Презентация на тему "Индекс развития человеческого потенциала"

Презентация: Индекс развития человеческого потенциала
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, адресованная студентам начальных курсов. Благодаря данной работе учащиеся узнают, что такое индекс развития человеческого потенциала, а также познакомятся с рейтингом самых благополучных стран для проживания.

Краткое содержание

  • Данные социологического опроса
  • Понятие индекса развития человеческого потенциала
  • Индекс бедности
  • Методика расчета ИРЧП
  • Значение ИРЧП
  • ИРЧП по странам мира
  • Регионы России по ИРЧП
  • ИРЧП России
  • Рейтинг качества жизни по городам мира
  • Качество жизни по Санкт-Петербургу
  • Тест

Содержание

  • Презентация: Индекс развития человеческого потенциала
    Слайд 1

    ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

    Герела Т.А., преподаватель высшей категории

    Индекс развития человеческого потенциала

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Скажите, пожалуйста, известно ли Вам, что такое «Качество жизни»?

    Герела Т.А.,преподаватель

    Данные социологического опроса (5% выборка, студенческая аудитория)

  • Слайд 3

    Понятие индекса развития человеческого потенциала

    Герела Т.А.,преподаватель

    Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq).

  • Слайд 4

    Герела Т.А.,преподаватель

    • Индекс Развития Человеческого Потенциала (ИРПЧ)
    • Продолжительность жизни
    • Продолжительность обучения
    • Валовой национальный доход на душу населения
    • Схема расчета ИРПЧ
  • Слайд 5

    Индекс развития человеческого потенциала

    Герела Т.А.,преподаватель

    • Знания
    • Достойный уровень жизни
    • Долгая и здоровая жизнь
    • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
    • Уровень грамотности взрослого населения
    • Валовой коэффициент поступивших в учебные заведения (ВКПУЗ)
    • ВВП на душу населения (ППС в долл. США)
    • Индекс образования
    • Индекс ВВП
    • Индекс продолжительности жизни
    • Индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ)
    • Индекс грамотности взрослого населения
    • Индекс ВКПУЗ
  • Слайд 6

    Индекс бедности

    Герела Т.А.,преподаватель

    Индекс бедности является альтернативным индексом ИРЧП, служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране.

    В разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.

  • Слайд 7

    Методика расчета ИРЧП

    Герела Т.А.,преподаватель

    Три важнейших аспектов человеческого благополучия:

    • Ожидаемая продолжительность жизни, равной 85 годам;
    • Грамотность и охват населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
    • Реальный ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

    Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов:

    ИРЧП=

    • Значения индекса продолжительности жизни
    • Значения индекса достигнутого уровня образования
    • Значения индекса реального ВВП по ППС
  • Слайд 8

    Значение ИРЧП

    Герела Т.А.,преподаватель

    Ежегодно Программа развития ООН издает «Доклад о развитиичеловека», освещающий этот вопрос в мировом масштабе.

    Главные причины, тормозящие рост ИРЧП:

    • плохое образование
    • высокая смертность
    • низкий уровень материальной культуры и экономики
    • эпидемия СПИДа и сопутствующая ему смертность
  • Слайд 9

    ИРЧП по странам мира

    Герела Т.А.,преподаватель

    С ноября 2008г лидером по ИРЧП стала Норвегия

    Норвегия лидер ИРЧП, однако не является мировым лидером:

    • ни по продолжительности жизни (первая — Япония – 82,3 года)
    • ни по образованности (первая — Австралия – 113,0%)
    • ни по материальному благосостоянию (первый — Люксембург – 60228$)
  • Слайд 10

    «Докладе о человеческом развитии 2011год»

    Герела Т.А.,преподаватель

    Норвегия признана самой благополучной страной в мире.

    В пятерку наиболее благополучных стран вошли также

    • Австралия,
    • Нидерланды,
    • Соединенные Штаты
    • Новая Зеландия.

    Россия занимает 63 место в этом рейтинге.

  • Слайд 11

    Регионы России по ИРЧП

    Герела Т.А.,преподаватель

  • Слайд 12

    ИРЧП России

    Герела Т.А.,преподаватель

    В 2008 г. Россия занимала 68 место в списке с индексом ИРЧП 0,802 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2008 год хуже, чем в Белоруссии и прибалтийских республиках).

    Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности.

    Главным фактором, мешающим России поднять свой ИРЧП, является низкая продолжительность жизни.

  • Слайд 13

    Рейтинг качества жизни по городам мира

    Герела Т.А.,преподаватель

    Рейтинг из 140 городов, расположенных в порядке понижения качества жизни, представила исследовательская компания Economist Intelligence Unit. При оценке учитывались:

    • стабильность работы городских служб,
    • уровень образования и медицинского обслуживания,
    • показатели чистоты воздуха и питьевой воды,
    • развитость транспортной инфраструктуры, безопасность,
    • доступность услуг и товаров первой необходимости,
    • другие параметры — общим числом 30 пунктов.
  • Слайд 14

    Санкт- Петербург

    Герела Т.А.,преподаватель

    Санкт–Петербург занял 68–ю строку, уступив, таким образом, Осаке (12), Парижу (16), Лос-Анджелесу (44), Нью-Йорку (56), Лондону (57) и многим другим, однако опередив Москву (70–е место) и тем самым став лидером среди городов России.

  • Слайд 15

    Качество жизни по Санкт-Петербургу

    Герела Т.А.,преподаватель

    Прожиточный минимум в Петербурге на III квартал 2011 года, составил 6131,60 рубля на душу населения.

    Прожиточный минимум используется для оценки уровня жизни населения, для реализации социальной политики , обоснования минимального размера оплаты труда, стипендий, пособий и других социальных выплат. Это стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, включает в себя обязательные платежи и сборы.

  • Слайд 16

    Контрольные вопросы. Тест

    Герела Т.А.,преподаватель

    Уровень жизни населения это:

    а) обеспеченность жителей страны необходимыми для жизни материальными и невещественными благами;

    b) потребление в расчете на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров.

    с) коэффициентом дожития;

    Качество жизни представляет:

    а) удовлетворенность жилищными условиями;

    b) удовлетворенность с точки зрения различных потребностей и интересов

    pptcloud.ru

  • Слайд 17

    Список литературы

    Герела Т.А.,преподаватель

    Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2007, с. 10-11, 29-31.

    Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.

    Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.

    7.Интернет-сайты. Интернет-сайты.- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – Главная страница

Посмотреть все слайды

Конспект

� PAGE \* MERGEFORMAT �9�

ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

Методическая разработка урока

темы: «Уровень и качество жизни. Индекс развития человеческого потенциала»

Дисциплины «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)» «Экономическая статистика»,

Преподаватель:

Герела Т.А.

Санкт-Петербург

2012

Тема урока: Уровень и качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала.

Тип урока: изучение нового материала с контролем полученных знаний

Вид урока: урок теоретических и практических работ

Цель: Уровень жизни характеризует не только объем реальных доходов в расчете на душу населения, но и ряд неденежных факторов. В презентации представлен материал изучения закономерностей изменения благосостояния населения, проведение исследований, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Рекомендовано для изучения на уроках экономики и для проведения внеаудиторных, внеклассных мероприятиях.

Цели урока:

1. Обучающие: Сформировать специальные знания, умения, навыки по теме урока, познакомить студентов с основными понятиями, характеризующими качество жизни населения, узнать особенности расчета показателей уровня и качества жизни населения в стане и мире.

2. Развивающие: развитие познавательных и аналитических способностей, формирование активной жизненной позиции.

3. Воспитательные: воспитание интереса к предмету

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: презентация PowerPoint (Приложение 1)

Технические средства: проектор, ПК

План проведения занятия:

1.Организационный момент (ознакомление студентов с целью, темой, структурой урока, системой подведения итогов урока)

Объяснение нового материала (Приложение 1-лекция)

2.1 Понятие уровня и качества жизни населения, цель изучения.

2.2 Система показателей, их структура и методы расчета.

2.3 Методика расчета показателей.

2.4 Показатели социальной дифференциации и бедности населения по странам мира, России и по Санкт-Петербургу.

3.Контрольные вопросы. Тест

1.Понятие уровня и качества жизни.

Под уровнем жизни понимают доходно-имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. Слайд 2,3. Стоимость жизни – это денежная оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение какого-либо промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга населения, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д. В таком случае чаще употребляют термин «качество жизни». Слайды 4,5,

Обычно выделяют четыре уровня жизни населения:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы) Альтернативным индексом является Индекс бедности - служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения; Слайд 6

- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Главная цель изучения уровня жизни – это выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Она может быть достигнута путем решения следующих задач: 1)комплексного изучения структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциации населения по доходам и потреблению;

2) анализа влияния социально-экономических факторов на изменение уровня жизни;

3) оценки степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социально-демографическим группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной доход

Источниками информации об уровне жизни населения выступают: текущий учет и отчетность предприятий и организаций, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости и трудоустройства населения; материалы переписей населения и выборочных социально-демографических обследований; данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; материалы специальных обследований (в первую очередь, социологических).

Важнейшее место в информационной базе уровня жизни занимает обследование бюджетов домашних хозяйств. Оно основано на ведении дважды в квартал по одной неделе дневниковых записей, которые представляют собой подробный ежедневный учет денежных средств, затраченных на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг; журнальных записей о покупке непродовольственных товаров и оплате услуг в период до и после проведения дневниковых обследований; опросов домохозяйств о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, уровне образования, сфере приложения труда и др.

только за счет полученных им доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, отсутствие прямых вопросов о доходах восполняется расчетным методом.

С 2007г. в программу обследования внесены обширные изменения, направленные на развитие информационной базы для оценки происходящих социальных процессов. Слайд 7

- расширен состав наблюдаемых социальных показателей, характеризующих доступность и уровень расходов населения на оплату услуг социальной сферы (образование, медицинское обслуживание, жилье);

- введены новые показатели, характеризующие охват мерами государственной социальной поддержки различных групп домохозяйств (предусмотренные в связи с переходом на «монетизацию» льгот);

- расширен перечень демографических и социально-экономических характеристик домашних хозяйств и населения для подготовки статистических материалов, характеризующих профиль бедности. Слайд 8

3.Методы расчета показателя ИЧР

Показатель человеческого развития, который объединяет три показателя - ВВП (валовой внутренний продукт), грамотность и продолжительность жизни.

Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Слайд 7

Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов.

При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей Слайд 8,9

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.

Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.

Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.

Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН) Слайд 9

максимальное - 85 лет

минимальное - 25 лет

2. Индекс грамотности (15 лет и старше)

максимальное - 100%

минимальное - 0%

image1.png

3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:

максимальное - 100%

минимальное - 0%

image2.png

4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

image3.png

5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):

максимальное - 40000 долл. по ППС

минимальное - 100 долл. по ППС

image4.png

6.Индекс развития человеческого потенциала

image5.png

Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.Слайды 9,10

Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Слайды 10,11,12. Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,938.Слайд(13)0,944.

Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам. Это установленный фиксированный нижний уровень. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США. Это также фиксированный нижний предел для всех стран, в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников - отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики. Слайды 13,14,15

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

4.Значение изучения показателя.

.Ежегодно Программа развития ООН издает "Доклад о развитии человека", освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации". Слайд 16

Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать "низким развитием", больше 0,8 принято считать "высоким развитием".

Контрольные вопросы. Тест Слайд 17

Уровень жизни населения это:

а) обеспеченность жителей страны необходимыми для жизни материальными и невещественными благами;

b) потребление в расчете на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров.

с) коэффициентом дожития;

Качество жизни представляет:

а) удовлетворенность жилищными условиями;

b) удовлетворенность с точки зрения различных потребностей и интересов

Аннотация

В презентации представлен материал изучения закономерностей изменения благосостояния населения, проведение исследований, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Рекомендовано для изучения на уроках экономической теории, основ экономики и для проведения внеаудиторных, внеклассных мероприятиях.

Литература:

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике:

Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 560с.

Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина.–Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 384с.

Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2007, с. 10-11, 29-31.

Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.

Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.

7.Интернет-сайты. Интернет-сайты. . http://www.qks/ru/ - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – Главная страница

Сведения об авторе

Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики

Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88

192288 Санкт-Петербург. ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1

E-mail gerela2012 @ Yandex.ru

�PAGE � �PAGE �9�

� PAGE \* MERGEFORMAT �9�

ГБОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей»

Методическая разработка урока

темы: «Уровень и качество жизни. Индекс развития человеческого потенциала»

Дисциплины «Основы экономики», «Экономика организации (предприятия)» «Экономическая статистика»,

Преподаватель:

Герела Т.А.

Санкт-Петербург

2012

Тема урока: Уровень и качество жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала.

Тип урока: изучение нового материала с контролем полученных знаний

Вид урока: урок теоретических и практических работ

Цель: Уровень жизни характеризует не только объем реальных доходов в расчете на душу населения, но и ряд неденежных факторов. В презентации представлен материал изучения закономерностей изменения благосостояния населения, проведение исследований, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Рекомендовано для изучения на уроках экономики и для проведения внеаудиторных, внеклассных мероприятиях.

Цели урока:

1. Обучающие: Сформировать специальные знания, умения, навыки по теме урока, познакомить студентов с основными понятиями, характеризующими качество жизни населения, узнать особенности расчета показателей уровня и качества жизни населения в стане и мире.

2. Развивающие: развитие познавательных и аналитических способностей, формирование активной жизненной позиции.

3. Воспитательные: воспитание интереса к предмету

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: презентация PowerPoint (Приложение 1)

Технические средства: проектор, ПК

План проведения занятия:

1.Организационный момент (ознакомление студентов с целью, темой, структурой урока, системой подведения итогов урока)

Объяснение нового материала (Приложение 1-лекция)

2.1 Понятие уровня и качества жизни населения, цель изучения.

2.2 Система показателей, их структура и методы расчета.

2.3 Методика расчета показателей.

2.4 Показатели социальной дифференциации и бедности населения по странам мира, России и по Санкт-Петербургу.

3.Контрольные вопросы. Тест

1.Понятие уровня и качества жизни.

Под уровнем жизни понимают доходно-имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. Слайд 2,3. Стоимость жизни – это денежная оценка благ и услуг, фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течение какого-либо промежутка времени и соответствующих определенному уровню удовлетворения потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга населения, его здоровье, образование, природную среду обитания и т.д. В таком случае чаще употребляют термин «качество жизни». Слайды 4,5,

Обычно выделяют четыре уровня жизни населения:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы) Альтернативным индексом является Индекс бедности - служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране. Он рассчитывается по трем основным показателям: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения; Слайд 6

- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Главная цель изучения уровня жизни – это выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Она может быть достигнута путем решения следующих задач: 1)комплексного изучения структуры, динамики и темпов изменения показателей уровня жизни; дифференциации населения по доходам и потреблению;

2) анализа влияния социально-экономических факторов на изменение уровня жизни;

3) оценки степени удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социально-демографическим группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной доход

Источниками информации об уровне жизни населения выступают: текущий учет и отчетность предприятий и организаций, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости и трудоустройства населения; материалы переписей населения и выборочных социально-демографических обследований; данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; материалы специальных обследований (в первую очередь, социологических).

Важнейшее место в информационной базе уровня жизни занимает обследование бюджетов домашних хозяйств. Оно основано на ведении дважды в квартал по одной неделе дневниковых записей, которые представляют собой подробный ежедневный учет денежных средств, затраченных на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг; журнальных записей о покупке непродовольственных товаров и оплате услуг в период до и после проведения дневниковых обследований; опросов домохозяйств о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, уровне образования, сфере приложения труда и др.

только за счет полученных им доходов и привлеченных средств в виде займов, кредитов и собственных сбережений, отсутствие прямых вопросов о доходах восполняется расчетным методом.

С 2007г. в программу обследования внесены обширные изменения, направленные на развитие информационной базы для оценки происходящих социальных процессов. Слайд 7

- расширен состав наблюдаемых социальных показателей, характеризующих доступность и уровень расходов населения на оплату услуг социальной сферы (образование, медицинское обслуживание, жилье);

- введены новые показатели, характеризующие охват мерами государственной социальной поддержки различных групп домохозяйств (предусмотренные в связи с переходом на «монетизацию» льгот);

- расширен перечень демографических и социально-экономических характеристик домашних хозяйств и населения для подготовки статистических материалов, характеризующих профиль бедности. Слайд 8

3.Методы расчета показателя ИЧР

Показатель человеческого развития, который объединяет три показателя - ВВП (валовой внутренний продукт), грамотность и продолжительность жизни.

Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и начал использовался с 1993 г. ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Слайд 7

Кроме общего рассчитывается индекс человеческого развития для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, а так же географических регионов.

При подсчёте индекса учитываются 3 вида показателей Слайд 8,9

Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.

Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.

Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении этих трех важнейших аспектов человеческого благополучия.

Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

1.Индекс ожидаемой продолжительности жизни - фиксированные значения (определенные Программой развития ООН) Слайд 9

максимальное - 85 лет

минимальное - 25 лет

2. Индекс грамотности (15 лет и старше)

максимальное - 100%

минимальное - 0%

image1.png

3. Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охват % образованием:

максимальное - 100%

минимальное - 0%

image2.png

4.Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

image3.png

5.Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США):

максимальное - 40000 долл. по ППС

минимальное - 100 долл. по ППС

image4.png

6.Индекс развития человеческого потенциала

image5.png

Максимально возможное значение ИРЧП - 1, минимальное - 0.Слайды 9,10

Индекс развития человеческого потенциала равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Слайды 10,11,12. Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,938.Слайд(13)0,944.

Индекс развития человеческого потенциала равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам. Это установленный фиксированный нижний уровень. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США. Это также фиксированный нижний предел для всех стран, в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Для глобальных отчетов статистика собирается из трех основных источников - отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики. Слайды 13,14,15

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

4.Значение изучения показателя.

.Ежегодно Программа развития ООН издает "Доклад о развитии человека", освещающий этот вопрос в мировом масштабе. В России с 1995 г. издается "Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации". Слайд 16

Индекс человеческого развития меньше 0,5 принято считать "низким развитием", больше 0,8 принято считать "высоким развитием".

Контрольные вопросы. Тест Слайд 17

Уровень жизни населения это:

а) обеспеченность жителей страны необходимыми для жизни материальными и невещественными благами;

b) потребление в расчете на душу населения продовольственных и непродовольственных товаров.

с) коэффициентом дожития;

Качество жизни представляет:

а) удовлетворенность жилищными условиями;

b) удовлетворенность с точки зрения различных потребностей и интересов

Аннотация

В презентации представлен материал изучения закономерностей изменения благосостояния населения, проведение исследований, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Рекомендовано для изучения на уроках экономической теории, основ экономики и для проведения внеаудиторных, внеклассных мероприятиях.

Литература:

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Практикум по социальной статистике:

Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 448с.

Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учеб. пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 560с.

Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. наук В.Г. Ионина.–Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 384с.

Журнал «Вопросы статистики»: 4 / 2007, с. 10-11, 29-31.

Российский статистический ежегодник. Официальное издание Росстата.

Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. Официальное издание Росстата.

7.Интернет-сайты. Интернет-сайты. . http://www.qks/ru/ - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – Главная страница

Сведения об авторе

Герела Татьяна Андреевна, преподаватель экономических дисциплин высшей категории Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики

Телефон 8-962-691-5988 ,812 778 34 88

192288 Санкт-Петербург. ул.Я.Гашека, дом 26, корпус 1,квартира 1

E-mail gerela2012 @ Yandex.ru

�PAGE � �PAGE �9�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке