Содержание
-
КИНЕМАТИКА
Курс подготовки к Единому государственному экзамену Учитель: Ланских Е.Ю. МОУ «Т-С СОШ № 2» pptcloud.ru
-
Цель: повторение основных понятий кинематики, видов движения, графиков и формул кинематики в соответствии с кодификатором ЕГЭ.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ2011: Механическое движение и его виды; Скорость; Ускорение Уравнения прямолинейного равноускоренного движения; Свободное падение Относительность механического движения Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение
-
Основные понятия кинематики
Механическое движение тела изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. Материальная точка тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь. Траектория линия, которую описывает тело (материальная точка) при своем движении. В зависимости от точки траектории различают прямолинейное и криволинейное движение.
-
Перемещение вектор, соединяющийначальное положение тела с его последующим положением. Пройденный путь l длина траектории, пройденной телом за некоторое время t. Пройденный путь и вектор перемещения при криволинейном движении тела. a и b – начальная и конечная точки пути
-
Скорость
Мгновенной скоростью поступательного движения тела в момент времени t называется отношение очень малого перемещения Δs к малому промежутку времени Δt, за который произошло это перемещение: При криволинейном движении вектор скорости лежит на касательной к траектории движения тела и направлен в сторону движения тела.
-
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ
Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное равноускоренное движение Закон прямолинейного равномерного движения Закон прямолинейного равноускоренного движения
-
Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное равноускоренное движение УСКОРЕНИЕ векторная величина, равная отношению малого изменения вектора скорости к малому промежутку времени, в течение которого это изменение произошло. t,с а, м/с2 а > 0 а
-
Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное равнопеременное движение СКОРОСТЬ СКОРОСТЬ υ1и υ2- противоположно направлены Чем больше угол наклона прямой скорости, тем больше ускорение тела Прямолинейное равноускоренное движение
-
По графику скорости можно найти перемещение тела. Оно численно равно площади фигуры под графиком Прямолинейное равномерное движение Прямолинейное равноускоренное движение
-
Свободное падение.
Свободным падением называется движение тела под действием силы тяжести. Ускорение свободного падения при малых высотах над поверхностью Земли (h
-
Равномерное движение по окружности
Ускорениеа(центростремительное)направлено к центру Скорость (линейная) направлена по касательной к окружности где n = 1/T – число оборотов тела за единицу времени или частота вращения υ R a
-
Угловой скоростью называется физическая величина, равная отношению угла поворота к интервалу времени, в течение которого этот поворот совершен: Угловая скорость выражается в рад/с. Связь между линейными и угловыми величинами:
-
В общем случае криволинейного движения вектор ускорения представляют в виде двух составляющих, одна направлена по касательной к траектории и называется тангенциальным ускорением и вторая по нормали (по радиусу к центру окружности) – это центростремительная или нормальная часть ускорения . Модуль полного ускорения равен
-
Криволинейное движение тел с ускорением свободного падения.
Тело одновременно участвует в двух движениях: равномерном прямолинейном по горизонтали вдоль оси ОХ и сначала – в равнозамедленном движении вверх с убывающей по модулю скоростью до высшей точки подъема, а затем в свободном падении вниз без начальной скорости вдоль оси ОY.
-
-
Относительность движения
Характеристики механического движения относительны, т.е. траектория, координата, скорость, перемещение могут быть различными в разных системах отсчета. Например, движение лодки рассматривается в системе отсчета, связанной с берегом и с плотом. Скорость и перемещение лодки относительно берега определяются по формулам:
-
υ21= υ2– υ1 υ21= υ2+υ1
-
Рассмотрим задачи:
Подборка заданий по кинематике (из заданий ЕГЭ 2000-2011 гг. - А1)
-
Рекомендации по выполнению работы.
Если в задаче предусмотрена возможность графической интерпретации, то выполнение задания целесообразно начинать с построения рисунка. Ряд заданий содержит лишние данные, поэтому не следует исходить из того, что все они должны быть использованы. Следует внимательно контролировать обозначения на осях координат в графических задачах. Ответы типа «Ни одно из приведенных в пунктах 1-3 утверждений неверно» или «Все положения, приведенные в пунктах 1-3, верны» вполне могут быть правильными. Не следует решать задания, отталкиваясь прежде всего от интуитивного понимания, лучше использовать физический закон. Однако не следует пренебрегать знаниями, полученными из жизненного опыта.
-
Надо помнить, что все законы имеют границы применимости. Решение задачи целесообразно начинать с перевода данных в систему СИ. В начале решения задания внимательно прочитайте его условие и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какие-то вопросы вызывают у вас затруднения, пропустите их и переходите к следующим заданиям. К пропущенным вопросам можно будет вернуться, если у вас останется время.
-
1. На рисунках представлены графики зависимости координаты от времени для четырех прямолинейно движущихся тел. Какое из тел движется с наибольшей скоростью?
-
2. Тело движется по окружности по часовой стрелке. Какой из изображенных векторов совпадает по направлению с вектором скорости в точке А?
1 2 3 4
-
3. Используя график зависимости скорости движения тела от времени, определите скорость тела в конце 5-ой секунды, считая, что характер движения тела не изменяется.
9 м/с 10 м/с 12 м/с 14 м/с
-
4.Диск радиуса R вращается вокруг оси, проходящейчерез точку О (см. рисунок). Чему равен путь L имодуль перемещения S точки А при повороте диска на 1800 ?
L = 2 R; S = π R L = π R; S = 2 R L = 0; S = 2π R L = 2π R; S = 0
-
5. Тело начинает прямолинейное движение из состояния покоя, и егоускорение меняется со временем так,как показано на графике. Через 6 спосле начала движения модуль скороститела будет равен
0 м/с 12 м/с 8 м/с 16 м/с От 0 до 4 с движение равноускоренное: υ = at = 2 . 4 = 8 м/с. От 4 до 8 с движение равномерное, т.е. скорость, достигнув значения 8 м/с, перестанет изменяться.
-
6.Камень начинает свободное падение из состояния покоя. Определите путь, пройденный камнем за третью от начала движения секунду.
Ответ: ___(м) 25 H3= h(3) – h(2) h(3) = g ∙ 32 / 2 = 45 м h(2) = g ∙ 22 / 2 = 20м H3= 45 м – 20 м = 25 м
-
7.Изменение высоты тела над поверхностью Земли с течением времени представлено на графике. Что можно сказать по этому графику о характере движения тела?
тело движется по параболе тело движется равномерно тело движется с некоторым ускорением тело движется с ускорением, равным нулю
-
8. Вертолет летит в горизонтальном направлении со скоростью 20 м/с. Из него выпал груз, который коснулся земли через 4 с. На какой высоте летит вертолет? Сопротивление воздуха движению груза не учитывать.
40 м. 80 м. 160 м. 320 м.
-
8. На рисунке изображен график изменения координаты велосипедиста с течением времени. В какой промежуток времени велосипедист двигался с изменяющейся скоростью?
Только от 0 до 3 с Только от 3 до 5 с Только от 5 до 7 с От 3 до 5 с и от 5 до 7 с
-
9.На поверхность Марса тело падает с высоты 100 м примерно 7 с. С какой скоростью тело коснется поверхности Марса, падая с такой высоты?
14,3 м/с 28,6 м/с 44,7 м/с 816 м/с H = g ∙ t2 /2=> g = 2H / t2 g = 2 ∙ 100 м / (7 c)2 = 4.08 м/с2 υ= g ∙ t υ = 4.08 м/с2 ∙ 7 c = 28.56 м/с
-
10.Движение тела описывается уравнением х = 12 + 6,2t – 0,75t2. Определите скорость тела через 2 с после начала движения.
0,4 м/с 3 м/с 3,2 м/с 6,2 м/с х = 12 + 6,2t– 0,75t2 υ= 6,2 – 1,5t υ= 6,2 – 1,5. 2 = 3.2 м/с
-
11.Скорость первого автомобиля относительно второго изменяется со временем согласно графику на рисунке. В какие моменты времени скорости автомобилей относительно дороги равны?
с 2 по 4 минуты в момент t = 3 мин при t от 0 до 1 мин. и больше 5 мин на графике нет такого промежутка времени
-
12.На рисунке представлен график зависимости координаты тела, движущегося вдоль оси OX, от времени. Сравните скорости υ1 , υ2 и υ3 тела в моменты времени t1, t2 , t3. 1) υ1 > υ2 = υ3 2) υ1 > υ2 > υ3 3) υ1 υ3
-
13. Эскалатор метро поднимается со скоростью 1 м/с. Может ли человек, находящийся на нем, быть в покое в системе отсчета, связанной с Землей?
может, если движется в ту же сторону со скоростью 1 м/с может, если движется в противоположную сторону со скоростью 1 м/с может, если стоит на эскалаторе не может ни при каких условиях
-
14. Зависимость координаты от времени для некоторого тела описывается уравнением x = 8 t – t2. В какой момент времени скорость тела равна нулю?
4 с 8 с 3 с 0 c x = 8 t – t2 υ0= 8 м/с a/2 = -1 м/с2 a = -2 м/с υ= υ0+ a t υ= 8 –2 t = 0 t = 4 c
-
15. На рисунках изображены графики зависимости модуля ускорения от времени движения. Какой из графиков соответствует равномерному прямолинейному движению? а а а а 1) 2) 3) 4)
-
16. Одной из характеристик автомобиля является время t его разгона с места до скорости 100 км/ч. Сколько времени потребуется автомобилю, имеющему время разгона t = 3 с, для разгона до скорости 50 км/ч при равноускоренном движении? 2) 1,5 с 100 км/ч = 100 . 1000/3600 = 28 м/с 50 км/ч = 14 м/с υ= a t a = υ / t = 28 м/с / 3 с = 9,3 м/с2 t1 = υ1/ a = 14м/с/9,3 м/с2)= 1,5 c
-
17. Равноускоренному движению соответствует график зависимости модуля ускорения от времени, обозначенный на рисунке буквой 1) А 2) Б 3) В 4) Г
-
υ = υ0 +at υв = at υм = 3at 18. Мотоциклист и велосипедист одновременно начинают равноускоренное движение. Ускорение мотоциклиста в 3 раза больше, чем у велосипедиста. В один и тот же момент времени скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста 1) в 1,5 раза 2) в √3 раза 3) в 3 раза 4) в 9 раз
-
19. Велосипедист съезжает с горки, двигаясь прямолинейно и равноускоренно. За время спуска скорость велосипедиста увеличилась на 10 м/с. Ускорение велосипедиста 0,5 м/с2. Сколько времени длится спуск?
1)0,05 с; 2) 2 с; 3) 5 с; 4) 20 с
-
20. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R1 и R2 = 2R1 с одинаковыми по модулю скоростями. Их периоды обращения по окружностям связаны соотношением
1) Т1 = 2Т2 2) Т1 = Т2 3) Т1 = 4Т2 4) Т1 = 1/2Т2
-
Модуль ускорения максимален в интервале времени 1)от 0 с до 10 с 2)от 10 с до 20 с 3)от 20 с до 30 с 4)от 30 с до 40 с 21. Автомобиль движется по прямой улице. На графике представлена зависимость скорости автомобиля от времени. Модуль ускорения тем больше, чем больше угол наклона прямой
-
22. Две материальные точки движутся по окружностям радиусами R1 и R2, причем R2 = 2R1. При условии равенства линейных скоростей точек их центростремительные ускорения связаны соотношением
-
23. На рисунке представлен график движения автобуса из пункта А в пункт Б и обратно. Пункт А находится в точке х= 0, а пункт Б – в точке х = 30 км. Чему равна максимальная скорость автобуса на всем пути следования туда и обратно? 2) 50 км/ч 1) 40 км/ч 3) 60 км/ч 4) 75 км/ч
-
24. На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени. График зависимости проекции ускорения тела от времени в интервале времени от 12 до 16 с совпадает с графиком
1) 2) 3) 4)
-
1) 0 м; 2) 20 м; 3) 30 м; 4) 35 м Пройденный путь равен площади фигуры под графиком скорости Трапеция 25. На рисунке представлен график зависимости скорости υ автомобиля от времени t. Найдите путь, пройденный автомобилем за 5 с.
-
Литература
ЕГЭ 2010. Физика: сборник экзаменационных заданий/ Авт.-сост. М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. – М.: Эксмо, 2010. Мякишев, Г.Я. и др. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных школ / учебник для общеобразовательных школ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – М.: " Просвещение ", 2009. Тренин А.Е. Физика. Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2007. Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика //[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/92/docs/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.