Содержание
-
Информационные системы в экономике
Банковские информационные системы pptcloud.ru
-
Банковские информационные системы
Банковские информационные системы (БИС) представляют собой системы управления финансовой организацией (банком). Учет и контроль в банке представлены операционным и бухгалтерским учетом, которые тесно связаны друг с другом. В России автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях начали разрабатываться с начала 1990-х годов.
-
Принципы построения банковских информационных систем
Комплексный подход в охвате спектра банковских функций и их интеграция Модульный принцип построения Открытость технологий, их способность взаимодействовать с внешними системами, обеспечивать выбор платформы Гибкость настройки модулей банковской системы и адаптация к потребностям конкретного банка Масштабируемость, позволяющая расширение функциональных возможностей по мере развития бизнес-процессов Многопользовательский доступ к данным в реальном времени Моделирование организационной структуры банка и его бизнес-процессов Непрерывное развитие и совершенствование системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов.
-
Структура управления банком
Структура системы управления банком различается от размеров банка, наличия сети филиалов, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком. Существует несколько видов структур управления: Линейная (наиболее простая, отделы подчинены непосредственно правлению банка). Иерархическая (отделы объединяются в департаменты по принципу однотипности функций). Дивизионная (выделяются подразделения, ответственные за результаты перед правлениям и обладающие самостоятельностью в оперативном управлении).
-
Пример структуры управления банком
-
Банковские информационные системы
Архитектура БИС предусматривает разделение функциональных возможностей на три уровня: Верхний уровень (front-office) – модули, обеспечивающие быстрый и удобный ввод информации, ее первичную обработку и любое внешнее взаимодействие с клиентами, другими банками и т.д. Средний уровень (back-office) приложения по различным направлениям внутри банковской деятельности и внутренним расчетам (работа с кредитами, депозитами, ценными бумагами и т.п.) Нижний уровень (accounting) – модули обеспечивающие базовые функции бухгалтерского учета.
-
Архитектура БИС
Банковские операции Платежи Касса Межбанковские расчеты Пластиковые карточки Картотеки Ценности Векселя Управление портфелями Кредиты Операции на денежном рынке Балансовый учет Внебалан-совый учет Депозитар-ный учет Учет срочных операций Front-office Back-office Accounting
-
Информационное обеспечение БИС
Информационное обеспечение включает в себя полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, баз данных и методов их использования в банковской деятельности. К организации информационного обеспечения накладывается ряд требований: Обеспечение доступа многих пользователей в реальном времени; Возможность экспорта/импорта данных в разных форматах; Безопасность хранения и передачи информации Обеспечение целостности информации при отказе аппаратуры
-
Основой современных БИС являются банки данных со структурой данных в базе, обеспечивающие надежное хранение и быстрый доступ к различным объектам (документы, счета, клиенты и т.д.). Вводится обобщенное понятие – хранилище данных – централизованная база данных, объединяющая информацию из разнородных источников и систем. Информационная модель, закладываемая в основу БИС отражает разнообразие понятий предметной области – документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь.
-
Состав базовых понятий
Банковский продукт (услуга) Документ Пользователь Клиент Финансовый инструмент Счет План счетов
-
Технические решения
Основа технического построения БИС – архитектура «клиент-сервер».
-
Функциональные модули банковских систем
Развитие функциональных возможностей БИС связано с расширением количества видов банковских продуктов (услуг), предоставляемых банками: Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц; Обслуживание счетов банков-корреспондентов; Кредитные, депозитные, валютные операции; Различные виды вкладов частных лиц и их обслуживание; Фондовые операции; Расчеты с помощью пластиковых карт; Бухгалтерские функции; Анализ, принятие решений, менеджмент, маркетинг, др.
-
Структура интегрированной БИС
В структуре БИС можно выделить ряд АРМ, предназначенных для автоматизации деятельности специалистов банка Блок операционно-учетных работ Блок информационного обеспечения руководства АРМ специалиста по маркетингу АРМ сотрудника по управлению активами и пассивами АРМ сотрудника кредитного отдела АРМ сотрудника депозитного отдела АРМ сотрудника по работе с физ. лицами АРМ сотрудника фондового отдела АРМ сотрудника по работе с филиалами Блок коммуникаций
-
АРМ сотрудника кредитного отдела
АРМ сотрудника кредитного отдела (АРМ СКО) обеспечивает заключение и ведение договора, его пролонгацию и закрытие (поступление в архив), формирование графиков погашения основного долга и выплаты процентов по различным схемам, а также контроль выполнения этих графиков и начисление пеней по основной части долга и по процентам. При этом формируется ряд отчетов. АРМ поддерживает стандартные и индивидуальные процентные ставки: по основной части долга, за неиспользованный кредит, за просроченный возврат ссуды или за несвоевременную выплату процентов за кредит.
-
Межбанковские расчеты
Банковская система должна обеспечить эффективность расчетов между хозяйствующими субъектами. Банки устанавливают между собой корреспондентские отношения, когда для выполнения платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка. Один из видов корреспондентских отношений – расчеты с открытием корреспондентских счетов в региональных учреждениях Центрального банка РФ (рассчетно-кассовые центры – РКЦ). Технология прямых расчетов позволяет обеспечить прохождение платежей между банками в течение одного операционного дня. Такая технология реализована в системе электронных платежей.
-
Взаимодействие банка с внешней средой
Банк Телекоммуникационная среда Обменный пункт Клиент Филиал банка Банк в СНГ Банк вне СНГ
-
В качестве внешней среды, с которой взаимодействует коммерческий банк выступают: обменные пункты; участники электронного денежного обращения (ЭДО) с использованием пластиковых карточек (ПК); клиент; филиалы банка; банки на территории России; банки на территории СНГ; зарубежные банки; другое.
-
Взаимодействие банк-клиент
Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить компьютерный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в банк. Такое взаимодействие позволяет выполнять пересылку по электронным каналам платежных документов, выписок по лицевым счетам, формирование реестра платежей за любой период, паспортов сделок и др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое лицо, имеющее компьютер. Данная услуга под названием домашний банк (Home banking ) в последнее время стала особенно популярной.
-
Пластиковые карточки
Клиент имеет возможность выполнять некоторые операции с банковским счетом, используя возможности средств телекоммуникаций и пластиковых карточек. Пластиковая карточка представляет собой машинный носитель информации, который может быть классифицирован по способу ее записи и хранения. Различают следующие виды пластиковых карт магнитные карты (МК), карты памяти, смарткарты (СК) суперсмарткарты (ССК).
-
Магнитные карты
Емкость МК составляет всего 100-200 байт, в которых на нескольких дорожках зафиксированы: идентификаторы карточки и ее владельца, сроки действия, внутренний код и поле для записи функциональной информации. Для записи и считывания информации МК необходимы специальные устройства Преимущество: МК и необходимые устройства считывания информации относительно просты в производстве, их себестоимость невысока. В зависимости от наличия средств телекоммуникационного доступа авторизация для МК может происходить как по каналам связи (on-line), так и голосом. Банковские карточки по технологии и характеру платежей традиционно разделяют на дебетные (ДК) и кредитные (КК).
-
Технология расчетов с использованием МК
Технологии выполнения расчетов с использованием МК могут быть различны в деталях, но в целом схема расчетов следующая. Если при покупке товара используется карточка, ее хозяин вводит в устройство сертификатора pin-код, а продавец связывается с банком для проверки платежеспособности карточки (авторизация), и после соответствующего подтверждения формируется торговый вексель: с помощью импринтера подготавливается отпечаток с рельефной части карточки - слип, на котором пропечатывается сумма задолженности, а покупатель ставит свою подпись, что делает его документом для оплаты. В конце рабочего дня слипы в ходе инкассации пересылаются в банк, где находится расчетный счет магазина, и осуществляется перемещение средств со счета покупателя на счет магазина.
-
Смарт-карты
Новый вид карточек, который становится сейчас все более популярным в сфере ЭДО, - смарт-карты. Имея стандартные в соответствии со спецификацией ISO размеры, они представляют собой микрокомпьютер, который может содержать процессор, память (ПЗУ, изменяемая ПЗУ, ОЗУ), систему ввода-вывода. Карта снабжается операционной системой и системой безопасности для защиты данных с возможностью их кодирования. "Пустая" микропроцессорная карта при эмиссии изначально содержит в ПЗУ тип карты (банковская или клиентская (торговая)), уникальный идентификатор в пределах системы, код эмитента и операционную систему. Смарт-карта была изобретена Р. Морено для повышения защиты еще в середине 70-х гг., но только в 1985 г. во Франции (которая сейчас лидирует в использовании СК) было принято решение об использовании СК и лишь в 1992 г. началось широкое оснащение карточек процессорами. Смарт-карты, содержащие микропроцессор, меняют технологию расчетов и таким образом создают новые возможности для их участников. Оперативность платежа возрастает, а контроль собственных расходов становится более удобным и конфиденциальным. Клиент может хранить раздельно крупные и обычные суммы на одной карточке. Область памяти, хранящая крупные суммы, может быть защищена специальным паролем, который может заменяться пользователем самостоятельно и многократно.
-
Выводы
Состояние банковского дела в РФ и его особенности определяют формирование систем автоматизации обработки банковской информации; Основная задача БИС – полнота отражения специфики предметной области; Эффективная организация банковской деятельности требует комплексного охвата всех бизнес-процессов на базе их полной интеграции; Программные решения БИС определяются возможностями системных и прикладных программных средств и требованиями к набору функциональных возможностей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.