Содержание
-
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
Нейрофизиологические основы Энергетический обмен Механизмы формирования навыков
-
-
-
МЕТАБОЛИЗМ
Анаболизм – превращения молекул в сторону увеличения, синтез (например, белковых молекул из отдельных аминокислот или молекул ДНК из отдельных нуклеотидов). Процесс пластически и энергетически затратный. Катаболизм – превращения молекул в сторону упрощения, распад больших молекул (например, окисление полисахаридов в цикле Кребса до углекислого газа и воды). Основной источником энергии и отдельных структурных элементов для синтеза макромолекул.
-
Энергетический обмен
Энергетический обмен – это использование потенциальной энергии химических связей питательных веществ, поступивших в организм, для обеспечения энергетических потребностей организма (при синтезе новых макромолекул, при обеспечении двигательной функции и т.д.)
-
ФЕРМЕНТАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Ферменты – это биокатализаторы, ускорители химических реакций с участием биомолекул. Коферменты – это молекулы, участвующие в энергообеспечении ферментативных реакций. Коферменты не могут синтезироваться в организме и должны поступать извне. Кофермент пиридоксальфосфат = витамин В6, кофермент А = пантотеновая кислота, коферменты NAD и NADP = никотиновая кислота, кофермент FAD = витамин В2.
-
УГЛЕВОДЫ
Организм получает углеводы в основном в виде растительного полисахарида крахмала и в виде животного полисахарида – гликогена. Полисахариды, поступившие в организм, в процессе пищеварения распадаются на отдельные мономеры, при этом процесс “переваривания”, т.е. химического распада, начинается еще в ротовой полости и завершается в тонком кишечнике. Большая часть глюкозы, поступившей в кровь, тратится на образование АТФ в цикле Кребса, ферменты которого локализованы в митохондриях и сам цикл идет в аэробных условиях. В это цикле при разложении 1 молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ. С6Н12О6 + 6О2= 6СО2 + 6Н2О + 686 ккал/моль
-
ЖИРЫ
Значение жиров для организма определяется их участием в энергетическом обмене, а также следующими функциями, относящимися к области пластического обмена: жиры являются структурными компонентами клеточных мембран, составляют основу некоторых тканевых структур, служат формой, в которой депонируются и транспортируются запасы “энергетического топлива”, либо сами обладают биологической активностью (стероиды), либо растворяют в себе вещества, такой активностью обладающие (жирорастворимые витамины).
-
БЕЛКИ
Различают 4 вида белкового синтеза: синтез “роста”, т.е. синтез белков, связанный с ростом организма в целом, “стабилизирующий” синтез, т.е. связанный с восстановлением белков, утраченных в процессе жизнедеятельности, “регенерационный” синтез, проявляющийся в периоде восстановления после белкового голодания, кровопотерь и т.д., “функциональный” синтез, т.е. образование специфических белков – ферментов, гемоглобина, и т.д.
-
-
ГЛИКОЛИЗ – ферментативный анаэробный процесс негидролитического распада углеводов (главным образом, глюкозы) до молочной кислоты. Обеспечивает клетку энергией в условиях недостаточного снабжения кислородом, а в аэробных условиях является стадией, предшествующей дыханию – окислительному распаду углеводов до СО2 и Н2О. У животных гликолиз интенсивно проходит в скелетных мышцах, печени, сердце, эритроцитах, эмбриональных и других растущих (в т.ч., опухолевых) клетках. Ферменты гликолиза локализованы в растворимой части цитоплазмы клетки. При распаде 1 молекулы глюкозы по гликолитическому пути образуется 2 молекулы молочной кислоты и 2 молекулы АТФ. Гликолиз энергетически менее выгоден, чем дыхание, т.к. поставляет около 5% энергии, которая может быть получена при полном окислении глюкозы до СО2 и Н2О. Кроме глюкозы в гликолиз могут быть вовлечены другие гексозы (манноза, галактоза, фруктоза), пептозы, глицерин, крахмал и гликоген. В присутствии кислорода скорость гликолиза снижается в связи с началом дыхания, это обеспечивает более эффективный механизм образования богатых энергией связей.
-
-
-
ДВИГАТЕЛЬНОЙ ЕДИНИЦЕЙ называют двигательный нейрон (мотонейрон, нервная клетка спинного мозга) и его аксон (отросток, передающий нервные импульсы ОТ нейрона) вместе с мышечным волокном, которое он контролирует. Один мотонейрон иннервирует, как правило, несколько мышечных волокон, и число таких волокон тем больше, чем проще движение, выполняемое мышцей. Наименьшее число мышечный волокон у мотонейронов, иннервирующих мышцы глаз, пальцев, языка, наибольшее число – у мотонейронов, иннервирующих позные мышцы. Двигательные единицы: медленные – включают медленные мотонейроны и медленные (красные) мышечные волокна быстрые – включают быстрые мотонейроны и быстрые (белые) мышечные волокна
-
МИОГЛОБИН – сложный белок мышц, связывающий переносимый гемоглобином от легких молекулярный кислород и передающий его окислительным системам клеток. Молекула миоглобина состоит из 1 полипептидной цепи и железопорфиринового комплекса – гема. Активный центр молекулы миоглобина – гем (как и в молекуле гемоглобина), обратимо связывающий О2. Высвобождение из миоглобина О2, необходимого работающей мышце, происходит в момент сокращения мышцы, когда в результате сжатия капилляров парциальное давление О2 резко падает.
-
МЫШЕЧНЫЕ ВОЛОКНА Экстрафузальные, обеспечивают собственно сокращение мышцы Интрафузальные, выполняют исключительно рецепторную функцию, собраны в мышечные веретена РЕЦЕПТОРЫ РАСТЯЖЕНИЯ первичные окончания вторичные окончания сухожильные рецепторы Гольджи
-
РЕФЛЕКСЫ СПИННОГО МОЗГА рефлекс на растяжение (коленный рефлекс, когда в ответ на быстрое растяжение мышца активируется, т.е. сокращается) сгибательный рефлекс кожного происхождения (отдергивание, например, от горячего предмета) реакция экстензорного толчка (раздражение подошвы индуцирует выпрямление конечности, хорошо развит у животных и у новорожденных детей) шагательный рефлекс
-
-
Психомоторная сфера человека
Двигательные качества сила, быстрота, выносливость, ловкость. Двигательные умения –возможность осуществлять действия согласно предписанным правилам, инструкциям, под контролем психики, а не на уровне рефлекса. Двигательные навыки – это умения, доведенные до автоматизма.
-
Сила
Сила – это почти целиком физическое качество организма. Сила зависит от объема и качественного состава мышц, а также от степени управляемости мышечной работы, т.е. от физиологическихмеханизмов.
-
Быстрота
Быстрота – сложное качество, в составе которого есть как физиологическая, так и психологическая составляющие. Виды быстроты: быстрота одиночного движения, время реагирования на сигнал, частота движений. Физиологические факторы быстроты скорость восприятия сигнала, скорость двигательного ответа. Психологические факторы быстроты: скорость определения значимости сигнала, скорость принятия решения.
-
Выносливость
Выносливость – сложное, комплексное свойство. Для его проявления необходима координация работы не только мышц и нервной системы, но и всех вегетативных органов - дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и энергии, выделительной системы. Выносливость формируется при физической тренировке организма как вегетативный динамический стереотип, т.е. как комплексный условный рефлекс, который может изменяться под влиянием психических факторов (волевые качества, мотивационный уровень).
-
Ловкость (=психомоторная координированность)
Ловкость – это управляемость мышечной системы, психомоторная координированность. Ловкость отражает выраженность, или отлаженность у человека координационных механизмов: Мышечных, т.е. координации в работе между разными группами мышц, Сенсомоторных, т.е., между сенсорными системами и мышечной системой, Психомоторных, т.е., между психической сферой человека и его двигательной системой. Ловкость определяют по 2 показателям: способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованием внезапно меняющейся обстановки.
-
Этапы формирования произвольной двигательной деятельности
До 4-5 лет происходит первичное становление двигательной функции. С 4-5 до 6-7 лет возрастает абсолютная сила мышц, формирование периферического нервного аппарата достигает высокого уровня, однако в ЦНС нет достаточного внутреннего координационного взаимодействия процессов возбуждения и торможения, поэтому уровень регуляции многими двигательными актами далек от совершенства. В этом возрасте активно развивается вторая сигнальная система, совершенствуется взаимодействие центральных и периферических механизмов регуляции движения. С 6-7 лет до 13-14 улучшаются показатели силы, сенсомоторной реактивности и координации движений. Этот период считают периодом активного совершенствования двигательной деятельности. К 17-18 годам процесс совершенствования двигательной активности близок к завершению. Увеличиваются максимальные показатели абсолютной и относительной силы, завершается формирование скоростных качеств. Это заключительный этап возрастного развития двигательных функций. После 25-30 лет нарастают процессы инволюции.
-
РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ РАБОТЫ МОЗГА Сформулирована И.М.Сеченовым и развита применительно к деятельности мозга И.П.Павловым. Базируется на 3 принципах: причинности, структурности, единства анализа и синтеза.
-
Принципы формирования условных рефлексов
совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями и слиянии их в единую систему условно-безусловного возбуждения, повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов.
-
Формирование двигательного навыка состоит из 2 частей:
формирование нервно-мышечного динамического стереотипа, формирование вегетативного динамического стереотипа.
-
Виды научения
Перцептивное научение Сенсомоторное (моторное) научение Вербальное научение Схватывание сути явления Привыкание
-
Перцептивное научение (развитие психических качеств, характеризующих процессы восприятия)
снижение порогов восприятия, выделение новых деталей при восприятии сложных стимулов, распознавание стимула в сложных для восприятия условиях (недостаток времени, интерференция других стимулов).
-
Сенсомоторное научение
Приспособление уже существующего двигательного действия к новым условиям восприятия. Если в качестве сенсорного, т.е. воспринимающего компонента выступают стимулы от мышц, то говорят о моторном обучении.
-
Вербальное научение
Применительно к обучению двигательным действиям означает овладение специфическим лексиконом. Каждый элемент двигательного действия получает свое название, и это слово становится символом двигательного действия
-
Схватывание сути явления
Состоит в том, что человек постигает смысл и структуру двигательного действия без перевода в вербальную форму, или до такого перевода.
-
Привыкание
Длительное повторение одного и того же воздействия уменьшает вплоть до исчезновения реакцию организма или субъекта на это воздействие. Может иметь как положительное значение (угашение сухожильных установочных рефлексов при тренировках в гимнастике или акробатике, тренировка вестибулярного аппарата), так и отрицательное (привыкание к постоянным по величине и качеству мышечным ощущениям).
-
Упражнения – средство приобретения навыка
Критерии формирования умения: Качество выполнения Время, затрачиваемое на его выполнение Количество допускаемых ошибок. Скорость приобретения навыка определяется : Сложностью разучиваемого действия Этапом формирования навыка (в начале процесса скорость достаточно высока, в середине и в конце – заметно ниже) Индивидуально-типологическими особенностями обучающихся Используемым методом обучения
-
Стадии формирования двигательного навыка
генерализованная эфферентная реакция, т.е. вовлечение в работу излишнего для данного движения количества мышц; идет заучивание отдельных элементов движения и объединение отдельных частичных действий в одно целостное действие улучшение координации различных элементов двигательного навыка, что приводит к относительной стереотипности его выполнения; устраняются излишние движения и излишнее мышечное напряжение стабилизация, высокая степень координации и автоматизации двигательного акта; уточняется деятельность целого ряда афферентных и вегетативных систем
-
Факторы, оказывающие влияние на моторное научение
Осознанность процесса (роль сознания и мышления) Повторение «Обратная связь» Методы обучения Индивидуальные особенности физиологии и психики
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.