Содержание
-
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
«ЕАЭС: международный статус, органы правового регулирования и их компетенции»
-
29 мая 2014 года на основе Таможенного союза и ЕЭП была создана более продвинутая форма интеграции — Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который начал свою работу с 1 января 2015 года. Председателем ЕАЭС в 2015 году является Беларусь. Евразийский экономический союз – международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития. Таким образом формируется общий рынок численностью в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства — Казахстан, Россия и Беларусь, а также Армения и Киргизия — обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте
-
Высший Евразийский экономический совет — высший наднациональный орган Евразийского экономического союза. А до его создания — высший наднациональный орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.
-
Евразийский межправительственный совет
Межправительственный совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или Председателя Межправительственного совета могут созываться внеочередные заседания Межправительственного совета.
-
Межправительственный совет осуществляет следующие основные полномочия: 1) обеспечивает реализацию и контроль за исполнением настоящего Договора, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; 2) рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым при принятии решения в Совете Комиссии не достигнут консенсус; 3) дает поручения Комиссии; 4) представляет Высшему совету кандидатуры членов Совета и членов Коллегии Комиссии; 5) одобряет проекты бюджета Союза, Положения о бюджете Евразийского экономического союза и отчета об исполнении бюджета Союза; 6) утверждает Положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза, стандарты и методологию ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза, принимает решения о проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза и определяет сроки их проведения; 7) рассматривает по предложению государства-члена вопросы, касающиеся отмены или изменения принятых решений Комиссии, либо, в случае недостижения согласия, вносит их на рассмотрение Высшего совета; 8) принимает решение о приостановлении действия решений Совета или Коллегии Комиссии; 9) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов Коллегии Комиссии, должностных лиц и сотрудников Комиссии, а также членов их семей; 10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза. Межправительственный совет принимает решения и распоряжения.
-
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[1] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС, ЕЭП и ТС[2]. Основная задача Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, Таможенного союза и Единого экономического пространства, выработка предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений.
-
Сферы полномочий Комиссии закреплены в статье 3 Договора «О Евразийской экономической комиссии». Евразийской экономической комиссии переданы полномочия Комиссии Таможенного союза. На Комиссию также возложен ряд дополнительных функций. Сферы полномочий Комиссии: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов в отношении третьих стран; статистика внешней и взаимной торговли; макроэкономическая политика; конкурентная политика; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; энергетическая политика; естественные монополии; государственные и (или) муниципальные закупки; взаимная торговля услугами и инвестиции; транспорт и перевозки; валютная политика; охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг; трудовая миграция; финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг); другое. Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия также выполняет функции депозитария этих договоров и решений Высшего Евразийского экономического совета. В рамках установленных сфер деятельности Комиссия может принимать решения, имеющие обязательный характер для Сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера. Бюджет Комиссии формируется за счёт долевых взносов Сторон и утверждается главами государств-Сторон.
-
Коллегия Евразийской экономической комиссии Коллегия ЕЭК является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Коллегия ЕЭК состоит из 9 членов (по 3 члена от каждой Стороны), один из которых является председателем Коллегии ЕЭК. Члены Коллегии ЕЭК и председатель Коллегии ЕЭК назначаются сроком на 4 года решением Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств с возможным продлением полномочий. Работа в Комиссии является для члена Коллегии основной работой. Коллегия ЕЭК принимает решения голосованием. Каждый член Коллегии обладает одним голосом.
-
Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2013 год)
-
Суд Евразийского экономического союза – является судебным органом Евразийского экономического союза, который образуется и действует на постоянной основе в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и настоящим Статутом. Целью деятельности Суда является обеспечение в соответствии с положениями настоящего Статута единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Для целей настоящего Статута под органами Союза понимаются органы Союза, за исключением Суда.
-
В состав Суда входят по два судьи от каждого государства-члена. Срок полномочий судьи - девять лет. Судьи должны обладать высокими моральными качествами, являться специалистами высокой квалификации в области международного и внутригосударственного права, а также, как правило, соответствовать требованиям, предъявляемым к судьям высших судебных органов государств-членов. Судьи назначаются на должности Высшим Евразийским экономическим советом по представлению государств-членов. Судья при вступлении в должность приносит присягу. Судьи не могут представлять интересы государственных или межгосударственных органов и организаций, коммерческих структур, политических партий и движений, а также территорий, наций, народностей, социальных и религиозных групп и отдельных лиц. Судьи не вправе заниматься любой деятельностью, связанной с получением доходов, кроме научной, творческой и преподавательской.
-
Компетенция суда. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза: 1) по заявлению государства-члена: о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках Союза и (или) решениям органов Союза; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии; 2) по заявлению хозяйствующего субъекта: о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта; об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.
-
Вопросы к практическому занятию
Правовая основа ЕАЭС. Союз, как субъект международного права. Органы правового регулирования ЕАЭС: полномочия, функции, статус. Какую роль выполняет ЕАЭС в регулировании международных отношений? Какие органы управления выполняет функцию правового регулятора в ЕАЭС? Суд Союза.
-
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ
Правовая основа ЕАЭС: договор и его основные положения. Правовые органы-регуляторы: перечислить и дать краткую характеристику. Высший Евразийский экономический совет . Евразийский межправительственный совет. Евразийская экономическая комиссия. Совет, Коллегия, Департаменты комиссии. Суд Евразийского экономического союза. Порядок взаимодействия органов союза. Правовое положение решений органов союза относительно национального законодательства каждого государства-члена.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.