Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Световое давление" по физике. Презентация состоит из 21 слайда. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.8 Мб.
Тема урока:
БОЛЬШЕПОДБЕРЕЗИНСКАЯ СОШ ИМ. А.Е.КОШКИНА КАЙБИЦКОГО РАЙОНА РТ
Выполнила: учитель физики
первой квалификационной категории: Николаева Н.С.
Слайд 2
ПОВТОРИМ!
Слайд 3
Ф о т о э фф е к т – это
1. свечение металлов при пропускании по ним тока
2. нагрев вещества при его освещении
3. синтез глюкозы в растениях под действием солнечного света
4. выбивание электронов с поверхности металла при освещении его светом
Слайд 4
Из перечисленных ниже факторов выберите те, от которых зависит кинетическая энергия электронов, вылетевших с поверхности металлической пластины при ее освещении светом лампы.
А. Интенсивность падающего света
Б. Частота падающего света
В. Работа выхода электрона из металла
1) Только А
2) Только Б
3) Б и В
4) А, Б, В
Слайд 5
Энергия фотона, поглощенного при фотоэффекте, равна Е. Кинетическая энергия электрона, вылетевшего с поверхности металла под действием этого фотона,
Больше Е
Меньше Е
Равна Е
Может быть больше или меньше Е при разных условиях
Слайд 6
Чему равен импульс, переданный фотоном веществу, при его отражении в случае угла падения и при его поглощении?
А. в обоих случаях
Б. в первом случае , во втором
В. в первом случае , во втором
Г. в обоих случаях
6
Слайд 7
Чему равен импульс фотона с частотой υ?
А. h · v ·
Б. h · v · c
В. h · v
Г.
Слайд 8
Пластина из никеля освещается светом, энергия фотонов которого равна 7 эВ. При этом, в результате фотоэффекта, из пластины вылетают электроны с энергией 2,5 эВ. Какова работа выхода электронов из никеля?
9,5 эВ
7 эВ
4,5 эВ
2,5 эВ
Слайд 9
Дж. Максвелл считал, что свет–
это
волна
Дж. Максвелл
Слайд 10
Макс Планк доказал, чтосвет– это фотон
Макс Планк
Слайд 11
П. Н. Лебедев доказал, что свет оказывает на тела давленье
П. Н. Лебедев
Слайд 12
В 1873 г. Дж. Максвелл, исходя из представлений об электромагнитной магнитной природе света, пришел к выводу, что свет должен оказывать давление на препятствие благодаря действию силы Лоренца
Слайд 13
Давление света
XVIIв. - немецкий физик И.Кеплер для объяснения отклонения хвостов комет, пролетающих вблизи Солнца высказал гипотезу о механическом давлении света.
1890 г – П.Н.Лебедев эмпирически доказал существование светового давления.
1907 -1910 гг. – Лебедев эмпирически доказал существование давления света на газы
Слайд 14
Установка опыта П.Н. Лебедева
Слайд 15
1619 ГОДУ НЕМЕЦКИЙ УЧЕНЫЙ И. КЕПЛЕР ЗАМЕТИЛ, ЧТО ХВОСТ КОМЕТ ВСЕГДА НАПРАВЛЕН ОТ СОЛНЦА. ОН ВЫСКАЗАЛ ГИПОТЕЗУ О МЕХАНИЧЕСКОМ ДАВЛЕНИИ СВЕТА.
Слайд 16
По мере приближения кометы к Солнцу ядро нагревается, и его вещества начинают испаряться. Вокруг ядра образуется газовая оболочка, а затем появляется длинный хвост.
Хвост кометы может вытягиваться на миллионы километров! Он всегда направлен в сторону от Солнца и состоит из газов и мелкой пыли. Силы, отталкивающие кометный хвост от Солнца- это световое давление.Когдакомета удаляется от Солнца, её хвост и газовая оболочка постепенно исчезают.
Со временем под действием солнечного тепла многие кометы полностью разрушаются. Их частички рассеиваются в космическом пространстве.
Слайд 17
Световое давление играет существенную роль в космических и внутриатомных процессах (стабильность звезд). Световое давление используют для удержания с помощью лазеров в воздухе малые частицы вещества.
Слайд 18
Световое давление– результат падения на тело световых квантов и их последовательного отражения или поглощения
Способность света оказывать давление свидетельствует о том, что световые волны обладают импульсом.
Слайд 19
Закрепим!
Задания С6 ЕГЭ
Слайд 20
Слайд 21
С 6
Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3 · м, если красная граница фотоэффекта = 540 нм?
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта:
+ (1)
Формула, связывающая частоту и длину волны фотона:
λ = (2)
Уравнение для красной границы фотоэффекта:
= (3)
Подставляя (2) и (3) в уравнение (1), получаем:
v=
Ответ: v = 800 км/с
Посмотреть все слайды
Конспект
11 класс.
Тема: «Давление света»
Цели:
Дидактическая: выяснить причины появления давления света на твердые поверхности и газ, с волновой и корпускулярной теории.
Воспитательная: убедить учащихся в познаваемости мира и объективности наших знаний о нем.
Развивающая: объяснить учащимся, что опыт Лебедева является экспериментальным доказательством корпускулярно -волновой теории света.
Тип урока: изложение нового материала.
Вид урока: беседа, рассказ.
План урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Тестирование
Самостоятельно работают с тестами, затем взаимопроверка, критерии оценок на доске.
Изложение нового материала
Историческая справка
Слушают рассказ учителя
Просмотр видеоклип «Возникновение силы давления при падении ЭМ волны на проводник» с объяснением)
Смотрят клип, делают выводы и записывают их в тетрадь
Изучение экспериментальной установки Лебедева для изучения светового давления
Просмотр слайда, один учащийся повторяет увиденное.
Объяснение процесс возникновения давления с волновой точки зрения
Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.
Просмотр слайдов: образование газового хвоста комет.
Смотрят и самостоятельно объясняют.
Объяснение причины светового давления с точки зрения квантовой теории света
Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради
Просмотр flesch: sdk- световое давление- квантовая теория
Просматривают, после просмотра объясняют и делают записи в тетради.
Разбор задач
Обсуждают решение задачи, решают их.
Рефлексия
Домашнее задание
Предложения и замечания по уроку
Ход урока
Организационный момент
Повторение ранее изученного материала (6 вопросов). Слайды 2-7
(учащиеся ответы пишут в тетради, затем проверка, выставление оценок учащихся 6 – «5», 5 – «4», 4 – «3»)
Тест
№ 1 Фотоэффект – это
1. свечение металлов при пропускании по ним тока
2. нагрев вещества при его освещении
3. синтез глюкозы в растениях под действием солнечного света
4. выбивание электронов с поверхности металла при освещении его светом
№ 2. Из перечисленных ниже факторов выберите те, от которых зависит кинетическая энергия электронов, вылетевших с поверхности металлической пластины при ее освещении светом лампы.
А. Интенсивность падающего света.
Б. Частота падающего света.
В. Работа выхода электрона из металла.
1) Только А;
2) Только Б ;
3) Б и В;
4) А, Б, В.
№ 3. Энергия фотона, поглощенного при фотоэффекте, равна Е. Кинетическая энергия электрона, вылетевшего с поверхности металла под действием этого фотона,
Больше Е;
Меньше Е;
Равна Е;
Может быть больше или меньше Е при разных условиях.
№ 4. Чему равен импульс, переданный фотоном веществу, при его отражении в случае угла падения и при его поглощении?
1) в обоих случаях h /λ
2) в первом случае 2h /λ , во втором h /λ
3) в первом случае h /λ , во втором 2h /λ
4) в обоих случаях 2 h /λ
№ 5. Чему равен импульс фотона с частотой ν?
1) h∙ ν∙ c2
2) h∙ ν∙ c
3) h∙ ν
4) h∙ ν/ c
№ 6. Пластина из никеля освещается светом, энергия фотонов которого равна 7 эВ. При этом, в результате фотоэффекта, из пластины вылетают электроны с энергией 2,5 эВ. Какова работа выхода электронов из никеля?
9,5 эВ
7 эВ
4,5 эВ
2,5 эВ
Учитель читает стих.
Что значит свет,
Кто дал ответ?
Максвелл считал, что свет – волна,
С громадной скоростью бежит она.
Планк доказал, что свет – фотон,
И излучается нагретым телом он.
И наконец, ученые дошли своим умом,
Что обладает дуализмом он
А Лебедев уж доказал нам без сомненья,
Что свет оказывает на тела давленье…
Сегодня на уроке мы поговорим о световом давлении и попытаемся теоретически доказать его проявление.
Но вначале скажите, что такое давление и какова причина его возникновения?
Изучение нового.
В 1873 г. Дж. Максвелл, исходя из представлений об электромагнитной магнитной природе света, пришел к выводу, что свет должен оказывать давление на препятствие благодаря действию силы Лоренца
(просмотр видеоклип «Возникновение силы давления при падении ЭМ волны на проводник» с объяснением)
Ē Ē
В
Обсуждение видеоклипа:
- Каково строение тел?
- Какая сила оказывает давление на пластину?
- Какова причина ее возникновения?
Вывод: силы Лоренца () в совокупности и создают световое давление.
=; p
Теоретически доказали – существует давление света. Но теория без практики мертва.
Многие ученые пытались измерить св. давление, но безуспешно, т.к. оно очень мало. В яркий солнечный день на 1 действует сила 4 · Н.
Впервые давление света удалось измерить в 1900 году русскому ученому Петру Николаевичу Лебедеву.
Познакомимся с установкой Лебедева (таблица, слайд).
В его установке на тонкой упругой кварцевой нити подвешено коромысло с крылышками на концах. Крылышки сделаны из тонкой металлической фольги. Одно из крылышек покрыто слоем сажи. Крылышки облучались мощным источником света, коромысло поворачивалось, и упругая нить закручивалась. Весь прибор помещен в сосуд, из которого был выкачен воздух. О значении давления можно судить по углу закручивания нити.
Давайте объясним процесс возникновения давления с волновой точки зрения. Кто попробует?
(При поглощении света черной поверхностью – крылышко получает от волны импульс = р, = р; = .
При отражении волны от блестящей поверхности крылышко получает импульс =2р р=2р. Поэтому световое давление будет в 2 раза больше, чем на темную поверхность.)
При освещении светом от мощного источника света, установка поворачивается. Зная угол поворота коромысла, его длину, площадь крылышек и упругие свойства нити Лебедев определил св. давление.
=
При проведении данного опыта Лебедев столкнулся с побочными явлениями.
В частности, наблюдался радиометрический эффект(демонстрация опыта с радометром ). Разность температур черного и светлого крылышка, поэтому закручивающий момент ≈ в 1000 раз будет больше закручивающего момента, обусловленного световым давлением.
Конвекционный эффект: при облучении диска одновременно нагревается прилегающий к нему газовый слой, что приводит к образованию конвекционных потоков. Оказалось, что конвекционный эффект в десятки тысяч раз превышал эффект светового давления
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы устранить радиометрический и конвекционный эффекты?
Какая среда обладает плохой теплопроводностью?
(Предполагаемые ответы: в сосуде создать вакуум, крылышки изготовить очень тонкими, увеличить сосуд)
Что и сделал Лебедев. И тогда его результаты были более точными р =3,08 · Па. Теория и эксперимент совпали.
Итак, световое давление реально существует. Лебедев доказал экспериментально. Сила светового давления прямо пропорциональна энергии падающего луча и не зависит от цвета.
Изучение давления света на твердые тела побудило Лебедева изучить давление на газы. Он заинтересовался происхождением хвостов комет. Еще в 1619 году немецкий ученый И. Кеплер заметил, что хвост комет всегда направлен от Солнца. Он высказал гипотезу о механическом давлении света. (Слайд 15)
Вопрос: Как вы можете объяснить это явление?
(Хвост комет направлен от Солнца. Силы, отталкивающие кометный хвост от Солнца – это силы светового давления, и корпускулярные потоки). (Слайд16)
Появление квантовой теории света позволило более просто объяснить причину светового давления. (демонстрация flesch: sdk- световое давление- квантовая теория)
Вопрос: Что представляет собой свет с позиций квантовой теории?
(Предполагаемый ответ учащихся: Свет – это поток фотонов, каждый из которых обладает импульсом р=m·c==
- При поглощении веществом фотон перестает существовать, но ведь импульс его (согласно закону сохранения импульса не может исчезнуть бесследно). Следовательно он передается телу, т.е. на тело действует сила 𝐅 = = ; =.
- При отражении света направление скорости и импульса фотона меняется на противоположное. При этом тело получает импульс, равный изменению импульса фотона (абсолютно упругий удар) = 2р, давление =
Итак, сегодня мы смогли теоретически выяснить, как создается св. давление, смогли объяснить его как с точки волновой теории света, так и с точки зрения корпускулярной теории.
Опыты Лебедева – экспериментальное доказательство факта: фотоны обладают импульсом.
А сейчас разберем задачи на изученную тему: задача взята из заданий ЕГЭ, часть С6 (слайд 19)
№ 1 (С6)
Монохроматический пучок параллельных лучей создается источником , который за время Δt =8 ∙10-4 с излучает N=5∙1014 фотонов. Фотоны падают по нормали на площадку S= 0,7 см2 , и создают давление P=1,5∙10-5 Па. При этом 40% фотонов отражается, а 60% поглощается. Определите длину волны излучения.
Дано: Решение
8·с Так как движущиеся фотоны падают на поверхность, следовательно
Ν=5· они передают ей свой импульс,
S=0,7 т.е. действуют на нее с силой 𝐅=, т. к. P=, но
P= 1,5·Па ⅀ Р= += (1).
=0,4Ν Для поглощающей поверхности =р;
=0,6Ν для отражающей поверхности =р, с учетом этого (1) примет
вид: Р = = (2).
λ =? Так как импульс фотона р= λ= (3).
Выражаем из (2) р и подставляем в (3). получаем
Р= ; λ=.
Производим расчеты единиц измерения [λ===м].
Подставляем значения и производим расчет:
λ==5,5·м.
Ответ: 5,5 ∙ 10-7 м
№2
Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3 · 10-7 м, если красная граница фотоэффекта λкр = 540 нм?
Итог урока:
Что нового на уроке узнали?
Что вас удивило?
Что представляет собой свет?
Литература:
Мякишев Г. Я. Физика: учебник для 10 кл. – М. Просвещение, 2008
М. Колтун Мир физики. – М. Детская литература, 1084
Школьный курс по основным предметам. – СПб.: ИГ «Весь», 2008
11 класс.
Тема: «Давление света»
Цели:
Дидактическая: выяснить причины появления давления света на твердые поверхности и газ, с волновой и корпускулярной теории.
Воспитательная: убедить учащихся в познаваемости мира и объективности наших знаний о нем.
Развивающая: объяснить учащимся, что опыт Лебедева является экспериментальным доказательством корпускулярно -волновой теории света.
Тип урока: изложение нового материала.
Вид урока: беседа, рассказ.
План урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
Тестирование
Самостоятельно работают с тестами, затем взаимопроверка, критерии оценок на доске.
Изложение нового материала
Историческая справка
Слушают рассказ учителя
Просмотр видеоклип «Возникновение силы давления при падении ЭМ волны на проводник» с объяснением)
Смотрят клип, делают выводы и записывают их в тетрадь
Изучение экспериментальной установки Лебедева для изучения светового давления
Просмотр слайда, один учащийся повторяет увиденное.
Объяснение процесс возникновения давления с волновой точки зрения
Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради.
Просмотр слайдов: образование газового хвоста комет.
Смотрят и самостоятельно объясняют.
Объяснение причины светового давления с точки зрения квантовой теории света
Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради
Просмотр flesch: sdk- световое давление- квантовая теория
Просматривают, после просмотра объясняют и делают записи в тетради.
Разбор задач
Обсуждают решение задачи, решают их.
Рефлексия
Домашнее задание
Предложения и замечания по уроку
Ход урока
Организационный момент
Повторение ранее изученного материала (6 вопросов). Слайды 2-7
(учащиеся ответы пишут в тетради, затем проверка, выставление оценок учащихся 6 – «5», 5 – «4», 4 – «3»)
Тест
№ 1 Фотоэффект – это
1. свечение металлов при пропускании по ним тока
2. нагрев вещества при его освещении
3. синтез глюкозы в растениях под действием солнечного света
4. выбивание электронов с поверхности металла при освещении его светом
№ 2. Из перечисленных ниже факторов выберите те, от которых зависит кинетическая энергия электронов, вылетевших с поверхности металлической пластины при ее освещении светом лампы.
А. Интенсивность падающего света.
Б. Частота падающего света.
В. Работа выхода электрона из металла.
1) Только А;
2) Только Б ;
3) Б и В;
4) А, Б, В.
№ 3. Энергия фотона, поглощенного при фотоэффекте, равна Е. Кинетическая энергия электрона, вылетевшего с поверхности металла под действием этого фотона,
Больше Е;
Меньше Е;
Равна Е;
Может быть больше или меньше Е при разных условиях.
№ 4. Чему равен импульс, переданный фотоном веществу, при его отражении в случае угла падения и при его поглощении?
1) в обоих случаях h /λ
2) в первом случае 2h /λ , во втором h /λ
3) в первом случае h /λ , во втором 2h /λ
4) в обоих случаях 2 h /λ
№ 5. Чему равен импульс фотона с частотой ν?
1) h∙ ν∙ c2
2) h∙ ν∙ c
3) h∙ ν
4) h∙ ν/ c
№ 6. Пластина из никеля освещается светом, энергия фотонов которого равна 7 эВ. При этом, в результате фотоэффекта, из пластины вылетают электроны с энергией 2,5 эВ. Какова работа выхода электронов из никеля?
9,5 эВ
7 эВ
4,5 эВ
2,5 эВ
Учитель читает стих.
Что значит свет,
Кто дал ответ?
Максвелл считал, что свет – волна,
С громадной скоростью бежит она.
Планк доказал, что свет – фотон,
И излучается нагретым телом он.
И наконец, ученые дошли своим умом,
Что обладает дуализмом он
А Лебедев уж доказал нам без сомненья,
Что свет оказывает на тела давленье…
Сегодня на уроке мы поговорим о световом давлении и попытаемся теоретически доказать его проявление.
Но вначале скажите, что такое давление и какова причина его возникновения?
Изучение нового.
В 1873 г. Дж. Максвелл, исходя из представлений об электромагнитной магнитной природе света, пришел к выводу, что свет должен оказывать давление на препятствие благодаря действию силы Лоренца
(просмотр видеоклип «Возникновение силы давления при падении ЭМ волны на проводник» с объяснением)
Ē Ē
В
Обсуждение видеоклипа:
- Каково строение тел?
- Какая сила оказывает давление на пластину?
- Какова причина ее возникновения?
Вывод: силы Лоренца () в совокупности и создают световое давление.
=; p
Теоретически доказали – существует давление света. Но теория без практики мертва.
Многие ученые пытались измерить св. давление, но безуспешно, т.к. оно очень мало. В яркий солнечный день на 1 действует сила 4 · Н.
Впервые давление света удалось измерить в 1900 году русскому ученому Петру Николаевичу Лебедеву.
Познакомимся с установкой Лебедева (таблица, слайд).
В его установке на тонкой упругой кварцевой нити подвешено коромысло с крылышками на концах. Крылышки сделаны из тонкой металлической фольги. Одно из крылышек покрыто слоем сажи. Крылышки облучались мощным источником света, коромысло поворачивалось, и упругая нить закручивалась. Весь прибор помещен в сосуд, из которого был выкачен воздух. О значении давления можно судить по углу закручивания нити.
Давайте объясним процесс возникновения давления с волновой точки зрения. Кто попробует?
(При поглощении света черной поверхностью – крылышко получает от волны импульс = р, = р; = .
При отражении волны от блестящей поверхности крылышко получает импульс =2р р=2р. Поэтому световое давление будет в 2 раза больше, чем на темную поверхность.)
При освещении светом от мощного источника света, установка поворачивается. Зная угол поворота коромысла, его длину, площадь крылышек и упругие свойства нити Лебедев определил св. давление.
=
При проведении данного опыта Лебедев столкнулся с побочными явлениями.
В частности, наблюдался радиометрический эффект(демонстрация опыта с радометром ). Разность температур черного и светлого крылышка, поэтому закручивающий момент ≈ в 1000 раз будет больше закручивающего момента, обусловленного световым давлением.
Конвекционный эффект: при облучении диска одновременно нагревается прилегающий к нему газовый слой, что приводит к образованию конвекционных потоков. Оказалось, что конвекционный эффект в десятки тысяч раз превышал эффект светового давления
Вопрос: Что нужно сделать, чтобы устранить радиометрический и конвекционный эффекты?
Какая среда обладает плохой теплопроводностью?
(Предполагаемые ответы: в сосуде создать вакуум, крылышки изготовить очень тонкими, увеличить сосуд)
Что и сделал Лебедев. И тогда его результаты были более точными р =3,08 · Па. Теория и эксперимент совпали.
Итак, световое давление реально существует. Лебедев доказал экспериментально. Сила светового давления прямо пропорциональна энергии падающего луча и не зависит от цвета.
Изучение давления света на твердые тела побудило Лебедева изучить давление на газы. Он заинтересовался происхождением хвостов комет. Еще в 1619 году немецкий ученый И. Кеплер заметил, что хвост комет всегда направлен от Солнца. Он высказал гипотезу о механическом давлении света. (Слайд 15)
Вопрос: Как вы можете объяснить это явление?
(Хвост комет направлен от Солнца. Силы, отталкивающие кометный хвост от Солнца – это силы светового давления, и корпускулярные потоки). (Слайд16)
Появление квантовой теории света позволило более просто объяснить причину светового давления. (демонстрация flesch: sdk- световое давление- квантовая теория)
Вопрос: Что представляет собой свет с позиций квантовой теории?
(Предполагаемый ответ учащихся: Свет – это поток фотонов, каждый из которых обладает импульсом р=m·c==
- При поглощении веществом фотон перестает существовать, но ведь импульс его (согласно закону сохранения импульса не может исчезнуть бесследно). Следовательно он передается телу, т.е. на тело действует сила 𝐅 = = ; =.
- При отражении света направление скорости и импульса фотона меняется на противоположное. При этом тело получает импульс, равный изменению импульса фотона (абсолютно упругий удар) = 2р, давление =
Итак, сегодня мы смогли теоретически выяснить, как создается св. давление, смогли объяснить его как с точки волновой теории света, так и с точки зрения корпускулярной теории.
Опыты Лебедева – экспериментальное доказательство факта: фотоны обладают импульсом.
А сейчас разберем задачи на изученную тему: задача взята из заданий ЕГЭ, часть С6 (слайд 19)
№ 1 (С6)
Монохроматический пучок параллельных лучей создается источником , который за время Δt =8 ∙10-4 с излучает N=5∙1014 фотонов. Фотоны падают по нормали на площадку S= 0,7 см2 , и создают давление P=1,5∙10-5 Па. При этом 40% фотонов отражается, а 60% поглощается. Определите длину волны излучения.
Дано: Решение
8·с Так как движущиеся фотоны падают на поверхность, следовательно
Ν=5· они передают ей свой импульс,
S=0,7 т.е. действуют на нее с силой 𝐅=, т. к. P=, но
P= 1,5·Па ⅀ Р= += (1).
=0,4Ν Для поглощающей поверхности =р;
=0,6Ν для отражающей поверхности =р, с учетом этого (1) примет
вид: Р = = (2).
λ =? Так как импульс фотона р= λ= (3).
Выражаем из (2) р и подставляем в (3). получаем
Р= ; λ=.
Производим расчеты единиц измерения [λ===м].
Подставляем значения и производим расчет:
λ==5,5·м.
Ответ: 5,5 ∙ 10-7 м
№2
Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны λ = 3 · 10-7 м, если красная граница фотоэффекта λкр = 540 нм?
Итог урока:
Что нового на уроке узнали?
Что вас удивило?
Что представляет собой свет?
Литература:
Мякишев Г. Я. Физика: учебник для 10 кл. – М. Просвещение, 2008
М. Колтун Мир физики. – М. Детская литература, 1084
Школьный курс по основным предметам. – СПб.: ИГ «Весь», 2008
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.