Содержание
-
МИКРО-ЭКОНОМИКА
1 ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа)
-
ВОПРОС 1: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
2
-
3
-
4 Экономическая теория по отношению к другим экономическим наукам выступает как общее теоретическое и методологическое основание, т.е. является фундаментальной наукой: прочие экономические науки черпают из экономической теории базовые понятия.
-
5 Предмет экономической теории менялся по мере развития науки
-
6 Историческая школа Марксизм- ленинизм Социалисты- утописты Классическая политическая экономия Неоклассический синтез
-
7 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Экономическая мысль средневековья) Меркантелизм Классическая политэкономия Марксизм особенности ведения домашнего хозяйства, города-государства, сельского хозяйства особенности ведения торговли наука о богатстве народов наука о производственных отношениях в их взаимосвязи с производительными силами
-
ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
8 ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ
-
9 Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов и экономических структур: индивидуумов, фирм, рынков конкретных благ и ресурсов
-
10 Научный метод— это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования
-
11 Методы изучения хозяйственной жизни: общенаучные частные
-
12 Общенаучные методы - методы, применяемые во всех областях научного познания: научная абстракция анализ и синтез индукция и дедукция исторический и логический методы
-
13 Частные методы экономического исследования : 1) Статистический 2) Функциональный
-
Вопрос 2
14 Основные классификации типов экономических систем. Общие черты развитых экономик
-
15 Формационный подход к классификации типов экономических систем:
-
16 Маркс выделил 5общественно-экономических формаций: первобытное общество рабовладение Феодализм капитализм коммунизм
-
17 Современная наука выделяет: доиндустриальное индустриальное постиндустриальное общества
-
Цивилизационный подход
18
-
19 Основные типы цивилизаций:
-
20 Основные типы цивилизаций: традиционная социалистическая (командно-административная) рыночная
-
21 Разновидности рыночных цивилизаций: Чистый капитализм Смешанная экономика Переходные экономики обоих типов
-
22 Общие черты развитых экономик: Индустриальный (машинный) и технологический характер производства Общественное разделение труда как результат специализации и кооперации труда Большой удельный вес крупного производства Наличие системы денежного хозяйства
-
Вопрос 3:
23 Рыночная система экономики: принципы организации и механизм функционирования
-
24 Рынок – это особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами
-
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
25 Основывается на «трёх китах»: частной собственности свободе выбора конкуренции
-
26 2. Личный интерес субъектов (стремление максимизировать результаты своей экономической деятельности) является своеобразным движителем экономического прогресса
-
27 3. Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе рыночного механизма спроса и предложения ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
-
ВОПРОС 4: Субъекты экономики. Факторы производства. Кругооборот продукта и капитала
28
-
29 Субъекты экономики– это участники экономических отношений, которые принимают хозяйственные (экономические) решенияо производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам
-
30 Основные субъекты рыночных отношений: Домашние хозяйства Фирмы Государство
-
31 Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называютфакторами производства:
-
32 труд земля капитал предпринимательские способности научно-технический прогресс информация
-
33 Субъекты экономики взаимодействуют друг с другом, обменивая имеющиеся у них блага. Движение благ образует своеобразный кругооборот
-
Экономический кругооборот —
34 это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов
-
35 оплата займов Домашнее хозяйство ФИРМА Государ- ство Рынок ресурсов Потреби- тельский рынок Финансо- вый рынок кредит кредит труд, земля, капитал ресурсы товары и услуги товары и услуги госзакупки госзакупки госзаймы расходы на ресурсы З/плата, рента, процент расходы на потребление выручка от продажи Оплата закупок оплата закупок налоги налоги трансферты субсидии, налоговые льготы сбереже- ния сбережения
-
Вопрос 5: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
36
-
37 Спрос(D - demand) – этообобщающийтермин, описывающийповедениепокупателей
-
38 Для характеристики СПРОСАиспользуют понятия: объемспроса функцияспроса криваяспроса законспроса
-
ФАКТОРЫ СПРОСА
39 ЦЕНОВОЙ НЕЦЕНОВЫЕ
