Содержание
-
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Преподаватель – канд. социол. наук, доцент кафедры сервиса и моды Гаранина Е. Ю
-
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ – ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ИЗУЧЕНИИ КОНФЛИКТОВ Гаранина Елена Юрьевна, кафедра сервиса и моды 4 ЧАСА
-
Введение
Цель – рассмотреть ранние представления о конфликтах - охарактеризовать взгляды на конфликты в Новое Время - рассмотреть марксистскую традицию в изучении конфликтов Изучить конфликты в первой половине XX века
-
Содержание
Ранние представления о конфликтах Исследование конфликтов в Новое время Марксистская традиция в изучении конфликтов Изучение конфликтов в первой половине ХХ в.
-
Древнегреческая и древне римская философия
Гераклит Эпикур Платон Геродот Цицерон
-
Античный философ-диалектик Гераклит
Стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания Все подвержено вечному круговороту и взаимопревращению, в мире все рождается через вражду и распри Конфликты - атрибут общественной жизни, непременное и важное условие общественного развития.
-
Эпикур
Разделял идеи Гераклита Считал, что негативные последствия столкновений когда-нибудь вынудят людей жить в состоянии постоянного мира
-
Платон
Рассматривал конфликты как неизбежное зло Считал, что некогда существовал «золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно»
-
Геродот
Утверждал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну и конфликты миру Во время войны отцы хоронят детей, во время же мира – дети отцов
-
Цицерон
Выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне» Война могла вестись для отмщения за причиненное зло, для изгнания из страны вторгшегося врага
-
Христианская философия – Августин Аврелий
Говорит о справедливой войне Добавляет тезис о «справедливости намерений» ведущего войну
-
ФилософияСредневековья - Фома Аквинский
Развивал мысли о допустимости войн в жизни общества Определил еще одно условие справедливой войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т.е. санкция со стороны государственной власти
-
Эпоха Возрождения - Николо Макиавелли
Считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека, стремления различных групп людей к постоянному и неограниченному материальному обогащению Видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию - чтобы уменьшить негативную роль конфликта, нужно уметь правильно воздействовать на него
-
Эпоха Возрождения - Эразм Роттердамский
Отмечал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» Указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны
-
Эпоха Возрождения - Фрэнсис Бэкон
Подверг основательному теоретическому анализу систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевую роль играет бедственное материальное положение народа. Возникновению конфликтов способствует пренебрежение государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении
-
Философия Нового Времени
Томас Гоббс Жан-Жак Руссо Адам Смит Иммануил Кант Георг Гегель Карл Клаузевиц
-
Томас Гоббс
Обосновал в «Левиафане» концепцию «войны всех против всех» как естественного состояния Считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит к возникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия
-
Жан-Жак Руссо
Идеи об этапности всемирно-исторического процесса Вначале существует «естественное состояние», когда люди свободны и равны, затем развитие цивилизации приводит к утрате состояния равенства, свободы и счастья и, наконец, заключив «общественный договор» люди вновь обретут утраченную гармонию общественных отношений, «вечный мир» и согласие
-
Адам Смит
Изучил конфликт как многоуровневое социальное явление В основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Противоборство между классами рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт как определенное благо человечества
-
Иммануил Кант
Считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние… последнее, наоборот, есть состояние войны» Состояние мира должно быть установлено
-
Георг Гегель
Главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства» с одной стороны, и «привязанного к труду класса» – с другой Государство представляет интересы всего общества и обязано регулировать конфликты
-
Карл Клаузевиц
Определил природу международного военного конфликта Предложив знаменитую формулу: Война есть продолжение политики другими средствами
-
Социальный дарвинизм
Герберт Спенсер Уильям Самнер Людвиг Гумплович
-
Герберт Спенсер
Принцип выживания наиболее приспособленных индивидов есть основной закон общества состояние противоборства универсально, поскольку обеспечивает равновесие не только в рамках отдельного общества, но также и между обществом и природой
-
Уильям Самнер
Борьба за существование является несомненным фактором прогресса Был категорически против всякого вмешательства государства в общественную жизнь
-
Людвиг Гумплович
Источники конфликтов следует искать не только в природе человека, но и в социальных феноменах различных по своему типу культур Конфликт может принимать различную окраску – от жесточайшей резни до парламентских дебатов, - соответствуя особым потребностям конкретных культурных форм жизни Три основных тезиса: 1) конфликты составляют сущность исторического процесса; у них различный характер, но они являются фактором прогресса; 2) дифференциация общества на господствующих и подчиненных – явление вечное, следовательно, конфликт тоже вечен; 3) конфликты способствуют единству общества, а также возникновению более широких объединений
-
Социологические концепции конфликта
Георг Зиммель Чикагская школа (Роберт Эзра Парк, Эрнест Уотсон Берджес, Аббион Вудбери Смолл)
-
Георг Зиммель
Ввел в научный оборот термин «социология конфликта» Конфликт является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни, способствуя социальной интеграции
-
Чикагская школа (Роберт Эзра Парк, Эрнест Уотсон Берджес, Аббион Вудбери Смолл)
Рассматривали социальный процесс в аспекте четырех взаимосвязанных типов взаимодействия: соревнования, конфликта, приспособления и ассимиляции Конфликты занимают центральное место, поскольку представляют своеобразный мостик для перехода от соревнования к приспособлению и ассимиляции, являясь, таким образом, важнейшим источником социальных перемен
-
Марксизм
Социальные конфликты признаются как возможные, а в условиях классовой борьбы – как неизбежные явления общественной жизни Только через борьбу, конфликт, с помощью «давления извне» можно добиться осязаемых результатов и обеспечить существенные изменения в обществе
-
Немарксистская традиция
Макс Вебер Вилфредо Парето Жорж Сорель Артур Бентли
-
Макс Вебер
Считал сутью конфликта столкновение двух культурно несовместимых типов носителей буржуазных отношений – традиционного и современного капитализма Современный капитализм прогрессивен, он предполагает безграничный рост интенсивности труда
-
Вилфредо Парето
Социальная неоднородность общества является постоянным спутником общественной жизни Смена правящих элит и борьба между ними составляют сущность самого общества Многочисленные и разнообразные конфликты постоянно сопровождают процесс развития общества, но их роль и значение зависят от конкретного этапа развития правящей элиты
-
Жорж Сорель
Рассматривал насилие как основополагающую форму правления и высшее творческое начало истории При этом социальные и политические конфликты являются признаком иррационального характера общества и истории Конфликты отрицают идею социального прогресса и утверждают стихийное, иррациональное движение масс
-
Артур Бентли
Жизнь общества складывается из столкновения разных групп интересов и, следовательно, из конфликтов По форме своего проявления эта жизнь представляет собой множество фактов применения силы
-
Вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте ранние представления о конфликтах Рассмотрите отношение к конфликтам в период Нового Времени Проанализируйте марксистскую традицию в изучении конфликтов Раскройте особенности представлений о конфликтах в первой половине ХХвека
-
Заключение
Конфликт является нормальным социальным явлением Конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития Существует связь и зависимость между конфликтным состоянием общественного развития и типом социальной структуры, порождающим данное состояние, т.е. определяется состояние структурного конфликта Противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным явлением, вызывающим всевозможные трения, коллизии, конфликты Существует связь и зависимость между изменениями экономической, политической, духовной сторон жизни общества и конфликтными ситуациями, возникающими в результате этих изменений, т.е. определяется состояние функционального конфликта В процессе общественного развития определяется состояние динамического равновесия, когда несовпадающие интересы различных социальных групп взаимно уравновешиваются с помощью возникающих и разрешаемых конфликтов
-
Рекомендуемая литература
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для студ. вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 551 с. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 238с. Селюк Е. Ю. Конфликтология: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 192 с.
-
Использование материалов презентации
Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления Презентация является собственностью автора. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другом произведении посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия автора.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.