Содержание
-
Тема 8: Типы рыночных структур
1 Доцент Ковальская Марика Ивановна
-
8.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка.
2
-
План:
3 8.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка. 8.2. Количественные методы оценки структуры рынка. 8.3. Рынки факторов производства. Инвестиции. Проектный анализ 8.4. Устойчивость рыночного равновесия. Общее равновесие
-
8.1. Совершенная и несовершенная конкуренция. Классификация форм рынка.
4
-
Различают четыре основных типа рынков или рыночных структур:
5 Чистая (совершенная) конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
-
Условия чистой конкуренции:
6 Наличие множества экономических агентов Доля каждой фирмы в отрасли незначительна Полная мобильность ресурсов, свобода «входа» и «выхода» в рынок Отсутствие ограничений на доступ к информации о состоянии рынка
-
Поскольку все экономические агенты при совершенной конкуренции равны:
7 регулятором рынка является конкуренция- «невидимая рука» обеспечивается оптимальное распределение ресурсов общества между экономическими агентами
-
Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной
8
-
9 Размеры экономического агента Мелкие Крупные Количество экономических агентов на рынке ∞ 1 Виды рыночных структур Монополистическая Олигополия Чистая монополия Совершенная
-
Классификация форм рынка
10
-
Фирма - чистая монополия, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
11
-
Барьеры :
12 Уникальные естественные ресурсы, которыми монопольно владеет фирма. Уникальность выпускаемой продукции, не имеющей близких заменителей, защищенная патентом. Привилегированное положение, полученное от правительства – естественная монополия. Экономия от масштаба. Дифференциация, разнообразие и специфичность продукции, предназначенной для удовлетворения многообразных и многочисленных потребностей людей.
-
Сверхприбыли монополиста обусловлены возможностью:
13 Ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовывать товар по более высокой цене. Существенно снизить затраты за счет увеличения масштаба производства и соответственно увеличить выпуск и снизить цену.
-
Монополистическая конкуренция возникает там, где необходимо учитывать вкусы и различные потребности потребителя для сбыта своей продукции
14
-
Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции не занимает весь рынок, как в случае с чистой монополией, но благодаря дифференциации продукции, на своем сегменте рынка она – монополист.
15
-
Олигополия –рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а «вход» на рынок новых производителей ограничен высокими барьерами
16
-
Отличительная черта олигополии - высокая взаимозависимость фирм, функционирующих в такой рыночной структуре В этих условиях каждая фирма вынуждена принимать во внимание поведение конкурентов при разработке своей экономической политики
17
-
8.2. Количественные методы оценки структуры рынка.
18
-
1. Пороговая доля рынка
19 Российским законодательством установлен критерий - пороговая доля на данном торговом рынке в размере 35%
-
2. Индекс концентрации
20 Индекс концентрации CR характеризует долю (в процентах) нескольких (m) крупнейших фирм в общем объеме рынка (n общее число фирм на рынке, ki доля каждой фирмы на рынке):
-
3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана
21 Индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей ki(в процентах) всех субъектов рынка (n) в общем его объеме:
-
8.3. Рынки факторов производства. Инвестиции. Проектный анализ
22
-
Рынок труда
-
Факторы, определяющие предложение рабочей силы:
Демографические (уровень рождаемости, темпы роста численности трудоспособного населения). Степень экономической активности трудоспособного населения. Миграция (приток иммигрантов с низкой квалификацией, «утечка мозгов»).
-
Спрос на рабочую силу зависит от:
Структуры производства в стране (доли различных отраслей в общем объеме производства). Темпов развития экономики (производства) в стране. Уровня внедрения НТП в производство (степени механизации, автоматизации и роботизации производства).
-
Цена рабочей силы называется заработной платой.Согласно теории человеческого капитала она зависит от:уровня образования,квалификации, способностей, здоровья человека.
-
Зарплата как равновесная цена в условиях совершенной конкуренции (отраслевой рынок) W 0 DL SL L E wE LE Совокупные издержки на зарплату
-
W– почасовая ставка оплаты труда W2 W1 W3 0 H1 H3 H2 H – числорабочих часов вдень Кривая индивидуального предложения труда
-
Инвестиции в человеческий капитал – это любые вложения или действия, повышающие и развивающие способности человека, его квалификацию и, в итоге, повышающие производительность его труда
-
Рынок земли
-
Под землей как ресурсом понимается не только она сама, но и все природные богатства, находящиеся на земле и в ее недрах. Особенности:- ограниченность; - в большинстве случаев – невозможность воспроизводства.
-
Экономическая рента– это плата за ресурс, предложение которого строго ограниченоЗемельная рента (цена земли) – это плата за использование земли и других природных ресурсов
-
Рынок земли R S Q D1 0 D D2 E0 R0 R1 R2 Земельная рента
-
Рынок капитала
-
Согласно финансовому определению, капиталом называют все активы (средства) фирмы. По экономическому определению капитал – это только реальный (физический) капитал, т.е. средства производства.
-
Цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его финансовых средств в течение определенного времени, называется ссудным процентом
-
Физический капитал разделяется на:
Основной капитал - средства производства длительного пользования: здания, сооружения, машины, оборудование. Оборотный капитал – средства производства, используемые в течение одного цикла производства.
-
Цена, уплачиваемая собственнику капитала за использование его физического капитала (средств производства) в течение определенного времени, называется арендной платой
-
Инвестиции (капиталовложения)
-
Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции (капитальные вложения)Инвестирование– это процесс создания или пополнения запаса капитала
-
Различают:
Валовые инвестиции– это общее увеличение запаса капитала. Инвестиции на возмещение–на замену изношенных средств производства (простое воспроизводство). Чистые инвестициипредназначены на расширение и модернизацию производства (расширенное воспроизводство).
-
Проектный анализ
-
Приемы проектного анализа:
«с проектом – без проекта» «наименьшие затраты» «исключение двойного счета» «сопоставление затрат и выгод во времени»
-
Причины учета фактора времени
Инфляция Банковский процент. Риски
-
Дисконтирование - технический прием, используемый экономистами для приведения к одной денежной мере текущую и будущую стоимости.
-
Для определения текущей стоимости денег (PV) необходимо разделить будущую стоимость(FV) на (1+r) столько раз, на сколько лет вперед (n)мы делаем расчет, т.е.:
-
Показатели эффективности в проектном анализе
-
Чистая приведенная стоимость (net present value NRV) - разница между текущей приведенной стоимостью потока будущих доходов (выгод) Вt и текущей приведенной стоимостью потока будущих затрат на реализацию и функционирование проекта Сtза время всего жизненного цикла проекта (t).
-
Чистую приведенную стоимость (net present value NRV) в отечественной литературе чаще называют чистый дисконтированный доход (ЧДД)
49
-
Рентабельность проекта - определяется делением всех дисконтированных доходов от проекта на все дисконтированные расходы на проект
-
Срок окупаемости инвестиций(капитальных вложений). Этот показатель показывает, за какой период времени окупается проект и рассчитывается обычно на базе недисконтированных доходов.
-
8.4. Устойчивость рыночного равновесия. Общее равновесие
52
-
Общее равновесие (general equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков
53
-
Анализ общего равновесия включает следующие четыре этапа:
54 Анализ первичных изменений равновесия. Анализ рынков взаимозаменяемых товаров. Анализ рынков взаимодополняющих товаров. Анализ эффектов обратной связи
-
Эффект обратной связи отражает изменение равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных (взаимосвязанных) рынках под влиянием изменений на данном рынке
55
-
Система уравнений общего равновесия:
56
-
Сферы, недоступные рынку:
57 производство так называемых общественных товаров (public goods), (национальная оборона, образование и т.п.); преодоление проблем, обусловленных внешними или побочными эффектами (externalities), к ним относятся: очистка воды для населения, поддержание здоровья населения, охрана окружающей среды и т.д.; преодоление тенденции рынка к монополизации, которая подрывает саму свободную конкуренцию; преодоление проблем, справедливости и равенства, к которым «слеп» рыночный выбор.
-
Экономические функции государства:
58 создание и регулирование правовых основ функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; размещение ресурсов с целью их эффективного использования в интересах национальной экономики; деятельность в сфере распределения доходов, в том числе, в целях обеспечения социальной защищенности своих граждан.
-
Основная задача государства в рыночной экономике: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо
59
-
Тест 1:
60 Конкуренция, при которой не наблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной А) да Б)нет
-
Тест 2:
61 Монополия и монополистическая конкуренция – это тождественные понятия в экономике: А) да Б) нет
-
Тест 3: Олигополия это:
62 А) единственная фирма на рынке Б) множество фирм на рынке В) ограниченное число фирм на рынке
-
Тест 4Найдите соответствие:
63 Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Совершенная конкуренция Бесконечное число небольших фирм Одна крупная фирма Множество средних и небольших фирм производящих потребительские товары Ограниченное число крупных фирм
-
Тест 5:
64 Пороговая доля рынка, установленная Российским законодательством: А) 75% Б) 25% В) 45% Г) 35%
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.