1.Учитель напоминает учащимся о том, что при изучении строения вещества в 7 классе были выдвинуты предположения. Ссылка: Рисунок 1
а) первое положение о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц. Ссылка: Рисунок 2
б) между частицами вещества существует взаимное притяжение и отталкивание, а затем после демонстрации опытов – сцепление свинцовых цилиндров или прилипание стеклянных пластинок - ставит вопросы:
- Почему возникает это явление?
- Как можно его наблюдать?
- Где оно используется в практической деятельности?
2.Учитель беседует с учащимися и выявляет знания об основной характеристике взаимодействия – силе;
Учитель предлагает:
- выделить изучаемое явление и привести примеры, характеризующие наличие и степень взаимодействия частиц вещества;
- выделить величины, характеризующие взаимодействие тел;
- обосновать, почему среди этих величин особое внимание на молекулярном уровне уделяют силе; - вспомнить основные признаки силы;
- раскрыть, применимы ли они при тепловой форме движения частиц;
- рассмотреть способ измерения сил межмолекулярного взаимодействия.
Важно подчеркнуть, что приборами, известными ученикам, можно зафиксировать лишь средний результат взаимодействия совокупности молекул (атомов), измеряются же они косвенно, как и другие величины; указать, где необходимо учитывать характер сил взаимодействия между частицами: при склеивании, образовании многослойных веществ, использовании порошковой металлургии и др.
3. Учитель поясняет, что для более широкого и обоснованного применения межмолекулярного взаимодействия необходимо знать особенности данного явления. Изучение этих особенностей является задачей данного урока. Затем вводит тему урока – «Силы взаимодействия молекул»
4. Учитель отмечает, что изучение движения частиц внутри атомов молекул, а также сил взаимодействия между ними, - задача очень сложная. Чтобы объяснить некоторые явления, можно воспользоваться методом описания результатов, полученных в атомной физике.
5. Рассказывает о природе сил межмолекулярного (межатомного) взаимодействия. Ссылка: Рисунок 3
6. Предлагает ученикам самостоятельно разобрать вопрос о выявлении зависимости межмолекулярных сил от расстояния между молекулами.
Ссылка: Рисунок 4
7. Вызывает ученика рассказать по графику о силах взаимодействия. На графике указаны все параметры. Ученик выделяет главные моменты при описании графика. Рассказ ученик ведёт по плану:
а) Представить явление, которое описывает данный график;
б) Выделить расположение взаимодействующих молекул; указать точки, в которые будет перемещаться подвижная молекула; уточнить условия, о которых идёт рассказ; объяснить характер изменения силы в точках r = r0; r > r0; r < r0 , а затем поясняет, как отражена рассмотренная зависимость на рисунке учебника.
8. Учитель даёт задание, которое выполняют ученики самостоятельно в тетрадях. Каждому из них выдаётся карточка, на которой изображён график.
Необходимо:
а) Указать на осях графика необходимые параметры для того, чтобы можно было рассмотреть зависимость межмолекулярных сил от расстояния;
F
r
-б) Выделить на оси расстояний точки, в которых силы взаимодействия молекул равны нулю (молекулы отталкиваются или притягиваются – в этом отличие вариантов карточек);
в) Сравнить силы межмолекулярного взаимодействия по величине в двух указанных точках.
9. Подводя итог работы учащихся, учитель обобщает материал, выделяя условия проявления сил взаимодействия молекул, объясняя причину появления сил упругости; указывает на изменение потенциальной энергии взаимодействия и возможности объяснения свойств веществ в различных состояниях не основе описания характера этого изменения.
10. Заключая урок, учитель отмечает, что одним из важнейших положений МКТ является наличие сил межмолекулярного взаимодействия. Подчёркивает:
а) Взаимодействие между молекулами проявляется одновременно и в проявлении и в отталкивании (силы притяжения и силы отталкивания не одинаково зависят от изменения расстояния между частицами)
б) Изучение явлений взаимодействия в 7 классе позволило описать и объяснить некоторые явления природы и наблюдаемые факты; углубление же знаний о взаимодействии – выделение сил взаимодействия, описание характера их изменения – расширяет область объяснения явлений и позволяет даже предсказать возможные результаты.
11. Учитель:
- предлагает ученикам выполнить домашнее задание:
прочитать § 59 и на основе установленной зависимости F от r объяснить существование веществ в различных агрегатных состояниях при разных температурах.
- указывает на необходимость повторить материал о трёх состояниях вещества из курсов физики и химии.
- Ставит перед учениками проблему: опытное обоснование положения о том, что частицы движутся
хаотически. Ссылка: Рисунок 5
|
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.