Презентация на тему "Философия и история образования"

Презентация: Философия и история образования
Включить эффекты
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Философия и история образования" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 57 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по философии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    57
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Философия и история образования
    Слайд 1

    Лекция 4. Философия и история образования

    Андрюхина Людмила Михайловна, доктор философских наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Российской Академии социальных наук, действительный член Российской Академии Естествознания, профессор ФГАОУ ВПО РГППУ

  • Слайд 2

    Мир образования эпохи Возрождения и Реформации(XIV –XVI вв.). Воспитание и педагогическая мысль

    Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Возрождения и идеи реформаторства. Основные характеристики мира образования в Эпоху Возрождения. Открытость мира, мир чувственного опыта. От слова книжного – к чувственному опыту. Открытость судьбы человека против предопределенности Средневековья. virtus и "виртуозность" (virtu) человека Ренессанса. Театрализация жизни. Гуманизм и его влияние на образование. Критика средневекового образования(Э.Роттердамский , М.Монтень, Ф.Рабле). Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования. Развитие науки. Образовательные проекты Возрождения Культурно-исторические формы образовательной практики

  • Слайд 3

    1.Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Возрождения и идеи реформаторства.2.Основные характеристики мира образования в Эпоху Возрождения. Открытость мира, мир чувственного опыта. От слова книжного – к чувственному опыту.

  • Слайд 4

    Культурно-историческая ситуация. Картина мира

    Мир кардинально изменяется во всех смыслах. Всеобщее ощущение открытости, распахнутости мира выражает умонастроения людей. Открытия, открытость, устремленность за горизонт - доминанта культуры

  • Слайд 5

    Открытость

    Античность – мир полисов, духовная замкнутость Средневековье - мир города, мир замка, Земля Центр солнечной системы, устойчивость, центроустремленность Возрождение – границы мира непрерывно раздвигаются и географически и духовно.

  • Слайд 6

    Эпоха реформаторства, открытий

    Эпоха географических открытий - «Каждый час можно было ждать ошеломляющих открытий» (1492 г. – открытие Америки) Эпоха Коперниканского переворота. Н.Коперник (1473-1543) Эпоха религиозного реформаторства. Мартин Лютер(1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Развитие науки

  • Слайд 7

    Н.Коперник (1473-1543)

  • Слайд 8

    Джироламо Кардано (1501 – 1576) - великий математик и физик писал в конце своей жизни о величайшем счастье, которое выпало на его долю: «Я родился в век, когда был открыт весь земной шар, тогда как в древности было известно немного более одной трети, кроме того были открыты такие чудеса мира, как компас, магнит и книгопечатание»( Дж.Кардано «О моей жизни») Открыты: часы, ветряные мельницы (чудеса механики), стекло, зеркало

  • Слайд 9

    Общество

    Средневековое общество – это традиционное общество. Следование традициям, происхождение (древность рода)- ценности культуры. Возрождение: человек на перекрестке традиций и культур. Возвращение к наследию Античности привело к столкновению как минимум двух традиций и более, человек оказывается в состоянии выбора.

  • Слайд 10

    Идеалы воспитания

    Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время "Возрождением", то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. А.Н. Джуринский ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Слайд 11

    Педагогическая триада Возрождения

    Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.

  • Слайд 12

    Мартин Лютер (1483-1546)

    Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther) — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.

  • Слайд 13

    Мартин Лютер

    С 1983 г., когда было отмечено 500-летие со дня рождения Мартина Лютера, он был причислен к числу титанов эпохи Возрождения и назван человеком, совершившим «революцию духа».

  • Слайд 14

    Реформация

    В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии.

  • Слайд 15

    Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики.

  • Слайд 16

    Десакрализация текстов и знаний

    Протестантская реформация – между человеком и богом не должно быть толкователей, недоверие книжникам. Введение преподавания на родных языках – это целая революция в ментальности. Отказ от латыни. Тексты становятся доступными. Знания священны, но не в смысле Средневековья, а в другом смысле – они основа судьбы и возвышения человека, овладение знаниями поднимает человека до уровня Бога

  • Слайд 17

    От слова книжного – к образу, чувственному восприятию

    Собирательство, коллекционирование Расцвет живописи Книгопечатание

  • Слайд 18

    Отношение к природе

    От природы творящей – к природе сотворенной, от естественного к искусственному, созданному человеком ( механика и др. изобретения)

  • Слайд 19

    3.Открытость судьбы человека против предопределенности Средневековья. virtus и "виртуозность" (virtu) человека Ренессанса. Театрализация жизни.

  • Слайд 20

    Человек

    Открытость судьбы человека Человек строит свою судьбу сам. Формируется новый слой общества – гуманисты. «Оциум» – ленивый досуг монахов и «негоциум» - трудовой досуг гуманистов Жажда самовыражения

  • Слайд 21

    Театрализация жизни

    Ренессансное общество имеет ярко выраженный театральный характер, как разного рода церковные службы и процессии в период средневековья.

  • Слайд 22

    Весь мир - театр

    Одной из самых плодотворных ренессансных идей явилась идея театра как "зеркала мира", как универсальной его формы и модели. "Весь мир — театр", - эта формула, произнесенная персонажем Шекспира - меланхоликом Жаком в комедии "Как вам это понравится", послужила выражением универсального значения театра в складывающейся культуре Нового времени.

  • Слайд 23

    Антропоцентризм Возрождения

    В основе антропоцентризма лежит акт воли, полагание себя собой своими действиями, более того, такая личностная деятельность, которая понимается теперь, в новых исторических обстоятельствах, как превышение возможностей человека, как героическая, т.е. стоящая на границе профанного и сверхъестественного мира форма существования. Преступающий собственные пределы может совершать это в различных сферах, в том числе, в качестве мага и художника.

  • Слайд 24

    virtus И "виртуозность" (virtu) ЧЕЛОВЕКА РЕНЕССАНСА

    деятельность Человека Ренессанса определялась греческим понятием "арете", либо латинским virtus, имеющего смысл римского понятия доблести, которая на итальянском языке обретает значение "виртуозности" (virtu), или доведенного до совершенства деяния.

  • Слайд 25

    "Виртуозный" человек

    Ренессансный идеал соответствия микрокосма макрокосму выдвигал на первый план "виртуозного" человека в области дипломатии, политики и вообще всякой деятельности, требующей искусности. "Виртуозный" человек - это человек представительный, публичный, он становится актером на сцене жизни. Но он не просто лицедействует, он еще и пишет связный текст своей жизни, а также режиссирует, направляет действия других персонажей в представлении "театра жизни".

  • Слайд 26

    Титаны Возрождения

    Воплощением высокого Возрождения являлись работы художников Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Все три этапа искусства Возрождения величественно выражены Ф.Брунеллески, Д.Браманте и А.Палладио в Италии, Я.Эйк, И.Босх и П.Брейгель – в Нидерландах, а А.Дюрер, Грюневальд, Л.Кранах и Х.Хольбейн - в Германии.

  • Слайд 27

    4.Гуманизм и его влияние на образование. Критика средневекового образования (Э.Роттердамский, М.Монтень, Ф.Рабле). Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования. Развитие науки. Образовательные проекты Возрождения

  • Слайд 28

    Титаны Возрождения

    Отдельно выделим литераторов У.Шекспир, Ф.Петрарка, Ф.Рабле и Сервантес, которые не только в значительной степени формировали литературный язык своих наций, они еще основоположники современных романа, лирики и драмы.Вместо анонимности, характерной для средневековья, творчество эпохи Ренессанс авторское и индивидуальное. Ф.Рабле В.Шекспир

  • Слайд 29

    Франческо Петрарка (1304–1374)

    В творчестве Франческо Петрарки определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Он был подлинным зачинателем Ренессанса. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям. .

  • Слайд 30

    Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека.

  • Слайд 31

    Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма

  • Слайд 32

    Философия эпохи Возрождения

    Философия эпохи Возрождения раскрывается в гуманистической мысли (Ф.Петрарка, Л.Валла Мирандола, Д.Манетти, М.Фичино, Т.Кампанеллы и Пико), движением за обновление религии (М.Лютер, У.Цвингли и Ж.Кальвин), теориях государства (Н.Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т.Мора и Т.Кампанеллы), натурфилософии (Л.Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилея и Д.Бруно).

  • Слайд 33

    Три основных мощных идейных направления (парадигмы):

    Философия и практика гуманизма; Философия неоплатонизма (критика Аристотеля и схоластики); Натурфилософское направление (Ф.Бекон и др., колыбель научного мировоззрения)

  • Слайд 34

    Эразм Роттердамский (1469 — 1536)

    Крупнейший учёный, философ Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Портрет кисти Гольбейна из собрания замка Лонгфорд

  • Слайд 35

    Эразм Роттердамский "Похвала глупости"

    Один из "властителей дум" Возрождения - Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества - невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.

  • Слайд 36

    Эразм Роттердамский "О первоначальном воспитании детей"

    В своем основном педагогическом трактате "О первоначальном воспитании детей", а также в других трудах по вопросам воспитания ("О благовоспитанности детей", "Беседы", "Метод обучения", "Способ писать письма") Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

  • Слайд 37

    Критика устоев Средневековья

    Франсуа Рабле (1494-1553) Франсуа Рабле в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы.

  • Слайд 38

    Мишель Монтень (1533-1592) Основной труд великого француза «Опыты» содержит идеи, созвучные' современному личностно ориентированному образованию.

  • Слайд 39

    Мишель Монтень (1533-1592) Утверждается необходимость отказа от принуждения и насилия, безграничной власти учителя. Нужно «учить искать смысл изучаемого», излагать ученику «альтернативные воззрения», предоставлять «самостоятельный выбор», «будоражить» его ум, возбуждая «сомнение», преподавать методом «собеседования».

  • Слайд 40

    Мишель Монтень (1533-1592) В противоположность Платону считал, что не душа упражняется вместе с телом,а наоборот. Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень утверждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признанные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами.

  • Слайд 41

    Педагогические принципы

    Принцип гуманизма: в центре человек, самоформирование человека, ответственность человека за свою судьбу, индивидуальность. Утопический гуманизм: Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639); Прагматический гуманизм (развитие человека в соответствии с требованиями жизни). Природосообразность – деятельная природа человека, непосредственное обращение к природе и ее изучение без посредства книжного знания монахов, внимание к телесности и здоровью человека «В здоровом теле – здоровый дух» Культуросообразность – возрождение культуры Античности, поиск новых ценностей, культурное самоопределение. Принцип деятельности, методологизм - знания – из опыта, эксперимента, полученные на основе метода, т.е правильным образом организованной деятельности

  • Слайд 42

    5.Культурно-исторические формы образовательной практики

  • Слайд 43

    Культурно-исторические формы образовательной практики

    В институциональном плане было мало изменений. Но реализовывалось много новых, опережающих свое время проектов, образование преобразовывалось как-бы изнутри, на основе идей гуманизма и реформаторства

  • Слайд 44

    Витторино да Фельтре (1378-1446) В. да Фельтре организовал в прекрасном дворце школу «Дом радости» (г. Мантуя, Италия), в основу которой положил принципы гуманистической педагогики, здесь много внимания уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека. В ней учились кроме детей герцога еще около 70 неимущих учеников по выбору Витторино. Принципиально новым было совместное обучение мальчиков и девочек. В школе развивались интеллектуальные способности, давалось эстетическое воспитание, сохранялись элементы рыцарского воспитания. Но многое носило дух аскетизма. В. да Фельтре считал, что аскетизм укрепляет добродетель.

  • Слайд 45

    Гуарино Гуарини из Вероны (1374-1460) Г. Гуарини создал школу в Ферраре. Цель - подготовить своих питомцев к будущей профессии. В 1436 году стал профессором риторики, латинского и греческого языков университета Феррары. Его метод преподавания был столь прославлен, что студенты прибывали к нему со всех концов Италии и даже из Англии. Некоторые из них, в частности Витторино да Фельтре, позднее стали известными учёными. Составленные Гуарино программы изучения латинского и греческого языков в прозе и стихах, классических текстов, курс грамматики использовались на протяжении последующих четырёхсот лет.

  • Слайд 46

    Гуарино Гуарини да Верона, Гварино Веронезе (итал. Guarino Veronese, Guarino da Verona, «Веронец»; декабрь 1370 или 1374, Верона — 14 декабря 1460, Феррара) — итальянский поэт, переводчик, гуманист.

  • Слайд 47

    Организаторы массового обучения принадлежали, как правило, к неортодоксальным направлениям христианской религии, большое влияние на преобразование школ оказала реформа М.Лютера

  • Слайд 48

    Идеи религиозного реформаторства как основание реформирования образования. Проект Мартина Лютера

    В немецких городах накануне Реформации были начальные и латинские школы, а также университеты. Но системы образовательных учреждений, так же как и обязательного обучения, не существовало. В сельской местности школы вообще отсутствовали. Согласно проекту Лютера, структура учебно-воспитательного процесса состояла из следующих ступеней: а) семейное обучение и воспитание; б) воспитание и обучение, полученное в начальной школе; в) образование в особых или еще называемых им школах повышенного типа; в) обучение в университетах, подвергнутых перестройке в духе протестантского учения.

  • Слайд 49

    Особым местом образования и воспитания всего населения в эпоху Реформации стала обновленная церковь. В «Проповеди о том, что нужно посылать детей в школу» Лютер обстоятельно изложил своё видение роли проповедников в жизни христианского общества и значимости их служения. Цели и задачи воспитания и образования, а также обращение внимания нового богословия на внутренний мир верующего нашли свое выражение в принципах протестантской педагогики, которые в целом следовали традициям средневековой классики.

  • Слайд 50

    Идеи религиозного реформаторства как основание реформирования образования

    Важным принципом протестантской педагогики стало признание идеи равенства всех людей перед Богом. Она (эта идея) нашла выражение в учении Лютера о церкви как сообществе всех христиан (в протестантизме, в отличие от католицизма и православия, верующие не делятся на мирян и духовенство). Лютеровская педагогика отрицала сословный подход в обучении и провозглашала в качестве нормы обязательность начального образования для всех детей, вне зависимости от пола (мальчики и девочки), социального происхождения и положения. Педагог Мартин Лютер рекомендовал учитывать пол, возрастные и индивидуальные особенности учеников, делать ставку на развитие способностей каждого из них.

  • Слайд 51

    Создание гимназий

    Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф.Меланхтон. В "Саксонском учебном плане" предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. В 20 -х гг.. XVI в. многие городские школы были преобразованы в гимназии.

  • Слайд 52

    Филипп Меланхтон

    Фи́липп Мела́нхтон (нем. Philipp Melanchton; 16 февраля 1497, Бреттен— 19 апреля 1560, Виттенберг) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера.

  • Слайд 53

    Гимназия И.Штурма (1507-1589 гг.).

    Символом гуманистического образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика, обучали: математике, литературе, древнегреческому и древне европейским языкам.

  • Слайд 54

    Школьное самоуправление

    На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 - 1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. Ученики жили "республикой" избирая "сенат", "консулов", "трибунов", "цензоров". Было шесть классов делившихся на подразделения. Каждый класс назначал "квестора" помогавшего поддерживать дисциплину и "эфора" ведавшего раздачей еды и трапезы. Глава школы носил титул "несменяемого диктатора". Провинившиеся учащиеся несли ответ перед представителями "республики". Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет: готический язык. Изучали: греческий и латинский языки, диалектику, риторику, философию, музыку. Делалась литературная подготовка.

  • Слайд 55

    Возникают народные школы, народные университеты и академии. Популяризация знаний.

  • Слайд 56

    Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеал Возрождения : человек, живущий полноценной жизнью, главным было раскрытие детской природы.

  • Слайд 57

    Литература

    Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 400 с. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления.- М.: Наука, 1978

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке