Содержание
-
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
-
Русская лапта в нашей школе
Большим успехом в нашей школе пользуется старинная русская игра лапта. Детям она очень нравится за свою искрометность, за быстрое реагирование на ситуацию и умение найти правильное решение. Играя в лапту, дети учатся бегу с ускорением, ловле мяча, передаче мяча партнёру, метанию мяча в цель, в подвижную цель, ловкости попадания битой по мячу, набрасыванию мяча партнёру.
-
Перед обучением игре – лапта, я всегда рассказываю детям о истории возникновения этой игры, о том, что в неё играли наши дедушки и бабушки, папы и мамы, как ловили мячи шапками, как изготавливали сами биты. Лапта – игра командная. Действия отдельных участников здесь подчинены интересом своей команды. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.
-
Возрастные степени согласованности действий требуют от участников не только психологической перестройки, но и владение навыками более сложных движений , необходимых в командной деятельности. Обучение игре лапта я начинаю со второго класса. В ходе игры я приучаю учащихся к точному соблюдению правил, добиваюсь сознательной дисциплины. В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий могу упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п.
-
Кроме контроля за соблюдением правил, слежу и за тем, чтобы учащиеся правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (« перебежка», « свеча») начисляют дополнительные очки. Игру заканчиваю в тот момент, когда учащиеся еще увлечены , но видны уже первые признаки утомления.
-
Роль народной игры лапта – в спортивной подготовке трудно переоценить. По существу, здесь речь идет об использовании наиболее эффективного в этих условиях игрового метода. Высокое его достоинство состоит в том, что он делает доступным изучение технически сложных упражнений. Одновременно использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируется и развивается физическая сила.
-
Дети растут, изменяются и усложняются правила, увеличивается площадка, биты становятся длиннее, удары выше и сильнее, перебежки быстрее, а заодно решаются многие лёгкоатлетические проблемы: учащиеся улучшают результаты при беге на короткие дистанции, лучше метают мяч на дальность, в цель, а самое главное – решается оздоровительная задача.
-
Кстати игры похожие на лапту есть во многих странах: крикет – в Англии, бейсбол – в США, песо – в Финляндии, ойна – в Румынии. Но лучше нашей лапты нет. О ней написано ещё в древних русских летописях. Значить, живёт эта игра более тысячи лет в народе. О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель А.И. Куприн: «Это народная игра одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей команде, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная уверенность, в том, что тебя не победят». Сказано давно, а сущность остаётся и поныне.
-
СТЕНКА НА СТЕНКУ
В массовых боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население всех сословий и возрастов - от мальчишек до взрослых. Отроки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, и в конце подключались самые сильные бойцы-“надёжи”. Каждая "стенка" могла иметь два, три, четыре и даже больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Такой групповой бой учил стоять плечом к плечу и отрабатывать совместные действия, развивались чувство локтя и взаимовыручка – навыки, незаменимые в битве. Кулачный бой завершался, когда одна из сторон обращалась в бегство, и тогда чествовали отличившихся бойцов.
-
ВЗЯТИЕ ГОРОДА
На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега (городок). Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней» (в середине века кони были настоящие), начинают приступ. Их задача разрушить укрепления и, пробившись сквозь строй защитниц, захватить знамя. При этом необходимо удержаться на «коне». Если «всадник» падает с «коня» или же его стаскивают, то он больше участия в игре не принимает. Задача женщин — не дать захватить знамя. Для этого они используют средства весьма внушительные: палки, обмотанные шкурами, набитые соломой мешки, а зимой ещё и снежки. Игра продолжается до тех пор, пока мужчины не захватят городок, или не откажутся от мысли это сделать. Как правило, игра затягивается на долго, ведь идущих на приступ ожидает награда: тот «всадник», который сумеет завладеть знаменем, имеет полное право перецеловать всех защитниц.
-
КУЛАЧНЫЕ БОИ
Кулачные бои проводились "сам на сам" (один на один) или “стенка на стенку” (групповой бой) и всегда собирали множество зрителей. Во все времена и в любом народе общество жадно до хлеба и зрелищ.Бои один на один обычно проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров и в судебной практике. В последнем случае поединок назывался “поле”, проводился исключительно при свете солнца и был судебным доказательством для подтверждения или опровержения правоты ответчика в судебном деле. Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды.Самых выдающихся бойцов бояре брали “под свое крыло”, осыпая всяческими милостями, и бились об заклад, сводя их в поединках ради своей потехи.
-
ГОРОДКИ – НАРОДНАЯ ИГРА
Старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Линии разметки можно прочертить мелом или яркой краской, штрафную линию — можно песком. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии. 1) Любую фигуру начинают выбивать с дальней линии (кона). Если выбит хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с ближней линии (полукона). 2) Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города». Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в «город», считается выбитым. 3) Бросок считается потерянным, если: — бита коснулась штрафной линий или земли перед ней; — игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона). Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар, не разрешается. В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде может быть до 5-ти игроков. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договоренности можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя ее, например: 1) Встреча может состоять из одной или трех партий. 2) Партия может играться из 5 или 10 фигур, выбранных участниками. 3) Если в командах есть малыши, то им разрешается «играть только с ближней линии (полукона). 4) Ставить новые фигуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.