Презентация на тему "Ф. Достоевский как ревизионист-фундаменталист"

Презентация: Ф. Достоевский как ревизионист-фундаменталист
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Ф. Достоевский как ревизионист-фундаменталист" по философии. Состоит из 31 слайда. Размер файла 3.15 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Ф. Достоевский как ревизионист-фундаменталист
    Слайд 1

    Тема шестая.I. Ф. ДОСТОЕВСКИЙ КАК РЕВИЗИОНИСТ-ФУНДАМЕНТАЛИСТII. ПОЧЕМУ ИДЕИ СТАНОВЯТСЯ КЕГЛЯМИ?III. РОЖДЕНИЕ СКЕПТИЦИЗМА ИЗ ЖАЖДЫ СВОБОДЫ

  • Слайд 2

    Перерождение убеждений. Итоги

    В итоге «перерождения убеждений» возникает другой человек, человек иного сознания, иных ценностных приоритетов, иного видения мира. Пройдя через критические состояния, через неустойчивость и неопределенность, личность преодолевает состояние неизвестности, хаоса и переходит на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности, глубины, силы, устойчивости и эффективности.

  • Слайд 3

    Бифуркация с минусом:о русской каторге

    Точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором она становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. ХАОС: «Сколько в этих странах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уже все сказать; ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно...»

  • Слайд 4

    СИЛЬНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ

    Личность – это существо, признакам которого являются: «высочайшее развитие» личного начала, «высочайшее могущество», «высочайшее самообладание», «высочайшая свобода собственной воли».

  • Слайд 5

    Великая ревизия как процесс освобождения

    По своей сути человек-ничто – это отрицание и отвержение всего. Что отвергает «подпольный человек»? Он отвергает прежде всего то, что ближе всего к этому человеку-ничто, т.е. идеи. Они – непосредственная действительность его внутреннего мира просто исчезают, отрицаются. Идет борьба центростремительной рефлексии с контентом внутреннего мира. Ревизия питается отчаянной жаждой самоидентификации, обретения себя – подлинного, настоящего, беспримесного.

  • Слайд 6

    Великая ревизия

    ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТРИЦАЕТ ВСЕ: МОРАЛЬ – Я НЕ ЗОЛ И НЕ ДОБР… СОЗНАНИЕ (РАЗУМ, МЫШЛЕНИЕ, ЛОГИКУ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, НАУКУ), ТАК КАК ЭТО БОЛЕЗНЬ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, НЕОБХОДИМОСТЬ, «СТЕНУ», ТАК КАК Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ «КЛАВИШЕЙ». ПРОТИВ ИСТОРИИ, ЕЕ «МУРАВЕЙНИКОВ» И «ХРУСТАЛЬНЫХ ДВОРЦОВ». РЕТРОГРАДНОСТЬ (НЕ ВПЕРЕД И НЕ НАЗАД. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ КАК СПОНТАННОСТИ И СВОБОДЫ) ЛЮБЫЕ ТЕОРИИ И ИДЕИ: ОТ ТЕОКРАТИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ДО ТЕРОРРИСТИЧЕСКИХ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ГУМАНИСТИЧЕСКИХ В КОНЦЕ КОНЦОВ ЧЕЛОВЕК-НИЧТО – ЭТО БУНТ (КОЛОЧЕНИЕ ГОЛОВОЙ О СТЕНУ) И ВОССТАНИЕ ПРОТИВ МИРА (МИРУ ПРОВАЛИТЬСЯ…) ТАКОВО ПРОТИВОСТОЯНИЕ, ОТСЫЛАЮЩЕЕ К ПОЛНОПРАВНОЙ ЦЕННОСТИ ПОДПОЛЬНОГО Я.

  • Слайд 7

    Фундаментальная ревизия

    Сознания. Науки. Социализма и лозунгов свободы, равенства и братства. Истории. Мира. Религии. Самого себя. РЕВИЗИЯ ВО ИМЯ ЧЕГО? ВО ИМЯ ТОГО, ЧТО БЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО В СВОЕМ ПОДПОЛЬЕ, В СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ОБИТЕЛИ, В СВОЕМ НИЧТО Я – ВСЁ И ВСЯ.

  • Слайд 8

    Страдание и сознание

    Отчаяние и страдание – исходные экзистенциалы. «Страдание есть сомнение, есть отрицание... » Страдание рождает сознание: «Страдание — да ведь это единственная причина сознания». «Слишком сознавать – это болезнь, настоящая, полная болезнь… не только очень много сознания, но даже и всякое сознание болезнь». Сознание – это мышление. Мышление – это дурная бесконечность. В процессе мышления «...всякая первоначальная причина тотчас же тащит за собой другую, еще первоначальнее, и так далее в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления».

  • Слайд 9

    АВТОР – ПОДПОЛЬЩИК – ФИЛОСОФСКИЕ ТИПЫ: КАК ОНИ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ?

    Подпольный человек – «голый» человек, человек-ничто. Философские типы – герои, прикрытые той или иной идеей. Именно поэтому они превращаются из нигилистов и чистых скептиков, в идею, которую автор подвергает скептическому испытанию. Автор, в отличие от человека-ничто, не способен жить вне и без идей. Но он способен занять промежуточную позицию – позицию скептика. Так рождается особый, метафизический скептицизм, а идеи превращаются в «кегли».

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13
  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Почему идеи становятся кеглями? Почему они «жгут руки» Достоевскому?

    На один из источников скептицизма Ф. Достоевского – на ужас от господства идеи над человеком – указывает Л. Шестов. По его словам, после «перерождения убеждений», случившегося после приговора к смертной казни, Достоевский «не то, что не может, он не хочет пытаться как-нибудь растворить свою личность в высшей идее, слиться с "первоединым", природой и т. п., как рекомендуют философы». Шестов Л. Достоевский и Ницше. Философия трагедии / Шестов Л. Сочинения. М.: Раритет, 1995, с. 102.

  • Слайд 16

    Что такое метафизический скептицизм?

    Типы скепсиса: тотальный (практический, перерастающий и нигилизм и цинизм), селективный (познавательный). Все они связаны с возможностью познать и высказать истину. Здесь же мы имеем дело с метафизическим скептицизмом – особым видом скепсиса, родившемся в России и представленным Ф. Достоевским и Л. Шестовым. Его можно назвать и антропологическим, провозглашаемым во имя свободы и подлинности человека

  • Слайд 17

    Человек-ничто как скептик

    В тексте «Записок…» сомнение выражается как напрямую, через употребление этого слова, так и через слова, обозначающие колебания, неуверенность. Они придают сослагательное наклонение* не только предложениям, но и самому герою, наделяют его «самонедовечивостью». В тексте около 100 раз повторяется слово «может». Около 50 раз в первой части и примерно столько же во второй. Около 25 раз слово «наверно» и 27 раз выражение «если б». *Сослагательное наклонение (конъюнктив, субъюнктив) — ряд особых форм глагольного наклонения, выражающих через субъективное отношение возможное, предположительное, желательное или описываемое действие.

  • Слайд 18

    Ф. Достоевский – скептик

    В «Записках…» мы имеем феномен сомневающегося, вероятностного мышления, взвешивания вероятностей. Но именно эта установка позволяет двигаться в любом направлении и открывать что-то принципиально новое. Сомнение ложится здесь на свою аутентичную базу – неизвестность. «Онтологический», метафизический исток сомнения – неизвестность. Действительно, откуда берется сомнение, вопрос, вопрошание, колебания?.. Из неизвестности, неопределенности… Сомнение – это голос неизвестности в человеке.

  • Слайд 19

    Метафизика сомнения: негативная сторона

    Сомнение корениться в неизвестности, в которой есть и «да» и «нет». Это нет, отсутствие – негативно. Оно – злит. Но подпольный человек не имеет зла и злится на то, чего у него нет. Это и есть негативная диалектика подполья, в котором энергия сомнения связана с удвоением ничто: зло от того, что даже зла нет. Негатив здесь в том, что отсутствие зла не порождает добра. Минус на минус, отрицание минуса не даёт здесь плюса. Это - пробуксовка скепсиса.

  • Слайд 20

    Метафизика сомнения: позитивная сторона

    Позитив сомнения состоит в рефлексии, осмыслении самого этого сомнения как состоянии сознания и человека в целом. Происходит прояснение не только предмета сомнения, но и сомнения как реального состояния скептика. Это – рефлективный скепсис, расщепленный внутри себя. В конечном счете мы имеем акт «усиленного мышления», акт страстного познания скепсиса, сомнения и связанных с ним психических и интеллектуальных состояний. Таков гнозис, познание агностического состояния.

  • Слайд 21

    Метафизика сомнения

    «Злость, конечно, могла бы все пересилить, все мои сомнения, и, стало быть, могла бы совершенно успешно послужить вместо первоначальной причины именно потому, что она не причина». Как это понимать? Зло – изначально как первородный грех? Зло – это врожденная спонтанность, она не от мира сего, а из меня самого? Если оно не причина (необходимость), то она свобода?

  • Слайд 22

    Но сомнения и колебания вновь и вновь всё погружают в хаос

    Злоба у меня опять-таки вследствие этих проклятых законов сознания химическому разложению подвергается. Смотришь — предмет улетучивается, резоны испаряются, виновник не отыскивается, обида становится не обидой, а фатумом, чем-то вроде зубной боли, в которой никто не виноват, а следовательно, остается опять-таки тот же самый выход — то есть стену побольнее прибить. Hу и рукой махнешь, потому что не нашел первоначальной причины. А попробуй увлекись своим чувством слепо, без рассуждений, без первоначальной причины, отгоняя сознание хоть на это время; возненавидь или полюби, чтоб только не сидеть сложа руки.

  • Слайд 23

    Опять Лев Шестов

    «с чего бы человеку начать лазить в глубину своей души, зачем проверять верования, несомненно блестящие, красивые, интересные?.. из-за методологического правила человек ни за что не согласится терять под собой почву. Скорей, наоборот - потерянная почва полагает начало всякому сомнению». "Это "прекрасное и высокое" сильно-таки надавило мне затылок в мои сорок лет", - говорит у Достоевского его подпольный человек. Остается одно: оставить бесплодную борьбу и пойти вслед за скептицизмом и пессимизмом, посмотреть - куда они приведут человека».

  • Слайд 24

    Особенность скептицизма Достоевского

    Метафизический скепсис – плод метафизика, сомневающегося в философии, в метафизике. Метафизический скептик сомневается в отношении тотальностей: прежде всего в отношении картин мира, философских и мировоззренческих тотальностей. Но внутренне, он как процесс колебательный смыкается и с тотальным скепсисом, и с догматизмом буриданова осла. Метафизический скептицизм есть сомнение в метафизическом познании (познании первооснов) и соответственно в достижении умудренной жизни или просто мудрости как единства знания первореальностей и соответствующей реализации этого знания в жизни.

  • Слайд 25

    Сила скептицизма Достоевского состоит в последовательном проведении принципа скептицизма; в обращении его на самые фундаментальные принципы и предпосылки и на сам инструмент скептического исследования – разум и даже на сознание. Скептицизм становится инструментом освобождения человека, способом выявить его подлинное величие и ценность.

  • Слайд 26

    скептицизм Достоевского метафизический, и потому, что он ставит под сомнение сами метафизические (догматические и враждебные человеку) предпосылки всякого мировоззрения. Метафизический (беспредпосылочный) скептицизм оказывается антиметафизическим. «Последняя, подлинно достоверная истина, на которой рано или поздно согласятся люди, заключается в том, что в метафизической области нет достоверных истин». (Л. Шестов)

  • Слайд 27

    Открытость, безосновность, беспредпосылочностьсомнения – это состояние целостного человека, его стартовая познавательная позиция, один из краеугольных камней жизнестояния. Смысл такого стояния – обрести и не упускать вероятность успеха в нашем выборе, вызове и творческом порыве.

  • Слайд 28

    Скептицизм Достоевского и его вера

    «Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стóит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято.

  • Слайд 29

    Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной». Достоевский Ф.М. Пол. собр. соч.: в 30 т. - Л., 1985. - Т. 28, кн.1 - С. 176.

  • Слайд 30
  • Слайд 31
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке