Содержание
-
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
СЕМИНИР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
-
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга». В. Шекспир
В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями
-
Музыка не только фактор облагораживающий,воспитательный. Музыка – целитель здоровья.(В.М.Бехтерев) Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
-
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
-
ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ
-
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы; духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным; музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью; струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания; вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством подчинения людей своей воли, создания определенного имиджа, что чрезвычайно важно для политика, руководителя и любого другого человека, кому необходима коммуникабельность.
-
Музыкотерапия
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив тем музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
-
МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА
Два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма); 2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной
-
Пакет программ классической музыки для регуляции психо - эмоционального состояния.
1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен "Мазурка, "Прелюдии", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии". 2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор". 3.Для. общего успокоения, удовлетворения. Бетховен "Симфония 6", часть 2, Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Свет луны". 4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21". Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор". ".
-
5.Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия" 1, Хачатурян "Сюита Маскарад". 6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения. Чайковский "Шестая симфония", 3 часть. Бетховен "Увертюра Эдмонд", Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Лист "Венгерская рапсодия" 2. 7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей. Бах "Итальянский концерт", Гайдн "Симфония".
-
8. Для снятия головной боли Огинский « Полонез», Лист «Венгерская рапсодия» Бетховен «Фиделио»9. От бессонницы Григ сюита «Пер Гюнт», Сибелиус «Грустный вальс» Шуман «Грезы» пьесы Чайковского. 10. От гастрита поможет «Соната N7» Бетховена. Оздоровительный эффект распевок В сущности , пение - это пропевание гласных звуков. Например, если петь гласные, то: А - насыщает организм кислородом, Е - удаляет избыток отрицательной энергии, И - активно воздействует на мозг, глаза, нос и уши, О - оказывает оздоровительный эффект на сердце и лёгкие, У - оказывает положительное воздействие на область живота, Э - укрепляет сердечно-сосудистую систему, Ю - при болезнях почек, мочевого пузыря, костей, Я - оказывает обезболивающий эффект, звук В - воздействует на нервную систему, спинной мозг.
-
СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
-
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом; для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются; пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
-
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах
-
АРТТЕРАПИЯ
Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.
-
ЦВЕТОТЕРАПИЯ
Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.
-
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.
-
ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ
На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).
-
ИГРОТЕРАПИЯ
Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы
-
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…» и.т.п.
-
МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.
-
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения: «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка») Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
-
2. Музыкальнотерапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза) состоит из 3-х фаз: Установление контакта (формирование определенной атмосферы, налаживание контакта между взрослым и детьми, подготовка к дальнейшему прослушиванию. Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку). Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма). Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения.
-
3. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно- психического здоровья детей. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната № 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
-
4. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии: «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания; подобраны специальные музыкальные произведения; задействованы все органы чувств у детей; установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.
-
ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ:
1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6. 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993. 3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. - 1999 4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997. 6. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.