-
40 Неценовые факторы спроса: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя (I) 2) изменение вкусов и предпочтений (Z) 3) ценовые и дефицитные ожидания (W) 4) изменение цен товаров- субститутов (Psub) 5) изменение цен компле-ментарных товаров (Pcom) 6) рост (или уменьшение) количества покупателей (N) 7) прочие факторы (B)
-
41 Спрос является функцией всех этих факторов: QD= f(P, I,Z,W,Рsub,Рсоm,N,В)
-
42 Предложение (S - supply) -это обобщающий термин для характеристики поведения продавцов
-
43 Экономический смысл ПРЕДЛОЖЕНИЯ раскрывается категориями: объем предложения функция предложения кривая предложения законпредложения
-
44 Неценовые факторы предложения: 1) ценыфакторовпроизводства (ресурсов) Pr 2) характерприменяемыхтехнологий - К 3) ценовыеидефицитныеожиданияагентоврыночнойэкономики- W 4) размерналоговисубсидий - Т 5) количествопродавцов – N 6) прочиефакторы - В
-
45 Предложениеявляетсяфункциейвсехэтихфакторов: Qs = f(P, Pr,K,W,T, N,B)
-
46 P 0 Q D S E PЕ QЕ Рыночное равновесие
-
Вопрос 6
47 Эластичность спроса и предложения. Практическое значение теории эластичности
-
48 Эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением объема спроса и изменениемв цене (или доходе)
-
49 Коэффициент эластичности спроса по цене: % DQD EP(D) = = % D P = процентное изменение объема спроса процентное изменение цены
-
Процентное изменение =
50 QD Q1 ∙ 100 %
-
51 Если ЕP(D)>1, то спрос эластичный: P 0 Q P1 P2 Q1 Q2 D
-
52 Если ЕP(D)
-
53 Если ЕP(D)=1, то спрос пропорциональной (единичной) эластичности: P 0 Q P2 Q1 P1 Q2 D
-
54 Если ЕP(D)=0, то спрос совершенно(абсолютно)неэластичный: P 0 Q D
-
55 Если Ер(D) = ∞, то спрос совершенно (абсолютно) эластичный: P 0 Q D
-
56 Эластичность спроса по доходу -это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его дохода
-
57 Коэффициент эластичности спроса по доходу: % DQD EI(D) = = % D I = процентноеизменениеобъемаспроса процентноеизменениедохода
-
58 Если EI(D) > 0 то это - нормальный товар: при росте дохода увеличивается его потребление
-
59 Если EI(D)
-
60 ЕслиEI(D) > 1 то это - предмет роскоши: рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большейпропорции
-
61 Если 0
-
62 Если EI(D) =0 то это - совершенно неэластичный спрос по доходу: объем спроса на товар не меняется при изменении дохода
-
63 Перекрестная эластичность -показатель для характеристики чувствительности спроса на данное благо при изменении цены на другое благо
-
64 Ecross = ΔQA/ QA ΔPB/ PB ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
-
Перекрестная эластичность
65 Показывает наличие связи в потреблении между товарами
-
Если Ecross> 0
66 С повышением цены на товар В растет спрос на товар А Товары субституты (заменители)
-
Если Ecross
67 С повышением цены товара В спрос на товар А сокращается Товары комплементарные (взаимодополняющие)
-
Если Ecross = 0
68 С изменением цены товара В спрос на товар А не меняется Товары не взаимосвязаны друг с другом
-
69 :
-
Факторы эластичности спроса
70 Незаменимость блага Значимость для потребителя Удельный вес в доходах и расходах Временные рамки
-
Эластичность предложения
71 Степень зависимости объема предложения товара от изменения его рыночной цены
-
72 ES = ΔQ / Q ΔP / P
-
Кривые предложения с разной степенью эластичности
73 P Q Е=1 S2 S1 Е1 S3 P Q S4 S5 E=0 E=∞
-
Факторы эластичности предложения
74 Время Цены на факторы производства (сырье, заработная плата, ставка процента) Наличие резервных производственных мощностей Характер продукции
-
Вопрос 7:
75 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ
-
76 Затраты (inputs), осуществленные в целях производства экономических благ и получения прибыли, принявшие стоимостную форму, то есть выраженные в денежных единицах, называются издержками (С - costs)
-
77 ИЗДЕРЖКИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПОИЗВОДСТВОМ БЛАГ, НО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЕГО НЕПОСЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ И С ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА
-
78
-
79
-
80
-
81 В коротком периоде существует деление издержек на: Зависимые от объема выпуска Независимые от объема выпуска ПЕРЕМЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ
-
82 C FC 0 Q
-
В любом случае переменные издержки изображаются возрастающей кривой :
83 С Q 0 VC
-
Общие (валовые) издержки(ТС - totalcosts)
84 это сумма постоянных и переменных издержек: TC = FC + VC
-
85 C 0 Q VC FC TC ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ
-
Средние издержки (АТС - average total costs) -
86 это общие издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции: ТС АТС = ——— Q
-
Соответственно рассчитываютсясредние постоянныеи средние переменные издержки:
87 FC AFC = —— Q VC AVC = —— Q АТС =AFC + AVC
-
Графическая интерпретация кривых
88 АТС AVC AFC C 0 Q Q1 Q2
-
Предельныеиздержки (МС - marginal costs)
89 это изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицыпродукции: ТС МС = ——— Q
-
Предельные общие издержки равны предельным переменным издержкам:
90 ТС(FC+VC) МС = ——— = ———— = Q Q FCVCVC = ——— + ——— = ——— Q Q Q так как FC = 0
-
График функции предельных издержек:
91 0 Q AVC ATC MC C
-
СОВМЕСТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
92 ИЗДЕРЖКИ, КОТОРЫЕ ТУДНО РАСПЕДЕЛИТЬ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОДНОВРЕМЕННО ПРОИЗВОДИМЫХ ТОВАРОВ: Оплата труда высших менеджеров стоимость аренды стоимость отопления помещения
-
БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
93 НЕОБРАТИМЫЕ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
-
Издержки фирмы в долгосрочный период отрицательный эффект от масштабов производства Q* – минимальноэффективный размер предприятия SATC SATC положительный эффект от масштабов производства LATC Q C
-
ВОПРОС 8: Роль конкуренции в рыночной экономике. Особенности рынка совершенной экономики
95
-
Конкуренция
96 это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства и купли-продажи товаров
-
Роль конкуренции:
97 1. Конкуренция через действие механизма спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными
-
98 2. Конкуренция побуждает продавцов и покупателей к учету потребностей рынка
-
99 3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос и на предложение
-
100 4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда, где выше отдача
-
101 6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого
-
102 7. Конкуренция разоряет одних и обогащает других, она выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса
-
Социальные последствия конкуренции:
103 1) обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитываетпредприимчивость 2) ведет к социальному расслоению общества
-
104 КОНКУРЕНЦИЯ СОВЕРШЕННАЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ
-
Большое количество мелких продавцов (фирм) и покупателей (атомистичес- кое строение рынка) Стандартизи- рованный (недифференци- рованный) продукт Отсутствие барьеров входа-выхода Одинаковая и полная (совершенная) информация у всех участниках рынка (о технологиях, издержках, ценах и др.) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
-
КРИТЕРИЙ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ – абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы
106 TR P D = P = MR = AR Q a ПОЧЕМУ? Фирма принимает рыночную цену Доля фирмы на рынке не значительна
-
ВОПРОС 9: Характеристика рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как источник рыночной власти
107
-
Несовершенная конкуренция
108 это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции
-
КРИТЕРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
109 D = P P Q Отрицательный наклон кривой спроса D на продукцию фирмы
-
Большое количество Фирм мелких фирм Дифференциро- ванный продукт Низкие барьеры входа-выхода в отрасль Неполная информация о технологиях, ценах и др. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
-
Дифференциация продукта – самая заметная отличительная черта рынка монополистической конкуренции
111 Каждый товар имеет свойства, отличающие его среди аналогов
-
Факторы дифференциации продуктов
112 1. Различия в качестве Основныепотребительные свойства Дополнительныепотребительные свойства (упаковка и расфасовка) Местоположение(географическое размещение) товара Мнимыекачественные различия
-
113 Факторы дифференциации продуктов 2. Различия в сервисе Предпродажноеобслуживание (помощь в выборе товара) Обслуживание в момент покупки (проверка, доставка, наладка) Послепродажноеобслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации, технический уход)
-
114 3.Реклама проявляет скрытые отличия от аналогов формирует новые потребности создает дифференциацию Информационная реклама Агрессивная реклама Поддерживающая реклама Факторы дифференциации продуктов
-
Сегментация рынка – единый рынок распадается на отдельные части (сегменты) под влиянием дифференциации товара
Каждый сегмент – это «мини-рынок» со своими продавцами и покупателями, особыми кривыми спроса и предложения Фирма может стать мини-монополистом в своем сегменте – единственным производителем данной разновидности продукта
-
ВОПРОС 10 Олигополия: сущность, типы и модели. Особенности олигополистического рынка в России
116
-
117 Олигополия –рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.
-
118 Несовершенная информация (субъективный фактор) Немногочислен-ность и крупные размеры фирм Однородная или неоднородная продукция Значительные барьеры Взаимозависи-мость фирм Олигополия Основные черты олигополии
-
Разновидности олигополии
119
-
Основные модели олигополии:
120 1) Модель дуополии Курно 2) Нескоординированная олигополия: а) Модель ломаной кривой спроса 3) Модель картеля 4) Картелеподобная структура: а) Ценообразование «издержки плюс»
-
121 Поведение дуополиста в краткосрочном периоде (модель Курно) в а MR2 MR1 MRO DO MС В D2 D1 А P P1 P2 P3 Р0 012,5 25 50 75 87,5 100Q
-
122 Равновесие Курно в долгосрочном периоде B O C A 012,525 33,3 42,5 5075 100 Q2 Q1 100 75 50 33,3 29 25 12,5 Q1 Q2 Q1- объём производства фирмы №1 – кривая реакции на объем производства фирмы №2 Q2-объём производства фирмы №2 – кривая реакции на объём производства фирмы №1
-
123 мc MR1 MR0 О1 А N О D1 D0 0QАQ1Q0Q P РА P1 Ро НЕСКООРДИНИРОВАННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ: Модель ломаной кривой спроса
-
124 Нежеланиеценовой войны всеми олигополистами ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ НЕСКООРДИНОРОВАННОЙ ОЛИГОПОЛИИ СТАНОВЯТСЯ НЕГИБКИМИ
-
125 Классический картель
-
126 MC=LAТC Dотр MR P Pkr Pk 0Qkr Qk Q Максимизация прибыли при картелизации отрасли Рk и Qk – соответствуют условиям совершенной конкуренции Рkr и Qkr – соответствуют условиям картеля Рkr >> Рk Qkr
-
127 последствия создания картелей P Q ATC MC A MR B PA PB 0 QA QB D
-
Последствия деятельности картелей:
128 вызывают завышение цен занижение выпуска продукции сознательное ухудшение качества продукции торможение технического прогресса препятствуют конкуренции
-
Варианты картелеподобных структур рынка:
129 Модель ценового лидерства Модель «издержки плюс» Модель блокирующего ценообразова
-
КАРТЕЛЕПОДОБНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА: Модель ценообразования «издержки плюс»:
130 цена на продукцию складывается из величины средних издержек и некоторой нормативной прибыли (средние издержки плюс прибыль в процентах от уровня средних издержек): Р = АТС + АТС k где k – процент надбавки, АТС · k - надбавка или тот самый «плюс».
-
131 Наибольший удельный вес в совокупных издержках имеют переменные издержки. Поэтому для простоты расчета в практике ценообразования по методу «издержки плюс» используют формулу: Р = АVС + АVС k
-
132 Известно, что цена товара складывается из средних совокупных издержек и прибыли: Р = АТС + 𝛑= AVC + AFC + 𝛑 Ценообразование по принципу «издержки плюс»: Р = АVС + АVС k AVC + AFC + 𝛑= АVС + АVС k AFC + 𝛑= АVС k
-
Вывод:
133 размер надбавки к средним переменным издержкам (тот самый «плюс») соответствует сумме средних постоянных издержек (AFC) и некоторой прибыли 𝛑
-
134 Поэтому при определении коэффициента k должна быть соблюдена следующая зависимость:
-
135 Таким образом, имеет место прямая зависимость между величиной коэффициента kи величиной планируемой прибыли, приходящейся на каждую единицу продукции, 𝛑
-
136 В хозяйственной практике «плюс» планируется как минимальная экономическая прибыль в процентном выражении, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет
-
ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ
137
-
138 1) В царской России промышленность развивалась как крупная 2) Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной доле средних и мелких Сегодня: 2/3 занятых в промышленности и 3/4 всей выпускаемой продукции – на крупных предприятиях
-
Крупные предприятия- это всё, что сегодня у нас есть
139 От их эффективностии конкурентоспособностипо международным стандартам зависит судьба экономики России
-
Направления работы:
140 Создание мощного производственного потенциала Перепрофили-рование производства Создание сбытовой сети Создание системы эффективного управления
-
ВОПРОС 11: Монополия естественная и искусственная. Регулирование деятельности монополий
141
-
Монополия – состояние рынка, при котором:
142 весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим свой товар при полном отсутствии его близких заменителей на нем действует одна фирма-производитель, полностью контролирующая изготовление и продажу товара
-
Виды монополии
143 Естественная Искусственная Открытая Закрытая
-
Антимонопольное регулирование
144 Практическая деятельность государства в соответствии с выбранной антимонопольной политикой
-
Регулирование естественных монополий
145 Направлениярегулирования Прямое регулирование цен Косвенное регулирование цен и прибыли
-
Прямое регулирование цен естественных монополий - принудительное закрепление максимальной величины уровня цен
146 ЦЕЛЬ – максимизация производства. Ориентация на предельные издержки. Пересечение кривых МС и D: Рreg = МС = D ЦЕЛЬ – обеспечение безубыточности. Ориентация на средние издержки: пересечения кривых АТС и D: Рreg = АТС = D Недостаток : устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками: закрепляются эконом. прибыли или убытки Недостаток: в чистом виде вызывает товарные дефициты и требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам ЦЕЛЕВЫЕ УРОВНИ ЦЕН
-
Ориентация на предельные издержки: максимизация производства
147 MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 M D Preg = MC =D ↓ Кривая MR меняется на MR1 ↓ Вступает правило MC=MR ↓ Получаем Qreg Qreg> QM Preg
-
148 Государство закрепляет несение убытков: покрывать их будет государство ↓ ↓ ↓ ↓ х-неэффектив-ность MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 M D
-
Ориентация на средние издержки: обеспечение безубыточности
149 Рreg = АТС = D ↓ Средние издержки точно равны продажной цене ↓ Отсутствуют прибыли и убытки Qreg> QM Preg
-
150 M MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 D N QN Дефицит Ориентация на средние издержки До точки N MR1> MC ↓ Монополисту выгодно наращивать объем производства После точки N MR1
-
151 Двухступенчатый тариф Компромисс между двумя методиками установления максимальных цен (по МС=Dи по АТС=D)
-
Двухступенчатый тариф
152 MR 0 М Р Q A ATC MC D PM PA Preg = MR1 QM Qreg B Исходя из первого метода регулирования МС = D, государство устанавливает потолок цены на уровне точки В. Получаем Preg = MR1. По правилу MC=MR1монополист произведет Qreg единиц продукции. ПОБЛЕМА УБЫТКОВPA ABPreg: т.к. АТСА> Рreg.
-
Институциональный подход к регулированию естественных монополий:
153 Формирование на рынке (в отрасли) такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма
-
Косвенное регулирование естественных монополий
154 Налогообложение объёма производства Налогообложение прибыли
-
Налогообложение объёма производства
155 Введение налога Рост издержек производства Реакция монополиста Повышение цены Сокращение производства
-
Налогообложение прибыли
156 Цель – изъять у монополиста монопольную прибыль, оставив ему только нормальную прибыль Уровень цен и объем производства при этом не меняются, а вся тяжесть налогообложения приходится на монополиста
-
157 Налогообложение прибыли Н M MC OM ATC QM Q PM PС MR D ATC1 С Кривая АТС перемещается в положение АТС1 и весь объём экономической прибыли включается в издержки. Кривая спроса D становится касательной к новой кривой средних общих издержек АТС1.
-
Регулирование деятельности искусственных монополий
158
-
Два подхода к регулированию концентрации
159
-
160 Поведенческий подход
-
Поведенческий подход
161 + Направлен против реальных, а не потенциальных монополистических злоупотреблений - трудно осуществим на практике
-
162 Признаки монополизации рынка Структурный подход
-
Показатели монопольной власти
163 Индекс Лернера L Коэффициент концентрации K Индекс Херфиндаля-ХиршманаIHH
-
164 Переплетение с конкурентами
-
Система участий
165 Ведущая фирма владеет частью капитала конкурентов Все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга Фактически фирмы владеют общим капиталом и действуют на рынке как одно предприятие
-
Личная уния
166 Одни и те же люди управляют компаниями-конкурентами посредством вхождения в их советы директоров Принятие решений, устраивающих всех
-
Структурный подход
167 + Более прост в применении - Неопределенность последствий применения этих санкций: можно «под одну гребенку» разрушить эффективные крупные компании, ядро национальной экономики
-
Опыт развитых стран
168 Применяется комбинация двух подходов Поведенческий подход применяется к уже сложившимся фирмам: более либерален к монополистам, но мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию Структурный подход жестче, но опаснее: применяется в предупредительном режиме
-
ВОПРОС 12:РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ
169
-
ТРУД КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
170 ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, НАПРАВЛЕННАЯ : НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА
-
171 Развитие обмена и рыночных отношений Общественное разделение труда Спрос и предложение на труд, рынок труда
-
172 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Спрос и предложение на труд, рынок труда Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы Рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами
-
РЫНОК ТРУДА
173 СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ТРУД КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
-
Субъекты рынка труда
174 Со стороны спроса: Фирмы Государство Со стороны предложения: Домашние хозяйства Профсоюзы
-
175 это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги Цена труда - заработная плата - номинальная реальная
-
176 Формы заработной платы повременная сдельная Денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени. Денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
-
Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
При совершенной конкуренции предложение труда абсолютно эластично: ЕS = ∞
-
Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции
178 LD O LS L L0 W SL DL W0 W1 LS>LD WO – рыночная цена труда, принимаемая фирмой как данность. Если государство повышает ставку минимальной зарплаты, то возникает избыток предложения рабочей силы (безработица)
-
179 A L LO LM O B M W MRCL SL=W DL=MRPL WO WM СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ МОНОПСОНИИ
-
В России монопсония наиболее распространена :
180 На северных территориях России На местах, где прежде были построены градообразующие предприятия В бывших «закрытых городах»
-
Профсоюзы пытаются обеспечить: повышение зарплаты рост численности занятых улучшение условий труда для работающих Социальные гарантии безработным
-
Модель прямого воздействия на зарплату
182 0 W L DL SL C WTU W0 L0 LTU TU Самая распространенная модель поведения мощных, открытых профсоюзов на рынке труда WTU> W0 LTU
-
Совместим график спроса на труд при монопсонии и график установления повышенной зарплаты под давлением отраслевого профсоюза:
Монопсонист хочет установить заработную плату на уровне WМ, а профсоюз – на уровне WTU. Фактическая ставка займет промежуточное положение. На этом отрезке находится W0 -равновесная ставка в условиях совершенной конкуренции ВЗАИМНАЯ МОНОПОЛИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
-
184 W TU M
-
185 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ
-
Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда других развитых государств:
186 Российский рынок труда ещё не до конца сформирован. В результате менталитета россиян, климатическим особенностям и большой территорией россияне не отличаются мобильностью. По официальным данным в России низкий уровень безработицы, хотя безработица имеет теневые и скрытые формы Очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда Низкий средний уровень качества и гибкости образования приводит к высокому уровню безработицы и низкому уровню оплаты труда квалифицированных кадров.
-
Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда
187
-
ВОПРОС 13:РЫНОК КАПИТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ. ДИСКОНТИРОВАНИЕ
188
-
Капитал(от лат. capitalis – главный) как особый фактор производства
189 1) объединяет любые производительные ресурсы, созданные людьми 2) для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ 3) ради получения прибыли (сооружения, оборудование, инструменты, конструкционные материалы, технологии, компьютерные программы и т.д.)
-
Капитал -
это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества благ
-
191 ……………
-
Рынок оборотного капитала
192 Рынок ресурсов Спрос на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию MRP=MRC
-
Типы рынков оборотного капитала
193 Совершенная конкуренция Монопсония (олигопсония) Монополия (олигополия) Взаимная монополия (олигополия) И поставщики, и покупатели многочисленны. Например, рынок универсальных, комплектующих изделий. Один ли несколько покупателей ресурсов (предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию). Один илинесколько продавцов (поставщиков) ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поставщиком ресурсов является монополист, а покупателем – монопсонист.
-
ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (основные фонды)
194 Имеет высокую стоимость Проблема обновления Переносит свою стоимость на готовую продукцию не сразу, а постепенно Фирма формирует амортизационный фонд Средства амортизационного фонда используются на приобретение новых элементов основного капитала
-
ДИСКОНТИРОВАНИЕ
195 Позволяет сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, путем приведения (пересчета) их к одному временному периоду Одна и та же сумма денег имеет большую ценность сейчас по сравнению с будущим Процедура дисконтирования и состоит в уменьшении будущего дохода
-
196 Метод сравнения разновременных денежных потоков путем их приведения (пересчета) к текущему временному периоду
-
Совокупный доход n–го года
197 TRn = PDV· (1+i)n PDV – текущая стоимость n – число лет i - процентная ставка
-
Текущая дисконтированная стоимость (текущая стоимость будущего дохода)
198 PDV = TRn (1+i)n PDV = TRn· Kd ИЛИ где Кd = 1 / (1 +i)n - коэффициент дисконтирования
-
Более полная формуладисконтирования:
199 PDVn=(TRn - TCn)/(1+i)n
-
PDV инвестиционного проекта
200 Текущая дисконтированная стоимость проекта складывается из суммы дисконтированных стоимостей доходов каждого года: PDVпроекта = PDV1 + PDV2 + …+ PDVn= = ∑ TRn/(1+i)n
-
PDV фиксированного дохода в бесконечном периоде (цена привилегированной акции, бессрочной облигации)
201 PDVn = TRconst (1+i)n
-
202 Числитель – const Знаменатель растет по экспоненте Реальный вклад в величину PDVпроекта внесут только несколько первых слагаемых в формуле PDVпроекта . Все остальные пренебрежительно малы. Это бесконечно убывающая геометрическая прогрессия PDVбеск. проекта = TRconst i
-
ВОПРОС 14: Рынок природных ресурсов. Земельная рента: сущность и виды
203
-
204 …………
-
Природные ресурсы
СОВОКУПНОСТЬ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 205
-
206 Природные ресурсы РЕАЛЬНЫЕ (разведанные и используемые) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (прогнозируемые, точно не установленные) НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (после их полного исчерпания восстановить невозможно) ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ(по мере расходования воспроизводятся под действием природы и/или человека)
-
207
-
Теория рынка земли
208 РЫНОК ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Важнейшим из возобновляемых ресурсов является плодородие земли
-
Земля Не является результатом человеческого труда Количественная ограниченность Недвижимость Рост продуктивности по мере использования Особенности фактора земля
-
Земельная рента – факторный доход на землю
-
Земельная рента Землевладелец Арендатор Факторный доход на фактор земля Плата за пользование ресурсом земля Факторный доход на вложенный капитал
-
Плодородие Местоположение Экономическое Естественное Диф. рента I Диф. рента II Виды дифференци-альной ренты
-
213 Равновесие на рынке аренды земли R- арендная плата R QN SN DN R0 R1 R2 DN1 DN2 Q0
-
Вывод: Земельная рента зависит от спросана аренду земли
-
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА
Это экономическая прибыль, получаемая на всех участках, по качеству земли превосходящих предельные 215
-
Дифференциальная рента
216 Дифференциальная рента I Дифференциальная рента II Это дополнительный доход, получаемый с земель, лучших по естественному плодородию или местоположению Это дополнительный доход, получаемый благодаря экономическому плодородию. Получают хозяйства, эффективно использующие капиталовложения и ведущие интенсивное производство
-
217 Рынок продукции Земельный участок №1 Земельный участок №2 (предельный) ATC1 Р Q Q0 D S P0 P Q Q1 MC1 ДифрентаI Q Q2 P ATC2 MC2 MR=D
-
Чистая (абсолютная) рента
218 Доход, получаемый со всех земель, в том числе с худших: следствие абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на неё частной собственности Своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество
-
ВОПРОС 15: ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. МАЛЫЙ И КРУПНЫЙ БИЗНЕС
219
-
Основные формы организации хозяйственной деятельности
220
-
221
-
Критерием оптимальности размеров фирмы является величина её трансакционных издержек
-
Для классификации фирм берут разные критерии. Главными из них являются два: форма собственности размер фирмы.
-
По признаку размера предпринимательства различают: малый, средний крупный бизнес
-
Малые и средние фирмы обычно образуются и работают в форме индивидуального предпринимательства или товарищества (партнерства)
-
Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ (корпораций)
-
227 В рыночной экономике также распространены объединения предприятий, которые позволяют использовать преимущества как иерархии, так и рыночной организации. Выделяют следующие типы объединений: Группы компаний Франчайзинг Финансово-промышленные группы (ФПГ)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.