Презентация на тему "МЭ и МЭО"

Включить эффекты
1 из 147
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "МЭ и МЭО". pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    147
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • МЭ и МЭО
    Слайд 1

    МЭ и МЭО

    МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  • Слайд 2

    ПЛАН

    Становление интеграционных процессов: предпосылки и цели. Типы интеграционных объединений. ЕС – наиболее развитое интеграционное объединение. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве. Процессы интеграции в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Интеграционные объединения на Африканском континенте.

  • Слайд 3

    1. Становление интеграционных процессов: предпосылки и цели

    Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на микро- и макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Все это обусловлено закономерностями экономического развития мирового хозяйства в целом и, в особенности, на современном этапе.

  • Слайд 4

    Интеграцияв переводе с латинского – integratio – означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое. Международная экономическая интеграция – это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, переплетения и адаптации национальных хозяйств мирового сообщества.

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия: взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов; широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм; глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

  • Слайд 7

    необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики; региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

  • Слайд 8

    Со второй половины ХХ века вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и совершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства.

  • Слайд 9

    Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

  • Слайд 10

    С 1947 г. в мире было создано более 60 интеграционных группировок, что определялось целым рядом предпосылок. Предпосылки интеграции: 1) близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран; 2) географическая близость интегрирующихся стран, наличие в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей; Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран – интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного объединения, подключались другие соседние государства.

  • Слайд 11

    3) общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;

  • Слайд 12

    4) демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т. д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании стран бывшего СССР как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого макроэкономических предпосылок;

  • Слайд 13

    5) «эффект домино». После того, как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оставшихся за пределами интеграции. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, после вступления Мексики в НАФТА, многие латиноамериканские страны поспешили заключить с ней соглашения о торговле.

  • Слайд 14

    Опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели.

  • Слайд 15

    Основные цели экономической интеграции 1. Использование преимуществ экономики масштаба - обеспечение расширения размеров рынка и других преимуществ, например, – привлечение иностранных инвестиций - на основе теории экономики масштаба. 2. Создание благоприятной внешнеполитической среды - укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран, т.е. наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важным политическим приоритетом.

  • Слайд 16

    3. Решение задач торговой политики - региональная интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики.

  • Слайд 17

    4. Содействие структурной перестройке экономики - подключение стран, осуществляющих рыночную экономику к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. 5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности – использование возможности выхода на более широкий региональный рынок.

  • Слайд 18

    В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике: в результате интеграции сокращаются трансакционые издержки и ускоряются темпы взаимной торговли; возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обуславливает сокращение относительно неэффективных производств; интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

  • Слайд 19

    2. ТИПЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

    В современной теории и практике международной экономической интеграции различают следующие ступени или последовательные этапы развития интеграционных процессов: 1) преференциальные торговые соглашения, 2) зона свободной торговли; 3) таможенный союз; 4) единый или общий рынок; 5) экономический союз; 6) политический союз.

  • Слайд 20

    Этапы углубления (зрелости) экономической интеграции между странами

  • Слайд 21

    Этапы развития международной экономической интеграции:

    1. На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения – отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, свобода межстранового движения товаров и услуг, небольшой межгосударственный секретариат.

  • Слайд 22

    Преференциальные соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу более благоприятный режим. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже как не начальный, а подготовительный этап интеграционного процесса. Пример– Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве – между ЕС и странами бывшего СССР, Инициатива «Предприятие для всей Америки» - США и большинство латиноамериканских и центральноамериканских государств.

  • Слайд 23

    2. На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли – единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран, межгосударственный совет на уровне министров и секретариат, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении с третьими странами.

  • Слайд 24

    В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но может обходиться и без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях. Пример – Европейская ассоциация свободной торговли, Европейская экономическая зона, Балтийская зона свободной торговли (Эстония, Латвия, Литва), Банкокское соглашение.

  • Слайд 25

    3. Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) – свобода движения факторов производства, встречи глав государств, совет министров, секретариат – согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

  • Слайд 26

    Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами. Пример – Организация Восточно-Карибских государств, Центральноамериканский общий рынок, Арабский общий рынок.

  • Слайд 27

    4. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня – общего рынка (ОР) – гармонизация экономической политики, межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования – интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы.

  • Слайд 28

    Координация экономической политики ОР осуществляется на периодических совещаниях глав государств (1-2 раза в год), значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центробанков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат (в рамках ЕС – это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС). Пример ОР – Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ), Общий рынок южного конуса (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай).

  • Слайд 29

    5. На пятом, самом высоком уровне, интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики.

  • Слайд 30

    На этапе экономического союза уже возникает потребность в органах, способных принимать оперативные решения от лица группировки в целом (в рамках ЕС – это Комиссия ЕС). Примеры ЭС – ЕС, экономический союз – Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), Содружество независимых государств (СНГ).

  • Слайд 31

    6. Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции – политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже не ставит перед собой подобных задач.

  • Слайд 32

    3. ЕС – НАИБОЛЕЕ РАЗВИТОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

    Европейская интеграция - это реакция на две мировые войны, начало которых было именно в Европе, и ответ на вопрос, как воспрепятствовать новым войнам. В этом аспекте европейская интеграция ставит перед собой задачу поддержания мира на Европейской континенте.

  • Слайд 33

    По сравнению со всеми предыдущими попытками объединить Европу, эта интеграция имеет одно принципиальное отличие: она основывается на свободном решении европейских народов и их политических представителей создать сообщество, исключающее военное насилие между ними и позволяющее свободно жить и развиваться.

  • Слайд 34

    Первые шаги интеграции были лишь частью объединительного процесса, охватившего во второй половине 40-х гг. страны Западной Европы. В 1948 г. под эгидой США создается Европейский платежный союз и Европейская организация экономического сотрудничества (ОЕЭС), впоследствии преобразованная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, 1961 г.). В 1948 г. на конгрессе западноевропейской общественности в Гааге возникает влиятельное Европейское движение. В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы германского реваншизма. В 1949 г. создается Совет Европы, наделенный широкими, хотя и несколько неопределенными полномочиями. В 1949 г. по инициативе Соединенных Штатов, избирается принципиально иной путь решения проблемы безопасности Западной Европы - создается Организация Северо-Атлантического договора (НАТО), в состав которой включается и Западная Германия, только что оформившаяся в новое государство - Федеративную Республику Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

  • Слайд 35

    Европейский Союз (ЕС) является наиболее развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции. ЕС прошел все основные этапы интеграционного процесса – этап зоны свободной торговли (1958-1969 гг.), этап таможенного союза (1969-1976 гг.), этап общего рынка (1987-1992 гг.), этап экономического союза (с 1993 года).

  • Слайд 36

    Европейский Союз (ЕС) как Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) образовался в 1967 г. после слияния региональных организаций: 1) Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); 2) Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом, 1957 г.); 3) Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 г.).

  • Слайд 37

    Учреждение Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (1951 г.)

    Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 г. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписали 6 стран - Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия 18 апреля 1951.

  • Слайд 38

    Исходной точкой объединительного процесса явилось отраслевое (секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики – угледобывающую и сталелитейную. Инициатором выступила Франция, которая обратилась к правительству Германии с обращением положить конец раздробленности Европы, франко-германскому соперничеству, поставить производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее наднациональное руководство.

  • Слайд 39

    Выдвинутая французским политическим деятелем Жаном Монне и министром иностранных дел Франции Робером Шуманом идея объединения угольной и сталелитейной промышленности Германии и Франции под контролем наднационального органа выглядела достаточно скромно, и многим европейцам представлялась сугубо техническим мероприятием. Однако именно этой идее было суждено коренным образом трансформировать Западную Европу и положить начало организации, которой принадлежит безусловное верховенство в ряду других - Европейскому Союзу.

  • Слайд 40

    Причина заключалась в том, что, в отличие от всех прочих европейских организаций, в зарождающемся Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) было впервые воплощено наднациональное начало, потенциал которого превзошел все ожидания.

  • Слайд 41

    Основная роль в разработке первого интеграционного института принадлежит Жану Моне. В 1946—1950 годах Монне являлся руководителем французской генеральной комиссии по планированию и разрабатывал программы модернизации французской экономики. В это время у него возникла идея привлечь в западноевропейскую горнодобывающую промышленность бывшего врага — Германию.

  • Слайд 42

    Выход, предложенный Монне, состоял в создании международной организации, которая поставила бы под свой контроль всё европейское производство угля и стали. Тем самым, с одной стороны, будет обеспечен общий рынок этих товаров, что станет способствовать хозяйственному возрождению Европы, а с другой — ни одно государство не сможет тайно использовать эти ресурсы для военных целей.

  • Слайд 43

    Бонн, 1953 год. Встреча Монне и Аденауэра

    После получения согласия от канцлера ФРГ Конрада Адэнауера министр иностранных дел Франции Робер Шуман озвучил идею Монне, ставшую известной позже как «план Шумана», в правительственном заявлении от 9 мая 1950 года. Монне стал первым председателем созданного при участии нескольких стран «Европейского объединения угля и стали».

  • Слайд 44

    ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

  • Слайд 45

    Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу.

  • Слайд 46

    Создание ЕОУС совпало с началом всемирного кризиса угольной и сталелитейной промышленности. Странам «шестерки» удалось лучше справиться с его экономическими и социальными последствиями, чем другим странам. Интеграция впервые доказала свою пригодность не только для предотвращения войны, но и для эффективного решения острых общественных проблем. Создание ЕОУС оказалось весьма своевременным не только с политической, но и с чисто практической, экономической точки зрения.

  • Слайд 47

    Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, 1957 г.)

    Договор об учреждении ЕЭС был подписан в Риме (Римский договор) 25 марта 1957 г. и официально вступил в силу 1 января 1958 г. (одновременно с договором о создании «Евратома») после его ратификации парламентами всех шести стран-учредителей - ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом. ЕЭС, учрежденное в 1957 г. Римским договором, действовавало до 1992 г., т.е. до создания Европейского союза.

  • Слайд 48

    В Римском договоре, учредившем Сообщество, предусматривалось в качестве первоочередной задачи создание «Общего рынка» путем ликвидации национальных барьеров на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуг и капиталов, а также постепенный переход к проведению единой политики в различных областях экономической и социальной жизни стран участниц (сельское хозяйство, конкуренция, транспорт, налоги и т.д.).

  • Слайд 49

    Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, 1957 г.)

    появилось на европейской сцене одновременно с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) – в 1958 г. Договор о его учреждении был подписан в тот же день и в том же месте, что и Договор о ЕЭС, – 25 марта 1957 г. в г. Риме и также называется Римским договором.

  • Слайд 50

    Идеи создания в Западной Европе в сфере атомной энергетики аналога ЕОУС родились вскоре после того, как Парижский договор 1951 г. начал действовать. Идея создания в 50-х годах атомного сообщества в Европе была вызвана необходимостью восстановления народного хозяйства и промышленности после Второй мировой войны и требовалось много электроэнергии для дальнейшей индустриализации стран-членов ЕС. Такой традиционный энергоноситель, как уголь уже не мог решить возникавшие энергетические проблемы, да и количество его было недостаточным, а нефтью страны региона в необходимых количествах вообще не располагали. В сложившихся условиях атомная энергетика открывала колоссальные потенциальные возможности.

  • Слайд 51

    Основными задачами Евратома являются мирное использование ядерной энергетики, контроль за атомной энергетикой, проведение исследований, разработка стандартов безопасности, формирование общей европейской энергетической политики, снижение цен на энергоносители, поддержание стабильности энергетики.

  • Слайд 52

    Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1960 г.)

    В 1960 г. по инициативе Великобритании была создана Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), конкурирующая с проектом Европейского экономического пространства с целью продвижения исключительно экономической, но не политической интеграции между странами, куда вошли 7 государств – Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария – так называемая Европейская семерка под эгидрй Великобритании.

  • Слайд 53

    Сейчас членами ЕАСТ являются четыре страны, не входящие в Европейский союз - Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Оставшиеся члены ЕАСТ (Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн) заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы. Аналогичные декларации были подписаны с балтийскими государствами. Соглашения касаются торговли промышленными товарами и продукцией сельхозпереработки. Их целью является поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.

  • Слайд 54

    С момента возникновения и поныне интеграционное объединение ЕЭС оказалось более эффективным по сравнению с ЕАСТ. В 70-е и 80-е годы происходило все большее взаимодействие между двумя интеграционными объединениями Европы: Европейским Союзом (бывшим Европейским экономическим сообществом) и Европейской ассоциацией свободной торговли.

  • Слайд 55

    В 1990 г. ЕС и ЕАСТ заключили договор о европейском экономическом пространстве, согласно которому снимаются все оставшиеся барьеры в торговле между двумя интеграционными объединениями, предоставляются равные возможности корпорациям стран ЕС и ЕАСТ при размещении государственных заказов, при этом устраняются привилегии для национальных корпораций, проводится гармонизация технических норм и стандартов.

  • Слайд 56

    Возникновение ЕЭС имело своей целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня.

  • Слайд 57

    Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий: отмена таможенных ограничений на пути движения товаров внутри сообщества; введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран; свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы) и свободная торговля услугами между странами-участницами; проведение общей аграрной и транспортной политики; создание валютного союза; координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; унификация налоговых законодательств; выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

  • Слайд 58

    Первый этап в эволюции ЕЭС – (1951г.)

    Парижский договор 1951 г. о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) между 6 странами – Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом.

  • Слайд 59

    Второй этап в эволюции ЕЭС – «золотой век» в истории сообщества (конец 50-х – начало 70-х гг.)

    1957 г. – подписаны два Римских договора – о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). 1962 г. - приняты основы Общей аграрной политики (ОАП). В 1965 г. - три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов. 1968 г. - объединены бюджеты трех группировок в рамках Европейского Сообщества. С 1 июля 1968 г. - функционирование таможенного союза.

  • Слайд 60

    Третий этап – преодоление кризиса внутри Сообщества(начало 70-х - середина 80-х гг.)

    Третий этап интеграции в ЕЭС ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

  • Слайд 61

    В 1973 г. – первое расширение ЕС - вступление Великобритании, Дании и Ирландии. 1972-1974 гг. - с ЕАСТ подписаны соглашения о зоне свободной торговли промышленными товарами. С 1979 г. - функционирование Европейской валютной системы (ЕВС). 1981 г. – новое расширение ЕС за счет вступления Греции.

  • Слайд 62

    Четвертый этап - завершение создания единого внутреннего рынка в рамках ЕС (середина 80-х – начало 90-х гг.)

    1985 г. – Комиссия ЕС распространила документ под названием «Белая книга», в котором указывалось на полное устранение физических, налоговых и иных барьеров на всем пространстве ЕС, что практически привело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Эта задача была решена в основном к 1 января 1993 г. Процесс интеграции стал необратим. 1986 г. – третье расширение состава ЕС за счет вступления Испании и Португалии. 1990 г. – ЕС и ЕАСТ заключили Договор о едином экономическом пространстве, согласно которому снимаются все оставшиеся барьеры в торговле между двумя интеграционными объединениями.

  • Слайд 63

    Пятый этап – современный – этап формирования единой хозяйственной системы ЕС – переход к формированию экономического, валютного и политического союза (с начала 90- х г.)

    1991 г. – сессия Европейского совета одобрила текст Договора о Европейском Союзе (в голланском городе Маастрихт); 1992 г. – официальная церемония подписания Договора всеми государствами-членами; 1 ноября 1993 г. – Договор вступил в силу, дав Сообществу новое название – Европейский Союз.

  • Слайд 64

    1995 г. – в ЕС вошли Финляндия, Австрия, Швеция; 2004 г. - в ЕС вошли Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония; 2007 г. - в ЕС вошли Болгария, Румыния; 2013 г. - в ЕС вошла Хорватия. В настоящее время участниками ЕС являются 28 государств Западной Европы.

  • Слайд 65

    В настоящее время участниками ЕС являются 28 государств Западной Европы

  • Слайд 66

    Этапы формирования и развития Европейского Союза (ЕС)

    Интеграционные процессы в Западной Европе, эволюционируя, прошли следующие этапы: I этап – учреждение ЕОУС (1951 г.); II этап - «золотой век» – «золотой век» в истории сообщества (конец 50-х – начало 70-х гг.); III этап – преодоление кризиса внутри Сообщества -«европессимизм» или «евросклероз» (начало 70-х - середина 80-х гг.); IY этап – завершение создания единого внутреннего рынка в рамках ЕС (середина 80-х – начало 90-х гг.); Y этап -современный – этап формирования единой хозяйственной системы ЕС – переход к формированию экономического, валютного и политического союза (с начала 90- х г.).

  • Слайд 67

    Процесс европейской интеграции продолжается, постепенно охватывая новые государства Европы. Создание единой Европы как хозяйственного организма с единой системой управления, осуществляющей законодательные, исполнительные и судебные функции, проводящей единую внутреннюю и внешнюю политику – исторически предопределенный процесс.

  • Слайд 68

    Экономическая интеграция на постсоветском пространстве

    Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

  • Слайд 69

    Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами: разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития; длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах; технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

  • Слайд 70

    4. СНГ (Содружество Независимых Государств)

    СНГ было основано главами РСФСР, Беларуси и Украины путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Лидеры трех стран встретились в природном заповеднике Беловежская пуща и подписали соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ как правопреемника СССР. В то же время они объявили, что новый альянс будет открыт для всех республик бывшего Советского Союза, и других стран, разделяющих те же цели. Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

  • Слайд 71

    21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к соглашению о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В документе отмечено, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония.

  • Слайд 72

    Разрушение единого экономического пространства сузило хозяйственный потенциал всех бывших союзных республик, производство упало на 30—50% практически во всех новообразованных государствах. Каждое из них в связи с разрывом кооперационных связей, по оценкам, недополучало ежегодно 40% своего ВВП. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий.

  • Слайд 73

    Членство в СНГ Соглашение о Создании оставалось главным учредительным документом СНГ до января 1993 года, когда был принят Устав СНГ. Устав закрепил понятие членства: страна-член определяется как страна, которая ратифицирует Устав СНГ. Туркменистанне ратифицировал Хартию и изменил свой статус в СНГ на ассоциированного члена по состоянию на 26 августа 2005 для того, чтобы соответствовать признанному ООН статусу международного нейтралитета.

  • Слайд 74

    Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о Создании СНГ в декабре 1991 года, однако Украина также не ратифицировала Устав СНГ, поскольку она была не согласна с тем, что Россия является единственным правопреемником Советского Союза. При этом официально Украина не считается членом СНГ, хотя фактически в нем состоит.

  • Слайд 75

    Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 19 марта 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении председательства Украины в СНГ, а секретарь СНБО Украины Андрей Парубий заявил, что страна начинает процесс выхода из Содружества Независимых государств. 3 сентября 2014 года, исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев заявил, что Украина не вышла из состава СНГ. 8 декабря 2014 депутаты Верховной Рады начали обсуждать вопрос о выходе Украины из СНГ. Решения вынесено не было.

  • Слайд 76

    Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, объединяющая большинство бывших республик СССР. В настоящее время в нее входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Туркмения и Украина (до недавнего времени) участвуют в работе в качестве "ассоциированных членов". СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

  • Слайд 77

    Официальные участники СНГ

  • Слайд 78

    Государства, не ратифицировавшие Устав СНГ

  • Слайд 79

    Бывшие страны-члены СНГ

  • Слайд 80

    СНГ так и не состоялось как союзное государство. Де-факто объединение представляет собой некие организации, в состав которых вошли станы, подписавшие договоры преимущественно в двустороннем порядке. На территории СНГ сформировалось несколько таких организаций: Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Союзное государство России и Белоруссии, ГУАМ, Содружество демократического выбора (СДВ).

  • Слайд 81

    К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли. Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки.

  • Слайд 82

    От СНГ к Таможенному союзу: история создания

    https://www.youtube.com/watch?v=06whF7M0AAs

  • Слайд 83

    Таможенный союз ЕврАзЭС -ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО

    Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) (2001—2014 гг.) — международная экономическая организация ряда бывших республик СССР. В состав ЕврАзЭСвошли пять государств - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002 г.) и Армения (с 2003 г.) получили статус наблюдателя.

  • Слайд 84

    Была создана для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

  • Слайд 85

    Почти сразу после распада СССР начались попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС. Уже в сентябре 1993 г. в Москве был подписан Договор об Экономическом союзе (ЭС). В этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина – как ассоциированный член, все остальные – как полноправные члены).

  • Слайд 86

    Договор предусматривал, по образцу западноевропейской интеграции, поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако этот союз, «мини-СССР», оказался нежизнеспособным – не удалось создать даже единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 решение о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). После этого начались попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников.

  • Слайд 87

    В январе 1995 г. Беларусь, Россия и Казахстан (позже к ним присоединился Кыргызстан) подписали соглашения о Таможенном союзе. Целями создания Таможенного союза были провозглашены: устранение барьеров для свободного товарообмена; выработка единых экономических «правил игры» для добросовестной конкуренции; координация экономической политики стран-участниц договора, в том числе для защиты их интересов на на мировом рынке.

  • Слайд 88

    В феврале 1999 г. на базе предыдущих договоренностей был подписан Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан. Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.

  • Слайд 89

    Опыт реализации соглашений о Таможенном союзе способствовал подготовке и подписанию более масштабного документа о тесном взаимодействии и сотрудничестве государств. 29 марта 1996 г. президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях с целью создания сообщества интегрированных государств.

  • Слайд 90

    В мае 2003 г. ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации. Руководящие органы Сообщества – это Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообществ.

  • Слайд 91

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. Первоначальнов состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке.

  • Слайд 92

    На смену ЕврАзЭс 29 мая 2014 г. был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза. Он вступил в силу с 1 января 2015 г. В союз вошли Россия, Казахстан и Белоруссия.

  • Слайд 93

  • Слайд 94

    СОЮЗ ПЯТИ

    В состав ЕАЭС входят КыргызскаяРеспублика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация.

  • Слайд 95

  • Слайд 96

    Евразийский экономический союз: история и перспективы

    http://mir24.tv/video_news/11871424/11871390 https://www.youtube.com/watch?v=RIX_jDdcfpU https://www.youtube.com/watch?v=i2-ImC33mgg (С. Глазьев)

  • Слайд 97

    Валюта Евразийского союза

    Единая валюта для Евразийского Союза на данный момент не определена. В 2004 году А. Лукашенко предлагал ввести общую валюту для Союзного Государства. Второй раз такую же мысль выразил Игорь Шувалов в марте 2010 года, но в этот раз уже для трех стран: Беларусь, Казахстан, Россия (учредители Таможенного Союза). В качестве названия для создаваемой валюты курсируют «евраз» либо «евразийский рубль». Название «евраз» было предложено в 2004 году президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым.

  • Слайд 98

    Процессы интеграции в Северной Америке

    В Западном полушарии интеграционные тенденции нашли свое продолжение: на Североамериканском континенте в зоне свободной торговли – НАФТА (трехстороннее экономическое интеграционное объединение континентальных масштабов, включающее Мексику, США и Канаду); в Латиноамериканском регионе в общем рынке группы стран Южного Конуса – МЕРКОСУР.

  • Слайд 99

    Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

    Северная Америка охвачена интеграцией в рамках НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли. Соглашение между Канадой, США и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 г. Название НАФТА - НЕФТЬ состоит из первых букв слов North American Free Trade Association).

  • Слайд 100

    Феномен альянса состоит в объединении двух развитых стран с относительно отсталой страной. В период подписания договора (1992 г.) среднегодовой ВВП на душу населения составлял в США — 23,2 тыс. долл., в Канаде — 20,7 тыс. долл., в Мексике — 3,5 тыс. долл. (или в 6,6 раза ниже, чем в США).

  • Слайд 101

    Соглашение о создании НАФТА — итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению. На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

  • Слайд 102

    Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

  • Слайд 103

  • Слайд 104

    Инициатором и лидером объединения являются США, которые совместили свою финансовую и инновационную мощь с богатейшими природными и дешевыми трудовыми ресурсами Мексики, принципиально расширили рынки сбыта американской конкурентоспособной продукции. Американские ТНК пронизывают всю Северную Америку.

  • Слайд 105

    Выигрыш Мексики в том, что устремившийся из США поток капитала, в особенности прямые инвестиции, позволили реструктуризировать экономику, дали импульс к развитию инфраструктуры. Удельный вес американских ТНК в общей сумме иностранных инвестиций составил примерно 2/3. На севере Мексики главными хозяйственными единицами стали «макиладорас» — сборочные предприятия американских ТНК. Это позволило Мексике резко увеличить объемы экспорта готовой продукции в США.

  • Слайд 106

    Доля США в мексиканской внешней торговле повысилась до 90%. Ежегодно в США въезжает до 500 тыс. мексиканских брасерос. Их финансовые переводы на родину достигают 10 млрд. долл. в год, что сопоставимо с доходами Мексики от экспорта нефти.

  • Слайд 107

    Канадско-американская зона свободной торговли была создана еще в 1988 г. Создание НАФТА увеличило товарооборот между Канадой и Мексикой, однако до сих пор сохраняются асимметричность их отношений и доминирующие позиции США.

  • Слайд 108

    В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

  • Слайд 109

    Круг ведения трехстороннего договора включает в себя: устранение барьеров в торговле товарами и услугами; создание системы защиты прав интеллектуальной собственности; либерализацию инвестиционных потоков (недискриминационный режим); формирование механизма урегулирования споров между странами-членами.

  • Слайд 110

    МЕРКОСУР— Общий рынок Южного конуса

    МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur - с испанского - Общий рынок Южного конуса) — является наиболее динамичной интеграционной группировкой в Латинской Америке (соглашение вступило в силу в 1991 г. ). По своим размерам и потенциалу в экономической сфере, МЕРКОСУР занимает второе место в мире, уступая лишь Европейскому Союзу. Он является примером крупнейшего в развивающемся мире таможенного союза.

  • Слайд 111

    Название в переводе с испанского обозначает - «Рынок Южного конуса». Южный конус» - общепринятое название части территории континента Южная Америка, которая располагается южнее восемнадцатого градуса южной широты. Эмблемой организации является изображение созвездия Южного креста.

  • Слайд 112

    МЕРКОСУР возник в 1985 году, когда президенты Аргентины и Бразилии — Рауль Альфонсин и Жозе Сарней подписали программу экономической интеграции и сотрудничества.

  • Слайд 113

    Стратегической целью союза МЕРКОСУР является создание объединения, которое способно было бы сопутствовать экономическому росту стран-участников, основываясь на интенсивной взаимной торговле и эффективном использовании инвестиций. А также повышение конкурентоспособности экономик субрегиона на международном рынке.

  • Слайд 114

    На сегодняшний день в состав объединения входят следующие страны: Аргентина; Бразилия; Уругвай; Венесуэла. Ассоциированные члены: Чили; Боливия; Колумбия; Эквадор; Перу. Также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой. Интегрированы около 60% территории, 50% населения и совокупного ВВП Латинской Америки.

  • Слайд 115

    Интеграционные процессы в АТР (АТР)

    Интеграционные процессы в АТР (АТР), гигантском по своей экономической мощи, проходят на территории с населением более 3,5 млрд. чел. На АТР приходится 56% мирового валового продукта, 45% мирового экспорта и 45% мирового импорта. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) в широком плане включает все государства, расположенные на побережье Тихого океана или вблизи его, в том числе и латиноамериканские. Но чаще под этим названием имеют в виду азиатские страны, а также Австралию, Новую Зеландию и США.

  • Слайд 116

    Зона свободной торговли АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

    Именно с АСЕАН начался интеграционный процесс в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и именно в ней объединены наиболее динамичные новые индустриальные страны Азии. АСЕАН образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке (Бангкокская декларация). В состав АСЕАН вошли (1967 г.): Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины; затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

  • Слайд 117

    Страны АСЕАН занимают стратегическое положение на пути из Индийского океана в Тихий, находясь на перекрестке, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Группировка обладает крупными запасами природных ресурсов. АСЕАН-10, включающая все 10 стран Юго-Восточной Азии, фактически стала крупной региональной группировкой общей площадью 4,487 млн км2.

  • Слайд 118

    Центростремительными силами азиатской интеграции являются: стратегически важное географическое положение на пересечении мировых торговых путей, переход к либеральной модели построения рыночной экономики, предполагающий допуск иностранного капитала и экспортоориентированность реструктуризированной экономики. К центробежным силам, тормозящим интеграцию, можно отнести различия в уровне развития экономики, политическом устройстве, религиозных и культурных традициях, а также островную разбросанность государств.

  • Слайд 119

    Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя: в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставление торговых льгот странам-участницам; в соответствии с Соглашением АФТА (ASEAN Free Trade Arrangment) — создание зоны свободной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.; схемы промышленного сотрудничества АСЕАН; в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движения капитала.

  • Слайд 120

    Основные направления деятельности в рамках АСЕАН

  • Слайд 121

    Экономическое сотрудничество в АСЕАН концентрируется главным образом в сфере торговли. В 1977 г. подписано Соглашение о торговых преференциях, предусматривающее: торговые преференции на основе заключения долгосрочных контрактов; взаимное предоставление купеческих кредитов по льготным ставкам; либерализацию нетарифных барьеров во взаимной торговле; расширение масштаба тарифных преференций и др.

  • Слайд 122

    К 2020 г. планируется создание объединения стран АСЕАН на основе: социально-культурного объединения АСЕАН, объединения по безопасности стран АСЕАН, экономического сообщества стран АСЕАН. Основная цель ближайшего шестилетнего плана мероприятий — углубление интеграции и уменьшение различий в развитии стран АСЕАН.

  • Слайд 123

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) является форумом, включающим 21 экономику Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), который стремится содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству во всем АТР. АТЭС было создано в 1989 году в ответ на растущую взаимозависимость Азиатско-Тихоокеанского региона и появление региональных торговых блоков в других частях мира; в связи с опасениями, что промышленно развитая Япония будет доминировать в экономической деятельности в АТР а также для организации новых рынков для сельскохозяйственной продукции и сырья за пределами Европы (где спрос снижается).

  • Слайд 124

    АТЭС включает новые индустриальные страны (НИС), а ее деятельность направлена на создание возможностей для экономик АСЕАН исследовать новые направления для экспорта природных ресурсов, таких как природный газ, а также региональной экономической интеграции (промышленной интеграции) с помощью прямых иностранных инвестиций. Участники составляют приблизительно 40% населения в мире, примерно 54% мирового валового внутреннего продукта и около 44% мировой торговли.

  • Слайд 125

    Страны-участницы АТЭС: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия (1998 г.), Вьетнам.

  • Слайд 126

    Критерием для членства является то, что член организации является отдельной экономикой, а не государством. В результате АТЭС использует термин экономики-участницы, а не страны-члены, чтобы обращаться к своим членам. Один из результатов этого критерия состоит в том, что форум включает Тайвань (официально Республика Китай, участвуя под названием «Китайский Тайбэй»), наряду с Китайской Народной Республикой, а также Гонконг, который вступил в АТЭС как британская колония, но теперь это специальный административный район Китайской Народной Республики.

  • Слайд 127

    Стратегической целью организации (было объявлено в 1994 году) является создание к 2020 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Каждая экономика при этом самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе собственных планов действий.

  • Слайд 128

    АТЭС не имеет существенной организационной структуры и большого бюрократического аппарата. Основной формой его деятельности являются консультативные форумы, первоначально на уровне министров, а с 1993 года — на уровне глав государств. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре, состоит из 23 дипломатов, представляющих свои страны, а также 20 местных наемных сотрудников. Главными рабочими органами организации являются: Деловой консультационный совет, комитеты экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по отраслям экономики.

  • Слайд 129

    Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой.

  • Слайд 130

    ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ НА АФРИКАНСКОМ КОНТИНЕНТЕ

    Стремление к объединению африканских стран берет начало с рубежа 1950-1960-х гг., периода получения политической независимости. Именно в этот период стали создаваться первые интеграционные группировки, которые рассматривались как ключевое направление экономического развития освободившихся от колониальной зависимости стран, инструмент реформирования и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство.

  • Слайд 131

    По размерам территории Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. Современные государственные границы были созданы по сферам влияния колониальных стран, таких как Великобритания, Франция, Португалия, Италия, Испания, Бельгия. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).

  • Слайд 132

    Первая составляющая интеграции

    После достижения независимости в большинстве африканских стран к 1960 г. начинается процесс формирования новых политических систем, соответствующих международным стандартам и способствующих унификации государственных структур в Африке.

  • Слайд 133

    Вторая составляющая интеграции -

    создание континентальной солидарности на всем Африканском континенте Существует ряд проблем, не позволяющих реализовать эту идею: 1) большая территория континента, составляющая 30 065 000 км2, или 20,3 % площади суши, а с островами – около 30,2 млн км2, покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши, и значительным количеством населения; 2) более 3000 народностей, говорящих на примерно 1500 языках, то становится понятной сложность их объединения в одно целое.

  • Слайд 134

    Третья составляющая интеграции -

    большое количество религий, исповедуемых на Африканском континенте сегодня в Африке культивируются как мировые религии: христианство, ислам, иудаизм, – так и традиционные политеистические религии. При этом количество последних довольно велико и разнообразно и их можно разделить на три группы: анимистические, полидемонические, политеистические.

  • Слайд 135

    Первая универсальная региональная организация – Организация африканского единства (ОАЕ) - 1963 г.

    Интеграцию лидеры государств континента начали в основном с политической сферы, в качестве главной цели в Уставе ОАЕ была определена борьба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм расовой дискриминации на всем Африканском континенте. С момента создания ОАЕ основным принципом данной организации был заявлен принцип африканской солидарности.

  • Слайд 136

    Антиколониальная борьба велась ОАЕ по трем основным направлениям: оказание моральной и материальной помощи национально-освободительным движениям в колониях; осуществление своими силами и через ООН политического и экономического давления на колониальные и расистские режимы; оказание давления на политику их союзников – США, Великобританию, Францию, ФРГ. Объединение усилий всех африканских стран в рамках ОАЕ как в военной, так и в дипломатической сферах послужило причиной полного краха колониализма и апартеида на континенте в начале 90-х гг. XX столетия.

  • Слайд 137

    Лидером интеграционного процесса на Африканском континенте была и остается Федеративная Республика Нигерия. Руководство этой страны принимало активное участие в создании ОАЕ и продолжает участвовать в ее работе.

  • Слайд 138

    XXI век поставил как перед всем мировым сообществом, так и перед Африканским регионом ряд новых целей и задач. Процесс глобализации экономики стал требовать более тесной интеграции в этой сфере, а значит, возникла необходимость поиска новых институциональных решений. При этом ОАЕ, выполнив поставленную перед ней задачу, уже не могла отвечать мировым запросам. В связи с чем лидерами государств Африки было принято решение создать новую региональную организацию на Африканском континенте – Африканский Союз.

  • Слайд 139

    АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU)

    АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ, АС (African Union, AU) – региональная международная межправительственная организация, объединяющая 52 государства Африки. Создана 26 мая 2001 на базе Организации африканского единства (ОАЕ). Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ – крупнейшее политическое объединение государств Африканского континента – стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001 гг.) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных.

  • Слайд 140

    Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию.

  • Слайд 141

    Ведущие интеграционные группировки Африки

  • Слайд 142

  • Слайд 143

  • Слайд 144

    Таможенный союз стран Южной Африки – SACU

    Первый интеграционный проект так и оставшийся самым успешным на африканском континенте появился в колониальный период в 1910 г. – Таможенный союз стран Южной Африки (South African Custom Union – SACU). В его состав вошли Южная Африка, Ботсвана, Лесото, Намибия и Свазиленд. После достижения политической независимости договор был подписан вновь в 1969 г., но уже не колониальными властями, а суверенными государствами. Группировка является практически полным таможенным союзом со свободным перемещением товаров и свободным транзитом через территорию Южной Африки, во главе с лидером – Южной Африкой, оказывающей существенное влияние на определение основ общей торговой политики.

  • Слайд 145

    Экономическое сообществостран Западной Африки -ECOWAS

    Ведущее место в интеграционных процессах принадлежит Экономическому содружеству стран Западной Африки (ECOWAS, Economic Community of West African State), созданному в 1975 г. В состав группировки вошли 16 стран: Нигерия, Сенегал, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Мавритания, Бенин, Гана, Того, Гамбия, Сьерра-Леоне, Гвинея-Бисау, Экваториальная Гвинея, Либерия, Кабо-Верде.

  • Слайд 146

    Главной целью ЭКОВАС определено объединение национальных рынков товаров, капитала и рабочей силы для последующего, более гармоничного экономического развития и продвижения к мировому содружеству как единому рынку. Но достижению этой цели мешает слишком низкий уровень и объем торговли между странами региона (менее чем 10 % от объема их внешней торговли).

  • Слайд 147

    Общий рынок Восточной и Южной Африки - COMESA

    Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA, Common Market for Eastern and Southern Africa) является наибольшим по территории и масштабам интеграционным объединением, в состав которого вошли 20 стран: Ангола, Бурунди, Демократическая республика Конго, Джибути, Египет, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские острова, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Намибия, Объединенная республика Танзания, Руанда, Свазиленд, Сейшельские острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия. Целями группировки являются: разработка и проведение экономической и торговой политики, отраслевой координации, достижение мобильности инвестиционного капитала, создание общего регионального рынка товаров и услуг, устранение барьеров для движения рабочей силы.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке