разделение труда б) цикличность производства г) снижение затрат производства 3. Какую задачу рынок решает эффективнее государства? а) обеспечение полной занятости в) распределение и использование ресурсов б) производство общественных благ г) регулирование денежного обращения 4. В рыночной экономике потребители участвуют в: а) установлении цен на товары в) распределении производств. ресурсов б) выборе методов финансирования г) определении налоговых льгот 5. Рост потребления товаров и услуг влечёт за собой рост: а) размера подоходного налога в) объёмов производства б) мобильности трудовых ресурсов г) дефицита государственного бюджета 6. Какое условие необходимо для эффективного действия рыночного механизма? а) рост налогообложения в) бездефицитный государственный бюджет б) свободный взаимовыгодный обмен г) использование новых технологий
-
-
Источники:
«Обществознание» Л.Н Боголюбов, Н.И. Городецкая и др. учебник для 11 класса общеобразовательных школ; М., изд. «Просвещение», 2006 г. «Методические рекомендации» пособие для учителя под ред. Л.Н. Боголюбова, М., изд. «Просвещение», 2007 г. «ЕГЭ по обществознанию» пособие для подготовки А.В. Воронцов, О.Б. Соболева, С.В. Шевченко , Санкт-Петербург, 2010 г. «ЕГЭ-2010. Обществознание. Репетитор» А.Ю. Лазебникова, М., изд. «ЭКСМО», 2009 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.