Содержание
-
1 http://som.pu.ru/about_som/depts/pa/courses/microec/ Путь: 1. Главная\О факультете\Кафедры\Кафедра ГМУ\Читаемые курсы\Микроэкономика(преподаватель - Соколова Е.В.) 2. Главная\Преподаватели\Соколова Е.В.\ссылка "Микроэкономика" в разделе "Курсы, преподаваемые на факультете менеджмента". pptcloud.ru
-
Тема 2. Теория потребительского поведения и спроса
2
-
Спрос
3 Спрос – это желание и готовность экономических агентов приобрести благо при заданных условиях (цена товара, цены на другие товары, доход потребителя, его вкусы и предпочтения, наличие и величина налогов и дотаций и т.д.) Цена спроса Объем спроса Закон спроса Парадоксы закона спроса Парадокс Гиффена
-
Функция спроса
4 Функция спроса – зависимость объема спроса от определяющих его факторов: Доходы Вкусы Цены на товары-заменители и взаимозаменяемые товары Ожидания Население
-
Функция спроса от цены
5 Табличный способ Аналитический способ Графический способ Изменение спроса и изменение объема спроса
-
Предложение
6 Предложение на рынке является результатом производства и отражает желание производителей продать свой товар при заданных условиях Объем предложения Цена предложения
-
Функция предложения
7 Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов: Технология Цена факторов производства Число продавцов Прогнозы Погода Изменение предложения и изменение объема предложения
-
Взаимодействие спроса и предложения
8 Равновесный объем и равновесная цена Избыток спроса Избыток предложения
-
Теория потребительского поведения
9 Решаемые вопросы Как формируется индивидуальный и рыночный спрос? Как будет меняться спрос под воздействием различных факторов?
-
10 Что необходимо определить Какую комбинацию (набор) благ выберет потребитель при заданных ценах и доходе? Как изменится выбор потребителя при изменении цены одного из товаров или изменении дохода?
-
Введение
11 Суверенитет потребителя – способность потребителя воздействовать на производителя Свобода потребительского выбора Homo economicus Парадокс ценности А.Смита
-
Бюджетное ограничение поведения потребителя
12 Множество потребительского выбора (consumption choice set)есть совокупность всех наборов потребительских благ, доступных потребителю Что ограничивает выбор потребления наборов благ? Имеющийся бюджет расходов, время и иные ограничения ресурсов потребления
-
Бюджетное ограничение
13 Потребительский набор(consumption bundle), содержащий благо 1 в объеме x1 единиц, x2 единиц блага 2, и далее, включая xn единиц блага n, представлен как вектор x = (x1, x2, … , xn). Обозначим цены рассматриваемых благ через p1, p2, … , pn.
-
14 ?: При каком условии потребительский набор x = (x1, … , xn) доступен потребителю при заданных ценах входящих в него благ p1, … , pn? Ответ: При условии, что p1x1 + … + pn xn£I,где I представляет собой величину имеющегося у потребителя дохода, который он может расходовать на приобретение благ.
-
15 Наборы, общая стоимость которых равна доходу потребителя, образуют его бюджетное ограничение (budget constraint) Бюджетное ограничение есть множество следующего вида: { (x1,…,xn) | x1 ³ 0, …, xn³ 0 ; p1x1 + … + pnxn = I}
-
Бюджетное ограничение и бюджетное множество
16 Бюджетное множество(budget set) потребителя есть совокупность всех наборов благ, которые доступны ему по совокупной стоимости их приобретения,B(p1, … , pn, I) ={(x1, … , xn)| x1³ 0, … , xn³ 0; p1x1 + … + pnxn£I} Бюджетное ограничение есть верхняя граница бюджетного множества
-
Бюджетное ограничение и бюджетное множество: графическое представление
17 Наклон бюджетной линии: Px/PY Бюджетное множество Линия бюджетного ограничения Y X I/PY I/PX
-
Бюджетное ограничение
18 При n = 2, когда по оси абцисс (горизонтальной) расположены значения x1, наклон линии ограничения равен -p1/p2. Что это означает с экономической точки зрения? Возрастание значения x1 на 1 уменьшит значение x2 на p1/p2.
-
19 x2 x1 +1 -p1/p2 Альтернативная стоимость дополни- тельной единицы блага 1 равна p1/p2 единицам блага 2, от которых потребитель вынужден отказаться
-
20 x2 x1 Альтернативная стоимость дополните- льной единицы блага 1 равна отказу от потребления p1/p2 единиц блага 2. Альтернативная стоимость дополнительной единицы блага 2 равна отказу от потребления p2/p1 еди- ниц блага 1 -p2/p1 +1
-
Больший доход расширяет множество доступных потребителю наборов благ
21 Исходное бюджетное множество Новые доступные потребительские наборы x2 x1 Исходная и новая линии бюджетного ограничения парал- лельны, т.е. имеют одинаковый наклон
-
Как изменяются бюджетное множество и ограничение при уменьшении цены p1с p1’ до p1”?
22 Исходное бюджетное множество x2 x1 I/p2 I/p1’ I/p1” Новые доступные по доходу наборы Происходит поворот линия бюджетного ограничения. Ее наклон становится более пологим: с -p1’/p2 до -p1”/p2 -p1’/p2 -p1”/p2
-
Две концепции моделирования поведения потребителя
23 Кардиналистский подход Количественный Ординалистский подход порядковый
-
Экономическая рациональность
24 Поведенческий постулат: Лицо, принимающее решение (ЛПР), всегда выбирает наиболее предпочтительную для себя альтернативу из числа доступных ему Модель выбора должна содержать: описание системы предпочтений ЛПР множество альтернатив, доступных ЛПР
-
Отношения предпочтения
25 Все предлагаемые рынком наборы потребительских благ упорядочиваются потребителем по их предпочтительности строгое предпочтение:xболее предпочтителен в сравнении с y слабое предпочтение:xне хуже, чем y безразличие:xстоль же предпочтителен, как и y
-
Рациональность отношений предпочтения
26 Полнота (Completeness) Рефлексивность (Reflexivity) Транзитивность (Transitivity) Монотонность Локальная ненасыщенность Выпуклость
-
Кривые безразличия
27 Зафиксируем некоторый набор благ x’ в двухмерной системе координат Множество всех наборов, одинаково предпочтительных с x’ называется кривой безразличия, содержащей набор x’; данное множество обозначим через u~ x’
-
Кривые безразличия: графическое представление отношений предпочтения
28 x2 x1 x” x”’ x’ ~ x” ~ x”’ x’
-
Кривые безразличия
29 x2 x1 zxy p p x y z
-
30 x2 x1 x Все наборы, принадле-жащие u1строго предпочтительнее всех наборов из множества u2 y z Все наборы из множества u2строго предпочтительнее наборов из u3 u1 u2 u3
-
Кривые безразличия не пересекаются
31 x2 x1 x y z u1 u2 Из определения u1, x ~ y. Из определения u2 , x ~ z, откуда в силу транзитивности y ~ z
-
Наклон кривых безразличия
32 Товар, наличие которого в наборе в большем количестве всегда предпочтительнее меньшего, называется благом(good). Т.о., благо - это товар с положительным эффектом потребления Товар, наличие которого в наборе в меньшем количестве всегда предпочтительнее большего, называется антиблагом(bad). Т.о., анти-благо - это товар с отрицательным эффектом потребления Если в наборе присутствуют только блага, то кривая безразличия имеет отрицательный наклон по отношению к соответствующим осям
-
33 Лучше Хуже Благо 2 Благо 1 Два благакривая безразличия имеет отрицательный наклон
-
34 Лучше Хуже Благо 2 Антиблаго 1 Одно благо и одно анти-благоКривая безразличия имеет положительный наклон
-
Примеры кривых безразличия: совершенные заменители
35 Если потребитель в любых условиях считает единицы благ 1 и 2 эквивалентными, то такие блага являются совершенными заменителями (perfect substitutes) Если набор благ состоит из совершенных заменителей, то его предпочтительность определяетсяобщим количеством (total amount)этих благ
-
36 x2 x1 8 15 u2 u1 15 8
-
Примеры кривых безразличия: совершенно взаимодополняемые блага
37 Если потребитель во всех ситуациях использует блага 1 и 2 в некоторой фиксированной пропорции (например, один к одному), то говорят, что такие блага являются совершенно дополняемыми (perfect complements) Предпочтительность наборов, составленных из совершенно дополняемых благ, определяется числом сочетаний (комплектов) этих благ в заданной пропорции
-
38 x2 x1 u1 45o 5 9 5 9 Каждый из наборов(5,5), (5,9)и(9,5)содержит 5 комплек-тов благ 1 и 2. Поэтому данные наборы одинаково предпочтительны для потребителя
-
39 x2 x1 u2 u1 45o 5 9 5 9
-
Предпочтение с насыщением
40 Набор благ, строго предпочитаемый всем другим, называется точкой насыщения (satiation point) Рассмотрим вид кривых безразличия для систем предпочтений с насыщением
-
Кривые безразличия с насыщением
41 x2 x1 Точка насыщения
-
42 x2 x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения
-
Предпочтение с насыщением
43 x2 x1 Лучше Лучше Лучше Точка насыщения Кривые безразличия
-
Summary:Кривые безразличия
44 Определение геометрическое место точек, каждая из которых представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать Свойства Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные работы товаров Кривые безразличия не пересекаются Кривые безразличия для обычных благ имеют отрицательный наклон Кривые безразличия выпуклы к началу координат
-
Предельная норма замены благ
45 MRS в точке x' характеризует исчисленный в ней наклон кривой безразличия, которой эта точка принадлежит Геометрически MRS есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке x' Y X x’
-
46 Y X MRSв точке x' естьlim {DY/DX} приDY 0или иначе, dY/dX в точке x’ DY DX x’
-
MRS и свойства кривых безразличия
47 Абсолютное значение MRS убывает по мере возрастания X тогда и только тогда, когда система предпочтений потребителя выпукла Пример:предпочтения по качествам автомобиля Благо 2 Благо 1 MRS = 5 MRS = 0.5
-
Оптимум потребителя
48 Потребитель достигает оптимума (максимизирует полезность) в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия Пример: выбор потребителем качеств автомобиля Условие оптимума потребителя: MRSXY = – Px / Py
-
Выявленные предпочтения
49 В.: Можно ли, зная выбор (оптимальный выбор) потребителя, определить его предпочтения? О.:Да, если мы располагаем информацией о достаточном количестве выборов, сделанных, когда уровни цен и дохода менялись
-
Количественный (кардиналистский) подход к определению полезности
50
-
Функция полезности
51 Определение: Функцией полезности называется любая скалярная (имеющая числовые значения) функцияU(X), заданная на множестве наборов благ X=(x1,…xn) и удовлетворяющая следующему свойству: для любых двух наборов X и YU(X)U(Y), тогда и только тогда, когда X Y (Xпредпочтительнее Y)
-
Функция полезности: формальная запись
52 где TU – общая полезность данного товарного набора; QA, QB, …QZ – объемы потребления товаров A, B,…Z в единицу времени
-
Предельная полезность
53 Предельная полезность продукта i есть прирост полезности набора x, получаемый при изменении в нем количества продукта i на одну достаточно малую единицу при сохранении неизменными объемов других благ, т.е. Геометрически MU равна тангенсу наклона касательной к линии TU
-
54 Например, если TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то
-
55 Например, TU(x1,x2) = x11/2 x22 , то
-
Первый закон Госсена
56 Принцип убывающей предельной полезности Но!: во многих случаях предельная полезность последующих единиц блага сначала увеличивается, достигает максимума и лишь затем начинает снижаться
-
Второй закон Госсена
57 Формулировка условия оптимума потребителя где MUA, MUB, MUC… - предельные полезности товаров A, B, C.. - предельная полезность денег
-
Изменение оптимума потребителя при изменении различных факторов
58 Линия «Цена-потребление» Линия «Доход-потребление» Кривые Энгеля – кривые, характеризующие связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях
-
Реакция потребителя на изменение дохода
59 Нормальные товары спрос меняется в том же направлении, что и доход Товары первой необходимости Предметы роскоши Малоценные товары (товары низшего качества) спрос меняется с противоположном от изменения дохода направлении
-
Эффект дохода и эффект замены
60 Снижение цены на товар оказывает двоякое воздействие: потребители получают возможность воспользоваться ростом реальной покупательной способности (реального дохода) станут потреблять большее количество подешевевшего товара и меньшее количество тех товаров, которые стали относительно дороже
-
Эффект замены
61 Изменение потребления товара, связанное с изменением его цены, при условии, что уровень реального дохода остается неизменным Эффект дохода Изменение потребления товара, вызванное ростом покупательной способности (реального дохода), при неизменных ценах на другие товары
-
Рыночный спрос
62 p1 p1 20 15 p1’ p1” p1’ p1” p1 35 p1” p1’ “Горизонтальная сумма” кривых индивидуального спроса потребителей A и B 7 7
-
Эластичность
63 Показатель эластичности характеризует относительное изменение зависимой величины при изменении независимой величины Точечная эластичность Дуговая эластичность
-
Интерпретация показателя эластичности
64 Величина эластичностипоказывает на сколько процентов изменилась зависимая величина при изменении независимой на 1% Знак эластичности показывает прямую или обратнуюсвязь между показателями (–) показатели имеют обратную связь Y растет, Х падает, и наоборот (+) показатели имеют прямую связь
-
Прямая эластичность спроса по цене
65 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1% Qx(Px)0 – товар Гиффена
-
Изменение эластичности при изменении цены товара
66 =1 =0 = >1
-
Особые случаи эластичности спроса по цене
67 P Q =0 Q* P* =
-
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
68 Наличие на рынке товаров-заменителей Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара Доля расходов потребителя на тот или иной товар Специфика рынков Период времени, прошедший с момента изменения цены Степень срочности приобретения данного товара
-
Показатели ценовой эластичности спроса для некоторых товаров (США)
69
-
Эластичность спроса по цене и выручка производителей
70 Неэластичный спрос Эластичный спрос MR TR Q Q P P a/b a/2b
-
Предельная выручка и прямая эластичность спроса
71 The most powerful and useful result
-
Перекрестная эластичность спроса по цене
72 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены другого товара на 1% Qa(Pb)0 – взаимозаменяемые товары Qa(Pb)=0 – независимые товары
-
Эластичность спроса по доходу
73 Показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1% Qa(I)0 – нормальный товар 01 – предмет роскоши
-
Структура совокупного потребительского спроса
74 Потребительский спрос Функциональный Нефункциональный Социальные эффекты Спекулятивный Нерациональный Эффект присоединения к большинству Эффект сноба Эффект Веблена
-
75 Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами, присущими самому товару Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с потребительскими свойствами самого товара
-
76 Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену
-
77 Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем Нерациональный спрос – это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.