Содержание
-
ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Тема 2
-
План
Сущность стратегического управления Основные компоненты и этапы стратегического управления Объекты стратегического управления Виды стратегического управления Принципы стратегического управления
-
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Планирование стратегии Организация выполнения стратегических планов Координация действий по реализации стратегических задач Мотивация на достижение стратегических результатов Контроль за процессом выполнения стратегии
-
Планирование стратегии предполагает выполнение таких подфункций, как прогнозирование, разработка стратегии и бюджетирование
-
Организация выполнения стратегических плановпредполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию
-
Координациядействий менеджеров по формированию и реализации генеральной стратегии заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидации целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления
-
Мотивациякак функция стратегического управления связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов
-
Контрольсостоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов
-
Главная цель стратегического управления— развитие потенциала и поддержание стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды
-
Сущность стратегического управлениясостоит в формировании и реализации стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды
-
Реализация функций стратегического управления осуществляется посредством разработки и принятия стратегических решений.
Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей: инновационный характер; направленность на перспективные цели и возможности; сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно; субъективность оценки; необратимость и высокая степень риска.
-
Стратегические решения — это решения о реконструкции предприятия, внедрении новой продукции и технологии, выходе на новые рынки сбыта, приобретении и слиянии предприятий, а также проведении организационных изменений (переход к новым формам взаимодействия с поставщиками и потребителями, преобразование организационной структуры и т.д.)
-
Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов, образующих следующую цепь перспективно-целевых решений:
Видение Сфера бизнеса Миссия Стратегии Программы и планы
-
Видение— это образ возможного и желаемого будущего состояния предприятия Сфера бизнеса — вид деятельности, связанный с конкретной хозяйственной единицей, программой и т.д. Миссия, или общественно значимая роль, предприятия представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса Стратегия — интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Программы и планы — это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ
-
Основные этапы стратегического управления:
анализ среды; определение миссии и целей организации; формирование и выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии
-
Анализ средыявляется исходным процессом в стратегическом управлении, так как он создает базу для определения миссии и целей организации, выработки стратегии ее развития
-
Процесс определения миссии и целей состоит из трех подпроцессов:
формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования; определение долгосрочных целей; определение среднесрочных целей.
-
Формулирование и выбор стратегиипредполагают формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации
-
Реализация стратегии осуществляетсячерез разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии
-
Основные составляющие успешного выполнения стратегии:
цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того, к чему стремится организация, и вовлечь в процесс реализации стратегии; руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок; в процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
-
Результаты реализации стратегии оцениваются,и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов
-
Последовательность взаимосвязанных работ по стратегическому анализу, выбору и реализации стратегии составляет процесс стратегического управления
-
Выделяют три группы объектов стратегического управления, соответствующие трем структурообразующим уровням предприятия:
Предприятие в целом (группа предприятий, концерн, самостоятельный завод или фабрика) Стратегическое поле хозяйствования (бизнеса), т.е. совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики Функциональная сфера деятельности — структурные подразделения предприятия, ориентированные на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и др.)
-
Концепция стратегического управления Венсила - Лагранжа
Процесс стратегического планирования, по мнению авторов, включает четыре этапа: структуризация целей и определение расхождения между намеченными целями и реальными возможностями (анализ пробелов); определение необходимых ресурсов и разработка вариантов действий по преодолению выявленных разрывов; распределение ресурсов (составление планов и бюджетов); наблюдение и контроль за ходом выполнения намеченных планов и программ.
-
1 3 6 10 2 4 5 7 8 9 12 11 Содержание этапов стратегического управления по уровням принятия решения: А — корпоративный уровень, В — бизнес-уровень, С — функциональный уровень.
-
Таким образом, формирование стратегии развития организации является итеративным процессом и осуществляется на всех уровнях иерархии
1. Уяснение корпоративных целей и структуризация. 2. Прогноз будущей деятельности на основе текущей стратегии и определение расхождения (разрыва) между прогнозами и целями. 3. Установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями предприятия 4. Корректировка стратегических целей по результатам анализа пробелов и внутренних возможностей. 5, 6. Разработка вариантов стратегий на функциональном уровне и бизнес-уровнях. 7. Консолидация стратегических планов бизнес-единиц и функциональных подразделений. 8. Выделение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. 9, 10. Распределение ресурсов на соответствующих уровнях стратегии. 11, 12. Наблюдение и контроль за использованием ресурсов.
-
Виды стратегического управления
Управление на основе решения стратегических задач Управление по слабым сигналам Управление в условиях стратегических неожиданностей
-
Управление на основе решения стратегических задач
Управление путем ранжирования стратегических задач на тактическую выживаемость, в основе которой лежит сохранение позиций предприятия в базовых сферах деятельности. Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно.
-
Два источника, генерирующих возникновение стратегических задач:
тенденции изменений во внешней среде организации; внутренние тенденции, характеризующие развитие организации.
-
Процесс управления путем решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает:
Постоянное наблюдение за всеми тенденциями. Анализ и обнаружение опасностей и новых возможностей. Оценку важности и срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации. Подготовку решений (ее осуществляют специально созданные оперативные группы). Принятие решений с учетом возможных стратегических и тактических последствий (осуществляет руководство). Обновление списка проблем и их приоритетности.
-
Управление по слабым сигналам
Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильнымисигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции. При наличии неточных признаков опасности необходимо постоянное наблюдение за внешней средой и определение относительной силы сигнала.
-
Управление в условиях стратегических неожиданностей
Система чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях используется в экстренных ситуациях, возникших внезапно. Эта система предполагает следующие действия: использование коммутационной сети связей для чрезвычайных ситуаций; перераспределение обязанностей высшего руководства: контроль и сохранение морального климата; обычная работа с минимальным уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер; создание групп гибкого ранжирования из наиболее опытных специалистов, наделенных необходимыми полномочиями.
-
Рассмотренные системы (виды) стратегического управления не заменяют друг друга. Готовность предприятия к использованию адекватной системы стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом и ресурсами организационной структуры управления. Эффективность управления в условиях стратегических неожиданностей зависит от понимания сути происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность.
-
Стратегическое управление базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления
Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Целенаправленность стратегического управления. Стратегический анализ и формирование стратегии должны подчиняться принципу целенаправленности, т.е. быть всегда ориентированы на выполнение глобальной цели организации.
-
Гибкость стратегического управления. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Создание необходимых условий для реализации стратегии. Процесс стратегического управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.