Содержание
-
Тема 2. Прогнозирование потребностей и спроса. Стратегическая сегментация рынка
Лектор: Шевченко Юлия Александровна Кафедра маркетинга и коммерции ИМБЭ
-
Содержание лекции
Методы прогнозирования спроса. Сущность и классификация потребностей, прогнозирование развития потребностей и спроса. Макро - и микросегментация рынка, основные принципы.
-
Методы прогнозирования спроса
Методы можно классифицировать по двум измерениям: 1. Степень свободы процесса прогнозирования от субъективности 2. Большей или меньшей степени аналитичности этого процесса. В крайних точках этих измерений находятся субъективные и объективные методы и методы наивные и причинно-следственные. Совмещение этих двух измерений позволяет идентифицировать четыре типа прогнозных методов
-
-
Субъективные методы. Процессы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз. Объективные методы. Процессы прогнозирования четко сформулированы и могут быть воспроизведены другими лицами, которые неизбежно придут к формулировке такого же прогноза. По существу это первое измерение противопоставляет количественные методы качественным, в которых доминируют интуиция, творчество и воображение.
-
Наивные методы. Прогноз формулируется на базе наблюдений за прошлой эволюцией исследуемой переменной (например, уровень первичного спроса), без учета в явной форме основных движущих факторов. Причинно-следственные (казуальные) методы. Факторы, определяющие спрос, идентифицированы, и их вероятные будущие значения спрогнозированы; из них выводится вероятное значение спроса, при условии реализации принятого сценария. Второе измерение противопоставляет методы экстраполяции методам, объясняющим взаимосвязи, независимо от их качественного или количественного характера.
-
1.Экспертные суждения.Прогноз опирается не на объективные данные, но скорее на мнение. Предполагается, что «эксперт» основывает свое суждение на группе причинных факторов, оценивая вероятность их реализации и их вероятное влияние на уровень спроса. В качестве экспертов могут выступать: менеджеры, потребители, торговый персонал и т.д. 2. Эвристические и экстраполяционные методы. Аналитическая структура прогнозного процесса слаба, но прогноз опирается на объективную маркетинговую информацию. Это о простые методы, основанных на предшествующем опыте или на более или менее сложной экстраполяции данных о прошлых продажах. Примерами данных методов можно считать: Расчетные методы, методы коэффициентов и индексов Метод цепочки подстановок Индикатор покупательной способности Анализ и декомпозиция трендов
-
3. Экспликативные («объясняющие») модели Они основываются на создании экспликативных математических моделей, которые позволяют имитировать рыночные ситуации в рамках альтернативных сценариев. Математическое моделирование очень близко экспертным методам: требуется установить причинную структуру, разработать один или множество сценариев и для каждого отобранного сценария вывести оценку вероятного спроса. Отличие метода : причинная структура устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению. Методы: определение причинной структуры и построение количественных экспликативных моделей
-
4. Интегральный подход: метод сценариев Средство для организации взаимодействия количественного и качественного подходов и для интегрирования рассмотренных прогнозных методов. Сценарий может быть определен следующим образом: представление ключевых причинных факторов, которые должны быть приняты во внимание, и раскрытие способов, которыми эти факторы могут повлиять на первичный спрос. Сценарий отличается от прогноза. Прогноз - это суждение, которое стремится « предсказать» специфичную ситуацию. Сценарий - это инструмент, который разрабатывается с целью проверить различные варианты. Благодаря повышению чувствительности к внешним факторам метод позволяетповысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы.
-
Понятие потребности
Понятиемпотребности - называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).
-
Главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность - в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются. Развитие потребностей в том и заключается, что расширяется круг предметов, отвечающих потребности. Человеческие потребности весьма разнообразны и исторически изменчивы. В зависимости от объекта, а также от конечной цели классификации потребностей могут иметь совершенно разное направление.
-
Схема иерархии потребностей по Маслоу
Физиологические потребности Потребности безопасности Потребности в принадлежности и любви Потребность самоуважения Потребность в самоактуализации (реализации потенциала)
-
Виды потребностей по Каверину.
17. Потребность в творчестве, творческом труде 13. Быть личностью 14.Нравственно- эстетическая 15. В смысле жизни 16. Подготовлен. и преодоление 3. Ориентиро- вочная 7. Потребность в свободе 4. В движении, активности,игре 8. Восстановле- ние энергии 11. В познании 12. В само- выражении 9. В само- утверждении 10. В общении 6. В эмоцион. насыщении 5. Гедонисти- ческие 1.Физиоло- гические 2. Эмоциональ- ного контакта Труд Общение Познание Рекреация
-
Абсолютные и относительные потребности (Дж.Кейнс)
Различаются два вида потребностей: 1. Изначальные потребности, являющиеся естественными, родовыми или присущими природе организма; 2. Приобретенные потребности, являющиеся культурными и социальными, которые зависят от опыта, условий среды и степени развития общества. Насыщение абсолютных потребностей возможно, а относительных - нет. Относительные потребности нельзя насытить, потому что чем выше общий их уровень, тем больше стремление этот уровень превысить.
-
Реестр человеческих потребностей Г. Мюррея
Мэррей приводит довольно систематический реестр, классифицирующий потребности индивида в соответствии с четырьмя аспектами: первичные и вторичные потребности (имеют ли они физиологическое происхождение или нет); позитивные и негативныепотребности (привлекает ли объект или отталкивает); явные и латентные потребности (вызывает потребность действительное или воображаемое поведение); осознанные и неосознанные потребности (связаны ли они с интроспективными процессами человека). На базе этих категорий Мэррей выводит 37 потребностей.
-
Теория потребительских ценностей Шета - Ньюмана - Гросса
Ценность – многомерное явление, включающее: Функциональная ценность: способность играть утилитарную или физическую роль. Социальная ценность: воспринимаемая полезность, ассоциация с какой-либо социальной группой или группами. Эмоциональная ценность: способностью возбуждать чувства или аффективные реакции. Эпистемическая ценность: способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Условная ценность: определяется специфической ситуацией. Ценности вносятдифференцированный вклад в определенный рыночный выбор, т.е. , данные ценностинезависимы.
-
Стратегическая сегментация рынка
Является одним из первых стратегических решений, принимаемых фирмой. Итогом должно стать определение рынка, на котором она хочет вести конкурентную борьбу. Этот выбор своегобазового рынка обычно выполняется в два этапа, которые соответствуют двум различным уровням разделения рынка: Макросегментация рынка Микросегментация рынка
-
Сегментация рынка
1 этап. Идентификация «рынков товара». 2 этап: Внутри идентифицированного рынка определяются «сегменты» потребителей. Потребности Основные функции товара, удовлетворяющие потребность Технология Удовлетворение Потребности в товарах
-
Макросегментация рынка
Задачи: 1.Исследование действия закона возвышающихся потребностей; 2. Исслед. степени удовлетворения потребностей; 3. Исслед. возможностей изготовителя; 4. Предворительный выбор целевых рынков; 5. Установление основных функций товара для удовлетворения потребностей
-
Микросегментация рынка
Задача – конрентизация и детализация параметров макросегментации с учетом: Миссии организации; Возможностей организации; Технологии изготовления; Технологии продажи и обслуживания; Особенностей рыночной ситуации и др.
-
Список рекомендуемой литературы
Основная литература: Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок – СПб.: Питер, 2008г. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб. Питер, 2008 Энджел Дж. Ф., Блэкуэлл Р.Д., Минниард П.У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер, 2007. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2005
-
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные методы прогнозирования спроса. В чем преимущества и недостатки каждого метода? 2. Раскройте основные принципы иерархической модели потребностей А.Маслоу. Каково значение данной модели в системе маркетинговых отношений? 3. Какие системы классификаций потребностей Вы знаете, перечислите основные состовляющие. 4. Что означает понятие «опредмечивание потребностей»? Как этот процесс происходит в маркетинге? 5. Поясните понятие «расширение потребности 6. Что означают термины «макросегментация» и «микросегментация рынка»?
-
Использование презентационных материалов
Презентационные материалы предназначены для аудиторной работы и самостоятельной подготовки студентов, обучающихся во ВГУЭС по специальности «Маркетинг», всех форм обучения. Коммерческое использование материалов без согласия владельца не допускается. Владельцем материалов является Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.