Презентация на тему "Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова" 9 класс

Презентация: Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова
1 из 32
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.7
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа для проведения интегрированного урока по физике и литературе на тему: "Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова". Невероятным образом авторам удалось объединить эти два предмета в одно увлекательное занятие.

Краткое содержание

  • Общая информация
  • План химической лаборатории и её макет
  • Письмо о пользе стекла
  • Санкт-Петербургский стекольный завод
  • Работа в группах
  • Физические свойства стекла
  • Стихи
  • Теплопроводность стекла
  • Рифма

Содержание

  • Презентация: Физические свойства стекла в литературном наследии М.В. Ломоносова
    Слайд 1

    Презентацию подготовили учитель физики Ноздрина Л.Д. учитель литературы Костина Н.М.

    Москва 2013-2014 уч. год

  • Слайд 2

    «Физические свойства стекла в литературном наследии М. В. Ломоносова»

    (на примере поэмы «Письмо о пользе Стекла»)

    Бинарный урок обобщающего повторения с использованием ИКТ в 9 классе (физика + литература) по теме:

  • Слайд 3

    Девиз интегрированного урока «Мир един, хотя и многообразен»

  • Слайд 4

    Цель урока:

    1. Повторить законы геометрической оптики и физические свойства стекла.

    2. Актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письма о пользе стекла" М. В. Ломоносова.

  • Слайд 5

    Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765

    Ученый, поэт, филолог, публицист, химик, физик, астроном, художник, географ…

    Реформатор…

  • Слайд 6
    • Мозаика Киевской Руси YIII-XIвв.
    • Мозаичная живопись киевского Софийского собора.
  • Слайд 7
    • Санкт-Петербургский стекольный завод
    • Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории.
    • План химической лаборатории и её макет.
  • Слайд 8

    ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕР

  • Слайд 9

    Академия наук сделала заказ М. В. Ломоносову на исследования по разработке цветных стёкол. Санкт-Петербургский стекольный завод

  • Слайд 10
    • Санкт-Петербургский стекольный завод
    • Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.
  • Слайд 11

    М. В. Ломоносов «Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением»

  • Слайд 12

    Работа в группах по инструктивным картам

    • Группа№1 « Прозрачность, твердость, прочность, хрупкость стекла»
    • Группа №2 «Теплопроводность стекла»
    • Группа №3 «Отражательная способность стекла»
    • Группа №4 «Способность стекла преломлять свет»
  • Слайд 13

    Физические свойства стекла.

    - Прозрачность.

    - Прочность.

    - Упругость.

    - Твердость.

    - Хрупкость.

  • Слайд 14

    Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво

    И видим в нем пример бесхитростных сердец:

    Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.

    Стекло в напитках нам не может скрыть примесу;

    И чиста совесть рвет притворств гнилу завесу.

    Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;

    В Стекле одном оне безвредны пребывают,

    Мы должны здравия и жизни часть Стеклу:

    Какую надлежит ему принесть хвалу!

    Имеет от Стекла часть крепости Фарфор;

    Но тое, что на нем увеселяет взор,

    Сады, гульбы, пиры и всё, что есть прекрасно,

    Стекло являет нам приятно, чисто, ясно.

  • Слайд 15

    Исследования группы №1

    • Прозрачность, твердость, прочность, хрупкость стекла
    • Стекло:структурно - аморфное вещество, агрегатно - твёрдое тело,получают при плавлении смеси песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO).
    • Плотность:2 500 кг/м3 - 2 800 кг/м3 .
    • Прозрачность:
    • Твердость: зависит от примесей; между апатитом и кварцем.
    • Прочность: на сжатие от 500 до 2000 МПа, на растяжение от 35 до 100 МПа.
    • Хрупкость: идеально хрупкий материал.
  • Слайд 16

    Исследования группы №1

    / И/ме/ет/ от/ Стек/ла/ часть/ кре/пос/ти/ Фар/фор/;

    / Но/ то/е/, что/ на/ нем/ у/ве/се/ля/ет/ взор/,

    /Са/ды/, гуль/бы/, пи/ры/ и/ всё/, что/ есть/пре/крас/но/,

    / Стек/ло/ яв/ля/ет/ нам/ при/ят/но/, чис/то/, яс/но/

    /- -/- -/- -/- -/- -/- -/ - шестистопный ямб

    Вывод:

    1. М.В. Ломоносов, описывая физические свойства стекла шестистопным ямбом, показал его большую значимость для нужд человека.

    2. Мир един.

  • Слайд 17

    Теплопроводность стекла

    • Стекло плохо проводит тепло.
    • Удельная теплоемкость лаб. стекла 840 Дж/кг * 0С.
    • С повышением температуры теплопроводность стекол увеличивается.
  • Слайд 18

    Когда неистовой свирепствуя борей

    Стисняет мразом нас в упругости своей,

    Великой не терпя и строгой перемены,

    Скрывает человек себя в толстые стены.

    Он был бы принужден без свету в них сидеть

    Или с дрожанием несносной хлад терпеть.

    Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает

    И лютость холода чрез то же отвращает.

    Отворенному вдруг и запертому быть,

    Не то ли мы зовем, что чудеса творить?

    Потом как человек зимой стал безопасен,

    Еще притом желал, чтоб цвел всегда прекрасен

    И в северных странах в снегу зеленой сад;

    Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад.

    И удовольствовал он мысли прихотливы:

    Зимою за Стеклом цветы хранятся живы;

    Дают приятной дух, увеселяют взор

    И вам, красавицы, хранят себя в убор.

  • Слайд 19

    Одинарное стекло пропускает 90% солнечных лучей, сравнительно неплохо удерживает тепло.

    Назначение теплиц - поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур.

    Плоский солнечный коллектор - миниатюрная теплица, работающую по принципу «парникового эффекта».

    Теплопроводность стекла

  • Слайд 20
    • Рифма
    • Перекрестная
    • Парная
    • Опоясывающая

    Когда неистовой свирепствуя борей

    Стисняетмразом нас в упругости своей,

    Великой не терпя и строгой перемены,

    Скрывает человек себя в толстые стены. аавв

    Он был бы принужден без свету в них сидеть

    Или с дрожанием несносной хлад терпеть.

    Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает

    И лютость холода чрез то же отвращает. ааввРифма парная.

    1. М.В. Ломоносов, описывая физические свойства, доступным понятным для широкого круга читателей языком, показал его большую значимость для практического использования стекла в быту человека.

    2. Мир един.

    Вывод:

  • Слайд 21

    Отражательная способность стекла

  • Слайд 22

    Прекрасной пол, о коль любезен вам наряд!

    Дабы прельстить лицом любовных суеверов,

    Какое множество вы знаете манеров;

    И коль искусны вы убор переменять,

    Чтоб в каждой день себе приятность нову дать.

    Но было б ваше всё старанье без успеху,

    Наряды ваши бы достойны были смеху,

    Когда б вы в зеркале не видели себя.

    Вы вдвое пригожи, Стекло употребя.

  • Слайд 23

    Изображение предмета: мнимое; прямое;

    Г=1.

    Отражательная способность стекла

  • Слайд 24

    Жанрово-стилевая реформа «ШТИЛИ»

    ВЫСОКИЙ

    • Героические поэмы, оды, речи о важных мероприятиях.

    СРЕДНИЙ

    • Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания друзьям.

    НИЗКИЙ

    • Комедии, песни, басни, эпиграммы.
  • Слайд 25
    • Жанровое своеобразие послания
    • Интонациями торжественной оды
    • Анакреонтические темы
    • Сатирические обличительные интонации
    • Сближение с духовной одой

    Вывод:

    1. В своем высшем содержании «Письмо о пользе стекла» становится моделью взаимоотношений литературы и жизни.

    2. Мир един.

  • Слайд 26

    Способность стекла преломлять свет sin α / sin β = n

  • Слайд 27

    По долговременном теченьи наших дней

    Тупеет зрение ослабленных очей.

    Померкшее того не представляет чувство,

    Что кажет в тонкостях натура и искусство.

    Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг;

    Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!

    Тогда противен день, веселие досада!

    Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.

    Оно способствием искусныя руки

    Подать нам зрение умеет чрез очки!

    Не дар ли мы в Стекле божественный имеем,

    Что честь достойную воздать ему коснеем?

    Во зрительных трубах Стекло являет нам,

    Колико дал творец пространство небесам.

    Толь много солнцев в них пылающих сияет,

    Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.

    Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно,

    Являет трав разбор и знание врачебно;

    Коль много Микроскоп нам тайностей открыл,

    Невидимых частиц и тонких в теле жил!

  • Слайд 28
    • Линзы
    • Способность стекла преломлять свет
  • Слайд 29
    • Глаз
    • Способность стекла преломлять свет
    • Очки
  • Слайд 30

    Способность стекла преломлять свет

  • Слайд 31

    Жанрово-стилевая реформа

    • Разряды слов
    • Старославянские и русские общие
    • Старославянские малопонятные, малоупотребительные, книжные
    • Русские разговорные

    Вывод:

    1. Логически стройная теория устанавливала чёткую зависимость изображения от того, что изображается. «Письмо о пользе стекла» выражает веру в непосредственную созидательную силу художественного слова.

    2. Мир един.

  • Слайд 32

    Изучая стекло, М.В. Ломоносов никогда не думал использовать результаты своей деятельности в личных интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.

    Вывод урока

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке