Презентация на тему "Законы движения. Третий закон Ньютона" 7 класс

Презентация: Законы движения. Третий закон Ньютона
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Законы движения. Третий закон Ньютона" описывает принципы взаимодействия 2-х тел в пространстве, силы этих взаимодействий, факторы, влияющие на тела. Вторая часть презентации рассказывает о том, как Ньютон пришел к выведению своего 3-го закона по взаимодействию 2-х тел.

Краткое содержание

  • Взаимодействие 2-х тел;
  • Силы взаимодействия;
  • III закон Ньютона.

Содержание

  • Презентация: Законы движения. Третий закон Ньютона
    Слайд 1

    Законы движения. Третий закон Ньютона

  • Слайд 2

    Взаимодействие 2-х тел

    • Выясним с помощью опытов, как связаны между собой силы взаимодействия двух тел.
    • Соединим крючками два динамометра.
    • Растягивая их, мы увидим, что показания динамометров одинаковые.
    • Силы, с которыми динамометры действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению: F1 = -F2.
    • Эти силы относятся к одному и тому же виду сил – силам упругости.
  • Слайд 3

    Силы взаимодействия

    • Сравним силы взаимодействия, действующие между телами на расстоянии. Укрепим стальной брусок и магнит на стержнях двух динамометров.
    • Показания динамометров оказываются одинаковыми. Это означает, что сила, с которой магнит действует на стальной брусок, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой стальной брусок действует на магнит.
  • Слайд 4
    • Если пережечь нить, то пластинка начнёт выпрямляться, и обе тележки придут в движение с ускорениями. Тележки после взаимодействия совершают одинаковые по модулю перемещения за одинаковое время. Следовательно, тележки после взаимодействия посредством пружины приобрели одинаковые по модулю скорости. Одинаковы и модули ускорений, сообщённых силой упругости. Но ускорения направлены в противоположные стороны. Поэтому сила, действующая на первую тележку со стороны второй, и сила, действующая на вторую тележку со стороны первой, равны по модулю, но противоположны по направлению.
    • Возьмём 2 тележки одинаковой массы m. К одной из них прикреплена упругая стальная пластина. Согнём пластину и свяжем её нитью. Приставим к первой вторую тележку так, чтобы она плотно соприкасалась с другим концом пластинки.
  • Слайд 5

    III закон Ньютона

    • Cилы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны.
    • На основании многих опытов был сформулирован III закон Ньютона.
  • Слайд 6
    • Рисунок иллюстрирует третий закон Ньютона.
    • Человек действует на груз с такой же по модулю силой, с какой груз действует на человека.
    • Эти силы направлены в противоположные стороны. Они имеют одну и ту же физическую природу – это силы упругости каната.
  • Слайд 7
    • Третий закон Ньютона показывает, что при взаимодействии двух тел действие одного тела на другое сопровождается действием другого тела на первое. Иначе, если на тело подействовала сила F1, то на другое тело, с которым взаимодействует первое, обязательно подействовала силаF2, равная F1 по модулю, но противоположно направленная.
    • Например, Земля и Луна взаимодействуют с силами, равными по модулю и противоположно направленными. Одна из сил приложена к Луне, другая – к Земле.
    • Силы, о которых идёт речь в третьем законе Ньютона, приложены к разным телам, поэтому они не могут уравновешивать друг друга.
  • Слайд 8

    Измерение физической величины

  • Слайд 9

    Задания и упражнения.Упр. 1 (с. 82)

    • Тело А движется с ускорением а и скоростью υ.
    • Как направлена равнодействующая сила, приложенная к телу?
    • По второму закону Ньютона F = ma. Так как m>0, то направление векторов F и а всегда совпадают.
    • Следовательно, равнодействующая сила, приложенная к телу, направлена вертикально вниз.
  • Слайд 10

    Задания и упражнения. Упр. 4 (с. 82)

    • На рисунке изображён график зависимости проекции равнодействующей силы, действующей на тело массой 800 г, от времени. Чему равна проекция ускорения?
    • По второму закону Ньютона: Fx = m∙ax .
    • Отсюда получим, ax= Fx/m.
    • ax= 4 Н/0,8 кг = 5 Н/кг = 5 м/с².
Посмотреть все слайды

Конспект

МОУ Тверская гимназия № 10

Направление работы: разработка урока по физике для 10 класса

По теме «Силы взаимодействия молекул»

Выполнила: Никитышева Ольга Александровна Должность: учитель физики

Тверь, 2012

Пояснительная записка

В течение нескольких лет моей методической темой является тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики».

Применение здоровьесберегающих технологий должно обеспечивать создание такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой происходит формирование у учащихся (на протяжении обучения) основных компонентов здоровья, а также овладение знаниями, умениями и навыками.

Одним из дидактических факторов реализации здоровьесберегающих технологий является выбор методов и средств обучения с учётом реализации задач по сохранению здоровья. Не секрет, что ученики пропускают занятия по разным причинам: болезнь, санаторий, семейные обстоятельства, участие в олимпиадах, экскурсии и др.

Данная разработка урока позволяет ученику, пропустившему урок по этой теме, оказаться в атмосфере класса, побывать на всех этапах урока, выполнить те же самые задания, что достались его одноклассникам. И всё это в кабинете физики, не спеша, сидя перед компьютером и владея всем необходимым оборудованием. При желании, можно заниматься и дома на компьютере, отдохнув после занятий. (Скопируй урок на флешку!) Этот урок можно использовать и при дистанционном обучении, что сейчас является актуальным и важным для сохранения здоровья.

Цель урока: Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления учащихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение самостоятельно подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

- продолжить формирование предметной компетенции: научить анализировать свойства тел, решать задачи, используя знания о взаимодействии молекул.

Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

- создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопомощи при организации совместной деятельности учащихся.

В) Развивающие:

- формирование надпредметных компетентностей, т.е.

- формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

- находить адекватную предложенной задаче модель, овладевать приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотиз.

Оборудование:

Компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком. Если урок проводится со всем классом, то используется ещё видеопроектор и диск « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс»

Ход урока.

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя и учащихся

Работа над изучаемым материалом

Подготовка учащихся к разрешению задач урока

Актуализация ранее усвоенных знаний о силе как физической величине.

Знакомство с новым материалом

Постановка цели урока и формулировка темы.

Выбор метода изучения.

Раскрытие вопроса о строении атомов и молекул.

Повторение выдвинутых положений.

Закрепление и осознание

Совершенствование и применение знаний

Тренировка на применение знаний при работе с графиком

Анализ полученных результатов

Систематизация знаний

Организация домашнего задания

1.Учитель напоминает учащимся о том, что при изучении строения вещества в 7 классе были выдвинуты предположения. Ссылка: Рисунок 1

а) первое положение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц. Ссылка: Рисунок 2

б) между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание, а затем после демонстрации опытов – сцепление свинцовых цилиндров или прилипание стеклянных пластинок - ставит вопросы:

- Почему возникает это явление?

- Как можно его наблюдать?

- Где оно используется в практической деятельности?

2.Учитель беседует с учащимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия – силе;

Учитель предлагает:

- выделить изучаемое явление и привести примеры, характеризующие наличие и степень взаимодействия частиц вещества;

- выделить величины, характеризующие взаимодействие тел;

- обосновать, почему среди этих величин особое внимание на молекулярном уровне уделяют силе; - вспомнить основные признаки силы;

- раскрыть, применимы ли они при тепловой форме движения частиц;

- рассмотреть способ измерения сил межмолекулярного взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что приборами, известными ученикам, можно зафиксировать лишь средний результат взаимодействия совокупности молекул (атомов), измеряются же они косвенно, как и другие величины; указать, где необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии и др.

3. Учитель поясняет, что для более широкого и обоснованного применения межмолекулярного взаимодействия необходимо знать особенности данного явления. Изучение этих особенностей является задачей данного урока. Затем вводит тему урока – «Силы взаимодействия молекул»

4. Учитель отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.

5. Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. Ссылка: Рисунок 3

6. Предлагает ученикам самостоятельно разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

Ссылка: Рисунок 4

7. Вызывает ученика рассказать по графику о силах взаимодействия. На графике указаны все параметры. Ученик выделяет главные моменты при описании графика. Рассказ ученик ведёт по плану:

а) Представить явление, которое описывает данный график;

б) Выделить расположение взаимодействующих молекул; указать точки, в которые будет перемещаться подвижная молекула; уточнить условия, о которых идёт рассказ; объяснить характер изменения силы в точках r = r0; r > r0; r < r0 , а затем поясняет, как отражена рассмотренная зависимость на рисунке учебника.

8. Учитель даёт задание, которое выполняют ученики самостоятельно в тетрадях. Каждому из них выдаётся карточка, на которой изображён график.

Необходимо:

а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;

F

image1.jpgr

-б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю (молекулы отталкиваются или притягиваются – в этом отличие вариантов карточек);

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

9. Подводя итог работы учащихся, учитель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил упругости; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.

10. Заключая урок, учитель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. Подчёркивает:

а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в проявлении и в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)

б) Изучение явлений взаимодействия в 7 классе позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии – выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения – расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.

11. Учитель:

- предлагает ученикам выполнить домашнее задание:

прочитать § 59 и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

- Ставит перед учениками проблему: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся

хаотически. Ссылка: Рисунок 5

Рисунок 1

image2.jpg

Назад.

Рисунок 2

image3.jpg

Назад.

Рисунок 3

image4.jpg

Назад.

Рисунок 4

image5.jpg

Назад.

Рисунок 5

image6.jpg

Назад.

Литература:

1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 18 –е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Цифровые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.

МОУ Тверская гимназия № 10

Направление работы: разработка урока по физике для 10 класса

По теме «Силы взаимодействия молекул»

Выполнила: Никитышева Ольга Александровна Должность: учитель физики

Тверь, 2012

Пояснительная записка

В течение нескольких лет моей методической темой является тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики».

Применение здоровьесберегающих технологий должно обеспечивать создание такой предметно-информационной образовательной среды, в рамках которой происходит формирование у учащихся (на протяжении обучения) основных компонентов здоровья, а также овладение знаниями, умениями и навыками.

Одним из дидактических факторов реализации здоровьесберегающих технологий является выбор методов и средств обучения с учётом реализации задач по сохранению здоровья. Не секрет, что ученики пропускают занятия по разным причинам: болезнь, санаторий, семейные обстоятельства, участие в олимпиадах, экскурсии и др.

Данная разработка урока позволяет ученику, пропустившему урок по этой теме, оказаться в атмосфере класса, побывать на всех этапах урока, выполнить те же самые задания, что достались его одноклассникам. И всё это в кабинете физики, не спеша, сидя перед компьютером и владея всем необходимым оборудованием. При желании, можно заниматься и дома на компьютере, отдохнув после занятий. (Скопируй урок на флешку!) Этот урок можно использовать и при дистанционном обучении, что сейчас является актуальным и важным для сохранения здоровья.

Цель урока: Ученики должны усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия.

Задачи урока:

А) Образовательные:

- Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул; показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов (атомов, молекул);

- подчеркнуть электромагнитную природу молекулярного взаимодействия; расширить представления учащихся о том, что сила – одна из основных характеристик взаимодействия тел и частиц;

- сформировать умение самостоятельно подбирать материал для обоснованности выдвигаемых положений.

- продолжить формирование предметной компетенции: научить анализировать свойства тел, решать задачи, используя знания о взаимодействии молекул.

Б) Воспитательные:

- подчеркнуть противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул;

- познакомить с функциями эмпирического и теоретического обобщения (описанием и объяснением).

- создать на уроке атмосферу сотрудничества, взаимопомощи при организации совместной деятельности учащихся.

В) Развивающие:

- формирование надпредметных компетентностей, т.е.

- формирование умений обобщать известные данные на основе выделения главного, развитие логического мышления, пространственного воображения.

- находить адекватную предложенной задаче модель, овладевать приёмами поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотиз.

Оборудование:

Компьютер, свинцовые цилиндры, стеклянные пластинки, карточки с графиком. Если урок проводится со всем классом, то используется ещё видеопроектор и диск « Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс»

Ход урока.

Структурные элементы

урока

Деятельность учителя и учащихся

Работа над изучаемым материалом

Подготовка учащихся к разрешению задач урока

Актуализация ранее усвоенных знаний о силе как физической величине.

Знакомство с новым материалом

Постановка цели урока и формулировка темы.

Выбор метода изучения.

Раскрытие вопроса о строении атомов и молекул.

Повторение выдвинутых положений.

Закрепление и осознание

Совершенствование и применение знаний

Тренировка на применение знаний при работе с графиком

Анализ полученных результатов

Систематизация знаний

Организация домашнего задания

1.Учитель напоминает учащимся о том, что при изучении строения вещества в 7 классе были выдвинуты предположения. Ссылка: Рисунок 1

а) первое положение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц. Ссылка: Рисунок 2

б) между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание, а затем после демонстрации опытов – сцепление свинцовых цилиндров или прилипание стеклянных пластинок - ставит вопросы:

- Почему возникает это явление?

- Как можно его наблюдать?

- Где оно используется в практической деятельности?

2.Учитель беседует с учащимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия – силе;

Учитель предлагает:

- выделить изучаемое явление и привести примеры, характеризующие наличие и степень взаимодействия частиц вещества;

- выделить величины, характеризующие взаимодействие тел;

- обосновать, почему среди этих величин особое внимание на молекулярном уровне уделяют силе; - вспомнить основные признаки силы;

- раскрыть, применимы ли они при тепловой форме движения частиц;

- рассмотреть способ измерения сил межмолекулярного взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что приборами, известными ученикам, можно зафиксировать лишь средний результат взаимодействия совокупности молекул (атомов), измеряются же они косвенно, как и другие величины; указать, где необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии и др.

3. Учитель поясняет, что для более широкого и обоснованного применения межмолекулярного взаимодействия необходимо знать особенности данного явления. Изучение этих особенностей является задачей данного урока. Затем вводит тему урока – «Силы взаимодействия молекул»

4. Учитель отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.

5. Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. Ссылка: Рисунок 3

6. Предлагает ученикам самостоятельно разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.

Ссылка: Рисунок 4

7. Вызывает ученика рассказать по графику о силах взаимодействия. На графике указаны все параметры. Ученик выделяет главные моменты при описании графика. Рассказ ученик ведёт по плану:

а) Представить явление, которое описывает данный график;

б) Выделить расположение взаимодействующих молекул; указать точки, в которые будет перемещаться подвижная молекула; уточнить условия, о которых идёт рассказ; объяснить характер изменения силы в точках r = r0; r > r0; r < r0 , а затем поясняет, как отражена рассмотренная зависимость на рисунке учебника.

8. Учитель даёт задание, которое выполняют ученики самостоятельно в тетрадях. Каждому из них выдаётся карточка, на которой изображён график.

Необходимо:

а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;

F

image1.jpgr

-б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю (молекулы отталкиваются или притягиваются – в этом отличие вариантов карточек);

в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.

9. Подводя итог работы учащихся, учитель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил упругости; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.

10. Заключая урок, учитель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. Подчёркивает:

а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в проявлении и в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)

б) Изучение явлений взаимодействия в 7 классе позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии – выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения – расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.

11. Учитель:

- предлагает ученикам выполнить домашнее задание:

прочитать § 59 и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.

- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.

- Ставит перед учениками проблему: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся

хаотически. Ссылка: Рисунок 5

Рисунок 1

image2.jpg

Назад.

Рисунок 2

image3.jpg

Назад.

Рисунок 3

image4.jpg

Назад.

Рисунок 4

image5.jpg

Назад.

Рисунок 5

image6.jpg

Назад.

Литература:

1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой. – 18 –е изд. – М.: Просвещение, 2009.

2. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

3. Цифровые образовательные ресурсы: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке