Презентация на тему "Наука о науке"

Презентация: Наука о науке
1 из 86
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Наука о науке" по философии, включающую в себя 86 слайдов. Скачать файл презентации 1.69 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по философии

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    86
  • Слова
    философия
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Наука о науке
    Слайд 1

    Организация исследовательской деятельности (введение в науку о науке). Содержание модуля

    Введение История возникновения, предмет науковедения. Методы исследования, подходы, модели. Структура науковедения. Цель, задачи и организация курса. Литература. Тема 1. Терминология Научное сообщество. Научная профессия. Научная дисциплина. Представление знаний. Наукометрия. Коммуникации в науке. Индекс цитирования. Невидимый колледж. Фундаментальные и прикладные исследования. Междисциплинарные исследования. Тема 2. Количественные закономерности развития науки (теория развития науки) Закон ускоренного развития науки. Принцип непосредственной данности. Закон логистического роста. Индикаторы науки. Обзор статистических данных о динамике развития науки. Концепция Прайса. Механизмы адаптационного торможения науки. pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Тема 3. Научный труд. Научное творчество Научный коллектив: возрастная структура, научная продуктивность. Статистические критерии выявления продуктивности. Распределение научных работников по числу публикаций. Социальная роль научных публикаций. Оценка эффективности труда ученого и научного коллектива. Критерии цитируемости. Продуктивность, цитируемость и элитность ученых и научных коллективов.

  • Слайд 3

    Тема 4. Состояние и проблемы российской науки (семинар) Основные характеристики состояния науки (сравнение России и других стран). Наука и общество (отношение граждан к науке). Финансирование исследований и разработок. Материальное положение ученых. Динамика численности научных кадров. Проблемы подготовки. Продуктивность российской науки. Функциональный кризис. Механизмы возрождения науки. Проблемы создания национальной инновационной системы.

  • Слайд 4

    Науковедение – Наука о науке (Science of Science)

    Введение Определение История Цель Что изучает науковедение ? Методы исследования Подходы и модели Задачи Применение результатов науковедческих исследований Структура Литература  

  • Слайд 5

    Что такое науковедение?

    Науковедение – мультидисциплинарная область научных исследований, нацеленная на изучение: научного знания, научной деятельности, взаимодействия науки с другими социальными институтами Основоположники: Джон-Десмонд Бернал («Социальная функция науки», 1939 ) Дирек Прайс (Количественные методы изучения науки, 1960) Юджин Гарфилд (Индекс научных ссылок, 1963)

  • Слайд 6

    Связи

    НАУКА: производство нового знания Промышленность Сервис Образование Оборона Торговля Здравоохранение

  • Слайд 7

    Цель науковедения

    Комплексное исследование и теоретическое обобщение опыта функционирования и развития науки для: повышения эффективности научной деятельности, разработки и обоснования научно - технической политики

  • Слайд 8

    Что изучают науковеды ?

    Историю и философию науки Статистику науки (мониторинг и анализ всего, что можно измерять - финансы, кадры, учреждения, публикации, ссылки, диссертации и т.д.) Экономику науки (финансирование науки, эффективность науки) Социальные функции науки, взаимодействие науки и общества Психологию научной деятельности Прогнозирование науки, политику в сфере науки и технологий, вопросы организации научной деятельности

  • Слайд 9

    Методы

    Статистические Математическое моделирование Социологические Экономические Экспертные оценки

  • Слайд 10

    Подходы и модели

    Информационная модель Наука рассматривается как самоорганизующаясясистема, которая управляется своими информационными потоками. Развитие науки изучается как развитие ее информационных потоков. Экономическая модель Объект исследования - экономическая эффективность научных исследований и разработок. Политическая модель Объектисследования - научно-техническая политика, приоритетные направления развития науки, технологий и техники, критические технологии федерального уровня, оборонный потенциал государства.

  • Слайд 11

    Социологическая модель Множество научных работников – некаясоциальная группа, взаимодействующая с другими социальными группами. Микросоциологические исследования – изучение микрогрупп, составленных по какому либо признаку (возрасту, ученой степени, должности и др.) или по совокупности этих признаков.

  • Слайд 12

    Демографическая модель Научный потенциал страны (или отрасли, ведомства, института, университета, лаборатории и т.д.) изучается как демографическая задача. Здесь весьма существенна проблема возраста научного коллектива. Психологическая модель Исследуются проблемы психологии научного творчества, феномен лидерства в науке, взаимоотношения внутри научного сообщества и др.

  • Слайд 13

    Задачи

    изучение процесса производстванаучных знаний; проблемы интенсификации научно-исследовательской деятельности; построение и анализ кривых роста для науки; проблемы подготовки научныхкадров; выявление оптимальных форм организации науки; прогнозирование и управление развитием науки

  • Слайд 14

    «Вечные» вопросы

    1)  Сколько средств необходимо выделять на развитие научных исследований? 2)Как эти средства распределять между отраслями знаний (научными направлениями, программами и т.д.)? 3)  Как организовать систему непрерывного количественного мониторинга развития отдельных научных направлений?

  • Слайд 15

    Применение результатов науковедческих исследований

    На результатах науковедческих исследованийдолжныбазироваться решения, реализующие научно-техническую политику государства (региона, отрасли, ведомства, фирмы, научного и научно-образовательного учреждения).

  • Слайд 16

    Содержание курса

    Терминология Количественные закономерности развития науки Научный труд. Научное творчество Состояние и проблемы российской науки (семинар)

  • Слайд 17

    Литература

    J.D.Bernal. The Social function of Science, Lnd., 1939. Наука о науке // М.: Прогресс, 1966. Г.М.Добров. Наука о науке. Киев: Наукова Думка, 1989, 302с. В.В.Налимов, З.М.Мульченко. Наукометрия. М.: Наука, 1969, 192с. С.Д.Хайтун. Наукометрия. Состояние и перспективы. М.: Наука, 1983.344с.

  • Слайд 18

    «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»: анализ и оценка реализации основных направлений (см. файл «Основы политики …») Методология установления и выбора государственных научных и технологических приоритетов (см. файл: «Методология выбора приоритетов»). Организация и управление наукой в России (см. папку с соотв. назв. – 8 файлов) Наука и бизнес (см. файл «Наука и бизнес») Наука и политика (см. файл «Наука и политика») Мертоновская социология науки (см. файл «Мертон») Состояние гуманитарной науки и стратегии ее развития (см. папку с таким названием) Наука, технология, культура в контексте глобальных трансформаций и перспективы устойчивого развития России (папка «Устойч. разв.» - 4 файла) Влияние СМИ на формирование интеллектуального потенциала общества (файл «Влияние СМИ») Доклад Всемирного банка о состоянии и перспективах развития российской науки(папка «ВБ») Рекомендуемые темы самостоятельной работы (доклады на семинаре и рефераты)

  • Слайд 19

    Тема 1. Терминология

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Научное сообщество. Научная профессия Научная дисциплина Представление знаний (упаковка) Коммуникация в науке Индексцитирования (Science Citation Index - SCI) Невидимый колледж Междисциплинарные исследования Фундаментальные и прикладные исследования

  • Слайд 20

    Тема 1. Терминология. Ключевые понятия

    1.1. Научное сообщество. Научная профессия. Научное сообщество– совокупность работников, профессионально занимающихся научно-исследовательской деятельностью Научное сообществообеспечивает функционирование науки - производство, хранение и трансляцию научных знаний В научном сообществе отсутствуют характерные для систем типа “общество” механизмы власти, прямого принуждения и фиксированного членства.

  • Слайд 21

    Научная профессия. Характеристики:

    Автономность(относительная независимость в подготовке и привлечении новых членов и контроле их профессионального поведения) Заинтересованность общества в результатах деятельности научных работников – условие нормального функционирования профессиональных институтов Специальные формы вознаграждения «внутри» профессии Инфраструктурадля координации и оперативного взаимодействия профессионалов

  • Слайд 22

    Цель научного сообщества и научной профессии Увеличение массива научного знания, удостоверенного научным сообществом Механизмы научного признания: - Рост профессионального статуса ученого присуждение ученых степеней присвоение ученых званий, присуждение почетных наград, избрании на общественные посты в профессиональных обществах и т.д. - Обеспечение “заметности” ученого

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    1.2. Научная Дисциплина. Научная Специальность

    Научная дисциплина - базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на содержательном основании: - области научного знания - сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией Инвариантна относительно социально-экономического и культурного окружения и не имеет организационных альтернатив. Научная специальность - термин, обозначающий содержательно и организационно оформленное объединение внутри некоторой крупной научной дисциплины.

  • Слайд 25

    1.3. Представление (упаковка) знаний

    Для того, чтобы в развитии знания мог принимать участие каждый член научного сообщества, научное знание должно быть представлено в дискретной форме, фрагменты которой «человекоразмерны», т.е. доступны одному человеку для продуктивного усвоения и работы. Такой формой представления научного знания являются дисциплинарные публикации.

  • Слайд 26

    1.3. Представление (упаковка) знаний

    Структура массива дисциплинарных публикаций - "эшелоны", находящиеся на различном удалении от переднего края исследований. «Эшелоны» - выступают в виде стандартных жанров публикаций: статья обзор монография учебник

  • Слайд 27

    1.4. Коммуникациивнауке

    Это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе для обеспечения оперативного взаимодействия исследователей в их профессиональной деятельности (конференции, симпозиумы, семинары, научная периодика, личные профессиональные общения). Основная форма оперативных коммуникаций – постоянное деловое общение группы признанных в данной научной тематике лидеров (обсуждение информации в научных коллективах осуществляется через лидеров).

  • Слайд 28

    1.5. «Невидимый (незримый) колледж»

    Неформализованная группаисследователей, согласованно работающая над общей тематикой. /Термин, введен Джоном Берналом, развернутДираком Прайсом в гипотезу окоммуникационных объединениях, имеющих устойчивую структуру, функции и объем/

  • Слайд 29

    1.6.Индексцитирования (Science Citation Index - SCI)

    Система американского института научной информации, в основу которой положены связи между публикациями по ссылкам (цитированию)

  • Слайд 30

    Три базы данных : Индекс цитирования естественных наук (Science Citation Index - SCI), Индекс цитирования социальных наук (Social Science Citation Index - SSCI) Индекс цитирования в гуманитарных науках, литературе и искусстве (Arts and Humanities Citation Index - A&HCI)

  • Слайд 31

    Функции- Информационный поиск - Изучение связей между публикациями и структуры областей знания - Выявление исследовательских фронтов - Прогнозирование науки - Оценка качества публикаций и их авторов научным сообществом

  • Слайд 32

    1.7. Междисциплинарные исследования

    1.Тип исследовательской деятельности,предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных научных дисциплин. 2.В междисциплинарных исследованиях появляются новые проблемы в практике исследовательской деятельности.

  • Слайд 33

    1.8. Фундаментальные и прикладные исследования

    Фундаментальные и прикладные исследования различаются по своим социальным функциям. Фундаментальные исследования направлены на усиление интеллектуального потенциала общества путем получения нового знания и его использования в образовании и подготовке специалистов. Прикладные исследования ориентированы на использование научных результатов в других областях деятельности (экономика, технологии, управление, сфера услуг), т.е. наинновации.

  • Слайд 34

    2.1. Закон ускоренного развития (экспоненциального роста) науки

    Эмпирическая закономерность Если найден удовлетворительный способ измерить какой-либо достаточно большой сегмент науки, то этот сегмент в нормальных условиях растет экспоненциально. Теория Темп роста науки dy/dt (y – объем научной информации, число статей, монографий, научных журналов и т.д.) пропорционален текущему значению величины y: dy/dt = ky, (1) где k- ежегодный относительный прирост числа публикаций:k=(1/y).dy/dt.

  • Слайд 35

    Закон экспоненциального роста

    Решая уравнение (1), получаемрост индикатора науки поэкспоненциальному закону y=y0.exp(kt). (2)

  • Слайд 36

    Следует иметь в виду!Условия применимости закона

    1 Существует идеальная связь между всеми исследованиями и элементами информации. 2 Реально обеспечено использование всех возможностей, обусловленных этой связью. Поскольку условия (1) и (2) могут нарушаться, уравнение движения часто записывают в универсальной форме

  • Слайд 37

    Индикаторы

  • Слайд 38

    Зависимость периода удвоения от относительного ежегодного приращения показателя

  • Слайд 39

    Принцип непосредственной данности(ПНД)

    Подавляющая часть того, что когда-либо происходило в науке, происходит именно сейчас, на памяти живущих. Около 90% всех когда-либо живших ученых живут и здравствуют в настоящее время. Любой человек, профессионально занимающийся наукой всю свою жизнь, может утверждать, что около 90% научных достижений всех времен произошли при его жизни и только ≈ 10-15% сделанного в науке предшествует его непосредственному опыту.

  • Слайд 40

    Интерпретация ПНД

    1. Допустим, что число ученыхудваивается каждые 15 лет. В этом случае в любой 15-летний интервал на свет появляется столько же ученых, сколько их было за все предшествующее время. 2. Допустим, что средняя продолжительность научной карьеры ученого = 45 лет.

  • Слайд 41

    Модель экспоненциального «умножения» числа ученых

    В расчете на одного ученого через: 15 лет 30 лет 45 лет 1 2 4 1. На одного «старого» ученого через 45 лет приходится 1+2+4 = 7 новых. 2. 7/8 = 87,5% всех ученых, когда-либо живших на свете, живут в настоящее время! Таким образом, коэффициент непосредственной данности равен 87,5%.

  • Слайд 42

    2.2. Закон логистического роста

    При сохранении прежних темпов роста к 2060 году все люди должны будут стать учеными, включая стариков и грудных детей (темп роста науки существенно выше, чем темп численности населения, кривые сходятся - абсурд). Экспоненциальный рост есть лишь начало логистической кривой в «другом обличье».

  • Слайд 43

    Уравнение движения

    Механизм роста, заданный уравнением (1), не может сохраняться сколь угодно долго из-за нехватки материальных или человеческих ресурсов. Механизм роста можно представить следующим дифференциальным уравнением: dy/dt = ky(b-y), (3) гдеb– максимальное значение y. Относительная скорость роста вначале постоянна, а затем линейно уменьшается с ростом y.

  • Слайд 44

    Формула логистического роста

    Решение уравнения (3) имеет вид логистической кривой

  • Слайд 45

    График логистической зависимости

  • Слайд 46

    Статистика науки

  • Слайд 47

    Статистика науки

  • Слайд 48

    Статистика науки Общее число имен в изданиях справочника «Ученые Америки»

  • Слайд 49

    Статистика науки Число имен на 1 млн. населения в изданиях справочника «Ученые Америки»

  • Слайд 50

    Статистика науки

  • Слайд 51
  • Слайд 52
  • Слайд 53
  • Слайд 54
  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Численность исследователей на 10000 человеческих трудовых ресурсов

  • Слайд 58

    Динамика социальных процессов

    Реальная динамика роста «Население : Производство : Наука = 1:2:4»  

  • Слайд 59

    Темпы развития: наука, техника, производство

  • Слайд 60

    Интеграция науки и производства

    Особенность современногопостиндустриального (информационного) общества - интеграция фундаментальных, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок и производства. Оптимальная структура экономики дает не максимальное значение производительности труда – П, а максимальное значение  П.(dП/dt).(d2П/t2).(d3П/dt3) = max,  где dП/dt – обеспечивается техническим и технологическим развитием, d2П/t2 – прикладной наукой, d3П/dt3 – фундаментальной наукой.

  • Слайд 61

    Выводы, вытекающие из экспоненциально-логистической концепции

    1. О переходе науки от экстенсивного к интенсивному развитию Наука, которая в течение трех столетий опережала по темпам своего развития другие сферы человеческойдеятельности, должна резко снизить темпы роста своих стандартных параметров (люди, публикации, конференции, диссертации и проч.). 2. О качественных преобразованиях науки Должна возрасти эффективность науки. Задача науковедения - разработка новой системы индикаторов состояния и развития науки.

  • Слайд 62

    Механизмы адаптационного торможения

    1.Рост науки замедляет производство научной информации и информационные потоки. 2. Рост науки замедляет прохождение научной идеей своего пути на рынке товаров и услуг затрудненность поиска адресатов: - функциональный кризис науки, - проблемы научно-технологического менеджмента

  • Слайд 63

    Механизм адаптационного торможения

    Чем больше научный коллектив, тем больше времени тратится на обмен информацией

  • Слайд 64

    Закон Вебера-Фейхнера

    Механизм адаптационного торможения передачи информации известен в психологии как закон Вебера-Фейхнера: «Ощущение пропорционально логарифму раздражения»

  • Слайд 65

    Механизм адаптационного торможения

    Адаптационное торможение состоит в том, что с ростом науки возникает и растет тормозящее поле, обеспечивая ее устойчивость. «…95% оригинальных научных работ сделано менее, чем 5% ученых, но большая их часть не была бы написана, если бы остальные 95 % не содействовали созданию высокого критического уровня науки» Норберт Винер. «Я-математик».

  • Слайд 66

    Тема 3. Научный коллектив. Научное творчество

    3.1. Научный коллектив: проблема возраста 3.2. Научная продуктивность. Закон Лотки 3.3. Оценка эффективности труда ученого и научного коллектива. Критерий цитируемости 3.4. Вопросы организации научных коллективов. Тенденция к коллективности научного труда

  • Слайд 67

    Научный коллектив: проблема возраста

    Правомерно сравнивать возрастную структуру научного коллектива с данными о возрастном распределении творческой активности.

  • Слайд 68

    От чего зависит средний возраст научного коллектива?

    Между средним возрастом коллектива Тк,средним возрастом ежегодного пополнения состава коллектива tΔ и размерами этого пополнения ΔN% существует следующая зависимость

  • Слайд 69

    Зависимость среднего возраста от размеров ежегодного пополнения

    Рассчитано для tΔ = 25 лет

  • Слайд 70

    Закон обратных квадратов (закон Лотки)

    Число научных работниковN(n), написавших n статей, пропорционально 1/n2 N~ 1/n2 Для частоты N(q) появления лиц, опубликовавших, по крайней мере, q работ, существует соотношение q . N(q)=const.

  • Слайд 71

    График распределения авторов по статьям

  • Слайд 72

    Комментарии к распределению Лотки

    Всего 155 авторов. Ими написаны 293 статьи. 120 чел. (= 80% от общего количества)- малопродуктивные авторы, они производят менее половины общего количества статей 30 человек (= 20% от общего количества) – продуктивные авторы (3 и более работы), они производят 50% статей Из них 13 авторов (= 8% от общего количества или N1/2) – суперпродуктивные, элитные авторы (5 и более работ) производят 30% статей.

  • Слайд 73

    Полезные итоги

    Число высокопродуктивных авторов должно быть такого же порядка, что и квадратный корень из общего числа авторов. Общее число ученых возрастает пропорционально квадрату числа высокопродуктивных, выдающихся ученых.

  • Слайд 74

    Для чего люди пишут статьи?

    Основной мотив – установление и сохранение интеллектуальной собственности. Статья – это заявка на новое знание как на свою собственность. В этом социальная основа происхождения статьи. Лишь «по совместительству» статья является носителем новой научной информации. Конкуренция и соперничество в науке – очень важный фактор.

  • Слайд 75

    Спорные утверждения:

    Если бы не было Моцарта, то не было бы и «Реквиема»  Кто изобрел радиосвязь Попов или Маркони? Если бы не было Коперника или Ферми, то те же самые вклады в науку были бы сделаны другими людьми  Творчество художника в высшей степени индивидуально, творчество ученого менее индивидуально и в большей степени заинтересовано в признании со стороны коллег. Поэтому ученые и пишут статьи

  • Слайд 76

    Некоторые выводыо публикации статей

    1. Научная коммуникация с помощью статей является средством урегулирования конфликтов по приоритетам, причем урегулирования скорее посредством заявок, а не посредством предоставления информации. 2. Заявки на научную собственность крайне важны для ученого и научных учреждений.

  • Слайд 77

    Вопросы организации научной литературыв терминах «вход» - «выход»

    автор Ученый в состоянии справиться с таким статейным сигналом на входе, который в 100 раз больше статейного сигнала на выходе. Если принять, что ученый за время жизни публикует ~ 100 статей, то прочитать и осмыслить он должен 10000 статей, т.е. несколько сотен в год, т.е. не менее 1 статьи в день!

  • Слайд 78

    Когда научная тематика в процессе естественного роста начинает значительно превышать постулированную нами квоту, ни один человек не может должным образом ориентироваться в такой дисциплине. Поэтому возникают новые научные журналы, как средства групповой коммуникации.

  • Слайд 79

    Как распределены научные журналы по популярности, по количеству запросов, по «читаемости»?

    И здесь действует закон Лотки (Ципфа-Парето). Например, из 30000 журналов половина читателей использует только 30000½ = 170 наиболее популярных. Для удовлетворения 80% запросов достаточно менее 10% журналов.

  • Слайд 80

    Любопытное наблюдение!

    Закон, подобный закону статистического распределения Лотки, действителен для подавляющего числа случаев, с которыми имеет дело социология и организация науки в частности (например, закон Парето о распределении людей по доходам).

  • Слайд 81

    Научное сообщество об оценке эффективности труда ученого и научного коллектива

    Мерой полезности публикации является ее цитируемость. С позиций информационной модели науки суммарное число публикаций не является критерием эффективности научного труда. Таким критериемявляетсяцитируемость.Если на статью ссылаются в своих работах другие авторы, значит она оказывает влияние на развитие науки как информационного процесса. Индекс цитирования лучше использовать не для объективной оценки отдельной конкретной работы, а для суммарной оценки группы публикаций, связанных с данным научным направлением.

  • Слайд 82

    Аргументы против критерия цитируемости

    Новые идеи иногда принимаются научным сообществом не сразу, а с некоторым запаздыванием (в силу консерватизма науки) и поэтому не обсуждаются в печати. Закрытые работы вообще недоступны и не цитируются.

  • Слайд 83

    Цитируемость и элитность Объект исследования - 120 университетских физиков

    1. «плодотворные» (много пишут и много цитируются) 2. «плодовитые» (много пишут, но мало цитируются) 3. «новаторы» (мало пишут, но много цитируются) 4. «молчаливые» (мало пишут и мало цитируются) Классическая работа американских социологов С.Коула и Дж.Коула

  • Слайд 84

    Вопросы организации научных коллективов

    1(рук.),18 (зам.), 2-6,– ведущие ученые 7-10, 14-16 – группы (они используют общие методы) 11,13,17 –помощники У сотрудников12, 19 специфические знания, выходящие за рамки деятельности коллектива. Их трудно заменить

  • Слайд 85

    Междисциплинарность и продуктивность (социологические исследования)

    В фундаментальных науках качество работ возрастает при привлечении всостав авторских коллективов специалистов изсмежных отраслей знания.

  • Слайд 86

    О размерах научного коллектива

    Можно считать почти правилом, что коллектив из 15 человек продуктивнее, чем 5 коллективов из 3 человек и всего в два раза уступает по продуктивности коллективу в 50 человек. Размер коллектива Продуктивность

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке