Презентация на тему "МИКРО-ЭКОНОМИКА"

Презентация: МИКРО-ЭКОНОМИКА
1 из 227
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "МИКРО-ЭКОНОМИКА". Презентация состоит из 227 слайдов. Материал добавлен в 2019 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.65 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    227
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: МИКРО-ЭКОНОМИКА
    Слайд 1

    МИКРО-ЭКОНОМИКА

    1 ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ (2 часа)

  • Слайд 2

    ВОПРОС 1: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

    2

  • Слайд 3

    3

  • Слайд 4

    4 Экономическая теория по отношению к другим экономическим наукам выступает как общее теоретическое и методологическое основание, т.е. является фундаментальной наукой: прочие экономические науки черпают из экономической теории базовые понятия.

  • Слайд 5

    5 Предмет экономической теории менялся по мере развития науки

  • Слайд 6

    6 Историческая школа Марксизм- ленинизм Социалисты- утописты Классическая политическая экономия Неоклассический синтез

  • Слайд 7

    7 ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Экономическая мысль средневековья) Меркантелизм Классическая политэкономия Марксизм особенности ведения домашнего хозяйства, города-государства, сельского хозяйства особенности ведения торговли наука о богатстве народов наука о производственных отношениях в их взаимосвязи с производительными силами

  • Слайд 8

    ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

    8 ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ С ЦЕЛЬЮ УДОВЛЕТВОЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

  • Слайд 9

    9 Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов и экономических структур: индивидуумов, фирм, рынков конкретных благ и ресурсов

  • Слайд 10

    10 Научный метод— это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования

  • Слайд 11

    11 Методы изучения хозяйственной жизни: общенаучные частные

  • Слайд 12

    12 Общенаучные методы - методы, применяемые во всех областях научного познания: научная абстракция анализ и синтез индукция и дедукция исторический и логический методы

  • Слайд 13

    13 Частные методы экономического исследования : 1) Статистический 2) Функциональный

  • Слайд 14

    Вопрос 2

    14 Основные классификации типов экономических систем. Общие черты развитых экономик

  • Слайд 15

    15 Формационный подход к классификации типов экономических систем:

  • Слайд 16

    16 Маркс выделил 5общественно-экономических формаций: первобытное общество рабовладение Феодализм капитализм коммунизм

  • Слайд 17

    17 Современная наука выделяет: доиндустриальное индустриальное постиндустриальное общества

  • Слайд 18

    Цивилизационный подход

    18

  • Слайд 19

    19 Основные типы цивилизаций:

  • Слайд 20

    20 Основные типы цивилизаций: традиционная социалистическая (командно-административная) рыночная

  • Слайд 21

    21 Разновидности рыночных цивилизаций: Чистый капитализм Смешанная экономика Переходные экономики обоих типов

  • Слайд 22

    22 Общие черты развитых экономик: Индустриальный (машинный) и технологический характер производства Общественное разделение труда как результат специализации и кооперации труда Большой удельный вес крупного производства Наличие системы денежного хозяйства

  • Слайд 23

    Вопрос 3:

    23 Рыночная система экономики: принципы организации и механизм функционирования

  • Слайд 24

    24 Рынок – это особая форма взаимоотношений между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйственными субъектами, между покупателями и продавцами

  • Слайд 25

    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

    25 Основывается на «трёх китах»: частной собственности свободе выбора конкуренции

  • Слайд 26

    26 2. Личный интерес субъектов (стремление максимизировать результаты своей экономической деятельности) является своеобразным движителем экономического прогресса

  • Слайд 27

    27 3. Решение основных экономических вопросов осуществляется на основе рыночного механизма спроса и предложения ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

  • Слайд 28

    ВОПРОС 4: Субъекты экономики. Факторы производства. Кругооборот продукта и капитала

    28

  • Слайд 29

    29 Субъекты экономики– это участники экономических отношений, которые принимают хозяйственные (экономические) решенияо производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам

  • Слайд 30

    30 Основные субъекты рыночных отношений: Домашние хозяйства Фирмы Государство

  • Слайд 31

    31 Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, называютфакторами производства:

  • Слайд 32

    32 труд земля капитал предпринимательские способности научно-технический прогресс информация

  • Слайд 33

    33 Субъекты экономики взаимодействуют друг с другом, обменивая имеющиеся у них блага. Движение благ образует своеобразный кругооборот

  • Слайд 34

    Экономический кругооборот —

    34 это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов

  • Слайд 35

    35 оплата займов Домашнее хозяйство ФИРМА Государ- ство Рынок ресурсов Потреби- тельский рынок Финансо- вый рынок кредит кредит труд, земля, капитал ресурсы товары и услуги товары и услуги госзакупки госзакупки госзаймы расходы на ресурсы З/плата, рента, процент расходы на потребление выручка от продажи Оплата закупок оплата закупок налоги налоги трансферты субсидии, налоговые льготы сбереже- ния сбережения

  • Слайд 36

    Вопрос 5: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.

    36

  • Слайд 37

    37 Спрос(D - demand) – этообобщающийтермин, описывающийповедениепокупателей

  • Слайд 38

    38 Для характеристики СПРОСАиспользуют понятия: объемспроса функцияспроса криваяспроса законспроса

  • Слайд 39

    ФАКТОРЫ СПРОСА

    39 ЦЕНОВОЙ НЕЦЕНОВЫЕ

  • Слайд 40

    40 Неценовые факторы спроса: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя (I) 2) изменение вкусов и предпочтений (Z) 3) ценовые и дефицитные ожидания (W) 4) изменение цен товаров- субститутов (Psub) 5) изменение цен компле-ментарных товаров (Pcom) 6) рост (или уменьшение) количества покупателей (N) 7) прочие факторы (B)

  • Слайд 41

    41 Спрос является функцией всех этих факторов: QD= f(P, I,Z,W,Рsub,Рсоm,N,В)

  • Слайд 42

    42 Предложение (S - supply) -это обобщающий термин для характеристики поведения продавцов

  • Слайд 43

    43 Экономический смысл ПРЕДЛОЖЕНИЯ раскрывается категориями: объем предложения функция предложения кривая предложения законпредложения

  • Слайд 44

    44 Неценовые факторы предложения: 1) ценыфакторовпроизводства (ресурсов) Pr 2) характерприменяемыхтехнологий - К 3) ценовыеидефицитныеожиданияагентоврыночнойэкономики- W 4) размерналоговисубсидий - Т 5) количествопродавцов – N 6) прочиефакторы - В

  • Слайд 45

    45 Предложениеявляетсяфункциейвсехэтихфакторов: Qs = f(P, Pr,K,W,T, N,B)

  • Слайд 46

    46 P 0 Q D S E PЕ QЕ Рыночное равновесие

  • Слайд 47

    Вопрос 6

    47 Эластичность спроса и предложения. Практическое значение теории эластичности

  • Слайд 48

    48 Эластичность спроса на товар - это процентное соотношение между изменением объема спроса и изменениемв цене (или доходе)

  • Слайд 49

    49 Коэффициент эластичности спроса по цене: % DQD EP(D) = = % D P = процентное изменение объема спроса процентное изменение цены

  • Слайд 50

    Процентное изменение =

    50 QD Q1 ∙ 100 %

  • Слайд 51

    51 Если ЕP(D)>1, то спрос эластичный: P 0 Q P1 P2 Q1 Q2 D

  • Слайд 52

    52 Если ЕP(D)

  • Слайд 53

    53 Если ЕP(D)=1, то спрос пропорциональной (единичной) эластичности: P 0 Q P2 Q1 P1 Q2 D

  • Слайд 54

    54 Если ЕP(D)=0, то спрос совершенно(абсолютно)неэластичный: P 0 Q D

  • Слайд 55

    55 Если Ер(D) = ∞, то спрос совершенно (абсолютно) эластичный: P 0 Q D

  • Слайд 56

    56 Эластичность спроса по доходу -это числовой параметр, показывающий реакцию потребителя на изменение его дохода

  • Слайд 57

    57 Коэффициент эластичности спроса по доходу: % DQD EI(D) = = % D I = процентноеизменениеобъемаспроса процентноеизменениедохода

  • Слайд 58

    58 Если EI(D) > 0 то это - нормальный товар: при росте дохода увеличивается его потребление

  • Слайд 59

    59 Если EI(D)

  • Слайд 60

    60 ЕслиEI(D) > 1 то это - предмет роскоши: рост дохода приводит к увеличению объема спроса на товар в большейпропорции

  • Слайд 61

    61 Если 0

  • Слайд 62

    62 Если EI(D) =0 то это - совершенно неэластичный спрос по доходу: объем спроса на товар не меняется при изменении дохода

  • Слайд 63

    63 Перекрестная эластичность -показатель для характеристики чувствительности спроса на данное благо при изменении цены на другое благо

  • Слайд 64

    64 Ecross = ΔQA/ QA ΔPB/ PB ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

  • Слайд 65

    Перекрестная эластичность

    65 Показывает наличие связи в потреблении между товарами

  • Слайд 66

    Если Ecross> 0

    66 С повышением цены на товар В растет спрос на товар А Товары субституты (заменители)

  • Слайд 67

    Если Ecross

    67 С повышением цены товара В спрос на товар А сокращается Товары комплементарные (взаимодополняющие)

  • Слайд 68

    Если Ecross = 0

    68 С изменением цены товара В спрос на товар А не меняется Товары не взаимосвязаны друг с другом

  • Слайд 69

    69 :                         

  • Слайд 70

    Факторы эластичности спроса

    70 Незаменимость блага Значимость для потребителя Удельный вес в доходах и расходах Временные рамки

  • Слайд 71

    Эластичность предложения

    71 Степень зависимости объема предложения товара от изменения его рыночной цены

  • Слайд 72

    72 ES = ΔQ / Q ΔP / P

  • Слайд 73

    Кривые предложения с разной степенью эластичности

    73 P Q Е=1 S2 S1 Е1 S3 P Q S4 S5 E=0 E=∞

  • Слайд 74

    Факторы эластичности предложения

    74 Время Цены на факторы производства (сырье, заработная плата, ставка процента) Наличие резервных производственных мощностей Характер продукции

  • Слайд 75

    Вопрос 7:

    75 ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ

  • Слайд 76

    76 Затраты (inputs), осуществленные в целях производства экономических благ и получения прибыли, принявшие стоимостную форму, то есть выраженные в денежных единицах, называются издержками (С - costs)

  • Слайд 77

    77 ИЗДЕРЖКИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПОИЗВОДСТВОМ БЛАГ, НО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЕГО НЕПОСЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ И С ТЕХНОЛОГИЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

  • Слайд 78

    78

  • Слайд 79

    79

  • Слайд 80

    80

  • Слайд 81

    81 В коротком периоде существует деление издержек на: Зависимые от объема выпуска Независимые от объема выпуска ПЕРЕМЕННЫЕ ПОСТОЯННЫЕ

  • Слайд 82

    82 C FC 0 Q

  • Слайд 83

    В любом случае переменные издержки изображаются возрастающей кривой :

    83 С Q 0 VC

  • Слайд 84

    Общие (валовые) издержки(ТС - totalcosts)

    84 это сумма постоянных и переменных издержек: TC = FC + VC

  • Слайд 85

    85 C 0 Q VC FC TC ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ

  • Слайд 86

    Средние издержки (АТС - average total costs) -

    86 это общие издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции: ТС АТС = ——— Q

  • Слайд 87

    Соответственно рассчитываютсясредние постоянныеи средние переменные издержки:

    87 FC AFC = —— Q VC AVC = —— Q АТС =AFC + AVC

  • Слайд 88

    Графическая интерпретация кривых

    88 АТС AVC AFC C 0 Q Q1 Q2

  • Слайд 89

    Предельныеиздержки (МС - marginal costs)

    89 это изменение валовых издержек, связанное с производством дополнительной единицыпродукции: ТС МС = ——— Q

  • Слайд 90

    Предельные общие издержки равны предельным переменным издержкам:

    90 ТС(FC+VC) МС = ——— = ———— = Q Q FCVCVC = ——— + ——— = ——— Q Q Q так как FC = 0

  • Слайд 91

    График функции предельных издержек:

    91 0 Q AVC ATC MC C

  • Слайд 92

    СОВМЕСТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

    92 ИЗДЕРЖКИ, КОТОРЫЕ ТУДНО РАСПЕДЕЛИТЬ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ОДНОВРЕМЕННО ПРОИЗВОДИМЫХ ТОВАРОВ: Оплата труда высших менеджеров стоимость аренды стоимость отопления помещения

  • Слайд 93

    БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ

    93 НЕОБРАТИМЫЕ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ НЕВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ В УСЛОВИЯХ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

  • Слайд 94

    Издержки фирмы в долгосрочный период отрицательный эффект от масштабов производства Q* – минимальноэффективный размер предприятия SATC SATC положительный эффект от масштабов производства LATC Q C

  • Слайд 95

    ВОПРОС 8: Роль конкуренции в рыночной экономике. Особенности рынка совершенной экономики

    95

  • Слайд 96

    Конкуренция

    96 это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства и купли-продажи товаров

  • Слайд 97

    Роль конкуренции:

    97 1. Конкуренция через действие механизма спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей с рыночными

  • Слайд 98

    98 2. Конкуренция побуждает продавцов и покупателей к учету потребностей рынка

  • Слайд 99

    99 3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос и на предложение

  • Слайд 100

    100 4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда, где выше отдача

  • Слайд 101

    101 6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию: все следят за тем, чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого

  • Слайд 102

    102 7. Конкуренция разоряет одних и обогащает других, она выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса

  • Слайд 103

    Социальные последствия конкуренции:

    103 1) обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитываетпредприимчивость 2) ведет к социальному расслоению общества

  • Слайд 104

    104 КОНКУРЕНЦИЯ СОВЕРШЕННАЯ НЕСОВЕРШЕННАЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ОЛИГОПОЛИЯ МОНОПОЛИЯ

  • Слайд 105

    Большое количество мелких продавцов (фирм) и покупателей (атомистичес- кое строение рынка) Стандартизи- рованный (недифференци- рованный) продукт Отсутствие барьеров входа-выхода Одинаковая и полная (совершенная) информация у всех участниках рынка (о технологиях, издержках, ценах и др.) СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

  • Слайд 106

    КРИТЕРИЙ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ – абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы

    106 TR P D = P = MR = AR Q a ПОЧЕМУ? Фирма принимает рыночную цену Доля фирмы на рынке не значительна

  • Слайд 107

    ВОПРОС 9: Характеристика рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как источник рыночной власти

    107

  • Слайд 108

    Несовершенная конкуренция

    108 это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции

  • Слайд 109

    КРИТЕРИЙ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

    109 D = P P Q Отрицательный наклон кривой спроса D на продукцию фирмы

  • Слайд 110

    Большое количество Фирм мелких фирм Дифференциро- ванный продукт Низкие барьеры входа-выхода в отрасль Неполная информация о технологиях, ценах и др. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

  • Слайд 111

    Дифференциация продукта – самая заметная отличительная черта рынка монополистической конкуренции

    111 Каждый товар имеет свойства, отличающие его среди аналогов

  • Слайд 112

    Факторы дифференциации продуктов

    112 1. Различия в качестве Основныепотребительные свойства Дополнительныепотребительные свойства (упаковка и расфасовка) Местоположение(географическое размещение) товара Мнимыекачественные различия

  • Слайд 113

    113 Факторы дифференциации продуктов 2. Различия в сервисе Предпродажноеобслуживание (помощь в выборе товара) Обслуживание в момент покупки (проверка, доставка, наладка) Послепродажноеобслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации, технический уход)

  • Слайд 114

    114 3.Реклама проявляет скрытые отличия от аналогов формирует новые потребности создает дифференциацию Информационная реклама Агрессивная реклама Поддерживающая реклама Факторы дифференциации продуктов

  • Слайд 115

    Сегментация рынка – единый рынок распадается на отдельные части (сегменты) под влиянием дифференциации товара

    Каждый сегмент – это «мини-рынок» со своими продавцами и покупателями, особыми кривыми спроса и предложения Фирма может стать мини-монополистом в своем сегменте – единственным производителем данной разновидности продукта

  • Слайд 116

    ВОПРОС 10 Олигополия: сущность, типы и модели. Особенности олигополистического рынка в России

    116

  • Слайд 117

    117 Олигополия –рыночная структура, в которой небольшому количеству продавцов противостоит множество покупателей.

  • Слайд 118

    118 Несовершенная информация (субъективный фактор) Немногочислен-ность и крупные размеры фирм Однородная или неоднородная продукция Значительные барьеры Взаимозависи-мость фирм Олигополия Основные черты олигополии

  • Слайд 119

    Разновидности олигополии

    119

  • Слайд 120

    Основные модели олигополии:

    120 1) Модель дуополии Курно 2) Нескоординированная олигополия: а) Модель ломаной кривой спроса 3) Модель картеля 4) Картелеподобная структура: а) Ценообразование «издержки плюс»

  • Слайд 121

    121 Поведение дуополиста в краткосрочном периоде (модель Курно) в а MR2 MR1 MRO DO MС В D2 D1 А P P1 P2 P3 Р0 012,5 25 50 75 87,5 100Q

  • Слайд 122

    122 Равновесие Курно в долгосрочном периоде B O C A 012,525 33,3 42,5 5075 100 Q2 Q1 100 75 50 33,3 29 25 12,5 Q1 Q2 Q1- объём производства фирмы №1 – кривая реакции на объем производства фирмы №2 Q2-объём производства фирмы №2 – кривая реакции на объём производства фирмы №1

  • Слайд 123

    123 мc MR1 MR0 О1 А N О D1 D0 0QАQ1Q0Q P РА P1 Ро НЕСКООРДИНИРОВАННАЯ ОЛИГОПОЛИЯ: Модель ломаной кривой спроса

  • Слайд 124

    124 Нежеланиеценовой войны всеми олигополистами ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ НЕСКООРДИНОРОВАННОЙ ОЛИГОПОЛИИ СТАНОВЯТСЯ НЕГИБКИМИ

  • Слайд 125

    125 Классический картель

  • Слайд 126

    126 MC=LAТC Dотр MR P Pkr Pk 0Qkr Qk Q Максимизация прибыли при картелизации отрасли Рk и Qk – соответствуют условиям совершенной конкуренции Рkr и Qkr – соответствуют условиям картеля Рkr >> Рk Qkr

  • Слайд 127

    127 последствия создания картелей P Q ATC MC A MR B PA PB 0 QA QB D

  • Слайд 128

    Последствия деятельности картелей:

    128 вызывают завышение цен занижение выпуска продукции сознательное ухудшение качества продукции торможение технического прогресса препятствуют конкуренции

  • Слайд 129

    Варианты картелеподобных структур рынка:

    129 Модель ценового лидерства Модель «издержки плюс» Модель блокирующего ценообразова

  • Слайд 130

    КАРТЕЛЕПОДОБНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА: Модель ценообразования «издержки плюс»:

    130 цена на продукцию складывается из величины средних издержек и некоторой нормативной прибыли (средние издержки плюс прибыль в процентах от уровня средних издержек): Р = АТС + АТС  k где k – процент надбавки, АТС · k - надбавка или тот самый «плюс».

  • Слайд 131

    131 Наибольший удельный вес в совокупных издержках имеют переменные издержки. Поэтому для простоты расчета в практике ценообразования по методу «издержки плюс» используют формулу: Р = АVС + АVС  k

  • Слайд 132

    132 Известно, что цена товара складывается из средних совокупных издержек и прибыли: Р = АТС + 𝛑= AVC + AFC + 𝛑 Ценообразование по принципу «издержки плюс»: Р = АVС + АVС  k AVC + AFC + 𝛑= АVС + АVС  k AFC + 𝛑= АVС  k

  • Слайд 133

    Вывод:

    133 размер надбавки к средним переменным издержкам (тот самый «плюс») соответствует сумме средних постоянных издержек (AFC) и некоторой прибыли 𝛑

  • Слайд 134

    134 Поэтому при определении коэффициента k должна быть соблюдена следующая зависимость:  

  • Слайд 135

    135 Таким образом, имеет место прямая зависимость между величиной коэффициента kи величиной планируемой прибыли, приходящейся на каждую единицу продукции, 𝛑

  • Слайд 136

    136 В хозяйственной практике «плюс» планируется как минимальная экономическая прибыль в процентном выражении, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет

  • Слайд 137

    ОСОБЕННОСТИ ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА В РОССИИ

    137

  • Слайд 138

    138 1) В царской России промышленность развивалась как крупная 2) Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной доле средних и мелких Сегодня: 2/3 занятых в промышленности и 3/4 всей выпускаемой продукции – на крупных предприятиях

  • Слайд 139

    Крупные предприятия- это всё, что сегодня у нас есть

    139 От их эффективностии конкурентоспособностипо международным стандартам зависит судьба экономики России

  • Слайд 140

    Направления работы:

    140 Создание мощного производственного потенциала Перепрофили-рование производства Создание сбытовой сети Создание системы эффективного управления

  • Слайд 141

    ВОПРОС 11: Монополия естественная и искусственная. Регулирование деятельности монополий

    141

  • Слайд 142

    Монополия – состояние рынка, при котором:

    142 весь рынок обслуживается одним продавцом, реализующим свой товар при полном отсутствии его близких заменителей на нем действует одна фирма-производитель, полностью контролирующая изготовление и продажу товара

  • Слайд 143

    Виды монополии

    143 Естественная Искусственная Открытая Закрытая

  • Слайд 144

    Антимонопольное регулирование

    144 Практическая деятельность государства в соответствии с выбранной антимонопольной политикой

  • Слайд 145

    Регулирование естественных монополий

    145 Направлениярегулирования Прямое регулирование цен Косвенное регулирование цен и прибыли

  • Слайд 146

    Прямое регулирование цен естественных монополий - принудительное закрепление максимальной величины уровня цен

    146 ЦЕЛЬ – максимизация производства. Ориентация на предельные издержки. Пересечение кривых МС и D: Рreg = МС = D ЦЕЛЬ – обеспечение безубыточности. Ориентация на средние издержки: пересечения кривых АТС и D: Рreg = АТС = D Недостаток : устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками: закрепляются эконом. прибыли или убытки Недостаток: в чистом виде вызывает товарные дефициты и требует дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам ЦЕЛЕВЫЕ УРОВНИ ЦЕН

  • Слайд 147

    Ориентация на предельные издержки: максимизация производства

    147 MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 M D Preg = MC =D ↓ Кривая MR меняется на MR1 ↓ Вступает правило MC=MR ↓ Получаем Qreg Qreg> QM Preg

  • Слайд 148

    148 Государство закрепляет несение убытков: покрывать их будет государство ↓ ↓ ↓ ↓ х-неэффектив-ность MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 M D

  • Слайд 149

    Ориентация на средние издержки: обеспечение безубыточности

    149 Рreg = АТС = D ↓ Средние издержки точно равны продажной цене ↓ Отсутствуют прибыли и убытки Qreg> QM Preg

  • Слайд 150

    150 M MC OM Oreg ATC QM Qreg PM Preg MR MR1 D N QN Дефицит Ориентация на средние издержки До точки N MR1> MC ↓ Монополисту выгодно наращивать объем производства После точки N MR1

  • Слайд 151

    151 Двухступенчатый тариф Компромисс между двумя методиками установления максимальных цен (по МС=Dи по АТС=D)

  • Слайд 152

    Двухступенчатый тариф

    152 MR 0 М Р Q A ATC MC D PM PA Preg = MR1 QM Qreg B Исходя из первого метода регулирования МС = D, государство устанавливает потолок цены на уровне точки В. Получаем Preg = MR1. По правилу MC=MR1монополист произведет Qreg единиц продукции. ПОБЛЕМА УБЫТКОВPA ABPreg: т.к. АТСА> Рreg.

  • Слайд 153

    Институциональный подход к регулированию естественных монополий:

    153 Формирование на рынке (в отрасли) такой институциональной среды, при которой монополисту будет выгодно самоограничивать негативные проявления монополизма

  • Слайд 154

    Косвенное регулирование естественных монополий

    154 Налогообложение объёма производства Налогообложение прибыли

  • Слайд 155

    Налогообложение объёма производства

    155 Введение налога Рост издержек производства Реакция монополиста Повышение цены Сокращение производства

  • Слайд 156

    Налогообложение прибыли

    156 Цель – изъять у монополиста монопольную прибыль, оставив ему только нормальную прибыль Уровень цен и объем производства при этом не меняются, а вся тяжесть налогообложения приходится на монополиста

  • Слайд 157

    157 Налогообложение прибыли Н M MC OM ATC QM Q PM PС MR D ATC1 С Кривая АТС перемещается в положение АТС1 и весь объём экономической прибыли включается в издержки. Кривая спроса D становится касательной к новой кривой средних общих издержек АТС1.

  • Слайд 158

    Регулирование деятельности искусственных монополий

    158

  • Слайд 159

    Два подхода к регулированию концентрации

    159

  • Слайд 160

    160 Поведенческий подход

  • Слайд 161

    Поведенческий подход

    161 + Направлен против реальных, а не потенциальных монополистических злоупотреблений - трудно осуществим на практике

  • Слайд 162

    162 Признаки монополизации рынка Структурный подход

  • Слайд 163

    Показатели монопольной власти

    163 Индекс Лернера L Коэффициент концентрации K Индекс Херфиндаля-ХиршманаIHH

  • Слайд 164

    164 Переплетение с конкурентами

  • Слайд 165

    Система участий

    165 Ведущая фирма владеет частью капитала конкурентов Все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга Фактически фирмы владеют общим капиталом и действуют на рынке как одно предприятие

  • Слайд 166

    Личная уния

    166 Одни и те же люди управляют компаниями-конкурентами посредством вхождения в их советы директоров Принятие решений, устраивающих всех

  • Слайд 167

    Структурный подход

    167 + Более прост в применении - Неопределенность последствий применения этих санкций: можно «под одну гребенку» разрушить эффективные крупные компании, ядро национальной экономики

  • Слайд 168

    Опыт развитых стран

    168 Применяется комбинация двух подходов Поведенческий подход применяется к уже сложившимся фирмам: более либерален к монополистам, но мала опасность навредить эффективно действующему крупному предприятию Структурный подход жестче, но опаснее: применяется в предупредительном режиме

  • Слайд 169

    ВОПРОС 12:РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. РЫНОК ТРУДА В РОССИИ

    169

  • Слайд 170

    ТРУД КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

    170 ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, НАПРАВЛЕННАЯ : НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА

  • Слайд 171

    171 Развитие обмена и рыночных отношений Общественное разделение труда Спрос и предложение на труд, рынок труда

  • Слайд 172

    172 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Спрос и предложение на труд, рынок труда Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы Рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами

  • Слайд 173

    РЫНОК ТРУДА

    173 СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ТРУД КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

  • Слайд 174

    Субъекты рынка труда

    174 Со стороны спроса: Фирмы Государство Со стороны предложения: Домашние хозяйства Профсоюзы

  • Слайд 175

    175 это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги Цена труда - заработная плата - номинальная реальная

  • Слайд 176

    176 Формы заработной платы повременная сдельная Денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени. Денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.

  • Слайд 177

    Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции

    При совершенной конкуренции предложение труда абсолютно эластично: ЕS = ∞

  • Слайд 178

    Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях совершенной конкуренции

    178 LD O LS L L0 W SL DL W0 W1 LS>LD WO – рыночная цена труда, принимаемая фирмой как данность. Если государство повышает ставку минимальной зарплаты, то возникает избыток предложения рабочей силы (безработица)

  • Слайд 179

    179 A L LO LM O B M W MRCL SL=W DL=MRPL WO WM СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА В УСЛОВИЯХ МОНОПСОНИИ

  • Слайд 180

    В России монопсония наиболее распространена :

    180 На северных территориях России На местах, где прежде были построены градообразующие предприятия В бывших «закрытых городах»

  • Слайд 181

    Профсоюзы пытаются обеспечить: повышение зарплаты рост численности занятых улучшение условий труда для работающих Социальные гарантии безработным

  • Слайд 182

    Модель прямого воздействия на зарплату

    182 0 W L DL SL C WTU W0 L0 LTU TU Самая распространенная модель поведения мощных, открытых профсоюзов на рынке труда WTU> W0 LTU

  • Слайд 183

    Совместим график спроса на труд при монопсонии и график установления повышенной зарплаты под давлением отраслевого профсоюза:

    Монопсонист хочет установить заработную плату на уровне WМ, а профсоюз – на уровне WTU. Фактическая ставка займет промежуточное положение. На этом отрезке находится W0 -равновесная ставка в условиях совершенной конкуренции ВЗАИМНАЯ МОНОПОЛИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

  • Слайд 184

    184 W TU M

  • Слайд 185

    185 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ

  • Слайд 186

    Рынок труда в России имеет ряд особенностей по сравнению с рынками труда других развитых государств:

    186 Российский рынок труда ещё не до конца сформирован. В результате менталитета россиян, климатическим особенностям и большой территорией россияне не отличаются мобильностью. По официальным данным в России низкий уровень безработицы, хотя безработица имеет теневые и скрытые формы Очень низкий уровень оплаты труда, что приводит к низкой производительности труда Низкий средний уровень качества и гибкости образования приводит к высокому уровню безработицы и низкому уровню оплаты труда квалифицированных кадров.

  • Слайд 187

    Россию необходимо выводить из сложившегося ”равновесия” между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда

    187

  • Слайд 188

    ВОПРОС 13:РЫНОК КАПИТАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ. ОСНОВНОЙ И ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ. ДИСКОНТИРОВАНИЕ

    188

  • Слайд 189

    Капитал(от лат. capitalis – главный) как особый фактор производства

    189 1) объединяет любые производительные ресурсы, созданные людьми 2) для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ 3) ради получения прибыли (сооружения, оборудование, инструменты, конструкционные материалы, технологии, компьютерные программы и т.д.)

  • Слайд 190

    Капитал -

    это ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества благ

  • Слайд 191

    191 ……………

  • Слайд 192

    Рынок оборотного капитала

    192 Рынок ресурсов Спрос на материальные ресурсы, используемые в качестве оборотного капитала, носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию MRP=MRC

  • Слайд 193

    Типы рынков оборотного капитала

    193 Совершенная конкуренция Монопсония (олигопсония) Монополия (олигополия) Взаимная монополия (олигополия) И поставщики, и покупатели многочисленны. Например, рынок универсальных, комплектующих изделий. Один ли несколько покупателей ресурсов (предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию). Один илинесколько продавцов (поставщиков) ресурсов, служащих для других фирм в качестве оборотного капитала. Поставщиком ресурсов является монополист, а покупателем – монопсонист.

  • Слайд 194

    ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ (основные фонды)

    194 Имеет высокую стоимость Проблема обновления Переносит свою стоимость на готовую продукцию не сразу, а постепенно Фирма формирует амортизационный фонд Средства амортизационного фонда используются на приобретение новых элементов основного капитала

  • Слайд 195

    ДИСКОНТИРОВАНИЕ

    195 Позволяет сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, путем приведения (пересчета) их к одному временному периоду Одна и та же сумма денег имеет большую ценность сейчас по сравнению с будущим Процедура дисконтирования и состоит в уменьшении будущего дохода

  • Слайд 196

    196 Метод сравнения разновременных денежных потоков путем их приведения (пересчета) к текущему временному периоду

  • Слайд 197

    Совокупный доход n–го года

    197 TRn = PDV· (1+i)n PDV – текущая стоимость n – число лет i - процентная ставка

  • Слайд 198

    Текущая дисконтированная стоимость (текущая стоимость будущего дохода)

    198 PDV = TRn (1+i)n PDV = TRn· Kd ИЛИ где Кd = 1 / (1 +i)n - коэффициент дисконтирования

  • Слайд 199

    Более полная формуладисконтирования:

    199 PDVn=(TRn - TCn)/(1+i)n

  • Слайд 200

    PDV инвестиционного проекта

    200 Текущая дисконтированная стоимость проекта складывается из суммы дисконтированных стоимостей доходов каждого года: PDVпроекта = PDV1 + PDV2 + …+ PDVn= = ∑ TRn/(1+i)n

  • Слайд 201

    PDV фиксированного дохода в бесконечном периоде (цена привилегированной акции, бессрочной облигации)

    201 PDVn = TRconst (1+i)n

  • Слайд 202

    202 Числитель – const Знаменатель растет по экспоненте Реальный вклад в величину PDVпроекта внесут только несколько первых слагаемых в формуле PDVпроекта . Все остальные пренебрежительно малы. Это бесконечно убывающая геометрическая прогрессия PDVбеск. проекта = TRconst i

  • Слайд 203

    ВОПРОС 14: Рынок природных ресурсов. Земельная рента: сущность и виды

    203

  • Слайд 204

    204 …………

  • Слайд 205

    Природные ресурсы

    СОВОКУПНОСТЬ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ 205

  • Слайд 206

    206 Природные ресурсы РЕАЛЬНЫЕ (разведанные и используемые) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (прогнозируемые, точно не установленные) НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ (после их полного исчерпания восстановить невозможно) ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ(по мере расходования воспроизводятся под действием природы и/или человека)

  • Слайд 207

    207

  • Слайд 208

    Теория рынка земли

    208 РЫНОК ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Важнейшим из возобновляемых ресурсов является плодородие земли

  • Слайд 209

    Земля Не является результатом человеческого труда Количественная ограниченность Недвижимость Рост продуктивности по мере использования Особенности фактора земля

  • Слайд 210

    Земельная рента – факторный доход на землю

  • Слайд 211

    Земельная рента Землевладелец Арендатор Факторный доход на фактор земля Плата за пользование ресурсом земля Факторный доход на вложенный капитал

  • Слайд 212

    Плодородие Местоположение Экономическое Естественное Диф. рента I Диф. рента II Виды дифференци-альной ренты

  • Слайд 213

    213 Равновесие на рынке аренды земли R- арендная плата R QN SN DN R0 R1 R2 DN1 DN2 Q0

  • Слайд 214

    Вывод: Земельная рента зависит от спросана аренду земли

  • Слайд 215

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА

    Это экономическая прибыль, получаемая на всех участках, по качеству земли превосходящих предельные 215

  • Слайд 216

    Дифференциальная рента

    216 Дифференциальная рента I Дифференциальная рента II Это дополнительный доход, получаемый с земель, лучших по естественному плодородию или местоположению Это дополнительный доход, получаемый благодаря экономическому плодородию. Получают хозяйства, эффективно использующие капиталовложения и ведущие интенсивное производство

  • Слайд 217

    217 Рынок продукции Земельный участок №1 Земельный участок №2 (предельный) ATC1 Р Q Q0 D S P0 P Q Q1 MC1 ДифрентаI Q Q2 P ATC2 MC2 MR=D

  • Слайд 218

    Чистая (абсолютная) рента

    218 Доход, получаемый со всех земель, в том числе с худших: следствие абсолютно неэластичного предложения земли в условиях существования на неё частной собственности Своеобразный налог, которым землевладельцы при посредстве арендаторов облагают все общество

  • Слайд 219

    ВОПРОС 15: ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ МИКРОЭКОНОМИКИ. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ. МАЛЫЙ И КРУПНЫЙ БИЗНЕС

    219

  • Слайд 220

    Основные формы организации хозяйственной деятельности

    220

  • Слайд 221

    221

  • Слайд 222

    Критерием оптимальности размеров фирмы является величина её трансакционных издержек

  • Слайд 223

    Для классификации фирм берут разные критерии. Главными из них являются два: форма собственности размер фирмы.

  • Слайд 224

    По признаку размера предпринимательства различают: малый, средний крупный бизнес

  • Слайд 225

    Малые и средние фирмы обычно образуются и работают в форме индивидуального предпринимательства или товарищества (партнерства)

  • Слайд 226

    Подавляющее число крупных предприятий организованы в виде акционерных обществ (корпораций)

  • Слайд 227

    227 В рыночной экономике также распространены объединения предприятий, которые позволяют использовать преимущества как иерархии, так и рыночной организации. Выделяют следующие типы объединений: Группы компаний Франчайзинг Финансово-промышленные группы (ФПГ)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке