Содержание
-
Открытый урок по физике в 8 классе
На тему: «Закон Ома для участка цепи» 5klass.net
-
Физика! Какая ёмкость слова!Физика для нас не просто звук!Физика – опора и основаВсех без исключения наук! (слова студенческой песни)
-
Здравый смысл в физике - это те предрассудки, которые складываются в возрасте до 18 лет. А. Эйнштейн.
-
Цели урока:
Образовательная: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул.
-
План урока.
І. Организационный момент. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала. ІІІ. Изучение нового материал. ІV. Закрепление знаний, умений, навыков. V. Домашнее задание. VІ. Подведение итогов урока. VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.
-
Эпиграфы
Я мыслю, следовательно, я существую. /Рене Декарт/ Не стыдно не знать, стыдно не учиться (Русская пословица)
-
І. Организационный момент.
Изучая тему “электрические явления”, вы знаете на данном этапе основные величины, характеризующие электрические цепи. И уже ремонтировали или будете ремонтировать бытовые электроприборы, проводку в квартире, но я надеюсь, что из вас никто не претендует на роль “всезнающего” и “все умеющего” электромонтера и вы не оставите наш поселок после вашего ремонта без света.
-
А чтобы этого не произошло, недостаточно знать только в отдельности физические величины, характеризующие электрические цепи, их надо рассматривать во взаимозависимости. Вот взаимозависимость мы и будем раскрывать сегодня на уроке.
-
Вступительное слово учителя
Электричество кругом,Полон им завод и дом,Везде заряды: там и тут,В любом атоме “живут”. А если вдруг они бегут,То тут уж токи создают. Нам токи очень помогают,Жизнь кардинально облегчают!Удивительно оно,На благо нам обращено,Всех проводов “величество”Зовётся: “Электричество!”Проявим нынче мы умение,Законы объясним, явления:Электризацию, сопротивлениеИ мощность, как работу за мгновение. Эксперименты проведёмИ итог общий подведём.
-
ІІ. Подготовка к восприятию нового материала.
А в начале, пожалуйста, перечислите основные величины, характеризующие электрические цепи
-
напряжение, сила тока, сопротивление
А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану: Назвать величину; Что характеризует данная величина?; Как обозначается?; В каких единицах измеряется?.
-
напряжение
Напряжение характеризует электрическое поле, обозначается U, измеряется [ U] = 1 В.
-
сила тока
Сила тока, характеризует электрический ток в проводнике, обозначается I, измеряется [ I] = 1 А.
-
сопротивление
Сопротивление характеризует сам проводник, обозначается R, измеряется [ R] = 1 Ом.
-
Ребята, до этого урока вы изучали эти физические величины по отдельности и раскрыли только зависимость силы тока от напряжения. Сегодня мы перед собой поставим основную цель: раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи. Они связаны между собой законом, носящим имя Ома.
-
ІІІ. Изучение нового материал.
Итак, тема урока: “ Закон Ома для участка электрической цепи ”.
-
Как зависит сила тока от напряжения в участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка?
Сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется.
-
Какие приборы были вами использованы для установления этой закономерности?
Амперметр, вольтметр, источник тока, проводник, соединительные провода, ключ.
-
Обратите внимание на таблицу с электрической цепью.
Какие приборы изображены под цифрой 1 и 2 и почему вы так думаете?
-
Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением. Графическая зависимость силы тока от напряжения называется ВАХ (вольт – амперная характеристика) проводника.
-
-
Источник тока – для создания и поддержания электрического поля в проводнике. Амперметр для измерения силы тока в проводнике. Вольтметр для измерения напряжения на концах проводника. Демонстрационный магазин сопротивления – для изменения сопротивления на участке цепи. Ключ – (замыкающее и размыкающее устройство), нужен для включения и выключения в нужное время источника тока. Соединительные провода – доставляют электрическую энергию в электрическую цепь.
-
продемонстрируем зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении проводника
Ребята, во время ответа ваша задача внимательно проследить за показаниями амперметра и вольтметра, а затем сделать соответствующий вывод. Учитель: Итак, ребята, что вы наблюдали?
-
С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении.
Если R = const, I~ U А теперь мы с вами выясним, как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.
-
Ребята, ваша задача опять внимательно проследить за показаниями приборов и сделать вывод, одновременно заполнить таблицу, приU = 3В: R, Ом 10 5 3 1 I, А 0,3 0,5 0,7 2
-
С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается. Такой график называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением.
-
Итак, ребята, запишем результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, при постоянном напряжении на концах проводника. При U = const, I ~ --
-
Ребята, зависимость силы тока от сопротивления была изучена немецким физиком Омом.
запишем итоговую формулу:
-
“Закон Ома для участка цепи”.
Закон Ома читается так: “сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению”.
-
Данный закон немецкий физик Георг Ом открыл в 1827 году.
Его работу хорошо приняли в Германии. В 1833 году ученый был уже профессором политехнической школой в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции, Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пуйе на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пуйе было указано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе. Пуйе Клод Серве Маттиас (1790-1868) – французский физик
-
Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться треугольником
-
Для теоретического изложения данного вопроса лучше запомнить следующую таблицу:
-
Сейчас с вами, ребята, решим задачу
На рисунке изображены графики зависимости силы тока от напряжения для двух проводников А и В. Какой из этих проводников обладает большим сопротивлением?
-
Т.к. при напряжении 6В сила тока проводника В, 1А, а сила тока проводника А, 3А. Таким образом, сила тока проводника В меньше, значит сопротивление больше
-
Докажите это расчетами.
I Вариант решает для проводника А. II Вариант решает для проводника В
-
-
А сейчас подведем итог нашего урока. Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
-
В какой формуле выражена эта взаимозависимость?
Взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления выражена законом Ома для участка цепи. I = U\R Итак, ребята, мы выяснили с вами, как связаны между собой эти три величины (I, U, R).
-
По портретам ученых прочитайте, что здесь написано.
ОТВЕТ: Ом – сопротивление такого проводника, в котором при напряжении на концах один вольт сила тока равна одному амперу. Неточность: фамилия ученого – А.Вольта; название единицы напряжения – 1 Вольт.
-
Прибор, механизм, машина.
1. Назначение устройства. 2. Принципиальная схема устройства. 3. Принцип действия устройства. 4. Применение и правила пользования устройством.
-
а). Эбонитовая палочка
Это физическое тело – эбонитовая палочка. Эбонит – это каучук с добавлением серы. При трении её о мех или шерсть она электризуется. Наэлектризованная палочка способна притягивать к себе мелкие листочки бумаги (демонстрация). При электризации палочка заряжается отрицательно. Связь электронов с ядрами слабее у меха, чем у палочки. Если наэлектризованной палочкой коснуться электроскопа, он зарядится. При электризации электроны с меха переходят на палочку. Эбонит – диэлектрик, т. е. он не проводит электрические заряды. Две заряженные эбонитовые палочки взаимно отталкиваются.
-
б). График зависимости I и U
-
Это – график зависимости силы тока от напряжения, построенный для 2 проводников. По горизонтальной оси отложено напряжение в В, по вертикальной – сила тока в А. Зависимость прямопропорциональная, т. к. её график – прямая, проходящая через 0. При U=1В, I=1А для первого проводника. Сопротивление первого проводника: R1=U/I=1В/1А=1 Ом Сопротивление второго проводника: R2=2В/0,5А=4 Ом Сопротивление R2>R1--- чем выше сопротивление проводника, тем меньше угол наклона графика к горизонтальной оси и т. д. и т. п.
-
в) прибор – вольтметр
Это прибор для измерения электрического напряжения. Шкала проградуирована в В. , и предел измерения напряжения - … В. Цена деления прибора - …. В/дел. Есть 2 клеммы для подключения прибора в цепь, возле одной “+”, возле другой “-” Вольтметр включается в цепь параллельно тому участку цепи, где измеряется напряжение. Вольтметр включается в цепь с учётом полярности.
-
г) Реостат и резистор
Это прибор для регулирования силы тока в цепи. Резистор – в переводе с латыни “сопротивляюсь”, обеспечивает заданное электрическое сопротивление цепи. Резисторы бывают с постоянным и с переменным сопротивлением. Резистор с переменным сопротивлением называется реостатом. Реостат имеет скользящий контакт (ползунок), который, плавно перемещаясь, включает большую или меньшую часть обмотки реостата, и его сопротивление плавно изменяется.
-
V. Домашнее задание.
Запишем домашнее задание: § 44, упр. 21 (1,2). Повторить § 42,43.
-
VІ. Подведение итогов урока.
VІІ. Резерв. Работа с ОК. Сообщение учащегося “Георг Ом”.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.