Содержание
-
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 веков
-
-
Вопросы лекции
Иррационалистическая критика немецкой классики в философии С. Кьеркегора. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Фр. Ницше, А. Бергсон. 2.Гносеологическая и методологическая проблематика неокантианства. 3.Экзистенциализм и фундаментальная онтология. 4.Позитивизм и его исторические формы. 5.Феноменология Гуссерля. 6.Структурализм и постструктурализм. 7.Герменевтика и проблема истолкования текста. 8.Прагматизм и критика чистой «абстрактности» классической философии.
-
С.Кьеркегор (1813-1855)
Основные труды: «Понятие иронии», «Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи», «Понятие страха», «Этапы жизненного пути», «Болезнь к смерти» Кьеркегор – предшественник философии экзистенциализма (предэкзистенциализм). Философия Кьеркегора обращена к формам человеческой духовности, вере и ценностному сознанию, опосредующему мир свободы. Вера представляет собой абсолютную противоположность разуму. Разум – злейший враг веры и религии Отсюда характерная для его философии тема борьбы против рационалистической философской традиции
-
Критика философии Гегеля
«Я предъявляю философии вполне законные требования – что делать человеку? Как жить? Молчание философии является в данном случае уничтожающим доводом против нее самой» «Люди для Гегеля – всего лишь ступени лестницы в восхождении Абсолюта к самому себе. Гегель, создавая свою чудовищную по размерам и замыслу систему, совсем забыл о душе человека» В центре внимания Кьеркегора – проблема смысла индивидуального человеческого существования в мире, утратившем свою незыблемость Для решения этой проблемы необходимо превратить философию из философии общих правил в философию исключений Подходящая форма для философии – дневник, переписка, эссе Методы философствования - загадка, намек, ирония
-
Кьеркегор о единичном
Кьеркегор вводит в свою философию новую категорию – единичный как отдельно взятый человек, индивидуум, личность Душевные переживания и духовные проблемы единичного – основной элемент всей философии Кьеркегора Человек – важнее всех остальных понятий и категорий предыдущей философии. Если у Гегеля главным был Абсолют, а человечество превосходило в своей массе отдельную личность, то у Кьеркегора личность выше, главнее человечества. Только «единичный» несет ответственность перед самим собой и Богом за всю свою жизнь и все свои действия и поступки.
-
Какой должна быть философия?
Культ системосозидания, сложившийся по отношению к гегелевской философии безнравственен. Такая философия несет гибель индивиду; безумие – обратная сторона рационализма Философия должна быть экзистенциальной Экзистенция – индивидуальное человеческое существование
-
Основные параметры экзистенции
Страх – отношения человека с миром Отчаяние – взаимоотношения человека с самим собой Возможность выбора – отличительная человека как человека, как личности Свобода Три основные формы человеческого существования: Эстетическая – выбор эстетика несет в себе демоническое начало Этическая – нравственный выбор делает человека человеком Религиозная – религиозный выбор приближает человека к Богу. Благодаря религиозной экзистенции человек обретает покой, уверенность в своих силах и вечное спасение
-
Особенности философии ХХ ст. Вышла далеко за пределы академаудиторий Ей свойственно колоссальное разнообразие, пестрость, насыщенность разновидностями и вариантами Получила распространение через издание, публичные лекции, симпозиумы, семинары, и тому подобное Радикальная переоценка идей, представлений, ценностей; тенденция минимализма Появилась в своих основных проявлениях неоклассической Язык философии стал понятным для каждого человека, была обращена к массе Для философиии ХХ ст. не существует запрещенных тем Актуализация предыдущей философии Концентрация на идеях ХХ ст.
-
Философияжизни -
Иррационалистичная философская школа, в центре которой понятие “жизнь”, как целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи. В. Дильтей Ортега-и-Гассет Хосе, Георг Зиммель Анри Бергсон: “Творческая эволюция”, “Восприятие изменчивости” Фридрих Ницше: “По ту сторону добра и зла”, “Так говорил Заратустра”
-
Философия жизни
Артур Шопенгауэр (1788-1860) Кризис европейского рационализма, утверждавшего на протяжении двух столетий (ХVII-ХVIII вв.) примат разума, нашел в первой трети XIX в. выражение в повороте вектора философствования в сторону рационально не выразимых аспектов бытия. Характерное выражение этот поворот «за границы» разума нашел в философии Артура Шопенгауэра (1788-1860). В его философии основой бытия, животворным бытийным началом оказывается не познавательная способность, а воля. Разум играет второстепенную, служебную роль по отношению к воле. Воля толкуется им как слепая, беззаконная, бессмысленная сущность всякого бытия. В философии А.Шопенгауэра соединились две разные традиции: немецкая классическая философия И.Канта и философия буддизма
-
А.Шопенгауэр
Познание по своей сути предназначено для служения воле. Сама же воля безосновна. Она — «вещь в себе». Воля ненасытна, вечно не удовлетворена достигнутым, ей свойственно слепое бесконечное стремление. Но «голодная воля» сталкивается с препятствиями, разладом,противоречиями, что и является источником страданий, избавиться от которых невозможно. Человек обречен на страдания. Так Шопенгауэр приходит к центральной идее своей этики, повторяющей первую из четырех «благородных истин» Будды. В целом этика Шопенгауэра, основанием для которой и служит его онтология, воспроизводит главные мотивы индийской философии: смирение, сострадание, мироотречение.
-
Фридрих Ницше (1844 – 1900)
у Ницше разумное начало полностью исключается. Фундаментальной категорией ницшеанства выступает не бытие, а понятие жизни. Основной признак жизни — изменение, становление, а ее движущее начало — воля к власти, проявляющееся во всем становящемся. Действием воли к власти объясняется упорядоченность мира, образующая «иерархию царств», причем, человек вовсе не занимает ее высшую ступень, он не венец творения, человек по Ницше — это «больная обезьяна». Одна из основных презумпций Ницше заключалась в том, что витальное, природное, животное начало, будучи подчинено социальной, культурной форме оскудевает, вырождается и гибнет. Из тезиса примата витально-природного над социальным, культурным в человеке вырастает и главный посыл философии Ницше: «Переоценка всех ценностей». Подлинное, аутентичное бытие находится «по ту сторону добра и зла». Но существовать в этом подлинном бытии достойны отнюдь не все, а только те, кто способен встать по ту сторону добра и зла. Отсюда апофеоз философии Ф. Ницше — концепция сверхчеловека: «Бог умер: и мы хотим - пусть живет сверхчеловек!»
-
Анри Бергсон (1859-1941)
Осн. труды: «Творческая эволюция», «Очерк о непосредственных данных сознания», «Восприятие изменчивости» Проводил аналогию между музыкой и жизнью нашей души Учение о «жизненном порыве» как некоей космической силе, обусловившей ход эволюции Жизнь – первичная субстанция, материя – вторична Жизнь рвется ввысь, а сгоревшие остатки ее образуют мертвую материю Преодолевая сопротивление этой материи, жизнь разбивается на три момента: растения, животные, человек. Основные способности жизни – инстинкт, интеллект, интуиция
-
Основные способности жизни
Инстинкт – способность сознания создавать так называемые органические инструменты. Он ближе всего стоит к жизни, к ее необходимостям, потребностям. Это внерациональная, неинтеллектуальная способность духа. Инстинкт – материальное познание, он познает сами вещи, их сущность Интеллект склонен к рассудочной, строго мыслительной деятельности. Интеллект превращает мир в мертвую, развернутую в пространстве материю, расчлененную на отдельные предметы Интуиция – это своеобразный род интеллектуальной симпатии, путем которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного и невыразимого. Интуиция непосредственна как инстинкт и разумна как интеллект. Когда мы подходим к миру с позиции интуиции, он превращается в живое динамическое целое, непостижимое в понятиях и законах
-
Сознание как поток переживаний
А.Бергсон сформулировал учение о сознании как о потоке переживаний, которому присуще свое время Главная характеристика этого времени – неделимость и целостность, в нем невозможно выделить отдельные моменты, оно предполагает постоянное взаимопроникновение прошлого и настоящего, постоянное творчество новых форм, развитие и становление Длительность определяет духовное своеобразие каждого индивида, в длительности человек тянет за собой свое прошлое, и чем более это прошлое актуализировано, чем более человек живет внутри себя, тем более он оригинален и неповторим «Есть просто непрерывная мелодия внутренней жизни, которая тянется как неделимая от начала и до конца нашего сознательного существования»
-
Вильгельм Дильтей (1833-1911)
«Типы мировоззрения и их обнаружение в метафизических системах»; «Описательная психология» Жизнь индивида, протекающая в определенных культурно-исторических условиях – единственный источник многообразия точек зрения, концепций, философских школ, художественных стилей, верований «Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний». Реально человек имеет дело не с жизнью в целом, а с жизненным опытом – итогом размышлений над столкновениями с действительностью Жизненный опыт дает возможность увидеть загадку жизни: ее безысходную противоречивость, столкновение времени и вечности, детерминизма и свободы воли, ограниченности и безграничного Фиксация в жизненном опыте противоречивости жизни рождает универсальные настроения – оптимизм и пессимизм, которые являются скрытой основой многих мировоззренческих образований
-
В. Дильтей о понимании и объяснении
в рамках философии жизни осуществил систематическую разработку герменевтики как философского метода. Жизнь заключается во взаимодействии личностей. Противопоставляя материальную природу и дух, он разделил систему наук на науки о природе и науки о духе. Основанием деления является метод исследования. В отличие от позитивистов, которые видели свою главную задачу в построении позитивной науки, и пытались перенести методы естественных наук на область гуманитарных, Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Объяснение предполагает подведение частных случаев под общее правило (закон), описание причинно-следственных связей, понимание же есть описание индивидуальных объектов.
-
НЕОКАНТИАНСТВО
Философское течение второй половины 19 — первой четверти 20 вв., видевшее свою задачу в дальнейшем развитии кантовской философии в новых исторических условиях. Совокупность трех направлений - "физиологического" (Ф. Л. Ланге, Г Гельмгольц), марбургской школы (Г. Коген, П Наторп, Э. Кассирер), баденской школы (В. Виндельбанд, Э. Ласк, Г. Риккерт)
-
Физиологическое направление
Новейшие исследования в области психологии и физиологии человека позволили представителям данного направления вновь поставить вопрос о природе и сущности чувственного и рационального познания, о возможности или невозможности создания целостной картины мира. Это повлекло за собой пересмотр методологических основ естествознания и последовательную критику материализма, что поставило во главу угла неокантианства проблемы переоценки сущности метафизики и разработку методологии познания "наук о духе"
-
Раннее неокантианство отстаивало положение, согласно которому учение И. Канта об априорных формах познания подтверждается психофизиологическими исследованиями человека, и мир не является таковым, каковым воспринимается. Позже установка неокантианства на критическую рефлексию метафизики привела к смещению акцентов от исследования психофизиологических оснований познавательного процесса к его трактовке, прежде всего, как логико-понятийного конструирования предмета.
-
Гносеологическая и методологическая проблематика неокантианства
Марбургская школа - логико-методологическая проблематика естественных наук (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман). Баденскаяшкола - проблематика ценностей и методологии наук гуманитарного цикла (Генрих Риккерт, Виндельбанд).
-
Марбургская школа
Особое внимание обращала на изучение логических оснований философии И. Канта, отстаивая первенство "теоретического" разума над разумом "практическим« Рассматривала математику как образец для социогуманитарного знания, способы образования понятий в математике полагались в качестве эталона для образования понятий вообще
-
Марбургская школа (Э.Кассирер)
«Науки о духе" должны, используя специальные методы, во-первых, изучать символические формы, непосредственно создающие человеческую культуру, во-вторых, исследовать те инструменты, механизмы, способы символизации, которые определяют человеческое видение мира. Они выступают как априорные условия взаимодействия человека с действительностью, а сама действительность - это результат культурной символизации
-
Герман Коген (1842-1818)
Основатель Марбургской школы Анализ научного знания Научное знание - абсолютно самостоятельная и постоянно развивающаяся система, в рамках которой развертывается все разнообразие отношений между познанием и действительностью, субъектом и объектом вне знания нет ничего, поэтому сравнить знание не с чем
-
Действительность - лишь форма, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания ведет к изменению действительности, но не наоборот. Этапы развития знания определяют различение между объективно существующим и знанием о нем. Полнота знания гарантирует полноту существования предмета. Предмет познания всегда остается незавершенным, стремясь к абсолютной полноте и сущностному становлению. Становление предмета совпадает с процессом познания
-
Пауль Наторп (1854-1924)
Философия – метод достижения позитивного знания. Разрабатывал концепцию панметодизма, доказывая, что мышление имеет основания и источник в себе самом. Познание - это последовательная реконструкция актов, в которых субъект осознает сам себя в отличие от положенного им предметного мира. П. Наторп разработал социальную педагогику, целью которой стало включение человека в контексты мировой культуры, эволюционирующей к идеальному обществу, в котором личность выступает как самоцель.
-
Баденская школа
Основное внимание уделяла психологическому истолкованию философии И. Канта, утверждая приоритет практического разума и обосновывая трансцендентальную значащую природу ценностей. Поэтому в центре исследований Баденской школы была аксиологическая, культурологическая, антропологическая проблематика
-
Генрих Риккерт (1863-1936)
Философские проблемы суть проблемы аксиологические. Цель философии - нахождение единого принципа, смысл и сущность которого раскрывается в системе ценностей. Главное - не только установить, каков мир в действительности, но и каковы ценности, которые придают ему смысл, т. к. философия - наука о целостном человеке и его отношении к миру.
-
Мир не может быть предметом познания в силу своей иррациональности Процесс, делающий возможным его относительное познание, определяется трансцендентальным долженствованием - необходимостью, заставляющей человека утверждать или отрицать что-либо по отношению к предмету, вынося его оценочное суждение. Утверждает примат этически ориентированного практического разума по отношению к познавательно ориентированному, теоретическому.
-
В процессе познания предмет при помощи системы категорий, обретает форму правил и норм, требующих признания. Поэтому истина определяется Г. Риккертом как согласованность понятий между собой, содержание которых детерминируется значимостью, обусловленной теоретической ценностью Ценность проявляется в мире как объективный смысл. При этом смысл выступает своеобразным посредником между бытием и ценностями.
-
Познание действительности (рационализация иррационального) могло осуществляться двумя путями: разнородная непрерывность действительности могла быть оформлена либо в однородную непрерывность, либо в разнородную прерывность. С первым были связаны науки о природе, со вторым - науки о духе (или о культуре). Г. Риккерт полагал, что науки о природе генерализируют понятия, а науки о культуре их индивидуализируют.
-
Вильгельм Виндельбанд (1848-1915)
Для наук о природе свойственен номотетический метод, ориентированный на прояснение и установление законов. Для наук о культуре характерен идиографический метод, связанный с прояснением неповторимых явлений действительности. Г. Риккерт и В. Виндельбанд отмечали, что цель философии - создание новой методологии, науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах.
-
Оценка, в которой проявляется ценность, являет собой реакцию личности на содержание познания, обусловленное диалектическим взаимодействием потребностей человека и его представлений о мире. Отнесенность к ценности - фактически отнесенность к трансцендентальному. Вот почему для баденской школы проблемы трансцендентальной методологии имели особый смысл.
-
Трансцендентальный метод нацелен, согласно В. Виндельбанду, на выявление значимости различных ценностей в различные периоды истории в многообразных сферах человеческой жизнедеятельности. Метод рассматривает отнесенность к ценностям как необходимую черту историко-культурного познания. Поэтому определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе последней должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных историко-культурных контекстах, в различных сферах жизнедеятельности.
-
Философия существования – иррационалистическое направление в современной философии. Основатель – М.Хайдеггер, рассматривал человека не извне, не как объект наблюдения и изучения, а из середины его феноменального мира. Чтоотличаетфилософиюэкзистенциализма? Поворот к человеку (изучение конкретного единичного человека) Трактовки воли (выплывает из понимания сути человеческого бытия) Иррационализм (иррациональные способы постижения действительности) Экзистенциализм
-
“ Философия экзистенциализма действительно поставила человека лицом к самым важным вопросам жизни, сделав внутренний мир человека единственным исходным пунктом для понимания всех аспектов жизни. Поэтому и не удивительно, что идеи данной философии вдохновляли многих людей в годы Второй Мировой войны”. Х.Ортега-и-Гасет
-
Экзистенциализм
Отказ от ориентации на теоретически развитое знание Концентрация интереса на познание состояния человека, выражающегося в его переживаниях: Чувство постоянного беспокойства, заброшенности, одиночества Эти переживания заставляют людей философствовать и лишь поэтому они остаются человеческими существами Способность к философствованию сохраняет «бытийственность», позволяет противостоять натиску внешних сил Функция философии – в содействии этому противостоянию
-
Само существование понимается как непосредственное единение субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед Иным и движение к Иному В религиозном варианте (Ясперс, Марсель) этим иным является Бог, к которому движется личность в своей свободе В атеистическом варианте (Хайдеггер, Сартр, Камю) Иное выступает как Ничто, что означает, что человек самосоздает себя спонтанно, осуществляя свою свободу Перед человеком бездна последствий и он вынужден делать свой выбор. Осуществляя выбор, человек творит свободу
-
Он несет ответственность прежде всего перед самим собой Самосозидая себя, тем самым творишь других, мир в целом В своем подлинном существовании человек «заброшен в мир», он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия Человек как отдельно взятый индивид – это мыслящее, страдающее существо, «заброшенное в мир вещей и других людей, в мир равнодушный и враждебный, не постижимый в своей сокрытости» Мир стремится подавить индивидуальность, сделать ее частью общего безличного бытия
-
Это порождает чувства одиночества, тревоги, страха, тоски «Существование» – это индивидуальная жизнь, наполненная переживанием отношений человека с миром С другой стороны, существование – это постоянное экзистирование, т.е. выход «за пределы» У Хайдеггера это состояние характеризуется как «забота», т.е. «забегание вперед», у Сартра – как осуществление личностью своего проекта Важнейший тезис экзистенциализма: «Существование предшествует сущности»
-
Подлинное и неподлинное существование
Обычно человек живет привычной «неподлинной» жизнью, он втянут в безличное бытие Он – не субъект, а объект действий и решений со стороны других Но в особые часы ясности, когда происходит разрыв привычного существования («пограничная ситуация»), перед человеком обнажается неподлинность того, чем он жил до сих пор Только тогда он постигает свое существование как бытие к смерти и свое одиночество перед миром
-
Перед ним встают вопросы «Зачем жить?» и «Как жить?» Отвечая на них человек должен обратиться к собственным внутренним ценностям, это – условие становления его как свободной и ответственной личности Подлинное бытие человека – это «свобода к смерти» Смерть – предельное выражение не-Я (сферы объектности), ничто Безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека
-
Подлинное бытие – это жизнь человека, осознающего свою уникальность-конечность и стремящегося реализовать ее в уникальности-творчестве Человек, вставший на путь раскрытия собственного бытия, относится к своей жизни как к «вечному самопроектированию» (Сартр) Это не рациональное замысливание будущего жизненного пути, а способность постоянно выходить за рамки данного
-
Позитивизм - Философское направление, основанное на принципе, что положительное сознание достигается лишь конкретными науками, а философия как наука не имеет права на существование.
-
Философия позитивзма – философия научного знания
Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, ДС.Милль, П.Лавров, Н.Михайловский) – середина XIX века. Второй позитивизм или эмпириокритицизм(Э.Мах, Р.Авенариус, В.Оствальд) – первая треть ХХ века Третий позитивизм или неопозитивизм в форме аналитической философии ( А.Куайн, К.Айдукевич, Л.Витгенштейн и др.) и логического позитивизма (М.Шлик, О.Нейрат, Р.Карнап и других философов Венского кружка) – двадцатые годы ХХ века Четвертый позитивизм или постпозитивизм(К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд, С.Тулмин, Дж.Агасси) – 50-60-е годы ХХ века
-
Позитивизм
Мировоззренческая форма самоутверждения науки в культуре общества. Ключевая идея позитивизма — философия должна принять в качестве модели для себя образцы научного знания, должна быть построена по образу и подобию науки. Они считали, что классическая философия (метафизика) стремилась к достижению абсолютного знания. Однако подобное знание и невозможно, и не нужно для практики. Философии следует отказаться от подобных претензий и стать позитивной, положительной наукой.
-
О. Конт
Общим, объединяющим моментом для всех версий позитивизма стала ориентация на науку, анализ ее строения, ее спецификацию и, в связи с этим, отграничение (демаркацию) науки от других форм сознания, прежде всего традиционной философии (метафизики). Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не на вопрос «почему?». Цель научного познания — законы, описывающие данные в опыте явления, повторяющиеся связи и отношения между ними. Знание этих законов выступает средством объяснения частных фактов, а также средством предвидения будущих событий, что Конт выразил афоризмом: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы обладать силой». Отрицая метафизику, Конт допускал возможность и необходимость позитивной философии, основные задачи которой заключаются в систематизации положительного знания, изучении взаимосвязей между науками, логических законов разума, методологии научного мышления
-
Эмпириокритицизм
Позиция Э.Маха: Мир состоит из элементов, которые представляют собой соединения физического и психического. Все элементы мира абсолютно равны. Поэтому между ними нет отношений «сущность-явление», «причина-следствие». Единственный вид отношений между элементами – функциональные отношения. Следовательно, и в познании не следует использовать такие понятия как «причина», «сущность», «вещь в себе». Их следует заменить на понятие «функции».
-
Принцип экономии мышления
Критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом («Принцип сохранения работы»,) и Авенариусом («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил»)
-
Неопозитивизм
Важнейшие инструменты научной, познавательной деятельности – логика и язык. Задача науки – рассмотрение, изучение объектов и получение знаний о мире, задача философии как логического анализа – уточнение смысла слов и предложений, составляющих знание (Б.Рассел) Стремление устранить из языка науки «псевдонаучные утверждения и унифицировать науку на языке физики Рассматривались проблемы построения науки на фундаменте чисто эмпирического знания, проблемы теоретической обусловленности опыта
-
“Большинство вещей и вопросов, выраженных по поводу философских проблем - бессмыслица. – Большиство пропозиций и вопросов философии появляется из-за того, что мы не понимаем логику нашего языка"Л.Витгенштейн.
Модель мира в философии неопозитивизма Онтология Комуникация Гносеология Мир Язык Знания
-
Постпозитивизм
Внимание к исторической динамике знания и к социокультурным детерминантам познания Многообразие методологических концепций и их взаимная критика Признание относительности норм научно-познавательной деятельности Проблемы роста научного знания Вводятся понятия парадигмы, неявного знания, научно-исследовательских программ Вопрос о соотношении научной и иных форм рациональности Проблемы распространения философско-методологического анализа на гуманитарные науки
-
Критический рационализм К.Поппера
Принцип фальсификации и фальсифицируемости знания – принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. В каждом из утверждений необходимо выявлять и отбрасывать ложные воззрения. Познание начинается с выдвижения догадок, предположений и идет путем проб и ошибок. В итоге ложные догадки отбрасываются. Ложная теория сменяется новой, не имеющей с с прежней никакой связи.
-
Научные теории независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга . В науке постоянно идет процесс перестроек теорий (критика кумулятивизма в науке, согласно которому развитие научного знания – процесс добавления, накопления новых истинных знаний , ведущих к прогрессу в науке. Основные труды: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги»
-
Томас Кун и его исторический подход к анализу науки
Осн. труд - «Структура научных революций» Ввел термины парадигма, научное сообщество, нормальная наука Развитие науки – скачкообразный революционный процесс смены парадигм - совокупности базисных теоретических взглядов, классических образцов выполнения исследований, методологических средств, которые признаются и принимаются как руководство к действию всеми членами “научного сообщества».
-
На каждом определенном историческом этапе в рамках научного сообщества складывается научная парадигма, и в ее рамках происходят процесс накопления эмпирических фактов, их обработка, совершенствуется методика исследования, после чего происходит скачок, влекущий за собой революционные изменения
-
Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса
Осн. труды: «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ», «История науки и ее рациональные реконструкции» Основная проблема - объяснение значительной устойчивости и непрерывности научной деятельности Развитие науки- это история возникновения, функционирования и чередования научно-исследовательских программ, представляющих собой связанную последовательность научных теорий.
-
Эта последовательность складывается вокруг одной , фундаментальной теории (парадигмы), которую принимает интеллектуальная элита. Она и составляет «жесткое ядро» научно-исследовательской программы. Вокруг этого ядра создаются новые гипотезы, образуя «защитный пояс».
-
Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда
Выдвинул принцип полиферации – размножения теорий. Ученые должны создавать альтернативные теории, несовместимые с общепризнанными , в результате чего разворачивается их критика, конкуренция и в целом расширяется мощь человеческого мышления. В науке царит анархия: каждый волен изобретать свою концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, поскольку не существует никакой основы для такого сравнения, следовательно, все допустимо, все оправдано.
-
Теоретический плюрализм – все научные и ненаучные, религиозные, рациональные и иррациональные теории имеют равное воздействие на человека Отрицание понятия истины как таковой, истина лежит за пределами философии науки Отсутствует понятие критерия рациональности познания. Рациональность познания относительна: и научная, и религиозная концепции одинаково рациональны Отрицание универсальных методов познания Осн. труд: «Против метода. Очерк анархистской теории познания»
-
М.Полани и его концепция«личностного знания»
Осн. труд: «Личностное знание. На пути к посткритической философии» Процесс познания всегда персонифицирован Науку делают люди, обладающие определенным мастерством (мастера) Мастерству познания можно научиться только в непосредственном общении с мастером, который передает свое знание, верование, ответственность. Познание носит личностный характер, имеет эмоциональную окраску, интересы и т. д.
-
Психоанализ
В конце 30-х годов возник неофрейдизм, представители которого (Е.Фромм, К.Хорни и др.) попробовали отойти от биологизма Фрейда и создать социологическую и культурологическую доктрину Психологическая и философская концепция, которая считает основой бытия человека полет бессознательного. Основатель – Зигмунд Фрейд (фрейдизм -> неофрейдизм)
-
Неврозы обусловлены действием довольно мощного пласта людской психики, мощного, однако невидимого, скрытого; этот пласт психики он назвал бессознательным. «Бессознательное" и является основным понятием фрейдизма, является объектом глубоко психологического и социально-философского исследования. Влияние фрейдизма на общественную мысль в 30-е годы ХХ ст. было огромным; учение Фрейда содействовало развертыванию так называемой "сексуальной революции. Самым важным же становится то, что оно уже неопровержимо доказывало: человека и его поведение нельзя свести к умственным расчетам, что в целом человек возникает значительно более сложно, чем это казалось классической культуре.
-
Феноменология
Учение о фактах и явлениях, возникающих в нашем сознании в процессе познания мира Феномены – те смыслы предметов, которые возникают в сознании человека (в классической философии феномен – явление, постигаемое в чувственном мире!) Противопоставление объекта и субъекта приводит к забвению человека, его жизненного мира Феномен – структура сознания, в которой субъект и объект слились воедино
-
Мы всегда имеем дело с феноменом, то есть с тем, что нам предоставлено, что перед нами появилось Эдмунд Гуссерль(1859-1938)
-
На объект всегда направлено сознание, которое интеционально Сознание не просто направлено на объект, оно имеет дело с его смыслом Смысл объекта является сознанию Сознание – это временный поток, внутренне упорядоченный, организованный и независимый от объекта При помощи этой соотносительной сетки человек подступает к миру, пытается познать его и переделать, и в какой-то мере извлечь наружу смысл объекта
-
Мир повседневности (жизненный мир) – источник всех теорий и понятий науки Переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности – «феноменологическая редукция», т.е. переориентировка внимания ученого с предмета на то, каким образом указанные предметы даны нашему сознанию
-
Критика естественнонаучного знания: «Слишком заблудился европейский разум, увлекся исследованием внешнего мира… Из самой науки исчезло главное – смысл того, что она исследует. Дух сведен к математике, физике. Точные науки игнорируют качество вещей и их смыслы. Потеря связи науки – человек, разрыв с субъективностью».
-
Объективные принципы знания коренятся в сознании человека Кризис науки и культуры вытекает из забвения человека Объективной же науки о духе быть вообще не может, так как дух самодостаточен и независим Поэтому нельзя применять меры научного знания для познания духа Призыв: вернуться разуму к самому себе, начинать с Я Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменвтики
-
Структурализм и постструктурализм
Поиск логических структур, существующих за многообразием явлений культуры. Идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии). Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры (К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко).
-
Этапы в развитии структурализма
20 – 50-е годы – формирование методов структурализма 50 – 60-е годы – оформление общей доктрины структурализма 70 -80-е годы – радикальная трансформация принципов структурализма, становление постструктурализма
-
Предпосылки возникновения постмодернизма
И.Кант «Критика чистого разума»: разум не всесилен, имеет свою область; когда сталкивается с антиномиями, он бессилен К.Маркс и Ф.Энгельс: главное в историческом процессе не идеи и теории, а производительные силы и производственные отношения Ф.Ницше: в основе всего лежат иррациональные отношения и воля З. Фрейд: разум – это прихожая человека, верхняя часть айсберга А. Эйнштейн все относительно, нет никаких абсолютных истин Социальные потрясения – молодежное движение во Франции в 1968 г. Представители: Ж. Лиотар, Ж.Бодрийар, Ж.Деррида, Ж.Делез, Р.Рокки
-
Основные положения постмодернизма
Мир нелогичен, его нельзя свести к каким-либо логическим схемам, т.е. он не систематизирован Все теории – совокупность тезисов, на которые ученые дают интерпретации Со временем тезисы теряют свою оригинальность, становятся анонимными, безличными Реален тот мир, который мы сами себе создаем Нас окружают объективно существующие вещи, который каждый воспринимает субъективно, поэтому мир состоит не из объективной реальности, а из симулякров Такие понятия как ложь, истина – не более, чем слова, они относительны Вся культура состоит из текстов. Задача философов в интерпретации, дискурсе этих текстов
-
Деконструкция – способ чтения текстов, когда новые тексты создаются на основе уже существующих текстов Научные тексты – рассказы, похожие на реальность. Наука как литература, миф, религия. Об истине здесь не идет и речи Всякое познание относительно На создание научных теорий, на процесс познания влияет идеология, менталитет
-
Герменевтика
Философское учение о понимании и постижении смысла (Шлейермахер). Понимание – это способ существования познающего, действующего человека, универсальный способ освоения человеком мира.
-
Главная идея: существовать – значит быть понятым. Предметом исследования является текст. Толкование языка текстов, его понимание и должно стать ведущим направлением философии. философия с позиций познания (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики).
-
Гадамер
философия с позиций познания (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики).
-
Прагматизм
Американская философия "действия", которая сводит суть понятий, идей, теорий к практическим операциям подчинения. Основатели прагматизма – американские философы Ч.Пирс и У.Джемс, Дж. Дьюи. Выработка конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике.
-
Истина определяется как полезность или как разработанность идеи. Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности, но и в само содержание понятия истины.
-
Персонализм Персонализм – направление теистики в современной философии, которое признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Представители: Н.А.Бердяев, Л.Шестов, Б.Боун. П.Рикер и др.
-
В основе мировоззрения – плюрализм – признание множественности мнений, воли, личностей. Личность рассматривается как основное проявление бытия. Источники личности все же коренятся в едином начале – боге.
-
Лишь личность может нам объяснить, что есть человек, а не наоборот. Особенно же есть абсолютная, то есть божественная духовная единица, а потому она в исходном своем качестве возникает как абсолютная свобода, то есть свобода прочь от всего, в том числе и от Бога, потому что и в отношении к Богу личность имеет возможность определиться сама. НиколайБердяев(1874-1948)
-
Неотомизм - современный этап в развитии томизма - учение Фомы Аквинского; получил официальное признание Ватикана.
-
Западная философия 19-20 вв. калейдоскопически разнообразна, это связано с поиском новых форм и парадигм философствования. Ее можно охарактеризовать как «философию человека, бытия и смысла».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.