Содержание
-
Презентацию подготовили учитель физики Ноздрина Л.Д. учитель литературы Костина Н.М.
Москва 2013-2014 уч. год
-
«Физические свойства стекла в литературном наследии М. В. Ломоносова»
(на примере поэмы «Письмо о пользе Стекла»)
Бинарный урок обобщающего повторения с использованием ИКТ в 9 классе (физика + литература) по теме:
-
Девиз интегрированного урока «Мир един, хотя и многообразен»
-
Цель урока:
1. Повторить законы геометрической оптики и физические свойства стекла.
2. Актуализировать представление о проблематике и поэтике поэмы на примере анализа «Письма о пользе стекла" М. В. Ломоносова.
-
Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
Ученый, поэт, филолог, публицист, химик, физик, астроном, художник, географ…
Реформатор…
-
- Мозаика Киевской Руси YIII-XIвв.
- Мозаичная живопись киевского Софийского собора.
-
- Санкт-Петербургский стекольный завод
- Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории.
- План химической лаборатории и её макет.
-
ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА К ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬНОМУ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛУ-ПОРУЧИКУ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАМЕРГЕРУ, МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КУРАТОРУ И ОРДЕНОВ БЕЛОГО ОРЛА, СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА И СВЯТЫЯ АННЫ КАВАЛЕР
-
Академия наук сделала заказ М. В. Ломоносову на исследования по разработке цветных стёкол. Санкт-Петербургский стекольный завод
-
- Санкт-Петербургский стекольный завод
- Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.
-
М. В. Ломоносов «Один опыт я ставлю выше 1000 мнений, рожденных воображением»
-
Работа в группах по инструктивным картам
- Группа№1 « Прозрачность, твердость, прочность, хрупкость стекла»
- Группа №2 «Теплопроводность стекла»
- Группа №3 «Отражательная способность стекла»
- Группа №4 «Способность стекла преломлять свет»
-
Физические свойства стекла.
- Прозрачность.
- Прочность.
- Упругость.
- Твердость.
- Хрупкость.
-
Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво
И видим в нем пример бесхитростных сердец:
Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.
Стекло в напитках нам не может скрыть примесу;
И чиста совесть рвет притворств гнилу завесу.
Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;
В Стекле одном оне безвредны пребывают,
Мы должны здравия и жизни часть Стеклу:
Какую надлежит ему принесть хвалу!
Имеет от Стекла часть крепости Фарфор;
Но тое, что на нем увеселяет взор,
Сады, гульбы, пиры и всё, что есть прекрасно,
Стекло являет нам приятно, чисто, ясно.
-
Исследования группы №1
- Прозрачность, твердость, прочность, хрупкость стекла
- Стекло:структурно - аморфное вещество, агрегатно - твёрдое тело,получают при плавлении смеси песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO).
- Плотность:2 500 кг/м3 - 2 800 кг/м3 .
- Прозрачность:
- Твердость: зависит от примесей; между апатитом и кварцем.
- Прочность: на сжатие от 500 до 2000 МПа, на растяжение от 35 до 100 МПа.
- Хрупкость: идеально хрупкий материал.
-
Исследования группы №1
/ И/ме/ет/ от/ Стек/ла/ часть/ кре/пос/ти/ Фар/фор/;
/ Но/ то/е/, что/ на/ нем/ у/ве/се/ля/ет/ взор/,
/Са/ды/, гуль/бы/, пи/ры/ и/ всё/, что/ есть/пре/крас/но/,
/ Стек/ло/ яв/ля/ет/ нам/ при/ят/но/, чис/то/, яс/но/
/- -/- -/- -/- -/- -/- -/ - шестистопный ямб
Вывод:
1. М.В. Ломоносов, описывая физические свойства стекла шестистопным ямбом, показал его большую значимость для нужд человека.
2. Мир един.
-
Теплопроводность стекла
- Стекло плохо проводит тепло.
- Удельная теплоемкость лаб. стекла 840 Дж/кг * 0С.
- С повышением температуры теплопроводность стекол увеличивается.
-
Когда неистовой свирепствуя борей
Стисняет мразом нас в упругости своей,
Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толстые стены.
Он был бы принужден без свету в них сидеть
Или с дрожанием несносной хлад терпеть.
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
И лютость холода чрез то же отвращает.
Отворенному вдруг и запертому быть,
Не то ли мы зовем, что чудеса творить?
Потом как человек зимой стал безопасен,
Еще притом желал, чтоб цвел всегда прекрасен
И в северных странах в снегу зеленой сад;
Цейлон бы посрамил, пренебрегая хлад.
И удовольствовал он мысли прихотливы:
Зимою за Стеклом цветы хранятся живы;
Дают приятной дух, увеселяют взор
И вам, красавицы, хранят себя в убор.
-
Одинарное стекло пропускает 90% солнечных лучей, сравнительно неплохо удерживает тепло.
Назначение теплиц - поддержание защищенного микроклимата для круглогодичного взращивания ценных культур.
Плоский солнечный коллектор - миниатюрная теплица, работающую по принципу «парникового эффекта».
Теплопроводность стекла
-
- Рифма
- Перекрестная
- Парная
- Опоясывающая
Когда неистовой свирепствуя борей
Стисняетмразом нас в упругости своей,
Великой не терпя и строгой перемены,
Скрывает человек себя в толстые стены. аавв
Он был бы принужден без свету в них сидеть
Или с дрожанием несносной хлад терпеть.
Но солнечны лучи он сквозь Стекло впускает
И лютость холода чрез то же отвращает. ааввРифма парная.
1. М.В. Ломоносов, описывая физические свойства, доступным понятным для широкого круга читателей языком, показал его большую значимость для практического использования стекла в быту человека.
2. Мир един.
Вывод:
-
Отражательная способность стекла
-
Прекрасной пол, о коль любезен вам наряд!
Дабы прельстить лицом любовных суеверов,
Какое множество вы знаете манеров;
И коль искусны вы убор переменять,
Чтоб в каждой день себе приятность нову дать.
Но было б ваше всё старанье без успеху,
Наряды ваши бы достойны были смеху,
Когда б вы в зеркале не видели себя.
Вы вдвое пригожи, Стекло употребя.
-
Изображение предмета: мнимое; прямое;
Г=1.
Отражательная способность стекла
-
Жанрово-стилевая реформа «ШТИЛИ»
ВЫСОКИЙ
- Героические поэмы, оды, речи о важных мероприятиях.
СРЕДНИЙ
- Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания друзьям.
НИЗКИЙ
- Комедии, песни, басни, эпиграммы.
-
- Жанровое своеобразие послания
- Интонациями торжественной оды
- Анакреонтические темы
- Сатирические обличительные интонации
- Сближение с духовной одой
Вывод:
1. В своем высшем содержании «Письмо о пользе стекла» становится моделью взаимоотношений литературы и жизни.
2. Мир един.
-
Способность стекла преломлять свет sin α / sin β = n
-
По долговременном теченьи наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство,
Что кажет в тонкостях натура и искусство.
Велика сердцу скорбь лишиться чтенья книг;
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселие досада!
Одно лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствием искусныя руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
Не дар ли мы в Стекле божественный имеем,
Что честь достойную воздать ему коснеем?
Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно,
Являет трав разбор и знание врачебно;
Коль много Микроскоп нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тонких в теле жил!
-
- Линзы
- Способность стекла преломлять свет
-
- Глаз
- Способность стекла преломлять свет
- Очки
-
Способность стекла преломлять свет
-
Жанрово-стилевая реформа
- Разряды слов
- Старославянские и русские общие
- Старославянские малопонятные, малоупотребительные, книжные
- Русские разговорные
Вывод:
1. Логически стройная теория устанавливала чёткую зависимость изображения от того, что изображается. «Письмо о пользе стекла» выражает веру в непосредственную созидательную силу художественного слова.
2. Мир един.
-
Изучая стекло, М.В. Ломоносов никогда не думал использовать результаты своей деятельности в личных интересах. Наоборот, он стремился как можно скорее поделиться с другими плодами своих трудов, сделать их достоянием народа и принести пользу своей Родине.
Вывод урока
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.