Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по экономике на тему "Статистика населения" ориентирована на проведение лекционных занятий. Материал представляет собой максимально структурированную информацию, с акцентами на ключевых положениях. Может быть использован в качестве подробного конспекта по теме, так как содержит необходимую теоретическую информацию.
ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Преподаватель высшей категории Т.А.Герела
1
Статистика населения
pptcloud.ru
Слайд 2
«Населить мир людьми легко. Избавить мир от людей легко. В чем же трудность?»(Станислав Ежи Лец)
2
Население – это совокупность лиц, проживающих на определенной территории (мира, континента, страны или ее части) в данное время
Слайд 3
Необходимость изучения население
3
Информация нужна для государственного регулирования, управления и производства (для определения размеров производства различных видов продукции, развития здравоохранения и т.п.)
Слайд 4
Объект и предмет изучения
4
Объектизучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.
Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения
Слайд 5
Объекты наблюдения
5
Слайд 6
Источники данных о населении
6
Перепись
Выборка
Текущий
учет
Отчеты предприятий
ИСТОЧНИКИ
Слайд 7
Реализация концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.г
7
Слайд 8
Численность населения России, прогноз до 2100 года (экстраполяционный вариант)млн. человек (Источник: ЦДЭЧ)
8
Слайд 9
Население
9
Слайд 10
Городское и сельское населения по результатам переписи 2010 года
10
Слайд 11
Методы обработки информации
11
Слайд 12
Для изучения состава населения применяются группировки
12
Слайд 13
Реализация концепции демографической политики РФ на период до 2025 года
13
По итогам реализации концепции предполагается к 2016 году:
Стабилизировать численность населения на
уровне 42-143 млн. чел
Увеличить продолжительность жизни до 70 лет
Увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом коэффициент рождаемости, на треть снизить смертность
Слайд 14
Категории населения и их характеристика
14
Постоянное население =
Наличное население +
Временно-присутствующее население
Временно- отсутствующее население -
Слайд 15
Категории населения при проведении переписи 2010года (тыс.чел.)
15
Слайд 16
Россия занимает девятое место в мире по численности населения
16
1.Китай-1341
2.Индия-1225
3.США-310
4.Индонезия-240
5.Бразилия-195
6.Пакистан-174
7.Нигерия-158
8.Бангладеш-149
9.Россия-143
10.Япония-127
Слайд 17
Рейтинговая оценка ведущих стран мира по численности населения в 2011 году
17
Слайд 18
Список литературы
18
Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.
Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.
Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.
Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.
Интернет-сайты:
Слайд 19
19
Официальный сайт Госкомстата РФ / адрес доступа
2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа
4. Исследовательская группа «Циркон» (сайт исследовательской организации с архивами данных)
5. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных)
pptcloud.ru
Посмотреть все слайды
Конспект
ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Методическая разработка изучения
темы: «Демографические проблемы в стане, мире и Санкт-Петербурге»
дисциплина «Экономическая теория», «Экономика организации (предприятия), «Экономическая статистика»
Преподаватель:
Герела Т.А.
Санкт-Петербург
2012
Тип урока: Урок- беседа
Цели урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся с основными демографическими понятиями, демографической ситуацией в мире и стране, необходимостью изучения, дать цифровую оценку состояния демографических процессов в России и в мире.
2. Воспитательная: Воспитание мышления, внимания, гражданской позиции.
3. Развивающие: Развитие познавательных способностей учащихся, расширения их кругозора, активизация мышления.
Информация будет полезна для преподавателей, студентов и школьников, занимающихся преподаванием и изучением экономических дисциплин, для проведения внеклассных мероприятий.
План проведения занятия
Организационный момент (ознакомление учащихся с целью, темой, структурой занятия, системой подведения итогов)
Систематизация знаний по теме урока в виде фронтальных вопросов к аудитории. Подведение итогов.
Объяснение материала урока с учетом результатов фронтального опроса (Приложение 1- лекция-беседа): Слайд 2
3.1 Объект, предмет и источники данных о населении.
3.2 Задачи и методы демографических исследований.
3.4 Категории населения.
4. Закрепление пройденного материала. Причины демографического спада в стане?: Слайд 20 (проверка знаний)
1. Объект и предмет, источники данных о населении
Проведение эффективной социально-экономической и демографической политики невозможно без глубокого и всестороннего представления о населении и его отдельных группах. Практическая сфера применения информации о населении, предоставляемой статистикой, весьма широка. В частности, эти сведения используются на уровне государственного управления (страны, региона, отдельных территорий) для прогнозирования численности и состава населения, для планирования развития рынка труда, сфер образования, здравоохранения, жилищного строительства, для определения приоритетов и направлений социальной политики, развития пенсионной системы: Слайд 1, 2. Кроме этого, статистика населения все больше интересует частный бизнес. Ее данные используют в своей деятельности маркетинговые, страховые, туристические и другие компании: Слайд 3.
Объектизучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.
Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения: Слайд 4,5
Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения: Слайд 6
Перепись населения – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом переписи (обычно полночь накануне первого дня переписи). Последняя Всероссийская перепись населения проведена в 2010 году по состоянию на 0 часов 25 октября: Слайд 7,8
Цель проведения переписи заключается в сборе сведений о численности, составе и размещении населения для различных социально-экономических нужд государства (управления, планирования, перспективных расчетов и др.).
.Программа переписи определяет всю совокупность демографических, экономических и социальных сведений, собираемых в процессе переписи о каждом жителе страны.
Единицей наблюдения при проведении переписи может быть человек, семья, домашнее хозяйство. Относительно каждого человека должны быть собраны сведения следующих типов:
1) демографические (пол, дата и место рождения, состояние в браке и т.д.);
2) экономические (занятость, вид экономической деятельности и т.д.);
3) образовательные (уровень образования, тип учебного заведения и т.д.);
4) этнические (национальность, родной язык и т.д.).
В промежутках между переписями ведется текущий учет демографических событий по мере их наступления на основе обработки сведений актов гражданского состояния, данных органов внутренних дел, специальных выборочных обследований миграции населения.
2.Задачи и методы демографических исследований
Наиболее общими задачамиисследования населенияявляются:
определение численности и состава населения территории;
рассмотрение динамики демографических процессов (как в абсолютном, так и в относительном выражении), анализ их интенсивности и взаимосвязей;
определение тенденций развития изучаемых явлений и процессов и разработка прогнозов: Слайд 9
Для решения указанных задач используются разнообразные методы: Слайд 10основными из них являются:
статистическое наблюдение, на основе которого осуществляется сбор данных о населении при проведении переписей населения и выборочных обследований, при организации текущего учета демографических событий;
выборочный метод;
метод группировок и классификаций, на основе которого осуществляется анализ состава населения: Слайд 11,12
различные количественные методы исследования, используемые в статистике: описание и анализ рядов распределения с использованием абсолютных и относительных величин, показателей вариации; метод обобщающих статистических показателей и др.;
табличный и графический методы для наглядного представления данных, анализа динамики и взаимосвязи изучаемых процессов;
методы анализа временных рядов, выявления трендов, расчета на их основе прогнозных значений и оценки их достоверности (Слайд13)
методы изучения связи между демографическими процессами, зависимости демографических процессов от времени, от социально-экономических процессов и других факторов (автокорреляция, корреляционно-регрессионный, многомерный статистический анализ);
специальные демографические методы, например, методы реального и условного поколения, использование которых позволяет рассматривать интенсивность демографических процессов в реальных когортах населения, т.е. группах лиц, одновременно переживающих какое-либо демографическое событие.
3.Категории населения (Слайд 16,17,)
Наличное население – категория населения, объединяющая людей, находящихся на определенный момент времени на данной территории, включая временно прибывших (проживающих).
Постоянное население – категория населения, объединяющая людей, которые имеют постоянное (обычное) место жительства на данной территории, включая временно выбывших (отсутствующих).
Связь данных категорий можно представить равенством: (Слайд14,15)
Постоянное население = Наличное население – Временно прибывшее +
Временно выбывшее.
4.Причины демографического спада
Опрос общественного мнения показал что, причины - низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими: Слайд 16,17
�
Литература
Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.
Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.
Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.
Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.
Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.
Интернет-сайты:
Официальный сайт Госкомстата РФ / : www.gks.ru
2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) : www.fom.ru
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.wciom.ru
4. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.levada.ru
5. RLMS - Российский мониторинг здоровья и экономического положения населения (архив данных) / адрес доступа: www.cpc.unc.edu/rlms
6. Статистическая база данных по российской экономике: http://stat.hse.ru/
Аннотация
В методической разработке представлен план-конспект уроков с презентацией по заявленной теме. Рассматриваются актуальные вопросы демографической ситуации в стране, мире и Санкт-Петербурге. Материал может быть интересен преподавателям экономических дисциплин, учащимся старших классов и студентам учебных заведений
Сведения о себе
Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики
Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88
192288 Санкт-Петербург ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1
E-mail gerela2012@yandex.ru
�PAGE �
�PAGE �7�
ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»
Методическая разработка изучения
темы: «Демографические проблемы в стане, мире и Санкт-Петербурге»
дисциплина «Экономическая теория», «Экономика организации (предприятия), «Экономическая статистика»
Преподаватель:
Герела Т.А.
Санкт-Петербург
2012
Тип урока: Урок- беседа
Цели урока:
1. Обучающие: познакомить учащихся с основными демографическими понятиями, демографической ситуацией в мире и стране, необходимостью изучения, дать цифровую оценку состояния демографических процессов в России и в мире.
2. Воспитательная: Воспитание мышления, внимания, гражданской позиции.
3. Развивающие: Развитие познавательных способностей учащихся, расширения их кругозора, активизация мышления.
Информация будет полезна для преподавателей, студентов и школьников, занимающихся преподаванием и изучением экономических дисциплин, для проведения внеклассных мероприятий.
План проведения занятия
Организационный момент (ознакомление учащихся с целью, темой, структурой занятия, системой подведения итогов)
Систематизация знаний по теме урока в виде фронтальных вопросов к аудитории. Подведение итогов.
Объяснение материала урока с учетом результатов фронтального опроса (Приложение 1- лекция-беседа): Слайд 2
3.1 Объект, предмет и источники данных о населении.
3.2 Задачи и методы демографических исследований.
3.4 Категории населения.
4. Закрепление пройденного материала. Причины демографического спада в стане?: Слайд 20 (проверка знаний)
1. Объект и предмет, источники данных о населении
Проведение эффективной социально-экономической и демографической политики невозможно без глубокого и всестороннего представления о населении и его отдельных группах. Практическая сфера применения информации о населении, предоставляемой статистикой, весьма широка. В частности, эти сведения используются на уровне государственного управления (страны, региона, отдельных территорий) для прогнозирования численности и состава населения, для планирования развития рынка труда, сфер образования, здравоохранения, жилищного строительства, для определения приоритетов и направлений социальной политики, развития пенсионной системы: Слайд 1, 2. Кроме этого, статистика населения все больше интересует частный бизнес. Ее данные используют в своей деятельности маркетинговые, страховые, туристические и другие компании: Слайд 3.
Объектизучения населения – совокупность людей, проживающих на определенной территории.
Предметом является количественная сторона и закономерности протекания массовых явлений и процессов воспроизводства, естественного и механического движения населения: Слайд 4,5
Первоисточником получения сведений о населении являются переписи населения: Слайд 6
Перепись населения – процесс сбора демографических, экономических и социальных данных, характеризующих каждого жителя страны или территории по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом переписи (обычно полночь накануне первого дня переписи). Последняя Всероссийская перепись населения проведена в 2010 году по состоянию на 0 часов 25 октября: Слайд 7,8
Цель проведения переписи заключается в сборе сведений о численности, составе и размещении населения для различных социально-экономических нужд государства (управления, планирования, перспективных расчетов и др.).
.Программа переписи определяет всю совокупность демографических, экономических и социальных сведений, собираемых в процессе переписи о каждом жителе страны.
Единицей наблюдения при проведении переписи может быть человек, семья, домашнее хозяйство. Относительно каждого человека должны быть собраны сведения следующих типов:
1) демографические (пол, дата и место рождения, состояние в браке и т.д.);
2) экономические (занятость, вид экономической деятельности и т.д.);
3) образовательные (уровень образования, тип учебного заведения и т.д.);
4) этнические (национальность, родной язык и т.д.).
В промежутках между переписями ведется текущий учет демографических событий по мере их наступления на основе обработки сведений актов гражданского состояния, данных органов внутренних дел, специальных выборочных обследований миграции населения.
2.Задачи и методы демографических исследований
Наиболее общими задачамиисследования населенияявляются:
определение численности и состава населения территории;
рассмотрение динамики демографических процессов (как в абсолютном, так и в относительном выражении), анализ их интенсивности и взаимосвязей;
определение тенденций развития изучаемых явлений и процессов и разработка прогнозов: Слайд 9
Для решения указанных задач используются разнообразные методы: Слайд 10основными из них являются:
статистическое наблюдение, на основе которого осуществляется сбор данных о населении при проведении переписей населения и выборочных обследований, при организации текущего учета демографических событий;
выборочный метод;
метод группировок и классификаций, на основе которого осуществляется анализ состава населения: Слайд 11,12
различные количественные методы исследования, используемые в статистике: описание и анализ рядов распределения с использованием абсолютных и относительных величин, показателей вариации; метод обобщающих статистических показателей и др.;
табличный и графический методы для наглядного представления данных, анализа динамики и взаимосвязи изучаемых процессов;
методы анализа временных рядов, выявления трендов, расчета на их основе прогнозных значений и оценки их достоверности (Слайд13)
методы изучения связи между демографическими процессами, зависимости демографических процессов от времени, от социально-экономических процессов и других факторов (автокорреляция, корреляционно-регрессионный, многомерный статистический анализ);
специальные демографические методы, например, методы реального и условного поколения, использование которых позволяет рассматривать интенсивность демографических процессов в реальных когортах населения, т.е. группах лиц, одновременно переживающих какое-либо демографическое событие.
3.Категории населения (Слайд 16,17,)
Наличное население – категория населения, объединяющая людей, находящихся на определенный момент времени на данной территории, включая временно прибывших (проживающих).
Постоянное население – категория населения, объединяющая людей, которые имеют постоянное (обычное) место жительства на данной территории, включая временно выбывших (отсутствующих).
Связь данных категорий можно представить равенством: (Слайд14,15)
Постоянное население = Наличное население – Временно прибывшее +
Временно выбывшее.
4.Причины демографического спада
Опрос общественного мнения показал что, причины - низкий уровень жизни, высокие цены (20 %) и маленькие детские пособия (19 %). 17 % жалуются на недостаточное число детских воспитательных учреждений, 13 % — на плохое медицинское обслуживание. 8 % считают значительной проблемой жилье, по 7 % — платную медицину, образование, дорогие детские сады, лечение, детское питание. Реже россияне указывают безработицу и недостаток внимания со стороны государства (по 4 %), проблему беспризорности (3 %). Замыкают перечень проблем материнства и детства, алкоголизм (1 %) и бюрократия (0,4 %). 27 % затруднились ответить. Почти две трети россиян (60 %) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими: Слайд 16,17
�
Литература
Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.
Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 560с.
Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2010с. 10-11, 29-31.
Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.
Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.
Интернет-сайты:
Официальный сайт Госкомстата РФ / : www.gks.ru
2. Фонд общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) : www.fom.ru
3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.wciom.ru
4. Левада-центр (сайт исследовательской организации с архивами данных) / адрес доступа: www.levada.ru
5. RLMS - Российский мониторинг здоровья и экономического положения населения (архив данных) / адрес доступа: www.cpc.unc.edu/rlms
6. Статистическая база данных по российской экономике: http://stat.hse.ru/
Аннотация
В методической разработке представлен план-конспект уроков с презентацией по заявленной теме. Рассматриваются актуальные вопросы демографической ситуации в стране, мире и Санкт-Петербурге. Материал может быть интересен преподавателям экономических дисциплин, учащимся старших классов и студентам учебных заведений
Сведения о себе
Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики
Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88
192288 Санкт-Петербург ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.